Главные вкладки

    "Старая сказка на новый лад"
    план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

    Новоселова Татьяна Михайловна

    Конспект внеклассного мероприятия по физике. Командная игра - соревнование по физике для учащихся 7 - 9 классов (разновозрастные команды).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igra.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра-соревнование по физике для учащихся 7-9 классов

    «Старая сказка на новый лад».

    1 конкурс.  Разминка команд – игра «Цепочка»

    Ведущий: «Посмотрим, каково настроение команд, насколько они внимательны, сосредоточены и готовы к путешествию в сказку.

    Я по очереди задаю вопросы командам. Из ответа нужно вписать в клетку ту букву, порядковый номер которой указан над клеткой. Командам будет предложено по 3 вопроса. Болельщики тоже будьте готовы – вопрос будет и для вас. Время для обдумывания ответа – 5 секунд».

    На доске нарисована заранее цепочка:

    2

    2

    1

    5

    1

    2

    1

    Содержание вопросов видно из следующей таблицы:

    Вопрос

    Кому вопрос предназначен

    Ответ

    Буква

    1. Как называется единица сопротивления?

    1 команда

    Ом

    М

    2. Вещество, встречающееся в природе сразу в трех состояниях.

    2 команда

    Вода

    О

    3. Как называется вода в твердом состоянии?

    1 команда

    Лед

    Л

    4. Единица измерения силы.

    Болельщики

    Ньютон

    О

    5. Изменение положения тела в пространстве.

    2 команда

    Движение

    Д

    6. Величина, характеризующая степень нагретости тел.

    1 команда

    Температура

    е

    7. Деталь электрической лампочки.

    2 команда

    Цоколь

    Ц

    Ведущий: Какую оценку получила каждая команда в этом конкурсе?

     Давайте прочитаем хором: «Молодец!»

    Жюри объявляет, сколько баллов набрали команды в этом конкурсе.

    2 конкурс. Разминка капитанов. «Найди пару».

    Ведущий: Итак, команды к соревнованию готовы. Готовы ли капитаны?

    На выполнение задания отводится 20 секунд. За это время вы должны привести в соответствие слова, написанные на доске и слова, написанные на карточке. Найти смысловую пару.

    На переносных досках написаны в столбик слова- задания:

    1. Ученый,
    2. Физическое тело,
    3. Вещество,
    4. Природное явление,
    5. Физический прибор,
    6. Раздел физики,
    7. Единица измерения,
    8. Профессия, имеющая отношение к физике.

    Капитанам одновременно выдается по 8  карточек со словами- ответами.

    Максвелл, маятник,  молния, механика, метр, музыкант, метроном,  медь.

    Ответ:

    Ученый   -  Максвелл;

    Физическое тело  -  маятник;

    Вещество – медь;

    Природное явление – молния;

    Физический прибор – метроном;

    Раздел физики – механика;

    Единица измерения – метр;

    Профессия, имеющая отношение к физике - музыкант

    Ведущий: Подведем итог соревнования капитанов. Слово жюри.

    Подведение итогов конкурса капитанов.

    Ведущий: Сегодня мы отправляемся в сказку, в старую сказку на новый лад.

    «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь-Настасья Премудрая. Красавица писанная, а уж рукодельница! Все умела делать, но больше всего она физику любила, целыми днями опыты проводила. А задачи по физике как орешки щелкала! Все у нее получалось. Все хорошо было. Но однажды налетел черный вихрь, закружил и унес Настасью неизвестно куда. Опечалились родители Настасьи: «Надо дочь выручать». По всему государству разнесли слуги царский клич: «Люди добрые, спасите мою дочь Настасьюшку! А кто спасет, того я щедро отблагодарю»

    Вызвались помочь 2 добрых молодца: 2 семиклассника. (Из команд для участия в конкурсе выходят семиклассники). Собрались они в дорогу, и пошли, куда глаза глядят.

    Подошли они к лесу, хотели, было, по тропе идти, а деревья сомкнули свои кроны и не дают им проходу. Слышат тут семиклассники слова: «Помогите нам, пожалуйста. Развесьте на нас листочки правильно: на одно дерево повесьте листочки с названиями механических явлений, на другое – с названиями тепловых, а на третье - оптических».

    Принялись семиклассники за работу.

    На доске повешены рисунки с изображением трех деревьев для каждой команды.

    Учащиеся получают карточки в виде листочков дерева с написанными на них названиями физических явлений и булавки для их прикрепления. Побеждает тот участник, который справляется с заданием первым.

    Названия физических явлений на листочках:

    Едет поезд;

    Светится экран телевизора;

    Дует ветер;

    Нагревается утюг;

    Остывает  чай;

    Радуга;

    Санки катятся с горки;

    Земля обращается вокруг Солнца;

    Тает лед;

    Крутится волчок;

    В реке отражаются облака;

    Летит ракета;

    Туман;

    Мерцают в траве светлячки.

    Ответ:

    Механические явления:

    Едет поезд;

    Дует ветер;

    Санки катятся с горки;

    Земля обращается вокруг

    Солнца;

    Крутится волчок;

    Летит ракета.

