Игра " Путешествие по стране Телеассорти"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Горбунова Вера Александровна

Материал можно использовать при проведении недели физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_strane_teleassorti.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Черемуховская СОШ

Разработала: учитель физики и математики Горбунова В.А

Вы тихонько все сидите,

За всем внимательно следите.

 Когда вопрос задам вам я,

Вы будьте сдержаны, друзья:

Сначала руку поднимите,

Потом уж смело говорите.

На все вопросы дан ответ –

Приз от жюри вам –

Горсть конфет.

  1. Старт – кроссворд.

  Чтобы отправится в путешествие по стране «Телеассорти» вы должны разгадать кроссворд – ключевое слово – старт.

  1. «Из истории российской науки».

 ---- «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил» - воспоминания о годах юности какого нашего ученого – соотечественника идет речь?

«Родина Беломорский край, нынешняя Архангельская область. 1711 – сын крестьянина. Историк, механик, художник, он все испытал и все проник» - М. В. Ломоносов.

---- Уважаемые члены физического отделения Российского физико – химического отделения сегодня 24 марта 1896 на повестке нашего заседания мой доклад под названием «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». Приступим сразу к демонстрации с созданным мною прибором. Внимание!  Я принимаю сигнал. Думаю, что мой прибор может быть применен для передачи сигналов на расстояния при помощи быстрых электрических колебаний» - /Кто мог примерно так говорить? – Попов/

 ---- «Господа делегаты съезда естествоиспытателей и врачей! Наверное  каждый из вас когда – нибудь задавался вопросом: неужели у человека нет возможности подражать птицам и, подобно им, летать? Правда , человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов он в 72 раза слабее птицы. Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума» - /Кто произнес эти слова в своем докладе осенью 1898 г. Н. Е. Жуковский/

---- «Каждый вечер, в начале сумерек на парижской площади Оперы собиралась большая толпа народа. Все глаза устремлены на два ряда белых матовых шаров, подвешенных на высоких столбах по обе стороны проспекта….. Внезапно шары загорались…. Цепочки этих шаров сравнивали с нитью дорогого белого жемчуга, помещенный на фоне темного бархата» - П. Н. Яблочков. /Русский электротехник (1847 – 1894) , имеет изобретения в области электрического освещения, электрических машин. 1876г в Лондоне на выставке физических приборов – необыкновенную электрическую свечу. Похожа по форме на обычную стеариновую свечу.

«Счастливый случай»

  1. Кого называли  «отцом русской авиации» (Жуковский).
  2. О ком А. С. Пушкин сказал : « Он создал первый университет. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом?» (Ломоносове)
  3. Кто совершил без пилота полёт на воздушном шаре для наблюдения затмения Солнца. (Д.И. Менделеев)
  4. Кто открыл атмосферу на Венере (Ломоносов)
  5. Число колебаний, совершаемых за 1с (частоты)
  6. Тело, совершающее колебания (маятник)
  7. Быстрота изменения скорости (ускорения)
  8. Английский математик, механик, астроном и физик (Ньютон)
  9. Машина, в которой внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию (двигатель)
  10. Единица силы тока
  11. Катушка с железным сердечником в нутрии (электромагнит)
  12. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое (плавление)
  13. Прибор для измерения напряжения
  14. Частица, из которых состоят вещества

б) Блиц турнир

1. В каком агрегатном состоянии находится вещество, если межмолекулярное пространство минимально (твёрдом)

2. Химическая формула воды (Н О)

3. Агрегатное состояние аргона (газ)

4. Самое твёрдое естественное вещество на Земле (алмаз)

5. В каких трёх агрегатных состояниях может находиться вещество?

6. Как расположены молекулы или атомы в газах (на больших расстояний друг друга)

7. Самое распространённое природное соединение (вода)

8. Основные элементы, из которых состоит воздух (азот, кислород, аргон)

  1. В каком агрегатном состоянии вещество занимает максимальное пространство (газ)
  2. Какое вещество обозначается формулой NaC (повар. соль)
  3. Основатель МКТ (Ломоносов)
  4. Вода в твёрдом состоянии (лёд)
  5. Горючее природное жидкое вещество, являющееся основой для многих производств (нефть).
  6. Обычное агрегатное состояние вольфрама (металл).
  7. Как расположены молекулы в жидкостях (вплотную друг к другу).
  8. Тела, сохраняющие объем, но не сохраняющие форму (жидкости)

В) Темная лошадка – микросочинения – телепередача «Устами младенцев».

