Урок самоконтроля в10 классе по теме "Магнитное поле"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Широкова Людмила Николаевна

Цель урока "Обобщить знания по теме магнитное поле и научится оцениваь результат своей работы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot.m.p..doc85.5 КБ
Office presentation icon m.g..ppt154 КБ

Предварительный просмотр:

   

Тема урока: «Магнитное поле».

Цель урока: «Обобщить знания по теме магнитное поле и научиться оценивать результат своей работы».

 

                                                                                            Урок по данной теме проведён в 10А

                                                                                                          17 марта 2005 года

                                                                                                  в МОУ СОШ г. Чусового

                                                                                                           учителем физики

                                                                                            Широковой Людмилой Николаевной

 

                Тема урока:  «Магнитное поле».

         

     Цель урока: «Обобщить знания по теме магнитное поле и научиться оценивать результат своей работы».

   

      Задачи урока: обобщить и систематизировать знания о магнитном поле

а) повторить основные понятия;

б) проверить знание формул;

в) проверить умение составлять и решать задачи на знакомых ситуациях;

г) проверить умение анализировать и  решать простые и комбинированные задачи, требующие использование многих форм и методов логического мышления (применение математических знаний: арифметические, алгебраические, геометрические, графические). (2 минуты)

Оборудование. Контрольный лист, лист с заданиями на данный урок,

 мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

                                             

                                                  План урока                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                 


         Содержание                                                       Методы и приёмы



Цели и задачи урока.                                                 Беседа. Обучение самоконтролю                 Фронтальная проверка первого задания.                Беседа. Применение теории на практике. Выполнение и проверка  2,3,4 задания.                  Использование мультимедийного проектора   Рефлексия                                                                   Тестовый опрос.                                          Задание на дом                                                            Запись на доске и в дневниках                                                                                


  Учитель. Сегодня мы должны повторить и обобщить изученный материал  по теме «магнитное поле». Оценку за работу на уроке вы поставите себе сами.

    На листе самоконтроля в последней колонке «итог» поставьте ту оценку, на

которую вы оцениваете свои знания сейчас, а в конце урока сравните, соответствует  ли она той, которую вы получите в ходе выполнения всех заданий.  

     

  ~ Оценка первого задания – если отвечено на все пять вопросов правильно,   то на контрольном листе выставляется 2,5 балла, если  есть одна  неточность в определении или понятии или отвечено на четыре вопроса, то на листе самоконтроля ставится 2балла. 1,5балла ставится, если допущена одна ошибка и допущена неточность в определении или понятии. Во всех остальных случаях ставится 0 баллов. (10 минут)

     

  ~ Оценка второго задания – оценка 5, если правильно найдено все 10 формул.

4 – 9 формул,  3 – 8 - 7формул, в остальных случаях оценка 2. (5 минут)

     

   ~ Третье задание  - 5, если ко всем  четырём ситуациям задан правильный вопрос и выполнен правильно  чертеж.

     4 - если допущена хотя бы одна неточность. 3 – если допущена одна ошибка. 2 -  если выполнено одно задание.

Время выполнения задания - (3минуты)

   ~ Четвёртое задание  - нужно решить одну из задач.

  ` Оценка 4  - если решена первая задача с полным пояснением;

  `оценка 5-  если решена правильно только вторая задача с полным объяснением.

    Если нет пояснений, но получен правильный результат, оценка на бал снижается, так же оценка снижается на бал, если все сделано правильно, но сделали ошибку в конечном расчёте  или задача решена в общем виде, но не успели рассчитать. (17мин.)

   Все оценки занести в контрольный лист и поставить итоговую оценку.

 Затем ответить на вопросы рефлексии.

  Учитель. Выполняем первое задание тут же на листе. Время пять минут.

 

  Учитель. Проверяем первый вариант, вопросы не зачитываем, отвечаем  по порядку, как всегда.

   1 ученик.  Существование магнитного поля обусловлено наличием движущихся заряженных частиц.

    2 ученик. Магнитное поле - вид материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися электрически

 заряженными частицами.

   3 ученик.  Линии индукции магнитного поля – замкнутые линии. Этим они отличаются от линий напряженности электростатического поля, которые имеют начало и конец – они начинаются на положительном заряде и кончаются на отрицательном.

