Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"
материал по физике по теме

Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Исполнительного комитета                                                                 города Набережные Челны Республики Татарстан                                                       Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                      «Кадетская школа № 82»

Программа   мастер-класса для  учителей физики:

«Работа с интерактивной доской на уроках физики»

Исламова Гульнара Миркасимовна,     учитель физики  МАОУ «КШ №82» первой квалификационной категории

 

2011 г

Пояснительная записка

Курс разработан в рамках городского конкурса претендентов на получение сертификата «Учитель-мастер» для реализации программы комплексной профессиональной подготовки учителей - предметников г. Набережные Челны 

1.Адресат курса

Данный мастер-класс предназначен для учителей физики средних школ, обучающихся в системе повышения квалификации, кроме того, он может оказаться полезным для студентов педагогических ВУЗов, обучающихся на факультетах по специальности физика  

2.Актуальность и концепция  курса

«Скажи мне - и я забуду.

 Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь».

Одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века - глобальная информатизация общества. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество.

Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования информационно - коммуникационных технологий.

Современные школьники имеют совершенно иной, чем в былые годы психотип. Поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса.

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена между учителем и учеником.

Интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников.

Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.

Но учителя физики испытывают трудности при работе с интерактивными досками; готовность учителей физики использовать возможности ИКТ в учебном процессе является недостаточной.

   Актуальность данного мастер – класса  заключается в том, что современный учитель должен быть подготовлен к профессиональной деятельности не только в предметной области, но и в области информатики, информационных и коммуникационных технологий.  Современная информационная подготовка предполагает, что учителя физики должны приобрести знания об основных понятиях и методах информатики, умения и навыки работы с информацией и различными средствами информационных и коммуникационных технологий. Кроме того, при изучении физики в школе должны быть реализованы компьютерное моделирование объектов, процессов и явлений физического мира; физические и компьютерные эксперименты, в том числе и такие, которые невозможно выполнить в реальном режиме времени; программы расчета результатов эксперимента, решения учебных практических задач; визуализация учебной информации. Перечисленные выше возможности средств ИКТ могут быть реализованы в электронных средствах образовательного назначения.

Таким образом,  интерактивная доска - это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий, которая не только соответствует способу восприятия информации поколения, но и позволяет учителю создать ситуацию успеха.

 Ожидаемая эффективность проведения данного мастер-класса базируется на востребованности в современных условиях информатизации образования,  инновационных подходах подготовке ИКТ - компетентных учителей.  

3.Место мастер-класса в профессиональной подготовке учителей-предметников

Курс является дополнительной подготовкой учителей – предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием.

         4.Цели и задачи мастер-класса

Цель мастер-класса. Создание условий для развития  у слушателей повышения квалификации специальных компетенций, востребованных в связи с использованием интерактивного оборудования в учебном процессе в образовательных учреждениях.

Задачи мастер-класса. 

  1. Знакомство с основами работы с интерактивной доской;         с особенностями разработки и проведения уроков с использованием интерактивной доски.
  2. составить представление об интерактивной доске, их функциональных

возможностях и типологии; научиться приводить ИД в рабочее состояние,

овладеть инструментами ИД на уровне использования в прямой речи;

  1. осознать режимы и функции ИД и их типологию на примере доски  

Star Board для самостоятельного освоения досок различного

     типа, составить представление об особенностях оформления методических

    материалов к образовательной деятельности с использованием ИД;

  1. научиться ориентироваться в ресурсах Интернет, как динамичном

    источнике информации об ИД и среде дальнейшей самостоятельной

    работы для самостоятельного координирования своего профессионального

    уровня

        Планируемый результат:

  1. представление о ресурсах Интернет по вопросу технического и

методического сопровождения учебного процесса с использованием ИД;

  1. умение сочетать различные режимы при работе с ИД;
  2. опыт проектирования урока по своей специальности с использованием интерактивной доски;
  3. опыт составления методических материалов к уроку с использованием интерактивной доски.

          Планируемый продукт: проект урока по специальности с использованием интерактивной доски

5.Структура курса.

Нормативный срок освоения курса – 36 академических часов работы в классе с внеклассной поддержкой в виде самостоятельной работы слушателей. Курс состоит из двух разделов – вводного, теоретического (13 часов) и основного практического (23 часа).

