Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся
статья по физике на тему

Важнейшей целью образования в настоящее время является всестороннее развитие ребёнка, раскрытие потенциала каждого, создание условий для максимально возможного доступа к образованию во всех формах. Чему мы учим ученика, чего от него ждем? Простого повторения того, что было изложено? Мы натаскиваем на решение типовых задач, то есть передаем готовые знания. Мы не тренируем ученика, не учим постановке проблем, не воспитываем логическое чутье, позволяющее заметить и выявить противоречия в сложных ситуациях. Результат таких действий достаточно печален: ученик не может воспользоваться шаблонными знаниями в жизни.

Перед нами стоит задача – научить школьника мыслить творчески. Мыслительную деятельность можно развивать на материале обсуждения исследовательских задач. Исследовательская деятельность учащихся – одна из новых педагогических технологий активизации учебного процесса. Именно во время организации внеучебной деятельности учащихся можно наиболее полно раскрыть развивающую и воспитывающую функции предмета. Развитие личности означает формирование у него новых способностей, т.е. условием развития может стать и новое знание, приобретенное учеником, навык и умение.

Актуальность использования исследовательской деятельности учащихся для формирования у него новых способностей понятна и очевидна для каждого педагога. Участие обучаемых в различных научно-практических конференциях, семинарах развивает индивидуальность и личность ребёнка. Исследовательская деятельность - это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» [1].

В рамках научно-исследовательской деятельности нашей целью является формирование познавательной потребности и активизация мыслительной деятельности обучающего.

При изучении феномена творческой инициативы Д.Б. Богоявленской было выявлено три качественных уровня проявления: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный [2]. Исследовательская деятельность учащихся позволяет выйти на эвристический, а затем и на креативный уровень интеллектуальной активности. Это становится возможным, если у ученика будет потребность и осознание в познавательной деятельности; эмоциональному настрою от деятельности в условиях работы. При изучении физики необходимо обратить внимание на формирование умений получать и применять полученные знания в многообразных ситуациях. Задача учителя увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и умело их развивать и применять на практике. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, но он очень застенчив, не может отвечать у доски. Похвала учителя и восторг одноклассников вызывает у этого ученика потребность в реализации этой способности не только на уроке. В этой ситуации на помощь приходит учитель, вовлекая его в исследовательскую деятельность. В дальнейшем он занимает 2 место в районной политехнической олимпиаде школьников. Именно такая форма работы будет способствовать с одной стороны, поддержанию интереса этого ребенка к дальнейшему развитию и применению на практике своих творческих способностей, с другой – расширению кругозора и обогащению его языка, формированию и развитию не только коммуникативных умений, но и творческих. Эта задача решается благодаря организации кружковой работы и элективных курсов. Организацию исследовательской деятельности учащихся я начала с 1995 года. Вела кружок «Юный физик», элективные курсы «Методы решения задач по физике», «Наблюдай и исследуй», «Физика в твоей будущей профессии».

В условиях модернизации школьного и вузовского образования возрастает роль и значимость образовательного пространства «школа-вуз». Наша школа №15 взаимодействует с кафедрой «Естественно-технических дисциплин» Технического института (филиала) ФГАОУ Северо-Восточного университета: активно принимаем участие в ежегодно проводимых конференциях, олимпиадах, декадах естественных наук. Реализуемое взаимодействие с университетом способствует: распространению передовых педагогических технологий, созданию творческой среды для учащихся и педагогов.

В рамках исследовательской работы нашейцелью является приобретение умений и навыков исследовательской работы, активизация мыслительной деятельности учащихся: создание среды богатой информации, свободой деятельности, неформальные атмосферы, где каждый получает возможность индивидуального темпа деятельности.

Творческая активность предполагает наличие познавательной потребности, которая проявляется в овладении элементарными методами научного познания и применении их на практике, в умении организовывать и анализировать свою деятельность в социальной сфере, стремлении к участию в коллективном творческом поиске; в умении работать в исследовательских группах и представлять результаты своей работы. Исследовательская группа «Чурапчата» успешно выступила в Интернет – проекте. В работе «Роль процесса испарения в жизни человека» учащиеся 5 а раскрыли значения процесса испарения для жизнедеятельности человека и изготовили простой в обращении прибор – гигрометр.

Выбор методов организации исследовательской работы зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовки и личностных качеств учащегося, материального оснащения и других факторов. При подготовке учащихся к творческой деятельности можно выделит два этапа: подготовительный и этап защиты.

В подготовительном этапе у обучающихся формируется исследовательская компетентность, учащиеся учатся задавать вопросы, выявлять противоречия, формулировать проблемы и гипотезы и выполнять экспериментальные исследования. В школе действует научное общество школьников «56-ая параллель», которое позволяет каждому желающему испытать, испробовать, выявить хотя бы часть своих способностей.

