Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"
план-конспект урока по литературе (5, 6, 8 класс)

Доманицкая Раиса Федоровна

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточно интересная форма подачи учебного материала, способствует практическому применению знаний, раскрепощает детей, позволяя им мыслить нетрадиционно. Содержание методической разработки отвечает основной цели. Структура урока выдержана, имеет комплексный характер, даёт возможность интересно провести урок. Методическая разработка носит мотивационный характер.

                                                                                                                  

2.       Литературно-развлекательная  игра «Дом моей мечты». Целью работы является осознать и осмыслить идейное содержание литературного материала по данной теме; постигать философию произведений, их нравственные стороны; учить анализировать художественное произведение.

Актуальность темы Проектирование сценария современного урока литературы в основной школе - творческий процесс для учителя.  Особый интерес у детей вызывают уроки, построенные в нестандартной форме, нацеленные на активное участие всех обучающихся. Такие нестандартные уроки повышают интерес обучающихся как к литературе в целом, так и к конкретной теме в частности.

                                                                                                                                      

Классный час «Строки, опаленные войной». В связи с приближением 75-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, особую значимость приобретают мероприятия, посвященные этой знаменательной дате Разработка может быть полезной в практической профессиональной деятельности учителям русского языка и литературы, классным руководителям и др. В сценарий включен краеведческий материал. Особую значимость имеет напоминание о поэтах, погибших на фронтах войны. Этот раздел сценарий стал своеобразным реквием памяти этим талантливым1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточно интересная форма подачи учебного материала, способствует практическому применению знаний, раскрепощает детей, позволяя им мыслить нетрадиционно. Содержание методической разработки отвечает основной цели. Структура урока выдержана, имеет комплексный характер, даёт возможность интересно провести урок. Методическая разработка носит мотивационный характер.

 

                                                                                                                  

2.Литературно-развлекательная  игра «Дом моей мечты». Целью работы является осознать и осмыслить идейное содержание литературного материала по анализировать художественное произведение.

Актуальность темы Проектирование сценария современного урока литературы в основной школе - творческий процесс для учителя.  Особый интерес у детей вызывают уроки, построенные в нестандартной форме, нацеленные на активное участие всех обучающихся. Такие нестандартные уроки повышают интерес обучающихся как к литературе в целом, так и к конкретной теме в частности.

                                                                                                                                      

Классный час «Строки, опаленные войной». В связи с приближением 75-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, особую значимость приобретают мероприятия, посвященные этой знаменательной дате Разработка может быть полезной в практической профессиональной деятельности учителям русского языка и литературы, классным руководителям и др. В сценарий включен краеведческий материал. Особую значимость имеет напоминание о поэтах, погибших на фронтах войны. Этот раздел сценарий стал своеобразным реквием памяти этим талантливым  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ
"ПУТЕШЕСТВИЕ  В  СТРАНУ  СКАЗОК"

(урок - игра)

Цель: обобщение и систематизация знаний по сказкам.

Планируемые результаты

Предметные: обратить внимание учащихся на народные и авторские сказки, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в  устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:

  • Класс делится на 3 команды;
  • Домашнее задание было выдано заранее: придумать название команды, эмблему и девиз (защитить);
  • включить песню в исполнении Клары Румяновой "В мире много сказок";
  • представить гостей и жюри

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

   В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите фильмы, читаете книги, общаетесь в сети Интернет, получаете информацию и на уроках литературы. И, наверное, после каждого урока литературы или после каждой прочитанной книги вы мечтаете. Мечтаете стать смелыми, сильными, отважными, защищать слабого, дарить добро. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок)

     Сказка... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки мы любим больше всего, какие сказки мы просили родителей рассказывать или читать много раз, а какие сказки вы захотели бы подарить младшим сестренкам и братишкам.  (добрые и мудрые)

Почему? (сказка пробуждает в ребенке самое доброе, несет свет и радость, загадку и вдохновение)

 Действительно, в наш компьютерный век мы можем поучиться у сказки осознавать себя в окружающем мире, ценить лучшие человеческие качества: доброту, преданность в дружбе и любви, умение преодолевать любые жизненные невзгоды. Вечные ценности: семья, дружба, любовь к родине - зерно народной сказки. Потому и живут они много веков и будут жить вечно.