Первый теоретический блок состоит из 2 разделов по 4 и 7 часов соответственно посвящен рассмотрению педагогических аспектов внедрения ИКТ в учебный процесс, проблем, связанных с профессиональной адаптацией  учителей-предметников к работе с новым оборудованием в условиях информатизации. Уделяется внимание общим вопросам внедрения ИКТ в учебный процесс, использованию интерактивной доски на уроках и внеклассных мероприятиях. Обсуждается содержание курса, а также основные принципы и правила создания проектных работ.

Второй практический блок состоит из 2 разделов по 4 часа и 21 час соответственно.

Во втором блоке предусмотрено обучение слушателей по составлению проектов  с использованием  программы Power Point; использованию интерактивной доски на примере Star Board (при необходимости с другими интерактивными досками с выездом).  Большое внимание уделяется на составление авторских работ, разработок уроков по различным разделам физики. Курс завершает итоговое занятие – защита итогового проекта,  разработанного слушателями по предмету.

 6.Формы контроля.

В данном мастер-классе предусмотрены два вида контроля промежуточный и итоговый.                                                                                                                                  Цель промежуточного контроля - проверка полученных слушателями навыков в освоении программного обеспечения и приемов работ с интерактивной доской. Форма контроля – выступления слушателей курсов по данным вопросам.

Цель итогового контроля - оценка полученных навыков по созданию программных продуктов учебного назначения с использованием интерактивной доски. Форма контроля – проектные работы слушателей по разным темам физики с выступлением не более 5 – 7 минут.

 7.Материальная обеспеченность проекта.

Курс проводится в кабинете физики МАОУ «КШ №82» г. Набережные Челны. На время обучения слушатели обеспечиваются следующей материально – технической базой:

1)Мультимедийный проектор;

2)Интерактивная доска Star Board;

3)Интернет – ресурсы;

4)Программа курса;

5)Список методической литературы.

По окончании мастер – класса слушателям выдается свидетельство государственного образца о повышении квалификации на 36 академических часов.

Учебно-тематический план мастер-класса

Работа с интерактивной доской на уроках физики.

Цель:  создание условий для развития  у слушателей повышения квалификации специальных компетенций, востребованных в связи с использованием интерактивного оборудования в учебном процессе в образовательных учреждениях; научиться использовать интерактивную доску (на примере StarBoard) в образовательной деятельности

 Категория слушателей   учителя физики

 Срок обучения: 36часов 

Форма обучения: очная

Режим занятий 4-6 часов в день

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего, час.

В том числе

Форма контроля

лекции

Выездные занятия, стажировка,деловые игры и др.

Практ, лаб, семинарские занятия

I.Вводная часть

  1. Совершенствование информационной подготовки учителей физики

1/1           1/2

Информационно – коммуникативные технологии как условие формирования познавательной деятельности.

2

2

 

1/3

 

 

Основные направления совершенствования информационной подготовки учителей физики.

1

1

1/4      

Проверочная работа №1.    

1

1

выступление

2.Методическое обоснование курса

2/1     2/2    

Интерактивные технологии в образовании: интерактивные доски, их типология и общая характеристика.

2

1

1

2/3  

Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса.

1

1

 

2/4

Интерактивная доска как средство развития педагогического мастерства.

1

1

 

2/5

Дидактические возможности специальных программ и особенности оформления методических материалов.

1

1

2/6

Функции программного обеспечения и приемы работы с интерактивной доской StarBoаrd

1

1

2/7

Проверочная работа №2.    

1

1

выступление

II.Основная часть

 3. Методическая разработка программного продукта (проекта)

3/1

3/2

Подбор учебного материала. Методическая разработка       содержания проекта.

 2

1

1

3/3

Основные сведения o PowerPoint. Слайд – создание, форматирование. Шаблоны оформления.

 1

1

 

3/4

 Проверочная работа №3.

1

1

Составление и защита   проекта

4.Практика использования интерактивной доски

4/1

Освоение информационной среды

1

1

4/2

4/3

Инструменты редактирования интерактивного режима

2

1

1

4/4

4/5

Интернет-уроки.

2

1

1

Практическая работа

4/6

4/7

Работа с галереей

2

1

1

Практическая работа  

4/8

Работа в режиме Офис

1

1

Практическая работа

4/9

Представление проектов на основе StarBoard

1

1

Практическая работа

4/10

4/11

Составление проекта по теме «Механика».

2

2

4/12

4/13

Составление проекта по теме «Термодинамика».

2

2

4/14

4/15

Составление проекта по теме «Электродинамика»

2

2

4/16

4/17

Составление проекта по теме «Оптика»

2

2

4/18

4/19

Составление проекта по теме «Квантовая физика»

2

2

4/20

4/21

Защита проектов.

