Элективное пред профильное обучение "Физика и здоровье человека"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Элективное пред профильное обучение "Физика и здоровье человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.rar | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Природу изучают в нескольких школьных курсах, однако мало у кого формируется ее целостное видение. Знания, как правило, разделяются на «физические», «биологические», «химические» и др., не вырабатывается понимание глобальных экологических проблем, комплексный подход к их решению. Общий объект изучения – человек + природа – остается расчлененным между отдельными дисциплинами. Данный курс дает возможность проявить свои знания учащихся в целостном подходе к окружающему миру.
Программа курса составлена на межпредметной основе и включает 3 основные части:
1. теоретические знания и практические умения в области физики;
2. теоретические знания и практические умения в области биологии;
3. изучение интересов и способностей школьников, склонность человека к профессии.
Программа курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Усвоение теоретической и практической частей может быть осуществлено на базе кабинетов физики и биологии. Для успешной реализации данного курса необходимо, чтобы учащиеся владели вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых физических задач.
Программа элективного курса рассчитана на 6 часов, в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные эксперименты.
Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.
Основные цели курса:
- формировать познавательный интерес, интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки;
- расширить кругозор учащихся; повысить их интерес к решению качественных задач на основе межпредметных связей, позволяющих устанавливать причины и следствия, анализировать результаты исследовательской деятельности;
- раскрывать особенности строения некоторых органов и систем человека в связи с выполняемыми функциями;
- развивать умение обосновывать физиологические процессы и гигиенические требования с точки зрения физических законов;
-позволить учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- О функциях скелета, влиянии факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета; понятие деформации; виды деформации; предел и запас прочности;
- Регуляцию кровообращения: движение крови по сосудам; закон Бернулли;
- Механизм газообмена в легких и тканях; понятие диффузии, парциального давления; значение чистого воздуха для здоровья человека;
- Знать строение глаза, основные нарушения зрения и заболевания глаз; меры профилактики глазных заболеваний;
- Понятия: теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), метаболизм, количество теплоты, парообразование, испарение; взаимосвязь строения и функции кожи, ее роль в процессе теплорегуляции; особенности строения сосудов в связи с выполняемыми функциями.
Учащиеся должны уметь:
- Выявлять влияние статической и динамической нагрузки на утомление мышц;
- Определять места прощупывания пульса, частоту сокращений сердечной мышцы в норме и при физической нагрузке;
- Применять знания о защите атмосферного воздуха от загрязнений, проводить исследования воздуха в рабочих помещениях;
- Применять знания о нарушениях зрения для профилактики заболеваний глаза;
- Применять основные положения МКТ для решения качественных и количественных задач с использованием знаний о нейрогуморальной регуляции организма, способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи;
- Использовать полученные знания на бытовом уровне.
Тематический план
№ п/п | Тема | Время (ч), предназначенное для проведения | |
Лекций | Практических работ | ||
1 | Двигательная активность –жизненная необходимость | 1 | |
2 | Лабораторная работа «Определение запаса прочности кости скелета человека» | 1 | |
3 | Движение крови по сосудам. Закон Бернулли | 1 | |
4 | Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. | 1 | |
5 | Оптика и физиология зрения. | 1 | |
6 | Теплорегуляция | 1 |
Программа занятий
Тема 1
Опорно-двигательная система человека и ее значение. Форма, размеры, внутренняя структура кости в соответствии с ее функциями в скелете. Деформация. Виды деформации. Механическое напряжение, предел прочности, запас прочности.
Тема 2
Лабораторная работа «Определение запаса прочности кости скелета человека».
Тема 3
Движение крови по сосудам. Закон Бернулли о движении жидкостей (газов) по трубам переменного сечения.
Тема 4
Процесс газообмена в легких и тканях. Диффузия. Парциальное давление.
Тема 5
Зрение. Строение глаза, основные нарушения зрения и заболевания глаза. Профилактика заболеваний.
Фронтальные эксперименты:
- Наблюдение работы хрусталика при различном удалении предмета от глаза, выявление расстояния наилучшего зрения.
- Наблюдение работы зрачка при различной освещенности глаза.
- Наблюдение видения одного предмета правым и левым глазом.
- Выявление оптического несовершенства глаза. Оптические иллюзии.
Тема 6
Теплопередача, количество теплоты, парообразование. Взаимосвязь строения кожи и ее роль в процессе теплорегуляции. Метаболизм, теплоотдача организма, Связь между скоростью тепловыделения единицей массы и линейными размерами тела.
Контрольные измерители
Тема 1
1.Каково значение двигательной активности человека?
2. Почему возникает искривление позвоночника?
3. Почему возникает плоскостопие?
4. Как сохранить работоспособность мышц?
5. Нужно ли обладать какими-либо природными качествами , чтобы стать спортсменом?