 И сегодня я предлагаю пройти еще раз пройти по страничкам сказок. Вы сегодня будете в роли актёров, должны проявить наблюдательность и фантазию, вспоминать сказки, вспомнить теорию.  Самые догадливые игроки будут награждены грамотами и призами.

Команды, вы готовы к состязанию?  

Пусть веселая игра
знать тебе поможет:

Почему? Зачем? Когда?

Все узнать, что сможешь.

Проигравших здесь не будет!

Победит лишь знание!        

  • РАЗМИНКА:

(правильный ответ - 1 балл)

1. Что такое сказка? (повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях)

2. На какие две группы делятся все сказки?( народные и авторские (литературные)

3. Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных)

4. Привести примеры сказок

1. Что такое фольклор?

а) рекламное объявление        

б)творчество одного автора

в) устное народное творчество

г) танец

д) повесть

2. Какой из приведённых жанров не является фольклором?

а) былина

б) частушка

в) пословица

г) художественный фильм

д) загадка

3. Какой художественный прием (троп) используется в выражениях:

"С первого щелчка прыгнул поп до потолка"

" Через моря и реки перешагивает"

а) сравнение

б) эпитет

в) гипербола

г) олицетворение

4. Какой герой не из русского народного фольклора?

а) Царевна- лягушка

б) Красная шапочка

в) Змей Горыныч

г) Лихо одноглазое

д) Морозко

е) Михайло Потапыч

5. Какая из сказок русская народная:

а) "Сказка о рыбаке и рыбке"

б) "Золушка"

в) "Царевна-лягушка"

г) "Снежная королева"

д) "Приключение Буратино"

6. Какого сказочного героя нельзя назвать положительным:

а) Ивана-дурака

б) Балду

в) Крошечку-Хаврошечку

г) Змея Горыныча

д) Царевну-лягушку

II. АУКЦИОН  "Сказочные выражения"

Данный конкурс позволить выяснить, как хорошо вы знаете сказочные слова и выражения.

Я говорю начало сказочного выражения, а команды по очереди продолжают. За каждый точный  ответ -1 балл

  • Ехал о три дня (и три ночи)
  • Скоро сказка сказывается, (да нескоро дело делается)
  • В некотором царстве, (в некотором государстве)
  • Ни в сказке сказать, (ни пером описать)
  • Долго ли (коротко ли)
  • Встань к лесу задом, (ко мне передом)
  • Утро вечера (мудренее)
  • Вот и сказке конец (а кто слушал - молодец)
  • Стали они жить-поживать (да добра наживать)

III. КОНКУРС "ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ"

Каждая команда задает по вопросу командам-соперницам.

(Назвать героя или из какой сказки, автора) - правильный ответ-2 балла

1. Мальчик деревянный скачет постоянно,

он надоедливый, он и непоседливый,

станет он и умным, и благоразумным  (Буратино, Алексей Толстой)

2. "Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия!

Как это платье к лицу королю"!  Андерсен "Новое платье короля"

3. "Сын мельника был строен и красив,

в роскошном королевском наряде он стал ещё красивее,

и молодая принцесса влюбилась в него"  "Кот в сапогах" Ш. Перро"

4. "Полечу к ним, к этим величавым птицам,

Они, наверное, заклюют меня на смерть за то, что я такой" Гадкий утёнок, Андерсен

5. Героиня нашла клад, пригласила гостей,

но появился злодей, и ее жизнь была в опасности.

В последний момент появляется герой и убивает злодея.

Все закончилось свадьбой.  Муха-Цокотуха, К. Чуковский

6. Про него в сказке речь,

В чистом поле едет печь,

по чьему велению,

по чьему прошению.  Емеля, "По щучьему велению, по моему прошению"        

IY. СКАЗОЧНЫЕ  ЗАКЛИНАНИЯ

Кто говорил их и в какой сказке?

Вопросы сразу всем командам, кто быстрее назовет героя, сказку и автора.

