Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Рощупкина Людмила Анатольевна

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель физики МБОУ «Первомайская сош»

Рощупкина Людмила Анатольевна

Программа элективного курса для предпрофильной

подготовки обучающихся 9 классов

«Физика в медицине»

Пояснительная записка.

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 17 часов и является межпредметным. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной. Элективный курс «Физика в медицине» является информационной поддержкой естественнонаучного профиля и ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся в области медицины, а так же выбор профессии.

Цель  элективного  курса: показать широкое использование физических понятий, законов в медицине, привить интерес к изучению физики.

Задачи элективного курса:

  1. изучить некоторые способы диагностики заболеваний, показать их связь с физическими законами и принципами, лежащими в их основе;
  2. научить пользоваться медицинскими, физическими приборами для снятия медицинских параметров;
  3. ориентировать на выбор естественнонаучного профиля;
  4. развить творческие способности учащихся при решении задач, проведении эксперимента.

При изучении курса предполагается использовать следующие формы обучения: лекция, экскурсия, лабораторная работа, практическая работа, игра. Основными методами изучения курса являются: поисковый, исследовательский, эвристический.

Программа элективного курса состоит из 5 разделов:

  1. Введение.
  2. Механика сердечного пульса.
  3. Глаз – оптическая система.
  4. Излучения в медицине.
  5. Обобщение.

Основная цель 1 раздела: показать широкое использование физических понятий в медицине. Во 2 и 3 разделе учащиеся занимаются исследованием своего организма. 3 раздел рассчитан на самостоятельную работу учащихся подбирать материал по заданной теме, составлять и делать доклады. Здесь запланирована экскурсия в больницу. 5 раздел – итоговое занятие.  

Программа курса разработана на основе знаний, которые учащиеся получили в основной школе. Значимость курса определяется практической направленностью – исследование своего организма. При изучении курса учащиеся заполняют личную карту, в которой записаны результаты всех исследований, экспериментов. За каждое выполненное задание ученик получает справку, в которой отражается качество выполнения задания: отличное состояние, хорошее состояние, удовлетворительное состояние.

На последнем занятии приглашается медицинский работник, с которым учащиеся подводят итоги, анализируя личную карту, записывается диагноз.

Содержание. 

Введение. (1 ч)

Знакомство с целями и задачами курса. Определение температуры тела, пульса и частоты сердечных сокращений на разных этапах урока, мощности тела. Решение задач на нахождение объёма воздуха, поступающего в лёгкие, мощности теля, как излучателя теплоты.

Механика сердечного пульса. (5 ч)

Частота сердечных сокращений. Лабораторная работа № 1 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки».

Частота пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови. Лабораторная работа № 2 «Определение частоты пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови».

Артериальное давление. Лабораторная работа № 3 «Измерение артериального давления крови».

Лабораторная работа № 4 «Определение давления, систолического и минутного объёмов крови человека».

Скорость кровотока. Лабораторная работа № 5 «Измерение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа.

Глаз – оптическая система. (2 ч)

Основные элементы глаза и их функции. Аккомодация. Близорукость и дальнозоркость, причины дефектов зрения.

Управление зрительными ощущениями. Объёмное зрение. Образование разнообразных цветов. Лабораторная работа № 6 «Особенности зрения человека».

Излучения в медицине. (4 ч)

Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, источники и их применение.

История открытия рентгеновских лучей. Применение рентгеновского излучения.

История открытия  явления радиоактивности. Виды радиоактивных излучений. Влияние радиоактивности на живое.

Экскурсия в больницу.

Обобщение. (1 ч)

Обобщение, анализ личных результатов учащихся со специалистом – медицинским работником.

Учебно-тематический план.

Тема занятий

Коли-чество

часов

Дата

Место

проведения

Виды

деятель-ности

Методы

обучения

Формы

обучения

Контроль

Введение.

1

Физика на приёме у врача.

1

кабинет

физики

эксперимент, решение задач

исследовательский, поисковый

беседа, практическая работа

личная карта

Механика сердечного пульса.

2

Частота сердечных сокращений.

1

кабинет

физики

эксперимент, решение задач

исследовательский

лекция, лабораторная работа

личная карта

3

Частота пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови.

1

кабинет

физики

эксперимент, решение задач

исследовательский

лекция, лабораторная работа

личная карта

4

Артериальное давление.

1

кабинет

физики

эксперимент, решение задач

исследовательский

лекция, лабораторная работа

личная карта

5

Определение давления, систолического и минутного объёмов крови человека.

1

кабинет

физики

эксперимент, решение задач

исследовательский

лабораторная работа

личная карта

6

Скорость кровотока.