  4 ученик. Величина силы, действующей на проводник с током, определяется по закону Ампера, а направление по правилу левой руки. (F = IBlsin)

  5 ученик. Если по проводникам текут токи одного направления, то проводники притягиваются, если разных направлений, то проводники отталкиваются.

 Учитель. Проверяем второй вариант.

 

 1 ученик. Через магнитное поле осуществляется взаимодействие между:  

                         а) постоянными магнитами;

                         б) постоянным магнитом и проводником с током;

                         в) проводниками с током.

 2 ученик. Свойства магнитного поля:

                   а) магнитное поле материально;

                   б) порождается током

                   в) обнаруживается по действию на рамку с током

                   д) неограниченно в пространстве;

                   г) вихревое.

  3 ученик. Линиями магнитной индукции называются линии, касательные к которым в каждой точке направлены так же, как направлен вектор (В) в этих точках.

 4 ученик. Единица магнитной индукции Тесла  [Тл]  1Тл = 1Н/А∙м

 5 ученик. Величина силы, действующей на движущуюся заряженную частицу, определяется по силе Лоренца (F = Bqsin), а направление силы, если это положительная частица, то правило левой руки, а если это отрицательно заряженная частица, то правило правой руки.

   Учитель. Оценили свои знания – поставили оценку.

 Выполняем второе задание- знание формул (время 2 минуты).

  Учитель.  Проверяем, смотрим на экран. Выставляем оценку

 

  Учитель. На третье задание даётся пять минут.

 Учитель. Снова внимание на экран, проверяем четвёртое задание и выставляем себе оценки.

     Оставшееся время решаем расчётные задачи. Первая задача – это только оценка четыре. Вторая задача на пятёрку.

 Учитель.  По слайду презентации проверяются четвёртое задание  и выставляется оценка в лист самоконтроля. Выводится итоговая оценка средне - арифметическая и сравнивается  с первоначально выставленной оценкой. Затем проводим рефлексию заданий.

ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ Я НАШЁЛ САМЫЕ:

     а) СКУЧНЫМИ

     б)  ИНТЕРЕСНЫМИ           ?

     в) ТРУДНЫМИ

     

 Данный урок проводился 17 марта 2005 года.

  Из 25 учащихся



Вариант № 1

1.Чем обусловлено существование магнитного поля?

2. Дать понятие магнитного поля.

3.Чем отличаются линии магнитной индукции, от линий напряженности электрического поля?

4.Как определяют величину и направление силы, действующей на проводник с током во внешнем магнитном поле?

5. Как взаимодействуют параллельные проводники с токами, направленными в одну сторону? В противоположные стороны?

Найди соответствующе формулы.

1. В                                  1. 2πm/qB                            

2. FА                                2. qBR/m  

3. Т                                  3. qBυsinα    

4. М                                 4. mυ/qB  

5. R                                  5. FА /Blsinα  

6. FЛ                                 6. М/IS

7. υ                                   7. mυ/RB

8. I                                    8. FЛ/qBsinα

9. m                                  9. IBlsinα

10.q                                 10. F/Il

                                        11. IBS

                                        12.qBR/υ 

Вариант №2

1.Между, чем осуществляется взаимодействия через магнитные поля?

2. Какими свойствами обладает магнитное поле.

3.Как определяют направление линий магнитной индукции?

4. Какая величина служит силовой характеристикой магнитного поля, и в каких единицах её измеряют.

5. Как определяют величину и направление силы, действующей на движущую заряженную частицу в магнитном поле?

 

 Найди соответствующе формулы.

1. R                                  1. FА /Blsinα  

2. FЛ                                2. М/IS

 3. m                                3. IBlsinα

4. q                                  4. F/Il

5. υ                                  5. IBS

6. М                                 6.qBR/υ

7. В                                  7. 2πm/qB                            

8. FА                                8. qBR/m  

9. Т                                  9. qBυsinα    

10. I                                10. mυ/qB  

                                       11. mυ/RB

                                       12. FЛ/qBsinα                

Графические задачи:

1.  Показать направление силы Ампера.

I

  В                                              

I

2.Нарисовать силовые линии магнитного поля.

А

3. Изобразить графически направление вектора магнитной индукции.

4.Протон влетел в магнитное поле, изобразить траекторию, направление скорости и силы, вектор магнитной индукции направлен к наблюдателю.

                                                                                                                                

Расчётная задача:

 1.  На двух нитях висит горизонтально расположенный стержень длиной 2м и массой 0,5кг. Стержень находится в однородном  магнитном поле, индукция которого 0,5Тл  и направлена вниз. Какой ток нужно пропустить по стержню, чтобы нити отклонились от вертикали на 45о?