За каждый правильный ответ - 1 балл

1. Сим-сим, открой дверь!  (Али Баба. арабская сказка)

2. Крекс, пекс, фекс! (Буратино, "Золотой ключик, или приключения Буратино", А. Толстой)

3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, как коснешься ты земли, быть по-моему вели! (девочка Женя, "Цветик-семицветик", Катаев)

4. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики (Бастинда, "Волшебник Изумрудного города")

5.По щучьему велению, по моему хотению (Емеля, русская народная сказка)

6. Мутабор, мутабор (Калиф, "Калиф-аист" Гауфа)

Y. "ДОСКА  ОБЪЯВЛЕНИЙ"

На доске написаны объявления. Кто их мог дать? (только имя героя)

На листочках написать. Придумать своё объявление. Каждый правильный ответ 1 балл, а за составленное - 3 балла

1. Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар)

2. Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан)

3. Обучаю художественному свисту (Соловей-разбойник)

4. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит)

5.Нетрадиционные виды помощи при сдаче экзаменов. (Старик Хоттабыч)

6. Сдам в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями. (Карлсон)

7. Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда)

YI. РАЗГАДЫВАНИЕ  КРОССВОРДА

За 5 минут разгадать один и тот же кроссворд. - 8 баллов

1.  Автор сказки "Двенадцать месяцев" (Маршак)

2. Персонаж сказки "Незнайка на Луне" Винтик)

3. Главный герой сказки "Кто сказал "Мяу?" (Щенок)

4. Один из главных героев сказки "Бременские музыканты" Осёл)

5. Персонаж сказки "Приключения Незнайки" (Медуница)

6. Автор сказки "Конёк-Горбунок" (Ершов)

7. Автор "Сказки  о попе  и работнике Балде" (Пушкин)

8. Первый выкуп старухи у золотой рыбки (Корыто)

YII. КОНКУРС  "ВСТАВЬ  СЛОВЕЧКО"

За 5 минут каждая команда должны вставить 9 слов из сказок. Каждое слово 0,5 балла= 4,5 = 0,5 за скорость. Итого 5 баллов

Поднялось над землей солнце_________________.

Сели____________молодцы   на ____________________коней.

Выехали в _______________поле, натянули ______________луки и пустили стрелочки______________.

Залетела одна стрела в _________________лес, вторая  в_______________море, третья за ворота___________________.

(солнце  красное, добры молодцы, борзых кони, чистое  поле,  тугие  луки, калёные стрелы, дремучий лес, синее море, тесовые  ворота)

YIII. ВОПРОСЫ   БОЛЕЛЬЩИКАМ

1. Верное сказочное средство для проверки  происхождения (горошина)

2. Универсальное лечебное средство доктора Пилюлькина  из Цветочного города (касторка)

3. Когда он вертит свой волшебный зонтик, детям снятся цветные сны (Оле Лукойе)

4. Эта героиня настолько болтлива, что чуть было не погубила свою собственную бабушку (Красная Шапочка)

5. Этот герой имел связи в мире искусства и в преступном мире, хотел прославиться, играя на сцене самого себя (Буратино)

6. Герой этот прошел огонь и воду, выиграл 4 сражения и потом трагически погиб (колобок)

IX. КОНКУРС  КАПИТАНОВ

Капитаны, вам нужно будет отвечать на вопросы из сказок А.С. Пушкина, учитывая при этом историю.

1. В сказке "О рыбаке и рыбке" как называются царские палаты? (дворец)

2. Головной убор, которым венчали царевича на княжение в сказке "О царе Салтане" (шапка)

3. В сказке "О царе Салтане" купцы торговали изделиями из старинного металла.  Как он назывался? (булат)

4. В сказке "Золотой петушок" как называется земля, управляемая князем? (удел)

5. Мудрый воин, воспитатель витязей в сказке "О царе Салтане" (дядька)

6. Символ власти, которым царь Дадон воспользовался как дубинкой в сказке "О Золотом петушке" (жезл)

7. Вооруженная охрана, чуть не избившая старика в "Сказке о рыбаке и рыбке" (стража)

8. Изделия из золотых скорлупок, которые пускали в ход по всему свету в сказке "О царе Салтане" (монеты)

9. Как называется долина в сказке "Золотой петушок", где Дадон увидел побитую рать? (ущелье)

              (ЖЮРИ  ПОДВОДИТ  ИТОГИ)

X. КОНКУРС  "ЯБЛОКО"

Вопрос ко всем. Побеждает та команда, которая больше всех вспомнит сказок, где мы встречаем ЯБЛОКО.

