открытый урок по теме "Решение задач по термодинамике"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Ольга Михайловна Кожевникова

Урок в 10 классе с использованием интерактивной доски и компьютеров.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок – решение задач по физике

10 класс

«Основы термодинамики».

Цели урока. 

Образовательные: получить учащихся, усвоивших основы термодинамики; овладевших способами преобразования формул; умеющих применять законы термодинамики при решении задач.

Развивающие: развивать умения применять математические знания для преобразования формул, навыки логического мышления, умение работать с компьютером в интернете, делать выводы.

Воспитательные: убеждать учащихся в познаваемости окружающего мира, формировать интерес к познанию законов природы и их применению, создавать позитивное отношение к предмету.

Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, 5 компьютеров для учащихся.

План урока.

  1. Организационный момент – вступительное слово учителя и запись домашнего задания. 1 мин.
  2. Мотивационно – ориентировочный момент. 5-8 мин.

Выполнение задания по преобразованию формул – постановка темы и цели урока.

  1. Работа учащихся на интерактивной доске – фронтальное решение задач. 10 мин.
  2. Индивидуальная работа учащихся – решение задач на карточках. 19 мин.
  3. Работа, учащихся собирающихся сдавать ЕГЭ по физике, за компьютерами – онлайн тестирование. 19 мин.
  4. Рефлексия и заключительное слово учителя 2 мин.

 Ход урока.

  1. Учитель: Здравствуйте ребята. Пожалуйста, садитесь.

Над какой темой мы с вами работаем на протяжении уже нескольких уроков. Ученик: «Основы термодинамики». (слайд №1)

Учитель: На сегодняшнем уроке продолжаем решать задачи. Запишите тему урока и домашнее задание.  (слайд №2)

    2. Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями – а для этого нужно выполнить первое задание – вспомнить и преобразовать формулы. Двое учащихся (кинестетиков) работают у доски – составляют формулы и преобразовывают их. (приложение №1) Для остальных: «У каждого из вас на парте лежат листы (приложение №2), на которых вы будете работать. У вас 5 минут, чтобы выполнить задание».  

        Итак, обменяйтесь листами, проводим взаимопроверку – двое учащихся  (визуалов) к интерактивной доске, записать результаты и найти ошибки в формулах на слайде (слайд №3). Эти карточки помогут вам сегодня.

       

      3. Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке потренируем мозги и вытащим из тайников памяти кое-что ценное – будем решать задачи по теме: «Основы термодинамики» Фронтальное решение задач на интерактивной доске с последующей проверкой:

Задача 1. Какова внутренняя энергия гелия, заполняющего аэростат объёмом 50 м3 при давлении 60 кПа?                                       (слайд №4)

Дано:               “СИ”                                  Решение.

V = 50 м3

р = 80 кПа        8∙104 Па

U - ?

 

Задача 2. Идеальный газ переходит из состояния 1 в состояние 4 так, как показано на рисунке. Вычислите работу, совершаемую газом.   (слайд №5)

                       

Задача 3. При изотермическом расширении идеальным газом

совершена работа 15 кДж. Какое количество теплоты сообщено газу? Решаем устно                                              (слайд №6)

первый закон термодинамики                                      

При изотермическом процессе (Т = const)

внутренняя энергия газа не меняется, то есть        

4. Итак, мы рассмотрели решение задач по теме «Основы термодинамики». А теперь индивидуальная работа на карточках. (Приложение № 3).                                                            (слайд № 7)

5. Пятеро учащихся, собирающихся сдавать ЕГЭ по физике, садятся за компьютеры и работают над онлайн тестами (приложение № 4).  

6.  Учитель: «на этом наш урок заканчивается.

              Ответьте на вопросы и сдайте карточки»  (слайд № 8)

                  Я оцениваю свою работу на уроке …

                  Сегодня на уроке мне удалось …

                  Мне на уроке показалось трудным …

                  Что бы вы посоветовали учителю?

                 Понравился ли тебе урок, оцени «смайликом»

       



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Составить из карточек с буквами формулу для внутренней энергии идеального одноатомного газа, используя мел для математических знаков.

Выразить из получившейся формулы массу газа.

Составить из карточек с буквами формулу для изменения внутренней энергии идеального одноатомного газа, используя мел для математических знаков.

Выразить из получившейся формулы изменение температуры.

Приложение № 2

Знание и умение преобразовывать формулы:

Вариант 1                                                        Вариант 2

Формула

Выразить из формулы

Формула

Выразить из формулы

Внутренней энергии идеального одноатомного газа

Абсолютную температуру

Изменения внутренней энергии идеального двух атомного газа

Массу газа

Работы газа

Давление

Количества теплоты при парообразовании и конденсации

Удельную теплоту парообразования

Количества теплоты при нагревании и охлаждении

Массу

Уравнения Клапейрона-Менделеева

Абсолютную температуру

Ф. И._________________                             Ф. И._________________  

Знание и умение преобразовывать формул:     Знание и умение преобразовывать формул:

Вариант 1                                                        Вариант 2

Формула

Выразить из формулы

Формула

Выразить из формулы

Внутренней энергии идеального одноатомного газа

Абсолютную температуру

Изменения внутренней энергии идеального двух атомного газа

Массу газа

Работы газа

Давление

Количества теплоты при парообразовании и конденсации

Удельную теплоту парообразования

Количества теплоты при нагревании и охлаждении

Массу

Уравнения Клапейрона-Менделеева

Абсолютную температуру

Ф. И._________________                       Ф. И._________________  

Знание и умение преобразовывать формул:     Знание и умение преобразовывать формул:

Вариант 1                                                        Вариант 2

Формула

Выразить из формулы

Формула

Выразить из формулы

Внутренней энергии идеального одноатомного газа

Абсолютную температуру

Изменения внутренней энергии идеального двух атомного газа

Массу газа

Работы газа

Давление

Количества теплоты при парообразовании и конденсации

Удельную теплоту парообразования

Количества теплоты при нагревании и охлаждении

Массу

Уравнения Клапейрона-Менделеева

Абсолютную температуру

Приложение № 3

Ф И. __________________________________________________       класс________

ВАРИАНТ №1

1.  Как изменяется внутренняя энергия идеального газа при изотермическом сжатии?

        А. Увеличивается.   Б. Уменьшается.   В. Не изменяется.   Г. Ответ неоднозначен.

2.  Какое выражение соответствует I закону термодинамики для изохорного процесса?

          А. ΔU=Q.   Б. ΔU=A.   В. ΔU=0.   Г. Q= -A.

3. Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты 300 Дж, а внешние силы совершили над ним работу 500 Дж?

     А. 200Дж,    Б. 300Дж,    В. 500Дж,    Г. 800Дж.  

4.  Состояние идеального газа изменилось в соответствии с графиками на Р-V диаграмме. В каком случае изменение внутренней энергии больше? (см. рисунок)

     А. в первом.  Б. во втором.  В. в обоих случаях одинаково.  Г. ответ не однозначен.

Р, Па                                                                  Р, Па

         2                          2                                               2           _______ 2

         1         1_______                                                  1         1

          ____________________                                    ______________________

         0           1           2      V,м3                                   0           1           2       V,м3 

       

        первый случай                                                 второй случай

5.  В цилиндре компрессора адиабатно сжимают 2 моля кислорода. При этом совершается работа  8,31 кДж. Найдите, на сколько повысится температура газа.

Ф И. __________________________________________________       класс________

ВАРИАНТ №2

  1. Как изменяется внутренняя энергия идеального газа при изотермическом расширении?

       А. Увеличивается.   Б. Уменьшается.   В. Не изменяется.   Г. Ответ неоднозначен.

2.  Какое выражение соответствует I закону термодинамики в адиабатном процессе?

          А. ΔU=Q.   Б. ΔU= -A.   В. ΔU=0.   Г. Q= -A.

3. Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты 500 Дж, а внешние силы совершили над ним работу 300 Дж?

      А. 200Дж,    Б. 300Дж,    В. 500Дж,    Г. 800Дж.   

4. Состояние идеального газа изменилось в соответствии с графиками на Р-V диаграмме. В каком случае работа, совершаемая газом, больше? (см. рисунок)

   А. в первом.  Б. во втором.  В. в обоих случаях одинаково.  Г. ответ не однозначен.

Р, Па                                                                  Р, Па

         2                          2                                               2           _______ 2

         1         1_______                                                  1         1

          ____________________                                    ______________________

         0           1           2      V,м3                                   0           1           2       V,м3 

       

        первый случай                                                 второй случай

                                         

5.  При адиабатном сжатии азота совершается работа 0,831 кДж, при этом температура газа повышается на 20К. Найдите количество вещества данного газа.

Приложение № 4

Ф. И. ______________________________________

Создать на рабочем столе свою папку.

Выйти в Интернет и перейти по ссылке http://www.afportal.ru/physics/test/online/termo4

Решив предложенный тест, сохранить его результаты в своей папке.

 

Ф. И. ______________________________________

Создать на рабочем столе свою папку.

Выйти в Интернет и перейти по ссылке http://www.afportal.ru/physics/test/online/termo4

Решив предложенный тест, сохранить его результаты в своей папке.

 

Ф. И. ______________________________________

Создать на рабочем столе свою папку.

Выйти в Интернет и перейти по ссылке http://www.afportal.ru/physics/test/online/termo3

Решив предложенный тест, сохранить его результаты в своей папке.

 

Ф. И. ______________________________________

Создать на рабочем столе свою папку.

Выйти в Интернет и перейти по ссылке http://www.afportal.ru/physics/test/online/termo3

Решив предложенный тест, сохранить его результаты в своей папке.

Решив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Первое начало термодинамики" 10 класс

Открытый урок по теме "Первое начало термодинамики" 10 класс...

Интегрированный урок «Моделирование решения задач по термодинамике с использованием электронных таблиц»

Интегрированный урок «Моделирование решения задач по термодинамике с использованием электронных таблиц»...

Презентация открытого урока "Решение экспериментальных задач"

Решение экспериментальных задач по физике в 11 классе...

Открытый урок на тему "Задачи на уравнивание"

Дифференцированный подход в обучении...

открытый урок по физике "Первое начало термодинамики"

Изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Первое начало термодинамики»Модуль предназначен для формирования представления об основных понятиях термодинамики, первом и втором за...

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...