  1. Прямолинейный проводник массой 3кг, по которому протекает ток 5А, поднимается вертикально вверх с ускорением 5м/с2 в однородном магнитном поле с индукцией 3Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определить длину проводника.

Графические задачи:

1. Показать направление тока в прямолинейном проводнике.

В

2. Нарисовать направление тока в проводнике.            

В

FА

  1. Изобразите графически направление вектора магнитной индукции.

А

4. Электрон влетает в магнитное поле, изобразите траекторию, направление скорости и силы, вектор  магнитной индукции направлен от наблюдателя.

                                                                                                                                            

Расчётные задачи:

1.  В однородном магнитном поле с индукцией 0,5Тл расположен горизонтальный проводник длиной 0,2м и массой 20г. Линии индукции поля перпендикулярны проводнику. Какой ток должен идти через проводник, чтобы он висел.

 2.  Протон, прошедший ускоряющую разность потенциалов 600В, влетает в однородное магнитное поле и движется по окружности радиусом 12мм. Найти индукцию поля.  (mp = 167*10-27кг; qp = 1,6*10-19Кл)                  

                                 

Листок самоконтроля

Оценки         Теория    Формулы                      Задачи                         Итог

Ф. И.                                                   Графические      Расчётные

                           Листок самоконтроля

Оценки         Теория    Формулы                      Задачи                         Итог

Ф. И.                                                   Графические      Расчётные



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок - самоконтроля Цель урока: «Проверить умение применять полученные знания на практике и дать оценку своей работе» "М а г н и т н о е п о л е"

Слайд 2

Задачи урока: обобщить и систематизировать знания о магнитном поле повторить основные понятия; проверить знания формул; проверить умение составлять и решать задачи на различные ситуации; проверить умение анализировать и решать простые и комбинированные задачи, требующие использование многих формул и методов логического мышления; проверить умение применения математических знаний: арифметических, алгебраические, геометрические, графические.

Слайд 4

В 2 В 1 В I 1 I 2 I 1 I 2 B 1 B 2 B В I F А В I I В В F А I Вариант 1 Вариант2 В  F Л В  F Л

Слайд 5

Вариант 1 задача №1 F н mg F А F н I  Ответ: I = 5A По первому закону Ньютона mg + F А + 2F н = 0 m g 2сos  F н = Тогда сила Ампера будет равна: F А = mg tg  IBl = mg tg  mg tg  Bl I = Спроецируем векторы на оси координат ОХ и ОУ ОХ: F А - 2F н sin  = 0 ОУ: - mg + 2F н cos  = 0 } F А mg I B По второму закону Ньютона am = mg + F А Спроецируем векторы на ось ОУ am = - mg + F А F А = m(g + a) IBl = m(g + a) m(g+a) IB l = Ответ: l =3м Задача №2

Слайд 6

Вариант 2 Задача №1. F А mg I B По первому закону Ньютона mg + F А = 0 mg Bl I = Ответ: I=2A Спроецируем векторы на ось ОУ : - mg + F А = 0 F А = mg IBl = mg Задача №2 Электрическое поле сообщает протону кинетическую энергию q U = ▲ E к Ответ : В = 0,29 Тл qU = (m  2 )/2  = 2qU/m B = R -1 2Um/q m  2 R = qB  m  qR В = F Л  По второму закону Ньютона am = F Л

Слайд 7

Задания, которое я нашёл самым а) интересным б) трудным в) скучным ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики 9 класс. «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»

Урок физики 9 класс.«Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»Учитель физики Даузе М.Г. МБОУ «Краснохолмская сош №2 им.С.Забавина»Цели урока:Образоват...

Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах...

Урок биологии 10 класс "Определение пола. Наследование сцепленное с полом".

Материал урока позволяет конкретизировать полученные знания и продолжить использовать генетические понятия и символы для решения задач...

Урок биологии 10 класс "Определение пола. Наследование сцепленное с полом".

Материал урока позволяет конкретизировать полученные знания и продолжить использовать генетические понятия и символы для решения задач...

План урока в 9 классе. Тема :"Электромагнитное поле".

План урока по изучению новой темы в 9 классе....

урок физики 9 класс "Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки"

конспект урока по физике в 9 классе по теме " Правило левой руки"...