  награда: корзина яблок

 XI. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ

 

 



Предварительный просмотр:

План-конспект

Литературно-развлекательной игры

«Дом нашей мечты»

Методическая цель: развитие креативных и исследовательских способностей, духовной культуры обучающихся при изучении художественной литературы.

 Цели образования:

Образовательные цели:

  • осознать и осмыслить идейное содержание литературного материала по данной теме;
  • постигать философию произведений, их нравственные стороны;
  • учить анализировать художественное произведение.

Развивающие:

  • совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать творческие способности учащихся.
  • развивать устную и письменную речь;
    развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы;
  • воспитывать культуру речи учащихся;
  • подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность, милосердие, дружба, доверие, любовь, верность, помощь;
  • формировать у ребят данные качества характера;
  • воспитывать уважение к чувствам другого.

Наш сегодняшний урок мне хочется начать с таких слов:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Солнцу и птицам доброе утро,

Улыбчивым лицам, доброе утро,

Нашему дому доброе утро.

И каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера.

Учитель: Мы с вами  живём в сложное историческое время, но, несмотря ни на что, необходимо помнить о наших традициях, истории, культуре.

Душу народа определяют по его делам, душа народа находит свое отражение в традициях, культуре и литературе. Если живы традиции, то жива Русь, Россия.  А.Т.Твардовский говорил: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу».

Поэтому мы с вами свою историю должны знать, а вся история земли русской отражена в народных сказаниях, фольклоре. Мир сказки  очень гармоничный: добро всегда побеждает зло, а душа тянется к вечным ценностям. Одной из главных ценностей нашей жизни является  (что?)  - ДОМ.

Какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим ДОМ?

Дом – это счастье

Дом – это любовь

Дом – это дружба

Дом – это  добро

Дом – это мудрость

Дом – это взаимопонимание

Дом – это улыбка, смех

Дом – это уют

Дом – это творчество

Замечательно. Действительно, Дом – это не просто жилище с крышей над  головой, а место, где нас всегда ждут, любят, понимают и принимают  такими, какие мы есть, где тепло, уютно и комфортно, откуда с грустью уходишь и всегда возвращаешься с радостью.

Сегодня мы с вами будем строить Дом нашей мечты.

Но создавать такой дом можно только из «строительного  материала» с особыми свойствами: доброты и понимания, взаимопомощи  и  знания,  творчества и терпения, такта, умора и широкого кругозора.

     Дом будет кирпичный. Но это необычные кирпичи. Это кирпичи мудрости, любви, здоровья, улыбки и многого другого.

    Каждая команда будет иметь свои кирпичи, которые будут отличаться только цветом.

Капитаны команд выбирают цвет.

Какая команда внесет больший вклад  (приклеит больше кирпичей) в строительство дома, та и победит.

На любом строительстве должен быть прораб. У нас роль прораба будет выполнять жюри, оно будет помогать оценивать все конкурсы.

1 конкурс-разминка

«Кирпич эрудита»

  • Что зашифровано в этом слове»   ЁКШАМАРТ (матрёшка)
  • Граница дома, на которую иногда не пускают (порог)
  • Без хозяина – дом (сирота)
  • Родительский дом  (начала начал)
  • О чем мечтали люди в сказках?

О самолёте – ковёр-самолет

О водопроводе – Емеля с вёдрами

О телевизоре – чудо-зеркальце

О машине – сапоги-скороходы

О локаторе – Петушок, который предупреждал об опасности

2 конкурс

«Кирпич мысли»

Мудрость народа содержится в кратких высказываниях, содержащих глубокую мысль – афоризмах.

«Нет места милее родного дома». Цицерон

«Дом – это не место, а состояние души». Сесилия Ахерн

«Там находится родной очаг, где нас любят и ждут». Байрон

«Дом – это там, где твоё сердце».  Плиний старший.

 3 конкурс        

«Кирпич нравственности»

Ваше домашнее задание. Исследовательская работа

«Афоризмы  в сказке Экзюпери «Маленький принц» Это такие высказывания, которые, как вам кажется, мы можете отнести к себе.