1. Он бывает в космосе, дома, на улице, в классе тоже. Есть и у автомашин, чаще снаружи. Без него дома скучно. Он бывает естественным и искусственным. Без него было бы мрачно. Без него никто бы не работал. И мы бы не учились. С ним и ночью в лесу не страшно. Его не любит сова и летучая мышь – (свет)

1. Он хорошо прилипает к некоторым вещам. Мой папа приклеивает им бумаги в машине. Он полезен человеку. Говорят,  что он лечит некоторые болезни. У него нет голоса, без него дверь шкафа все время открывается. С ним быстро можно найти потерянную иголку. Если их два, с ними можно играть. Одной стороной они липнут друг к другу, другой нет (магнит)

3. Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Чтобы его получить  раньше наши дедушки и бабушки в корытах месили коровьи лепешки, делали из них кирпичи, сушили их, а потом сжигали. А сейчас для этого нужны фабрики  с трубами. У него странное поведение: наверху его всегда больше, чем внизу. Животные и растения получают его от Солнца (тепло)

Конкурс капитанов – для команды – ребусы (физические тела, приборы, старинные меры объема и веса- золотник, сотка, шкалик, окно, магнитофон, насос, весы)

  1. Какую скорость переменного движения показывает спидометр автомобиля (среднюю)
  2. Нарушится ли равновесие чувствительных весов, если одно плечо коромысла нагреть (да)
  3. Взаимодействие соприкасающихся поверхностей (трение).
  4. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть его шубой (обладает плохой теплопроводностью, задерживает приток тепла ко льду, и его таяние замедлится).
  5. Ученый, который ввел закон упругости (Гук).
  6. Может ли человек бежать быстрее своей тени (да).
  7. Когда зимой быстрее сохнет белье – в мороз или оттепель (мороз).
  8. Прибор для измерения силы (динамометр).
  9. Физик, открывший закон всемирного тяготения (Ньютон).
  10. Характер движения тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково (равноускоренное).

По ряду данных характеристик определить, о каком явлении или понятии идет речь.

  1. – это не вещества, а процессы;

-  связаны с нагреванием или охлаждением тел;

-  подчиняются определенным законам, знание которых позволяет применять их на   практике;

- определяются движением атомов или молекул (тепловые процессы).

 2. –  связано с именем ученого, открывшего один из газовых законов;

      -  это очень большое число;

      -  равно числу частиц в 32 гр серы;

      -  равно 6,02  10   (число Авогадро)

3. – единица измерения физической величины;

     - используется в молекулярной физике;

     - не имеет никакого отношения к насекомым;

     - количества вещества, в котором содержится         частиц  (моль).

4. – ему принадлежат строки: «разверзлась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне дна»;

     -   автор выдающихся трудов по физике, химии, металлургии;

     -  А.С.Пушкин назвал его «первым русским университетом»;

     - он пешком пришел из Холмогор в Москву учиться (Ломоносов)

Пантомима.

  1. Изобразить поведение пассажиров во время поездки в автомобиле: а) резко трогается с места; б) поворачивает направо; в) поворачивает налево; г) тормозит (инерция).
  2. Диффузия (девочки – роль молекул одного из перемешивающихся веществ, мальчики – молекулы другого вещества).
  3. Ток в электролитах – отрицательные ионы и положительные. Сначала хаотически, пока нет внешнего электрического поля – затем разбиваются.
  4. Относительность механического движения. Некоторые роль деревьев, столбов, домов. 2 – в водителей, в одну сторону, навстречу еще один автомобиль. Какие тела движутся, а какие покоятся в определенных системах отсчета.

Загадки.

  1. Она нужна всем. Когда работают, её теряют (энергия).
  2. У тех, у кого нет сил, она равна нулю. (Работа).
  3. Это «сердце» практически любой техники (двигатель).
  4. Мой предмет – знак зодиака (весы) – черный ящик.

Головоломка.- кристалл, линза, камертон, кипение, метроном, диффузия, магнит, ключевое слово – физика).

Звездный час.

  1. Разложите карточки Па, кПа, МПа, ГПа- так, чтобы получилась логическая цепочка.
  2. Разложите карточки –впуск- сжатие – рабочий ход- выпуск.

2 тур. Таблички – обозначение физических величин: Q    q    с    t  m . Поднять нужную.

А) Как обозначается:

- количество теплоты

- удельная теплоемкость вещества

- температура

- масса

Б) Единицы   1 Дж, 1 Дж/кг, 1 Дж/кг С, 1 Гн, 1 Тл.

- удельная теплота сгорания топлива

- индуктивности

- количество теплоты

- магнитная индукция.

3 тур. Какая из предложенных физических постоянных: 6,67 10  Н м /кг , 1,6  10  Кл,   6, 02 10  моль  , 6,62 10  Дж с.

- гравитационная постоянная

-заряд электрона

- постоянная Авогадро.

Что? Где? Когда? Зачем? Почему?

