План урока в 9 классе. Тема :"Электромагнитное поле".
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Овеченко Дмитрий Сергеевич

План урока по изучению новой темы в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektromagnitnoe_pole_ovechenko.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

КРАСНОДАРСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Муниципальный конкурс «Учительские вёсны» в 2018 году

ТЕМА УРОКА Электромагнитное поле

ЦЕЛЬ: Познакомиться с понятием электромагнитного поля.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательные:
  • Экспериментально проверить возможность передачи электромагнитной энергии при помощи катушек, одна из которых подключена в сеть переменного напряжения.
  • Пронаблюдать зависимость наведенной ЭДС от силы тока в возбуждающей катушке.
  • Развивающие:
  • Формирование умения постановки физического эксперимента, ведения наблюдений и анализа полученных результатов.
  • Повышение внимания к деталям явлений и их закономерностям.
  • Воспитательные:
  • Овладение навыками взаимодействия в коллективе при поиске ответа.
  • Привитие культуры обращения с приборами и соблюдения техники безопасности работы с ними.
  • Повышение интереса к изучению естественных наук.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ компьютер; мультимедийный проектор; видеоматериал к уроку;

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ источник питания; катушки-мотки; ключ; переменный резистор; полосовой постоянный магнит; штатив с муфтой и лапкой; соединительные провода; миллиамперметр; милливольтметр;
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Перышкин по физике для 7-9 классов.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. А.В. Перышкин:  Физика 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений 2009 г., Издательство «Дрофа».

2.  Физика в ученическом эксперименте ЭЛЕКТРИЧЕСТВО Руководство по выполнению лабораторных работ, составитель методических рекомендаций Степанов С.В., ПФ РНПО «Росучприбор», 2002 г

Видео к уроку https://www.youtube.com/watch?v=klVPcKutTWE 

УЧИТЕЛЬ Овеченко Дмитрий Сергеевич

ОО МБОУ СОШ №29 города Краснодара

План урока.

Учебная задача

Форма работы

Время

I.

Оргмомент.

Мобилизация внимания учеников, создание мотивации к работе на уроке.

1 мин.

II.

Актуализация знаний.

Проведение эксперимента

8 мин.

III.

Изучение нового материала.

1.Постановка проблемного задания.

2.Самостоятельная формулировка темы урока.

3.Историческая справка.

4.Определение электромагнитного поля.

20 мин.

IV.

Закрепление изученного материала.

Работа в группах по выполнению экспериментальных заданий.

11 мин.

V.

Выявление уровня усвоения изучаемого материала.

Анализ проведенной работы. предложенного учебного текста.

2 мин.

VI.

Домашнее задание.

Озвучивание номера параграфа.

2 мин.

VII.

Формирование оценки урока.

1 мин.

Ход урока

I.Оргмомент.

- Ребята,  кто из Вас хотя бы раз пользовался беспроводной зарядкой для телефона? У кого из вас дома есть устройства использующие беспроводную зарядку? В автомобиле ваших родителей?

- Обратили Вы своё внимание на то, как располагаются при этом телефон и зарядная станция? Зарядка аппарата длится столько же времени как и через кабель? Из какого материала изготовлена задняя крышка вашего телефона и передняя панель зарядного устройства? Как вы думаете почему?

II.Актуализация знаний.

Вспомним для начала условия возникновения тока в катушке при поднесении постоянного магнита. Проверим на опыте, как будут изменяться показания амперметра  при действии одного магнита на катушку. Соберите схему, которая на прошлых уроках позволила нам регистрировать возникновение тока в проводнике. Приближайте и отдаляете один магнит. Воспользуйтесь двумя магнитами.  

-Почему значения регистрируемые значения возросли при той же скорости движения магнитов?

III.Изучение нового материала.

1.Постановка проблемного задания.

Мы  вспомнили,  условия возникновения тока в проводнике помещенном в магнитное поле, а так же величины от которых зависит сила тока в проводнике при приближении магнита.( скорость движения магнита, величина магнитного потока, число витков в катушке) Мы видим, что электричество и магнетизм неразрывно связаны друг с другом.  

