Методическая разработка урока. 9 класс. тема:"Электромагнитная индукция"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Здуновский Антон Владиславович

Подробный конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Методическая разработка урока.

Предмет: физика

Раздел: Электродинамика

Тема урока: «Электромагнитная индукция»

Класс: 9

Тип урока: «Урок-исследование»

Разработку выполнил: Здуновский А.В.   учитель физики ГБОУ школа № 355 Московского района.

 

Оборудование: Гальванометры, набор магнитов, катушки, стальные сердечники для катушек, соединительные провода.

Список литературы: учебник физика 9кл. Перышкин А.В.   Гутник Е.М. ; Сборник задач по физике 7-9 Лукашик В.И.  Иванова Е.В

Эпиграф:                                                                                                          

                                                                                                                     «Умеет учить тот, кто учит интересно.»

                                                                                                                                           А. Эйнштейн

                                                                                              «Опыт - верховный судья теории.»

                                                                                                                                             Л.Д. Ландау

 

Цели и задачи:

- Сформулировать понятие явления электромагнитной индукции.

-     Исследовать явление электромагнитной индукции.

-      Понять устройство и принцип работы индукционного электромеханического генератора.

-       Выяснить значение этого открытия для человеческой цивилизации.

Формируемые УУД:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1 Выяснить сущность явления электромагнитной индукции.

2   Сформулировать понятие «индукционный ток»

3   Определить различные способы получения индукционного тока.

4 Выяснить от чего зависит сила индукционного тока.

5  Установить факторы влияющие на направление индукционного тока.

6     Сформулировать понятие «магнитный поток»

7   Узнать о технических применениях данного явления.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1   Продумывать план эксперимента и подбирать необходимое оборудование.

2       Делать выводы из экспериментов.

3       Формулировать новые понятия.

4      Устанавливать причинно-следственные связи.      

5  Поиск и выделение необходимой информации.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1      Действия смыслообразования.

2      Формирование настойчивости в поиске необходимой информации.

3   Формирование желания выполнять учебные действия.

4      Способствовать возрастанию личности учащихся через понимание явлений окружающего мира.

5      Умение работать коллективно.

Оборудование:  гаьванометры, набор                     магнитов, катушки, сердечники катушек, соединительные провода.

                   Этапы  урока:

- Организация самопроверки готовности к уроку

- Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

- Проверка домашнего задания.

- Актуализация (подготовка учащихся к активному восприятию нового материала.)

- Получение и усвоение нового материала.

- Обобщение и систематизация.

- Контроль и оценка деятельности учащихся.

- Инструктаж домашнего задания.

- Проверка выполнения целей урока.

- Рефлексия.

                  Организационный момент:

Перед началом урока класс разбивается на команды по 4-5 человек. В каждой группе имеется необходимое оборудование для выполнения экспериментальных заданий. В классе находится экран и проектор для просмотра презентаций.

                         Ход  урока

1 Проверка домашнего задания.

2   Активация познавательной деятельности.   Учащиеся смотрят первые кадры презентации (Опыт Эрстеда).

Учитель напоминает, что в 1820г датский ученый Ганс Христиан Эрстед обнаруживает свойство электрического тока создавать в окружающем пространстве магнитное поле. Ученые, убежденные в гармоничном устройстве природы, стали искать обратный эффект.

Вопрос ученикам: Какой обратный эффект искали ученые? Что является причиной, а что следствием в опыте Эрстеда? Что должно быть причиной и следствием в обратном эффекте?

(ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:  Магнитное поле должно создавать электрический ток.)  Этот вывод формулируют сами учащиеся. Т.е. ученики сами определяют направление своего исследования.

Спустя 11 лет английский ученый Майкл Фарадей открывает возможность создания электрического тока  при помощи магнитного поля. (1831г)

Сегодня вы повторите его эксперименты используя подобные приборы и материалы.

3   Эксперимент №1

Учащиеся сами собирают экспериментальную установку по рисунку.

Постановка задачи :  Имея необходимое оборудование добейтесь получения электрического тока.

Примечание : учитель четко не формулирует что-именно нужно делать, ученики сами начинают исследования и приходят к выводу что при движении магнита относительно неподвижной катушки возникает ток. При обнаружении эффекта один из представителей команды сообщает об открытии.

 

Этот результат записывают все учащиеся класса.