    Тепловые явления:

    Нагревается утюг;

    Остывает чай;

    Тает лед:

    Туман

    Оптические явления:

    Радуга;

    В реке отражаются облака;

    Мерцают в траве светлячки;

    Светится экран телевизора.

    Ведущий: Сделали ребята задание, пропустили их деревья.. Идут они дальше лесом. Глядь, а на пеньке старичок сидит, приговаривает:  «Знаю, знаю, куда вы идете. Только помогу я вам найти Настасью Премудрую, если и вы мне поможете. Найдите неисправность в электрической цепи и исправьте ее. А не справитесь, сами с заданием, зовите друзей своих».

     Позвали семиклассники восьмиклассников на помощь.

    Задание для восьмиклассников:

    1 команда

    Собрана электрическая цепь, состоящая из источника тока, ключа, двух лампочек, соединенных последовательно. Одна из лампочек не до конца закручена в патрон.

    2 команда

    Собрана электрическая цепь, состоящая из источника тока, ключа, двух лампочек, соединенных последовательно, но к одной из лампочек  оба провода присоединены к одной клемме.

      Больше баллов получает та команда, которая нашла ошибку, и исправила ее первой.

    Ведущий:  Поблагодарил старичок ребят: «Спасибо, ребята, сам-то я староват стал, в электричестве не разбираюсь» и указал, куда им идти надо.

    Шли они, шли. Подошли к болоту. А навстречу им кикимора болотная: «Здравствуйте, гости дорогие! Это старичок - лесовичок вас ко мне направил. Помогу я вам Настасьюшку найти. Только скучно мне в болоте одной, попейте со мной чаю.  Чаек сами вскипятите, пока я за конфетами бегаю». И подала им кикимора листок бумаги, скрепки канцелярские, плитку электрическую, указала, где воду взять.

    Задание командам:

    Имея электрическую плиту с закрытой спиралью, листок бумаги, канцелярские скрепки, вскипятить воду.

    Выполнение задания заключается в том, что нужно из листа бумаги, не разрезая его,  с помощью скрепок, сделать коробочку. В нее налить воду и поставить на плиту. Бумага не загорит, так как нагревающаяся вода будет забирать тепло.

    На выполнение и обдумывание задания дается время 7 мин. В случае невыполнения задания обеими командами оно выполняется под руководством учителя.

    Ведущий:  Прибежала кикимора, а чаек уже готов. «Ох, и умные ребятишки попались, помогу им» - думает. «Вот даю я вам птичку-синичку, куда она полетит, туда и вам идти» - говорит она ребятам.

    Вот летит синичка, идут следом ребята. Села птичка на дерево и поет: «Отодвиньте камень, что  под деревом лежит. Там письмо заветное. Сумеете его прочитать, откроется вам невидимая тропинка, что к Настеньке ведет».

    Отодвинули камень, а там и впрямь письмо, а в нем задание.

    Задание

    Дописать фразы:

    1. Взаимное проникновение молекул соприкасающихся веществ называется…
    2. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется…
    3. Изменение скорости в единицу времени показывает…
    4. Явление, при котором тело сохраняет свою скорость без действия на него других тел, называется…
    5. Количество теплоты, необходимое для нагревания 1 кг вещества на 1˚С, – это…

    Фразы написаны в зеркальном отображении, окончания фраз учащиеся должны написать обычным способом.

    Ведущий:  Справились ребята и с этим заданием, увидели тропинку, побежали по ней, а впереди ров глубокий: не обойти, не перепрыгнуть. Что делать? Смотрят ребята, а на самом краю рва камень огромный лежит, а на нем слова написаны: «Если найдете физические ошибки в рассказе, то перекинется мост через ров, а не найдете, то не бывать вам на той стороне».

    Командам выдаются листы с рассказами

    «Винтик и Болтик изучают физику»

    Встретились однажды два друга – Винтик и Болтик. Давно они не виделись. «А я уже физику знаю», - хвалится Болтик. «И я тоже знаю», - говорит Винтик. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться.

    «Я знаю, - говорит Болтик, - что мельчайшая частица данного вещества это – атом». «Подумаешь! – отвечает Винтик. – Зато я знаю, что из атомов состоят молекулы. А ты знаешь, - спрашивает Болтик, - что молекулы можно увидеть в телескоп

     «Конечно, - говорит Винтик – В телескоп все можно увидеть! А вот ты, Болтик, знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура данного тела

     «Еще бы не знать! – отвечает Болтик, - это каждому известно! А ты, Винтик, слышал, что вещества могут находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном?» «Конечно, слышал, - улыбнулся Винтик. - Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют форму, но меняют объем. Газы имеют форму и объем, а твердые тела не сохраняют ни формы, ни объема».

    «Постой, постой! – остановил его Болтик. – По-моему, ты что-то перепутал». «Ничего я не перепутал, - обиделся Винтик. – Я физику как дважды два знаю». «Ну, тогда подумай и скажи: одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах?»

    Усмехнулся Винтик: «А тут и думать нечего. Конечно, одинаково. На то она, брат, и диффузия!»

