Главные вкладки

    конспект урока физики 7 класс по теме Архимедова сила
    план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме

    Подолян Ирина Викторовна

    конспект к открытому уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_arhimedova_sila.rar18.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока
    с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

    Предмет: физика, урок изучения нового материала.

    Тема: сила Архимеда.

    Продолжительность: 1 урок(40 минут).

    Класс:7.

    Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, ПО: MS Power Point 2003 для просмотра презентационного сопровождения урока, Macromedia Flash 8.0 и выше для просмотра флеш-роликов, Media Player Classic.

    Использованные материалы: материалы ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru и  http://infoteka.intergu.ru

    Флеш-объекты из ЕКЦОР встроены в презентацию. Во время запуска презентации необходимо разрешить подключение содержимого, для этого выставить низкую степень защиты.

    Условные сокращения и обозначения: Обычный шрифт в конспекте – действия учителя или учащихся.

    Шрифт-курсив – слова учителя или учащихся.

    - переход на следующий слайд

    Цели урока: 

    Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.

    Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.

    Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике, для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.

    Оборудование: у каждой группы набор оборудования для проверки той или иной зависимости (независимости) архимедовой силы от различных величин, карточки с заданиями.

    Этап урока

    Содержание

    I

    Организационный момент.

    Учитель. Здравствуйте, ребята!

    II

    Сообщение темы и целей урока. Мотивация.

    Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры.

    (просмотр видео, кликнуть заголовок слайда 2)

    Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда.

    III

    Объяснение нового материала.

    I.Создание проблемной ситуации.

    Учитель. Исследуем, как действует жидкость или газ на погруженные в них тела. 

    (слайд3) 

    ( Слайд 4. Трое учеников по очереди выходят к доске и работают с интерактивной моделью «Измерение силы Архимеда». Грузики подвешивают к динамометру, записывают показания динамометра; опускают в мензурку с водой, записывают показания.)

    Вывод: вес тела в жидкости меньше, чем в воздухе. Учащиеся убеждаются, что на тело, погруженное в жидкость, действует сила направленная вертикально вверх, которая выталкивает тело из жидкости. ( Слайд 5)

    Учитель. Верно. Эта сила называется архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют.

    II.Как объяснить существование выталкивающей силы?

    Учитель. Ребята давайте подумаем, как можно объяснить существование выталкивающей силы?

    (Слайд6.  Учащиеся высказывают свои предположения, учитель направляет и помогает. )

    Учитель.  Посмотрим на модели как появляется сила Архимеда.

    (Слайд 7.Кликнуть название модели: откуда появляется архимедова сила.)

    Учитель. Таким образом, причиной появления выталкивающей силы является давление жидкости, возникающее под действием силы тяжести. Рассчитаем значение выталкивающей силы.

    ( Слайд 8 учащиеся делают записи в тетрадях)

    Учитель( анализируют полученную формулуF = pж gV= Pж)

    Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.

    Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела.

    (Слайд 9. Опыт Архимеда- видео. Кликнуть на черный фон)

    Учитель. Закон Архимеда формулируется таким образом: на тело, погруженное  в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме этого тела(или погруженной его части).

            Fа= Pж

    ( Кликнуть в любом месте слайд 10.  Учащиеся записывают в тетради)

    III. От чего зависит сила Архимеда

    Учитель. А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе ( слайд 11).

     

    Работа в группах (прил.1).

    После получения результатов каждая группа сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы. Представители от групп по очереди выходят к доске и кликают на «свою» рыбку.

    ( Слайд 12)

    Учитель обобщает высказывания и кликнув в любом месте слайда, показывает формулу, которую учащиеся записывают в тетради.

    (Слайд 13)   Учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V,   повторяет физический смысл и единицу измерения данной величины. Затем кликнув значок        «стрелка» подводит итог.

    IV

    Закрепление полученных знаний.

    Учитель. А теперь давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон. (слайд 14, кликнуть в любом месте)

    1. Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу.

    Fа = Рв – Рж

    2. Затем Архимед определил объем короны.

    3. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?

    Учитель. Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел.

    V

    Итог урока.

    Учитель. Сегодня мы познакомились с новой темой «Архимедова сила», а главное мы решили задачу Архимеда, совершив путешествие в 3 век до нашей эры, выяснив при этом, от чего зависит выталкивающая сила.

    (слайд 15, сняв знак «галочка», учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V,   спрашивает у учащихся физический смысл и единицу измерения данной величины.)

    VI

    Домашнее задание

    Учитель предлагает ученикам подумать дома над вопросом. ( слайд16).

    Учащиеся записывают домашнее задание(кликнуть в любом месте слайд16).

    Урок окончен. (слайд17)


    Приложение 1

    Исследовательская работа в группах

    Задание первой группе

    Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема.

    1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
    2. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
    3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

    Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.

    Задание второй группе

    Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

    1. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
    2. Сравните эти силы.
    3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

    Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.

    Задание третьей группе

    Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.

    1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле.
    2. Чем отличаются эти жидкости?
    3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
    4. Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

    Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.

    Задание четвертой группе.

    Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.

    1. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
    2. Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
    3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

    Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"

    В метериалле дается подробный план конспект урока  в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...

    Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Архимедова сила»

    Урок изучения нового материала на основе исследовательской деятельности учащихся...

    Конспект урока в 7 классе по теме "Архимедова сила"

    Тип урока - смотр знаний. Закрепление и обобщение материала по теме "Архимедова сила" с использованием компьютерных и здоровьесберегающих технологий....

    Тест по физике 7 класс по теме: "Архимедова сила. Плавание тел"

    Данный тест может быть использован  для проверки знаний учащихся 7 класса  по темам: "Архимедова сила. Плавание тел". Тест содержит 2 варианта по 7 вопросов....

    Конспект урока 10 класс по теме"Роль силы трения в природе и технике"

    В конспекте урока дается развернутый материалл для учащихмя 10 класса ,выводятся формулы ,которые объясняют зависимость силы терения от разных факторов .Приводятся примеры проявления силы трения в окр...