Рефлекция.

2

2

Итоговый контроль

итого

36

13

1

22

Примерные задания для промежуточного контроля

Проверочная работа №1

 Вопросы для обсуждения                                                                                                    1. Необходимость информатизации образования. Этапы и трудности информатизации на примере вашего учебного заведения.                            

2. Каковы этапы создания информационной образовательной среды учебного заведения? Приведите примеры.                                                                                            3. Способы взаимодействия учителя и ученика в условиях информатизации.                                                                                                                            4. Какие проблемы возникают перед учителем-предметником в условиях информатизации?  Приведите примеры.                                                                               5. Пути решения проблем учителя в условиях информатизации.                                  6. Что такое ИКТ-компетенция?

7. Каковы основные этапы профессиональной подготовки учителя-предметника в области ИКТ? Каков Ваш уровень ИКТ-компетенции?

 Проверочная работа №2

 Вопросы для обсуждения                                                                                         1. Назовите типы мультимедийных средств, применяемых в образовании.                        2. Какие дидактические возможности предоставляются ИКТ?                                        3. Что такое интерактивная доска? Каковы её возможности?

4. Каковы достоинства и недостатки интерактивной доски?  

5.Каковы факторы эффективного использования интерактивной доски?                                  6. Какова необходимость введения данного курса?                                                                         7. Какова необходимость разработки авторских проектов с использованием интерактивной доски?

Проверочная работа  №3  

Составление и защита   проекта.

1. Выберите тему презентации

2. Создайте по выбранной теме презентацию, включающую в себя слайды следующей структуры:

  1. титульный слайд;
  2. заголовок и текст;
  3. заголовок, текст и рисунок;
  4. два рисунка;
  5. таблица;
  6. диаграмма;
  7. сравнение.

3. Разместите на каждом слайде содержание, связанное с выбранной тематикой и структурой слайда.                                                                                                              4. Примените к размещенным объектам разнообразные команды меню для повышения наглядности данного объекта в процессе демонстрации.

Требования к оформлению и защите итогового проекта

I. Объем – не менее 25 слайдов                                                                                II. Оформление

  1. Титульный слайд:  название проекта; категория слушателей; учебное заведение; автор; руководители проекта; год создания.
  2. Цели и задачи.
  3. Тематика и  названия разделов; любая дополнительная информация.
  4. Последний слайд: используемая литература,  любая дополнительная информация.

III. Содержание

Разработка урока  с применением интерактивной доски и интернет ресурсов.

Список литературы

  1. В.Ю. Питюков. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001
  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО  «МОДЭК», 2002  
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей. – М.: Изд. ИНТ, 2005  
  4.  Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". /. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222.      
  5. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.  
  6. А. М. Каменский, З.Ю. Смирнова. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (практическое пособие) – М.: Сентябрь, 2006
  7. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с
  8. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.
  9. Долгая, Т.И. Подготовка будущего учителя физики к применению мультимедийных технологий на базе электронной интерактивной доски в практической деятельности [Текст] / Т.И. Долгая // Материалы 9-й Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Часть 2. - М., Рязань, 2010. -С.175-178. Объем 0,22 п.л.
  10. Корчажкина О.М. Интерактивные возможности приложения MS PowerPoint по созданию образовательных электронных ресурсов. Тезисы выступления / XVII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Межрегиональная конференция «Эффективное внедрение новых педагогических технологий и учебных материалов нового поколения в учебный процесс»: Сборник трудов участников конференции. Часть III. – М.: «БИТ про», 2007.
  11.   Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.                                                                                                                                        
  12. Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://class-fizika.narod.ru/vid.htm

http://barsic.spbu.ru/www/lab_dhtml/

http://www.infoline.ru/g23/5495/physics.htm                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная доска на уроках физики

В век технологического прогресса остро стоит вопрос о максимальном использовании информационных технологий на уроках. Нынешнее поколение уже живет и думает «на других» скоростях. Благодаря информацион...

Использование интерактивной доски на уроках физики

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возм...

Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")

Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...

Возможности использования интерактивной доски на уроках физики

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...

Использование интерактивной доски на уроках физики

Применение информационных технологий в образовании в настоящее время...

интерактивная доска на уроках физики

Уроки физики, созданные с применением компьютерной техники, приобретают совершенно новый образ. Хотя основные этапы урока остаются прежними, появляются новые возможности.Цель заседания – поделит...