6. Что является залогом успеха в спорте?
Тема 3
- За одну минуту в аорту поступает из сердца человека, находящегося в покое, 5 литров крови под давлением 110 мм.рт.ст., а за время интенсивной работы (рубка дров) – 25 л при давлении 160 мм.рт.ст.. На сколько увеличилась работа , выполняемая сердцем?
Тестовые задания:
- При сокращении сердца ритмические колебания испытывают кровеносные сосуды:
а) аорта
б) венулы
в) артерии
г) капилляры
д) вены
е) аорта и артерии
ж) артерии и вены
2. Анализируя данные таблицы «Движение крови по сосудам», определите, какое из кровотечений наиболее опасно?
а) Капиллярное
б) артериальное
в) венозное
г) капиллярное и артериальное
д) артериальное и венозное
3. Скорость крови при движении по сосудам меняется, это связано:
а) с наличием трения
б) особенностями строения кровеносного сосуда и его сечений
в) отсутствием накопления жидкости в определенной точке замкнутой системы
4. Прерывистое движение крови в аорте связано:
а) с распространением пульсовой волны
б) импульсной работой сердца
в) упругостью стенок аорты
5. Наименьшую площадь поперечного сечения имеет:
а) артерия
б) венула
в) капилляр
Тема 4
- Известно, что сердце и мозг очень чувствительны к недостатку кислорода, поэтому удушье или остановка сердца в течении нескольких минут приводят к необратимым процессам в тканях. Кошка, собака и другие наземные млекопитающие умирают через несколько минут после погружения в воду. Утка выдерживает до 10-20 минут, тюлень – более 20 минут, а кашалоты более часа. Почему?
- Объясните, почему повышение давления воздуха в скафандре с увеличением глубины не мешает дыханию?
- Объясните, за счет чего происходит и как протекает газообмен в легких и тканях?
Тема 5
Сравните оптические системы фотоаппарата и глаза
Функции | Глаз | Фотоаппарат |
Преломление световых лучей | ||
Регулирование потока световых лучей | ||
Фиксирование изображения |
Тема 6
- Почему высокая температура в сауне переносится значительно легче, чем в русской бане?
- Почему больному с высокой температурой рекомендуется обтирание спиртовым раствором?
- Почему одежда человека должна быть сухой?
- Почему вы обжигаете губы, когда пьете чай из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьете из фарфоровой кружки?
- В какой обуви зимой больше мерзнут ноги? В просторной или тесной?
- Ежесуточный пищевой рацион человека составляет 3000 ккал или 12,56 МДж. На какую высоту можно поднять тело, массой 100 кг, производя работу, равную 12,56 МДж?
- При одинаковых пропорциях с нормальным человеком Мальчику-с-пальчику ростом10 см требовалось бы в единицу времени на один грамм массы в 15-18 раз больше пищи, чем человеку нормального роста. Почему Мальчик-с-пальчик должен быть ужасно прожорливым?
Литература
1. Богданов К.Ю.Физик в гостях у биолога.-М.:Наука,ФМЛ,1986.
2. Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.-М.:Просвещение,1993.
3. Ильиченко В.Р.Перекрестки физики, химии, биологии.-М.:Просвещение,1986
4. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии.-М.:Просвещение,1987.
5. Маркушевич А.И.Детская энциклопедия «Человек».-М.:Педагогика,1975.
6. Павленко Ю.Г. Молекулярная физика. Термодинамика: учеб. пособие.- М.: Открытий мир,1995.
7. Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.: Наука,1986.
8 .Физиология человека / пер.с англ.; под ред. П.Г.Костюка.-М.:Мир,1986.-Т.1.
9. Хринкова А.Г., Колесов Д.В.Гигиена и здоровье школьника. - М.: Просвещение,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.
Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим. Материал курса разделен на дв...
Элективный курс пред профильной подготовки для учащихся 9 классов "Питание и здоровье ученика"
Элективный курс для учащихся 9 классов.Питание и здоровье учеников” (Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на естественнонаучный профиль).18 часов...
анкета для родителей по пред профильным курсам для 9 класса
анкета составлена специально для родителей, удобно использовать при проведении родительского собрания по тете: " Предпрофильная подготовка выпускников 9 класса"...
Методическая разработка элективного курса в рамках пред профильной подготовки подготовки
Элективный курс расчитан на 14 часов для учащихся 8-9 класса...
Элективный пред профильный курс по физике "Калейдоскоп оптических явлений"
Данный предпрофильный курс предназначен для учащихся 8-9 классов и рассчитан на 16 часов. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по теме: «Оптика», с использованием межпредметных связе...
Программа элективного курса по экологии для учащихся 5-6 х классов по теме: «Здоровье планеты - здоровье человека».
Систематизирование экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры. ...
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"...