1

кабинет

физики

эксперимент, решение задач

исследовательский

лекция, лабораторная работа

личная карта

Глаз – оптическая система.

7

Устройство глаза. Дефекты зрения.

1

кабинет

физики

эксперимент

исследовательский

лекция

личная карта

8

Особенности зрения человека.

1

кабинет

физики, школьный медицинский кабинет

эксперимент

исследовательский, эвристический

практическая работа, лабораторная работа

личная карта

Излучения в медицине.

9

Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение.

1

кабинет

физики

доклад

репродуктивный, иллюстративный

беседа, дискуссия

10

Рентгеновское излучение.

1

кабинет

физики

доклад

репродуктивный, иллюстративный

беседа, дискуссия

11

Радиоактивность.

1

кабинет

физики

доклад

репродуктивный, иллюстративный

беседа, дискуссия

12

Практическое применение излучений в медицине.

1

больница

исследование

эвристический

экскурсия

Обобщение.

13

Мы на приёме у врача.

1

кабинет

физики

беседа

личная карта

14

Резерв.

1

Всего

14

Литература.

  1. Физика: Школьный курс, М., – АСТ-Пресс, 2000 г.
  2. Маловик О.А., Физика. 11 класс: элективные курсы, Волгоград, – Учитель, 2007 г.
  3. Солдатова Т. Б., Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики. 7-11 класс, Ростов на Дону, – Феникс, 2002 г.
  4. Г. Физика, М., – Первое сентября, 2003. - № 16.
  5. Г. Физика, М., – Первое сентября, 2003. - № 17.
  6. Шилов В. Ф., Домашние экспериментальные задания по физике . 7-9 классы, М., – Школьная пресса, 2003 г.
  7. МУП. Анатомия и физиология человека, 2003 г.
  8. БЭНП. Биология 6-9 класс, 2003 г.

Для учителей:                 [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8].

Для учащихся:                [1], [3], [4], [5], [6], [7], [8].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов Физика в медицине

Слайд 2

Цель: показать широкое использование физических понятий, законов в медицине, привить интерес к изучению физики Задачи: изучить некоторые способы диагностики заболеваний, показать их связь с физическими законами и принципами, лежащими в их основе; научить пользоваться медицинскими, физическими приборами для снятия медицинских параметров; ориентировать на выбор естественнонаучного профиля; развить творческие способности учащихся при решении задач, проведении эксперимента.

Слайд 3

Программа элективного курса Введение 1 ч Обобщение 1 ч Механика сердечного пульса 5 ч Глаз – оптическая система 2 ч Излучения в медицине 4 ч

Слайд 4

Введение 1 ч Урок-игра «Физика на приёме у врача» Учащиеся выполняют измерения с помощью приборов и заполняют личную карту: № Характеристика Показания Приборы измерения Дата 1 Температура 2 Пульс в начале урока в середине урока в конце урока 3 Число ударов за 1 с в начале урока в середине урока в конце урока 4 Мощность тела как излучателя теплоты

Слайд 5

Механика сердечного пульса 5 ч Лабораторная работа № 1 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки». Лабораторная работа № 2 «Определение частоты пульса в зависимости от нагрузки и систолического объёма крови». Лабораторная работа № 3 «Измерение артериального давления крови». Лабораторная работа № 4 « Определение давления, систолического и минутного объёмов крови человека». Лабораторная работа № 5 «Измерение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа».

Слайд 6

Глаз – оптическая система 2 ч Лекция «Основные элементы глаза и их функции. Аккомодация. Близорукость и дальнозоркость, причины дефектов зрения.» Лабораторная работа № 6 «Особенности зрения человека»

Слайд 7

Излучения в медицине 4 ч Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, источники и их применение. Доклады История открытия рентгеновских лучей. Применение рентгеновского излучения. История открытия явления радиоактивности. Виды радиоактивных излучений. Влияние радиоактивности на живое. Экскурсия в больницу.

Слайд 8

Обобщение 1 ч Обобщение, анализ, подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Шаг в мир медицины"

Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских професс...

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"

Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...

Программа элективного курса "Химия и медицина"

Программа «Химия и медицина» рассчитан на 34 часов, рекомендован для учащихся 8 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятия...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов. "Преобразование графиков функций".

Стратегия модернизации содержания образования, концепция профильного обучения предполагает переход в старших классах на профильное обучение. В 9-ых классах должна осуществляться предпрофильная подгото...

Программа элективных курсов для учащихся 9 классов "Физика в экспериментальных задачах и домашних опытах"

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировозз...

Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся к олимиаде по литературе

Данная программа представляет систему индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по литературе,напрвленных на формирование навыков анализа художественного текста.Курс рассчитан на 17 часов,предн...