    За каждую найденную и объясненную ошибку команда получает 1 балл, всего 8 физических ошибок в тексте рассказа. ( В данном тексте предложения с ошибками подчеркнуты, в текстах для учащихся это делать не нужно.)

    Ведущий:  Как только найдены были все ошибки, тут же появился мост. И пошли ребята дальше. Долго ли, коротко ли пришли они к замку. А вокруг замка глухие стены. Только небольшая дверь в стене, а на ней замок многопудовый. Попытались ребята сбить замок, да все напрасно. Стоят пригорюнившись. Вдруг голос слышат: «Замок сам откроется, коли сумеете указать физический смысл пословиц».

    Пословица для первой команды:

    Ложка дегтя бочку меда портит.

    Пословица для второй команды:

    Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

     Ведущий:  С последними словами упал замок на землю. Открыли ребята дверь, а перед ними стоит Настасья Премудрая. Обрадовались ребята, закричали» «Пойдем, Настюшка, домой, родители тебя заждались».

    Отвечает им Настасья Премудрая: «Молодцы, ребята, что не побоялись трудностей и испытаний. Только я и шагу ступить не могу, пока с меня чары злого волшебника  не спадут. А чтобы разрушить злые чары, надо распределить вот эти предметы по коробкам. Да распределить не просто так, а с физическим смыслом. Если поможете мне это сделать, вместе домой отправимся».

    Командам даны коробки с надписями «Сила и масса», «Давление», «Трение» и предметы.

    Первой команде дан коробок спичек, иголка, динамометр. Второй команде – бутылка растительного масла, наперсток, гиря.

    Ответ:

    «Сила и масса»

    Динамометр, гиря.

    «Давление»

    Иголка, наперсток.

    «Трение»

    Коробок спичек, бутылка с растительным маслом.

    Ведущий:  Ну, вот и со злыми чарами справились ребята. Теперь они вместе с Настасьей Премудрой отправляются домой. Физика помогла сделать им доброе дело – найти и  освободить Настеньку. Теперь их ждет «царская награда». Вот и сказочке конец, а кто ее слушал -  молодец.

    Жюри подводит итоги, награждает победителей и участников игры, активных болельщиков.

    В перерывах, пока команды обдумывают ответы, задания дают болельщикам.

    1. Назвать физический прибор, который начинается на данную букву.  Ведущий показывает табличку с буквой.

    А (амперметр)

    Б (барометр)

    В (вольтметр)

    Г (гальванометр)

    Д (динамометр)

    М (мензурка)

    Т (термометр)

    2. Учитель спрашивает ученика:

    - В чем разница между барометром и термометром?

    - Один висит внутри комнаты, а другой  - снаружи -  отвечает ученик.

    Как бы вы ответили на вопрос учителя?

    3. Учитель спрашивает ученика:

    - Почему реки мелеют летом?

    Ученик отвечает:

    - Потому что жарко, и рыбы много пьют.

    Ответьте вы на вопрос учителя.

    4. Однажды старик пришел в поликлинику. Там ему поставили градусник. Он ушел домой, а на другой день принес градусник обратно.

    - Возьмите свое лекарство, - сказал он.

    -Очень помогло, я уже совсем выздоровел.

    Каково, по-вашему, назначение медицинского термометра? Как им правильно пользоваться? На каком явлении основано встряхивание медицинского термометра?

    1. Найдите как можно больше применений этому прибору.

    1 команда    дается молоточек для камертона;

    2 команда – металлический шарик.

    Материалы на  Всероссийский конкурс

    «Управление воспитательным процессом в школе».

    3–я  номинация

    Новоселова Татьяна Михайловна,

    учитель физики.

    МОУ «Никольская средняя школа им. Н.М.Рубцова»

    Рабочий адрес:

    161325, Вологодская область, Тотемский район,

    П/о Никольское, с. Никольское, ул. им. А. Игошева, д.3.

    Рабочий телефон: 8- 239-61-5-62

    Домашний адрес:

    161324, Вологодская область, Тотемский район,

    п/о Бор, д. Погост, д. 34.

    Домашний телефон:

    8-239-61-383

    2005 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Старые сказки на новый лад" (новогоднее представление)

    Интересный материал для проведения новогоднего праздника для детей среднего и старшего возраста....

    Старая сказка на новый лад

    Обновленная версия сказки "Конек-горбунок"....

    Конкурс "Старая сказка на новый лад"

    Сценарий конкурса для учащихся 5-6 классов....

    новогодний сценарий "Старая сказка на новый лад"

    новогодний сценарий для старшеклассников. Требует большой подготовки от старшеклассников....

    Сценарий сказки "Wolf and seven kids" (проект "Старые сказки на новый лад")

    Современная инсценировка сказки "Wolf and seven kids"  в рамках проекта "Старые сказки на новый лад"...

    СКАЗКА О ЗИМНЕЙ КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ старые сказки на новый лад

    СКАЗКА О ЗИМНЕЙ КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ старые сказки на новый ладДействующие лица: Ворона Маркуша  Красная Шапочка Мама Красной шапочки Братец Кролик   Лиса (она же Снегурочка) Серый Волк (он ...