Этап защиты всегда сложен. Исследовательская рефлексия заключается в способности анализировать причины явлений, обозначать свое понимание вопроса, осознание и умение пояснять цели своих занятий теми или иными учебными предметами; во владении методами рефлексивного мышления; в самоанализе и самооценке; в умении сопоставлять полученные результаты с поставленными целями, корректировать дальнейшую деятельность. Нужно выработать у ученика психологическую готовность в условиях ограничений и моральной ответственности за конечный результат. Вопросы аудитории касаются не только оценки содержания работы и умения отвечать без шпаргалок, но и умения держать себя, говорить четко и грамотно. Интересен тот факт, что «слабые» в учебе ученики становятся намного активнее, заметнее, появляется чувство уверенности в себе. Мобилизация и выступления учащихся в различных фестивалях,  конференциях, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками создают благоприятные условия для творческого развития личности.

В рамках исследовательской деятельности очень важно внедрить региональный компонент содержания физики и показать учащимся прикладную значимость физики в технических науках. Физика является основой мировоззрения и специальных знаний будущего учёного и инженера. В работе «Изучение прочности и хладостойкости металлов, используемых в технике Южной Якутии» Бердиев Максим и ПимченкоДенис, учащиеся 10 класса касаются проблем, волнующих каждого жителя Южной Якутии. Существует острая проблема повышения надёжности, безопасности и эффективности эксплуатации техники, трубопроводов в Южной Якутии - следствие недостаточной хладостойкости промышленных конструкционных материалов. Проводя эксперимент по исследованию зависимости физико-механических свойств меди и стали при низких температурах ребята доказали, что у металлов уменьшается предел прочности. Это говорит о том, что с уменьшением температуры материал становится хрупким. В частности, в будущем авторы работ планировали разработать собственную технологию получения более качественных сплавов, так как в связи с развитием на Крайнем Севере и Востоке газовой и нефтяной промышленности и строительством магистральных трубопроводов большого диаметра особенно увеличилась потребность в хладостойких листовых сталях. Учащиеся стали победителями городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естествознания» в ТИ (ф) Северовосточном федеральном университете им. М.К. Аммосова и участниками 9-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов и студентов в г. Нерюнгри (2008г.). Ныне Максим учится в Сибирском Государственном Аэрокосмическом Университете имени академика М. С. Решетнёва в Институте космической техники ракетостроения г. Красноярск, Денис - в Техническом институте (ф) Северовосточного федерального университета. Этот пример показывает, что исследовательская компетентность старшеклассников помогает им в профессиональном самоопределении.

Более ярко и значимо заблистал талант наиболее одаренных детей. Например, Шульгин Артем (работа «Велико ли давление»), ученик 8 класса, победитель городской научно-практической конференции «Первые шаги» и городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естествознания», участник 9-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов и студентов в г. Нерюнгри (2008г.), получил сертификат участника 1-й региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» за работу «Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека». Артём занимается исследовательской работой с 5 класса. Он вследствие чего является лидером на городских олимпиадах по физике. Этот пример показывает на то, что очень многое в успехе учащихся зависит от них самих, от того, насколько они заинтересованы в исследовательской работе. Научно-исследовательская работа воздействует на все грани личности. Процесс творческого саморазвития ускоряется, если ученик мотивирован к творчеству.

Вырастить компетентных личностей – лидеров нашего общества – можно через формирование творческой, научно-исследовательской среды обучения. Учитель должен готовить молодых людей способных принимать адекватные, быстрые, продуманные решения, которые в дальнейшем обеспечат им достойную жизнь, высокий уровень достояния и социализацию.

Литература

1.Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] /А.С.Обухов; Народное образование, 1999. - №10.18-20 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: [Текст] учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская; М.: «Академия», 2002. – 36-40 с.

3.Ковалева, С.Я. Об исследовательской проектной деятельности учащихся [Текст] /А.И. Семенов// Первое сентября. – 2010. - № 18

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abramovam.n.statya66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся

М.Н. Абрамова,

учитель физики

МОУ СОШ №15,

г. Нерюнгри

Важнейшей целью образования в настоящее время является всестороннее развитие ребёнка, раскрытие потенциала каждого, создание условий для максимально возможного доступа к образованию во всех формах. Чему мы учим ученика, чего от него ждем? Простого повторения того, что было изложено? Мы натаскиваем на решение типовых задач, то есть передаем готовые знания. Мы не тренируем ученика, не учим постановке проблем, не воспитываем логическое чутье, позволяющее заметить и выявить противоречия в сложных ситуациях. Результат таких действий достаточно печален: ученик не может воспользоваться шаблонными знаниями в жизни.