2.Самостоятельная формулировка темы урока.

Как бы вы назвали поле взаимодействия электронов, движущихся в проводнике и магнитного поля?(Электромагнитное поле)

3.Историческая справка.

После открытия Фарадеем в 1831 году электромагнитной индукции стало ясно, что магнитное поле способно порождать электрический ток. Углубил понимание  явления электромагнитной индукции английский ученый Джеймс Максвелл, обобщив с  данными о причинах побуждающих движение электронов в проводнике. Какое поле заставляет двигаться электроны?(Электрическое) Именно под действием этого поля электроны движутся в замкнутом проводнике помещенном во внешнее магнитное поле. Получаем переменное электрическое поле в случае переменного магнитного.

4.Определение электромагнитного поля.

Вывод, который Максвелл представил в 1865 гласит: Любое изменение со временем магнитного поля приводит к возникновению изменяющегося электрического поля, а всякое изменение со временем электрического поля порождает изменяющееся магнитное поле.

Запишите вывод Максвелла себе в тетради. Как мы можем обобщить это высказывание? Взаимно порождающие переменные электрическое и магнитное поля образуют единое электромагнитное.

Посмотрим видеоматериал посвященный технической реализации беспроводной передаче энергии на примере беспроводных зарядок.  
Учитель  останавливает видео и комментирует видео материал.

Из видео вы узнали, что при беспроводной передаче энергии используется переменный ток определенной частоты. Это указывает на то, что электроны движущиеся с ускорением, порождая переменное электрическое поле, которое называют вихревым. Такое движение электронов делает их источниками электромагнитного поля.  Помимо них, источником электромагнитного излучения может быть движущийся постоянный магнит.

Электрическое поле существует всегда вокруг электрического заряда независимо от системы отсчета, магнитное- в системе, относительно которой электрические заряды движутся. Электромагнитное существует только в системе отсчета, относительно которой заряды движутся с ускорением.

IV. Закрепление изученного материала.

Проверим на опыте передачу энергии от катушки подключенной к источнику переменного напряжения второй катушке, к которой мы подключим вольтметр для индикации наведенного напряжения. Соберите схему согласно требованию.

V.Закрепление изученного материала.

Какое поле возникает вокруг заряженной частицы, если она покоится; движется равномерно; движется с ускорением?

Какое поле возникает вокруг постоянного магнита когда он покоится; во время его движения?

V.Выявление уровня усвоения изучаемого материала.

Что такое электромагнитное поле?

Перечислите источники электромагниитного поля, о которых вы узнали из сегодняшнего урока.

VI.Домашнее задание.

Прочитать §51;

VII.Формирование оценки урока.

- Поднимите полностью вытянутую руку те, кому понравился сегодняшний урок; согнутую в локте руку те, у кого остались вопросы по пройденному материалу. Сложите перед собой руки те, кто не разобрался в новом материале.

Спасибо за внимание!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вопросы к зачету по теме электромагнитное поле 9 класс физика

выделение ключевых знаний по теме электромагнитное поле...

Тест 9 класс по теме "Электромагнитное поле. Электромагнитные волны"

данный тест поможет учителю быстро проверить качество знаний учащихся по даннному вопросу....

План урока 9Б класса (Вторник 14 апреля) Урок №72, контрольная работа "Электромагнитное поле"

В рамках дистанционного обучения, для обучающихя 9Б класса (гуманитарный профиль), составлен план занятий по выполнению контрольной работы с подбором деманнстрационного варианта....

Презентация по теме "Электромагнитное поле.Электромагнитные волны"

Презентация для 9 класса по п 47 и 48 учебника А.В. Перышкин...

Текст открытого урока по физике в 9 классе на тему "Электромагнитное поле и электромагнитные волны"

В данном материале приведены ход урока, физминутка и рефлексия с вопросами, требующими развернутого ответа....