  1. Почему мяч, брошенный вертикально вверх, падает на землю. (действует сила притяжения).
  2. Вы едете в поезде, у вас часы с секундной стрелкой . Сможете ли вы определить характер движения поезда на данном участке (да, нужно засекать время езды от столба до столба).
  3. Летчик – спортсмен сумел посадить самолет на крышу вагона движущегося поезда. При каком условии это было возможно? (скорости самолета и поезда относительно земли равны).
  4. Одинаковые ли пути проходят электровоз и хвостовой вагон при движении поезда (да).
  5. Двое мальчиков тянут шнур в противоположные стороны, каждый с силой 200 Н. разорвется ли шнур, если он сможет выдержать нагрузку 300 Н( нет, сила натяжения шнура равна 200 Н).
  6. С летящего самолета сбрасывают груз. Упадет ли он на землю под местом бросания? Если нет, то куда сместится? Почему?
  7. Почему при дожде становится холоднее? (происходит испарение за счет внутренней энергии окружающего воздуха).
  8. Почему вода гасит огонь? (испарение воды снижает температуру горящего тела и затрудняет поступление кислорода).
  9. Почему мы видим одни предметы белыми, другие – черными? (вещества по – разному поглощают свет).
  10. Сказка – загадка журнал Физика 5 – 97.

Викторина – аукцион.

  1. Объявляется распродажа уникальных вещей за быстрые и правильные ответы. Разыгрывается безотказный пишущий инструмент (ручка).

- Упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах и воспринимаемые ухом (звук).

2. Разыгрывается незаменимый при выполнении графических работ инструмент (линейка).

- Сила, с которой вследствие притяжения к земле тело действует на свою опору или подвес (вес).

3. Разыгрывается универсальное средство для передачи мыслей на расстоянии (конверт с бумагой)

- Перечислить явления, которые подтверждают волновые свойства света (интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация)

4. Разыгрывается универсальная стиральная машина (ластик)

- Явление превращения пара в жидкость (конденсация).

5. Разыгрывается предмет красоты (расческа)

- Отличаются ли молекулы одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях (нет).

Опыты.

  1. Из подручного материала изготовить динамометр.
  2. В стакан с водой насыпьте соли и размешайте. Куда делась соль? (соль растворилась, молекулы перемешались с молекулами воды)
  3. Как узнать у какого из двух деревянных брусков масса больше? (взвесить)
  4. Определить объем тела при помощи мензурки.
  5. Учебные весы укрепили в штативе и поднесли под одну чашку горящую спичку на расстояние 10- 12 см. Почему весы выходят из равновесия? (чашка увлекается конвективным движением восходящего потока теплого воздуха).

Заканчивая наше путешествие по стране «Телеассорти» и чтобы получить обещанный приз – заключительный  этап – Орешек знаний тверд.

  1. Составить 3 пары изобретателей, независимо друг от друга создавших один и тот же электромагнитный прибор.

- А.Н.Лодыгин – Эдисон ( электр. лампочка накаливания).

- А.С.Попов – Г.Маркони (радиоприемник).

- П.Л.Шиллинг – С.Морзе (электромаг. телеграф).

2. Указать мощность бытовых приборов

- электроутюг (1000 Вт)

- стиральная машина – автомат (2200 Вт)

- холодильник (160 Вт)

- пылесос (600 Вт)

Болельщикам.

Загадки.

  1. Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).
  2. Два близнеца, два братца. На нас верхом садятся (очки).
  3. Два брата родных: одного всякий видит, да не слышит, другого все слышат, да не видят (молния и гром).
  4. Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка – только раз, та, что выше, - каждый час (стрелки часов).

Записать формулы.

Самый умный.

Записать свойства твердых тел, жидкостей и газов, привести примеры, зарисовать расположение молекул.

Физические термины: часы, объем, книга, нагревание воды, железо, стеклянная палочка, падение камня, стол, пластмасса, время, удар молнии, измерительная лента, вода, капля воды, длина, стакан, температура, таяние снега, медный брусок, солнце, мензурка, время, автобус, бензин, линейка, тетрадь, термометр, стекло, высыхание клея,. Выбрать: физическое тело, величина, явление, вещество, прибор.

Кроссворд (пила, манометр, атмосфера, Герике, барометр, давление. Ньютон – Паскаль)

Задачи.

Кто быстрее ( ампер, Ом, кулон, вольт, проводник, цоколь, электроскоп)- молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие по стране дробей"

Методическая разработка дидактической игры для закрепления темы арифметические действия с обыкновенными дробями. Урок построен в форме соревнования между командами....

Игра-путешествие по стране родного языка

Урок в "слабом" 9 классе в рамках подготовки к ГИА...

Урок -игра "Путешествие в страну "Глаголию". 5 класс.

Данный урок является обобщением ранее изученного материала.Его форма позволяет учащимся легко восстановить в памяти знания о глаголе....

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Открытый урок-игра "Путешествие по стране «Numbers» с интерактивными играми на сервере LearningApps. 5Д (второй язык) 05.02.2019

Открытый урок-игра "Путешествие по стране «Numbers» с интерактивными играми на сервере LearningApps. 5Д (второй язык) 05.02.2019...