Перед нами стоит задача – научить школьника мыслить творчески. Мыслительную деятельность можно развивать на материале обсуждения исследовательских задач. Исследовательская деятельность учащихся – одна из новых педагогических технологий активизации учебного процесса. Именно во время организации внеучебной деятельности учащихся можно наиболее полно раскрыть развивающую и воспитывающую функции предмета. Развитие личности означает формирование у него новых способностей, т.е. условием развития может стать и новое знание, приобретенное учеником, навык и умение.

Актуальность использования исследовательской деятельности учащихся для формирования у него новых способностей понятна и очевидна для каждого педагога. Участие обучаемых в различных научно-практических конференциях, семинарах развивает индивидуальность и личность ребёнка. Исследовательская деятельность - это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» [1].

В рамках научно-исследовательской деятельности нашей целью является формирование познавательной потребности и активизация мыслительной деятельности обучающего.

При изучении феномена творческой инициативы Д.Б. Богоявленской было выявлено три качественных уровня проявления: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный [2]. Исследовательская деятельность учащихся позволяет выйти на эвристический, а затем и на креативный уровень интеллектуальной активности. Это становится возможным, если у ученика будет потребность и осознание в познавательной деятельности; эмоциональному настрою от деятельности в условиях работы. При изучении физики необходимо обратить внимание на формирование умений получать и применять полученные знания в многообразных ситуациях. Задача учителя увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и умело их развивать и применять на практике. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, но он очень застенчив, не может отвечать у доски. Похвала учителя и восторг одноклассников вызывает у этого ученика потребность в реализации этой способности не только на уроке. В этой ситуации на помощь приходит учитель, вовлекая его в исследовательскую деятельность. В дальнейшем он занимает 2 место в районной политехнической олимпиаде школьников. Именно такая форма работы будет способствовать с одной стороны, поддержанию интереса этого ребенка к дальнейшему развитию и применению на практике своих творческих способностей, с другой – расширению кругозора и обогащению его языка, формированию и развитию не только коммуникативных умений, но и творческих. Эта задача решается благодаря организации кружковой работы и элективных курсов. Организацию исследовательской деятельности учащихся я начала с 1995 года. Вела кружок «Юный физик», элективные курсы «Методы решения задач по физике», «Наблюдай и исследуй», «Физика в твоей будущей профессии».

В условиях модернизации школьного и вузовского образования возрастает роль и значимость образовательного пространства «школа-вуз». Наша школа №15 взаимодействует с кафедрой «Естественно-технических дисциплин» Технического института (филиала) ФГАОУ Северо-Восточного университета: активно принимаем участие в ежегодно проводимых конференциях, олимпиадах, декадах естественных наук. Реализуемое взаимодействие с университетом способствует: распространению передовых педагогических технологий, созданию творческой среды для учащихся и педагогов.

В рамках исследовательской работы нашей целью является приобретение умений и навыков исследовательской работы, активизация мыслительной деятельности учащихся: создание среды богатой информации, свободой деятельности, неформальные атмосферы, где каждый получает возможность индивидуального темпа деятельности.

Творческая активность предполагает наличие познавательной потребности, которая проявляется в овладении элементарными методами научного познания и применении их на практике, в умении организовывать и анализировать свою деятельность в социальной сфере, стремлении к участию в коллективном творческом поиске; в умении работать в исследовательских группах и представлять результаты своей работы. Исследовательская группа «Чурапчата» успешно выступила в Интернет – проекте. В работе «Роль процесса испарения в жизни человека» учащиеся 5 а раскрыли значения процесса испарения для жизнедеятельности человека и изготовили простой в обращении прибор – гигрометр.

Выбор методов организации исследовательской работы зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовки и личностных качеств учащегося, материального оснащения и других факторов. При подготовке учащихся к творческой деятельности можно выделит два этапа: подготовительный и этап защиты.

В подготовительном этапе у обучающихся формируется исследовательская компетентность, учащиеся учатся задавать вопросы, выявлять противоречия, формулировать проблемы и гипотезы и выполнять экспериментальные исследования. В школе действует научное общество школьников «56-ая параллель», которое позволяет каждому желающему испытать, испробовать, выявить хотя бы часть своих способностей.

