Главные вкладки

    Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Архимедова сила»
    методическая разработка (физика, 7 класс) на тему

    Вилкова Надежда Викторовна

    Урок изучения нового материала на основе исследовательской деятельности учащихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_arkhimedova_sila.doc302.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа»

    Методическая разработка  урока по физике в 7 классе

     «Архимедова сила»

                                                     Учитель первой квалификационной

                               категории Вилкова Н.В.

    2012 г.


    Тема урока: «Архимедова сила»

    Цель урока:

    • создать условия для формирования понятия «архимедова сила» и формирования умения применять полученные знания для  решения качественных и расчетных задач;
    • развивать  экспериментальные умения учащихся, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы;
    • воспитывать убежденность в возможности познания законов природы , ответственность, требовательность к себе и умение слушать друг друга.

    Эпиграф к уроку: Во всем мне хочется дойти до самой сути

                      Свершать открытья

                                                               Б. Пастернак

    Вид урока: исследовательский

    Тип урока: изучение нового материала

    Оборудование: динамометр, нить, сосуд  с водой, алюминиевый цилиндр, железный цилиндр,  сосуды с пресной  водой и спиртом, кусочек пластилина, набор карточек, презентация.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада   видеть вас сегодня на уроке.

    Мотивация. Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать строками  стихотворения Б. Пастернак « Во всем мне хочется дойти до самой сути

    Свершать открытья….»

    Что для вас, ребята, значат слова «Я сделал открытие?» (Выслушивает ответы) (Узнал что – то новое…

    - Получил  неизвестный результат)

    Правильно ли я вас поняла: если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и означает, что он совершил открытие?

    Сегодня на уроке мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия.

    Тема нашего урока «Архимедова сила». (Откройте тетради, запишите число, тему урока)

    Давайте вместе с вами определим цели урока.  

    Что мы хотим узнать на уроке нового? Чему мы хотим научиться?

     ( - узнать что такое архимедова сила;

    - узнать от чего она зависит;

    - узнать, как она обозначается;

    - узнать какой у нее смысл.)

    Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с физической величиной –архимедовой силой, узнать,  что она характеризует, узнать, как она обозначается и от каких величин зависит.

     2.Актуализация знаний.

    Ответить на вопрос:

    1.Что такое сила? ( Сила – это мера взаимодействия тел).

    2. Тело на нити: Какие силы действуют на это тело? (сила тяжести и сила упругости). Что произойдет, если перерезать нить?

    3. На этот шар действует сила тяжести? Что произойдет, если его выпустить из рук?

    3.Подготовка к усвоению нового материала.

                  Опускаем мяч в воду и убираем руку. Мяч выпрыгивает на поверхность воды. Почему мяч выпрыгивает из воды?  (на него действует сила со стороны воды, которая его и выталкивает из воды ) Куда она направлена? (вертикально вверх) Какие силы действуют на мяч?

    Обратимся к  опыту. Опускаем в воду деревянный брусок. Брусок плавает на поверхности  воды. Какие силы действуют на брусок?  (сила тяжести и выталкивающая сила) .

    Вывод: -В воде на погруженные тела действует выталкивающая сила.  

    Возьмем железный брусок. Поместим в воду: брусок тонет. Действует ли на него выталкивающая сила?      

           -Всегда ли жидкость действует на погруженное тело?

    4.Объяснение нового материала:   

         Проведем опыт.  ( Карточка 1)

    Подвесим цилиндр к динамометру, и наблюдаем растяжение пружины в воздухе, а затем в воде.

           1.Опыт по обнаружению выталкивающей силы:

    1. Определите вес груза в воздухе Р1.

    Р1=. . . . Н.

    2. Определите вес груза в воде Р2.

    Р2 =  . . . . Н.

    3.Сравните результаты измерений и сделайте вывод.

    Р1 . . . .  Р2.

    Вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 > Р2.

           - Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

     Ответ: жидкость действует на любое тело, погруженное в неё. Эта сила направленная вертикально вверх.

           - А как можно найти величину выталкивающей силы?

    Ответ: из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.         

           Мы пришли к следующему выводу. На тело, погруженное в жидкость, действуют две силы: одна сила – сила тяжести, направленная вниз, другая – выталкивающая, направленная вверх.

                                                         

                                                        2

     

                                                                                                              Рис.1.

    Она называется выталкивающей, или архимедовой  силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение. Выясним, от каких факторов зависит эта сила.

    5. Работа в группах.

    Какие предположения мы сделать: Отчего зависит Архимедова сила?

           Чтобы ответить на этот вопрос проведем работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на поставленный  вопрос.

    Задание первой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.

    Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема  и разной плотности (алюминиевый и медный цилиндры), нить.

    1.Определите вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1=          Н

    2.Определите вес алюминиевого цилиндра в воде.      Р2=          Н

    3.Найдите  архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр. Р1 - Р2=      Н

    4.Определите вес железного цилиндра в воздухе.           Р3=          Н

    5.Определите вес железного цилиндра в воде.                 Р4=          Н

    6.Найдите  архимедову силу, действующую на медный цилиндр.          Р3 -  Р4 =      

    7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.

    Ответ: архимедова сила   …………………………………от плотности тела.

    Задание второй группе

    Определите зависимость архимедовой силы от объема тела.

    Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема (алюминиевые цилиндры), динамометр, нить.

    1.Определите вес большого цилиндра в воздухе.     Р1=         Н

    2. Определите вес большого цилиндра в воде.          Р2=         Н    

    3.Найдите  архимедову силу, действующую на большой цилиндр. Р1 –Р2=       Н

    4.Определите вес маленького цилиндра в воздухе.     Р3=        Н

    5. Определите вес маленького цилиндра в воде.          Р4=        Н

    6.Найдите  архимедову силу, действующую на маленький цилиндр. Р3 –Р4=         Н

    7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от объема тела.

    Ответ: архимедова сила   …………………………………от объема тела.

    Задание третьей  группе

    Определите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

    Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной  водой и спиртом, металлический цилиндр.

    1.Определите вес цилиндра в воздухе.                          Р1=         Н

    2. Определите вес цилиндра в спирте воде.                Р2=          Н

    3.Найдите  архимедову силу, действующую на цилиндр  в пресной воде.

     Р1 – Р2 =        Н                                                                                  

    4.Определите вес  цилиндра в воздухе.           Р1=          Н

    5. Определите вес цилиндра  в спирте  Р3=          Н

    6.Найдите  архимедову силу, действующую на цилиндр в спирте  Р1- Р2 =        Н                                                                              

    7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.

    Ответ: архимедова сила   …………………………………от плотности жидкости.

    Задание четвертой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от глубины погружения.

    Оборудование: динамометр, нить, мензурка с водой,  алюминиевый цилиндр.

    1.Определите вес алюминиевого цилиндра в воздухе.                           Р1=         Н

    2. Определите вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 5 см.    Р2=         Н

    3.Найдите  архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр в воде.

                 Р1 – Р2 =          Н

    4.Определите вес  алюминиевого цилиндра в воздухе.                  Р1=         Н

    5. Определите вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 10 см.  Р3=        Н

    6.Найдите  архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр во втором случае.

               Р1 – Р3 =          Н  

    7.Сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

    Ответ: архимедова сила   …………………………………от глубины погружения тела.

    Задание пятой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.

    Оборудование: динамометр, нить, сосуд  с водой,  кусочек пластилина.

    1.Кусочку пластилина придайте форму куба.

    2. Определите вес пластилина в воздухе.          Р1=          Н

    3. Определите вес пластилина воде.                   Р2 =        Н

    4.Найдите архимедову силу, действующую на кусочек пластилина. Р1 – Р2 =          Н

    5.Кусочку пластилина придайте форму шара.

    6. Определите вес пластилина в воздухе.        Р3=         Н

    7. Определите вес пластилина воде.                 Р4=        Н

    8.Найдите архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.  Р34=       Н

    9.Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от формы тела.

    Ответ: архимедова сила   …………………………………от формы  тела.

            После получения результатов каждая группа устно отчитывается  о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем – на доске в виде таблицы:

    Архимедова сила

    не зависит от:

    зависит от:

    1) формы тела;

    2) плотности тела

    3) глубины погружения.

    1) объема тела;

    2) плотности жидкости.

           Мы узнали о том, что архимедова сила зависит от объема тела и плотности жидкости, причем прямо пропорционально. На тело большего объема действует большая архимедова сила. Чем больше плотность жидкости, тем большая архимедова сила действует на тело.

     Закрепление изученного материала: решение качественных задач

    Задача1

    • Три стальных шарика опущены в воду так, как показано на рисунке. На какой из них действует большая выталкивающая сила? Почему?

    Задача 2

    • Три медных шарика опущены в воду так, как показано на рисунке. На какой из них действует меньшая выталкивающая сила? Почему?

    _____

    Задача 3

    • К чашкам весов подвешены два одинаковых железных шарика (см. рис.). Нарушится ли равновесие весов, если шарики опустить в жидкости? Ответ объясните.

    Задача 4

    • В сосуд погружены три железных шарика равного объема. Одинаковы ли выталкивающие силы действуют на шарики? Ответ объясните.

    __________________________________________________________________

    Задача 5

    • К весам подвешены два одинаковых железных шарика. Нарушится ли равновесие, если шарики опустить в сосуд с жидкостями, указанными на рисунке. Почему?

    ________________________________________________________________________

    Спасибо ребята за урок! Мне было приятно поработать в вашем классе.

    Итоги урока: Вопросы по плану изучения физической величины

    Ребята, уходя с урока, прикрепите  нарисованные смайлики настроения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"

    Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"...

    Конспект урока в 7 классе по теме "Архимедова сила"

    Тип урока - смотр знаний. Закрепление и обобщение материала по теме "Архимедова сила" с использованием компьютерных и здоровьесберегающих технологий....

    Тест по физике 7 класс по теме: "Архимедова сила. Плавание тел"

    Данный тест может быть использован  для проверки знаний учащихся 7 класса  по темам: "Архимедова сила. Плавание тел". Тест содержит 2 варианта по 7 вопросов....

    презентация к уроку в 7 классе по теме "Архимедова сила" по ФГОС

    В  презентации  подобран материал таким образом, чтобы обучающиеся смогли самостоятельно сформулировать тему и задачи урока. Данный материал содержит 2 видеоролика и тестовую работу....