  • С каждого надо спрашивать то, что он может
  • Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения
  • Среди людей тоже может быть одиноко
  • Одни только дети знают, чего ищут
  • Суди себя сам. Это самое трудное.
  • Найди в себе силы изменить себя
  • Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал
  • Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета
  • Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил
  • Если у людей нет корней, их носит ветром

Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать в своей душе.

4 конкурс

«Кирпич правил дружной работы»

Каждая команда в письменном виде должна разработать для строителей правила дружной работы.

  • Чётко договариваемся о плане работы
  • Распределить обязанности так, чтобы точно знать, кто за что отвечает
  • Помоги товарищу: если умеешь что-то делать, научи другого
  • Не ссорься и не упрекай, если у других что-то не получается
  • Умей делиться идеями и инструментами
  • Делай замечания тактично
  • Умей принять помощь, совет и замечания от других
  • Нужно помнить не только о своём участке работы, но и обо всей работе
  • Будьте аккуратны

5 конкурс

«Кирпич народной мудрости. Пословицы и поговорки о доме»

Каждая команда должна подобрать по 4 пословицы

  • В гостях хорошо, а дома лучше
  • Без хозяина дом сирота
  • Дома и стены помогают
  • Мой дом – моя крепость
  • Дом крепок не укладом, а ладом
  • Всякий дом хозяином держится
  • Хорошо в гостях, а дома лучше
  • Хорошо тому, кто в своем дому
  • Лучший клад, когда в доме лад
  • Не умён тот, кто не любит свой дом
  • Спасибо этому дому – пойдём к другому
  • В дом, где смеются, приходит счастье (яп.пог.)
  • Бездомный человек – птица без гнезда (фр.пог.)

6 конкурс

«Кирпич хозяйственности»

Чтобы в доме поселился достаток и не было места скуки, попробуйте отгадать названия жилищ, которые могут находиться  рядом с человеком.

  • Специальный домик для пчелы (улей)
  • Птичий домик (гнездо)
  • Рыбкин дом в квартире (аквариум)
  • Общежитие для лошадей (конюшня)
  • Замок для овец (хлев или овчарня)
  • «Спальня» для курочки Рябы (насест)
  • Как называется место, где жили первобытные люди (пещера)
  • В какой дворец попал волк из басни Крылова, когда стремился к овчарне (на псарню)
  • Что вы называете вторым домом (лицей, школа)

7 конкурс

«Кирпич дружбы»

Дружба очень важна для каждого человека.  Дружат люди семьями, домами, городами и странами.

Задание: вам нужно по описанию узнать вид жилища разных народов. Каждая команда получает на карточке описание жилищ.

  • Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне (Хата)
  • Отдельная комната монаха в монастыре (Келья)
  • Крестьянский дом в России (Изба)
  • Кочевой, переносный шалаш у сибирских народов, крытый шкурами животных (Чум)
  • Крытое углубление в земле, вырытое для жилья (Землянка)
  • Жилище кавказских горцев (Сакля)
  • Хижина у индейцев Северной Америки (Вигмам)
  • Временное помещение из натянутой на остов ткани (Палатка)
  • Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой (Шалаш)

8 конкурс

«Кирпич любви»

Неизменным спутником каждого дома является любовь. Поэзия передает это чувство в словах.

Задание: вспомнить строки из стихотворений о любви

 9 конкурс

«Кирпич уюта»

От чего зависит уют в доме? Оттого, какие вещи окружают человека в доме, во многом зависит его комфорт.

Задание: отгадайте загадки, и вы назовёте предметы, без которых не обходилась ни одна русская изба.