Этап защиты всегда сложен. Исследовательская рефлексия заключается в способности анализировать причины явлений, обозначать свое понимание вопроса, осознание и умение пояснять цели своих занятий теми или иными учебными предметами; во владении методами рефлексивного мышления; в самоанализе и самооценке; в умении сопоставлять полученные результаты с поставленными целями, корректировать дальнейшую деятельность. Нужно выработать у ученика психологическую готовность в условиях ограничений и моральной ответственности за конечный результат. Вопросы аудитории касаются не только оценки содержания работы и умения отвечать без шпаргалок, но и умения держать себя, говорить четко и грамотно. Интересен тот факт, что «слабые» в учебе ученики становятся намного активнее, заметнее, появляется чувство уверенности в себе. Мобилизация и выступления учащихся в различных фестивалях,  конференциях, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками создают благоприятные условия для творческого развития личности.

В рамках исследовательской деятельности очень важно внедрить региональный компонент содержания физики и показать учащимся прикладную значимость физики в технических науках. Физика является основой мировоззрения и специальных знаний будущего учёного и инженера. В работе «Изучение прочности и хладостойкости металлов, используемых в технике Южной Якутии» Бердиев Максим и ПимченкоДенис, учащиеся 10 класса касаются проблем, волнующих каждого жителя Южной Якутии. Существует острая проблема повышения надёжности, безопасности и эффективности эксплуатации техники, трубопроводов в Южной Якутии - следствие недостаточной хладостойкости промышленных конструкционных материалов. Проводя эксперимент по исследованию зависимости физико-механических свойств меди и стали при низких температурах ребята доказали, что у металлов уменьшается предел прочности. Это говорит о том, что с уменьшением температуры материал становится хрупким. В частности, в будущем авторы работ планировали разработать собственную технологию получения более качественных сплавов, так как в связи с развитием на Крайнем Севере и Востоке газовой и нефтяной промышленности и строительством магистральных трубопроводов большого диаметра особенно увеличилась потребность в хладостойких листовых сталях. Учащиеся стали победителями городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естествознания» в ТИ (ф) Северовосточном федеральном университете им. М.К. Аммосова и участниками 9-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов и студентов в г. Нерюнгри (2008г.). Ныне Максим учится в Сибирском Государственном Аэрокосмическом Университете имени академика М. С. Решетнёва в Институте космической техники ракетостроения г. Красноярск, Денис - в Техническом институте (ф) Северовосточного федерального университета. Этот пример показывает, что исследовательская компетентность старшеклассников помогает им в профессиональном самоопределении.

Более ярко и значимо заблистал талант наиболее одаренных детей. Например, Шульгин Артем (работа «Велико ли давление»), ученик 8 класса, победитель городской научно-практической конференции «Первые шаги» и городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естествознания», участник 9-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов и студентов в г. Нерюнгри (2008г.), получил сертификат участника 1-й региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» за работу «Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека». Артём занимается исследовательской работой с 5 класса. Он вследствие чего является лидером на городских олимпиадах по физике. Этот пример показывает на то, что очень многое в успехе учащихся зависит от них самих, от того, насколько они заинтересованы в исследовательской работе. Научно-исследовательская работа воздействует на все грани личности. Процесс творческого саморазвития ускоряется, если ученик мотивирован к творчеству.

Вырастить компетентных личностей – лидеров нашего общества – можно через формирование творческой, научно-исследовательской среды обучения. Учитель должен готовить молодых людей способных принимать адекватные, быстрые, продуманные решения, которые в дальнейшем обеспечат им достойную жизнь, высокий уровень достояния и социализацию.

Литература

1.Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] /А.С.Обухов; Народное образование, 1999. - №10.18-20 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: [Текст] учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская; М.: «Академия», 2002. – 36-40 с.

3.Ковалева, С.Я. Об исследовательской проектной деятельности учащихся [Текст] /А.И. Семенов// Первое сентября. – 2010. - № 18


Исследовательская деятельность – технология становления личности                  

Научно-исследовательская среда обучения

Развитие творческой

личности - формирование

новых способностей

Способность задавать

вопросы,

выявлять противоречия,

формулировать гипотезы,

делать анализ

Познавательная потребность

Подготовительный

Исследовательская

компетентность

Этап защиты 

Исследовательская

Рефлексия      

Способность анализировать

причины явления,

осознание и умение

 пояснять цели своей темы,

корректировать дальнейшую

 деятельность

Компетентная личность –

потенциал России

Активизация  мышления

Высокий уровень

достояния и

социализация

Профессиональное

самоопределение,

коммуникабельность

Способность

принимать

адекватные

продуманные решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя

Сообщение на МО классных руководителей «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность дает простор для творческой инициативы, подразумевает  дружеское сотрудничество учащихся и педагога, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Э...

Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности/ООО "Издательство Молодой ученый", ноябрь 2017г.

quot;Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности". Авторы делятся опытом работы ....