Учитель предлагает другим способом достичь того же результата.

(При перемещении катушки относительно неподвижного магнита создается ток)

Проводятся подобные эксперименты с различными видами движений катушек и магнитов. Члены разных команд сообщают о различных способах получения тока. Результаты записываются всем классом.

Школьникам предлагается обобщить результаты экспериментов и сформулировать общий вывод.

вывод учащихся: «В замкнутом проводнике создается электрический ток при любом изменении магнитного поля в области проводника»

4   Магнитный поток

Класс смотрит презентацию. Вводится понятие «Магнитный поток»

Учитель просит сформулировать предыдущий вывод используя новое понятие.

Ученики сами дают определение данного явления. Окончательный вариант записывается всем классом:

«Явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока пронизывающего этот контур называется электромагнитной индукцией» . «Возникающий вэтом случае ток называется индукционным.»

Класс выполняет задание из учебника. Упражнение №39(2)

Задание состоит из 5-ти пунктов. Один из членов каждой команды отвечает на поставленный вопрос. Результаты записываются в тетрадь.

5  Исследование зависимости величины индукционного тока от различных факторов.

Школьники самостоятельно разрабатывают план экспериментов, проводят эксперименты с учетом имеющегося оборудования, делают выводы и сообщают классу и учителю результаты экспериментов, подтверждая их демонстрацией опытов.

ВЫВОД УЧАЩИХСЯ: На силу тока влияют скорость изменения магнитного потока, наличие стального сердечника в катушке, индукция магнитного поля (определяется количеством магнитов)

Направление индукционного тока определяется направлением движения магнита и полюсом магнита.

6  Другие способы получения индукционного тока.

Учитель демонстрирует  установку изображенную в учебнике на стр. 162  рис. 126

Оборудование:  источник питания, ключ, малая катушка, большая катушка, сердечник малой катушки, гальванометр, реостат.

Задание классу:  начертить электрическую схему установки и продемонстрировать ее аудитории. Исходя из полученного опыта обнаружить все возможные способы получения индукционного тока в катушке «С»

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: при движении малой катушки относительно большой, при перемещении сердечника малой катушки, при замыкании и размыкании цепи, при изменении силы тока  при помощи реостата.

Ответы учеников сопровождаются показом эксперимента преподавателем т.к.  источник питания работает от сети с напряжением 220 В. (Техника безопасности)

7         Индукционный генератор

Задание классу: Во всех рассмотренных ранее случаях электрический ток возникал вцепи на короткое время. Каким способом можно добиться существования тока вцепи длительное время?

Ученики предлагают свои варианты ответов: (колебательное движение магнита относительно катушки или вращение магнита.)

8           Домашнее задание:                                   § 49; 50 Подготовить сообщение об устройстве индукционного генератора. Предложить способы увеличения КПД генератора.

Узнать различные виды электростанций и посмотреть их расположение на карте Мира (в сети интернет)

9                            Рефлексия

- какое явление называется электромагнитной индукцией?

- кто его открыл?

- когда было сделано это открытие?

- какое значение имеет это открытие для человечества?

           Учащиеся заполняют лист самооценки.

Фамилия, имя, класс.

Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?

+ + + очень важные

+ +  важные

_  не важные

Как ты оцениваешь полученные сегодня знания?

+ + +  глубокие

+ +    средние

 +   поверхностные

С каким настроением ты работал на уроке?

+ + + интересно

+ +  средне

+  все равно

Как ты оцениваешь свою деятельность?

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

                   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"

Данный урок «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея» - является продолжением темы «Электромагнитные явления» в 9 классе. Очень интересная тема  с исторической, теоретической и практической точк...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Презентация к уроку по теме "Электромагнитная индукция" 11 клас

Презентация подготовлена в соответствии с рабочей программой общеобразовательной средней школы и может быть использована  как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего занят...

Открытый урок по теме: Электромагнитная индукция. «От производной к производству или история одного открытия»

Открытый урок по теме:Электромагнитная индукция.«От производной к производству или история одного открытия»...

Урок по теме "Электромагнитная индукция. Правило Ленца"

Урок по теме "Электромагнитная индукция. Правило Ленца"...

презентация к уроку по теме "Электромагнитная индукция"

презентация к уроку по теме "Электромагнитная индукция"...