  1. Четыре ноги, да не зверь,

Есть перья, да не птица (кровать с периной)

  1. Мочили, колотили, рвали

И на стол клали (скатерть)

  1. Плотники без топоров  срубили

Горенку без углов (глиняный горшок)

10 конкурс

«Кирпич улыбки»

Карнеги считает, что улыбка создает счастье в доме, служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много дает. Шуточные вопросы заставят вас улыбнуться:

  • Что нужно сделать, если вам приснилось чудовище (проснуться)
  • Почему львы едят сырое мясо (не умеют готовить)
  • Что, кроме погоды может портиться несколько раз в день (настроение)
  • Каким образом сныть колесо у быстро мчащегося автомобиля (снять видео)
  • Что у зайца позади, а у цапли впереди (буква «Ц»)
  • Что нужно сделать, чтобы трое молодых людей оказались в одном сапоге (снять другой)

11 конкурс

«Кирпич творчества»

Вы должны вспомнить произведения, где говорится о доме и

 через 5 минут нам представить своё творчество

  • Инсценирование  фрагмента русской народной сказки «Теремок»
  • Чтение отрывков из стихотворений и песен о доме
  • В сказке «Маленький принц» герой прилетел на нашу Планету, Планету Земля.

А если бы вы были на месте Маленького принца, что бы вы захотели изменить на этой планете, с чем вы согласны? Можно нарисовать плакат

     Согласны:

  • Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
  • Ты навсегда в ответе за всех, кого приручили.

12 конкурс

«Кирпич крыши дома»

Вот и подходит к завершению строительство дома нашей Мечты.

Сейчас мы закроем глаза и представим ночное небо, усыпанное звездами, каждый из вас видит свою звезду, которая ассоциируется с вашей мечтой и настроением. Откройте глаза, протяните руки и возьмите свою звезду. Нарисуйте на ней свое настроение и повесьте ее на дом, который у нас получился.

В любом доме, в любой семье берегут память. Фото



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

классного часа

" Строки, опалённые войной..."

1. Мы, родившиеся в 21  веке,

    хоть на миг себе представить должны,

   как в 20 веке -  хмурое, притихшее

человечество глядит в лицо войны...

2. Она такой вдавила след

и стольких наземь уложила,

что через 20 лет и 30 лет

живым не верилось, что живы.

3.  Война... Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих бабушек и дедушек. 22 июня 1941 года... страшная дата. День, когда для миллионов вся жизнь перевернулась, рухнули все планы на будущее.

                    (фонограмма песни "Священная война")

4.  Пламя ударило в небо, ты помнишь, РОДИНА?

     Тихо сказала : " Вставайте  на помощь...", -

                                                                            РОДИНА.

     Славы никто у тебя не выпрашивал, РОДИНА.

     Просто был выбор у каждого - Я или РОДИНА.

5. Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

    Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

6.  Время героев по самому высшему праву,

     Ты подарило далёким и близким годам

    Доблесть и славу, и долгую добрую память.

Время героев, а что ты оставило нам?

7. Ты нам оставило ясное небо отчизны,

     Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

    Ты нам оставило самое главное в жизни  -

    ПАМЯТЬ  и СТРОКИ о страшной войне.

8. Сегодня мы хотим вспомнить поэтов, которых уже нет среди нас, но чьи голоса звучат свежо и сильно, заставляя чаще биться наши сердца.

9. Они пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны. Сама их жизнь и героическая гибель стали достоянием поэзии.  Вот некоторые имена поэтов и их стихи:

10. Наш земляк Борис  Богатков.  С начала Великой Отечественной войны в армии. 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленска) он поднимает в атаку автоматчиков и во главе их врывается во вражеские окопы. Он погибает в этом бою и помертно награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

11. У эшелона обнимемся,

        милая и родная,

солнечные глаза твои

вдруг затуманит грусть.

Я повторю на прощанье:

"Милая, я вернусь"  (декабрь 1942 год)

12. Яков Алтаузен. В июне 1941 года, не дожидаясь призыва, он вступил в ряды Красной армии и вскоре оказался на линии фронта. Был награждён орденм Красного знамени за участие в боевых операциях. Погиб в 1942 году в бою под Харьковом.

Разве можно свой край не любить,

Отвоёванный саблей бывалой.

Где ты рос, где ты стал запевалой.

Самолет научился водить.

Где ты в бурю не раз на штурвал

Клал без страха тяжёлую руку.

Где ты все: и любовь, и разлуку,

Сладость славы и дружбу узнал (1941 год)

13. Владислав Занадворов. Был участником великой битвы на Волге и погиб геройской смертью в ноябрьских боях 1942 года.

14. Ты не знаешь , мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья ,

Это  даже не смерть и отвага. Она

в каждой капле находит свое выраженье.

Это  изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это -  боль головная, что ломит висок;

Это - юность моя, что в окопах истлела;

Это - в жизни короткой последний рассвет

Над изрытой землёю    (1942 год)

15. Муса  Джалиль. В первый день войны ушёл в ряды действующей армии, а в июне 1942 года был ранен и взят в плен. В концентрационном лагере он  вел активную  подпольную работу. В 1944 году поэта  казнили.

16.Душа порой бывает очень твердой,

пусть ветер смерти яростный жесток,

цветок души не шевельнется , гордый,

не дрогнет даже слабый лепесток.

Нет скорби на твоём лице, ни тени,

не в строгих мыслях суеты мирской.

Писать, писать - одно тогда стремленье

Владеет ослабевшею рукой.

Беситесь, убивайте -  страху нет.

Пусть ты в неволе, но вольна душа.

Лист клок бумаги чистой бы поэту,

Огрызок бы ему карандаша.

17. Елена  Ширман. Погибла в июне 1942 года Она выехала в составе выездной редакции на задание и была схвачена гитлеровцами.

18. Это будет , я знаю...

Нескоро, быть может,

ты войдёшь бородатый, сутулый, иной.

Твои добрые губы станут суше и строже,

Опалённые временем и войной.

Но улыбка останется.

Так иль иначе,

Я пойму - это ты.

Не в стихах, не во сне.

Я рванусь, побегу

И, наверно, заплачу,

Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель...

Ты поднимешь мне голову,

Скажешь: "Здравствуй..."

Непривычной рукой по щеке проведёшь.

Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья.

Это будет нескоро.

Но ты -  придёшь   ( 1941 год)

19. Семён Гудзенко. В отличие от других поэтов, представленных нами, не погиб на полях Великой Отечественной войны, а умер от старых ран в 1953 году.

20.  Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвёртая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.

у погодков моих нет ни жён, ни стихов, ни покоя - только сила и юность.

А когда возвратимся с войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.

21. И это лишь несколько  имён, кто до последнего дыхания на фронте писал стихи. Действительно, это строки, опалённые войной.

22. Четыре года страшных испытаний...

       Потери, жертвы, искалеченные судьбы...

Война... и тысячи людских страданий!...

Имён героев никогда не позабудем.!!!

23. Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!

Людьми пусть правят только мир и доброта!

Пусть будет день победы над фашизмом -

Победой мира на Планете навсегда!

24. Пусть люди этот день не позабудут!

Пусть память свято сохранит те имена,

Которые приблизили Победу -

Своими жизнями, перечеркнув, "война"...

25. Четыре года испытаний страшных!...

МИР  ПАВШИМ! - Ушедшим... Не вернувшимся домой!

ПОКЛОН  ТЫЛОВИКАМ!  -  на смену вставшим!..

Всем, кто  ПОБЕДУ  ОДЕРЖАЛ, -  ПОКЛОН  ЗЕМНОЙ!!!

26. Как часто мы слышим  колокол. Это  Колокола памяти…

Человек может умереть дважды:

Там, на поле боя, когда его догонит пуля,

А второй раз - в памяти народной.

Второй раз умирать страшнее.

Второй раз человек должен жить!

А мы, живые,  должны его помнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Методическая разработка "Игра-эстафета "Путешествие в страну здоровья""

Цель "Игры-эстафеты "Путешествие в страну здоровья": выявить представление детей о понятии  «Что такое хорошо и что такое плохо», создать   ситуации выбора ме...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний на планету " Ботаническая"»

Цель: формирование интереса к изучению растительного мира, расширение кругозора, развитие у учащихся умений работать в команде....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в страну знаний"

Предлагается методическая разработка для проведения экономической игры во внеурочное время по экономическим дисциплинам спеццикла....

Методическая разработка квест – игры «Путешествие в страну знаний»

для 5 класса по нескольким предметам, проводится в конце учебного году....

Методическая разработка мероприятия тема: «Кино – волшебная страна»

Данное мероприятие было разработано в рамках празднования года российского кино.  Мероприятие направлено на воспитывать чувства гордости и уважения к соотечественникам внесшим большой вклад...