Урок физики «ФИЗИКА – НАУКА О ПРИРОДЕ (подготовка к ГИА)»
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Масалова Елена Геннадьевна

Урок обощения и систематизации знаний.

Ознакомив учеников с типовыми конструкциями тестовых заданий ГИА, я формирую  у них необходимые навыки выполнения тестовых заданий ГИА, и они практически не будут тратить время на понимание инструкции по их выполнению. При этом основную часть работы с целью тренировки желательно проводить в случаях не столь эмоционально напряженных как экзамен или контрольная работа. Это может проходить на уроках обобщения и систематизации знаний в форме домашнего задания, самопроверки, взаимопроверки.

Практические методы обучения использую для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний обобщения и систематизации знаний. Во время их применения использую следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения. Одним из таких методов является проблемное изложение. Этот метод в равной мере позволяет организовать на уроке как усвоение готовой информации, так и эле­менты творческой деятельности, работа с программой графический редактор Paint, работа на интерактивной доске и работа на компьютере (поиск информации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar2.42 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

Урок физики
9 Б класс

Тема: «ФИЗИКА – НАУКА О ПРИРОДЕ (подготовка к ГИА)»




Разработал
учитель физики и математики

Шершнева Елена Геннадьевна,

1 категории, стаж работы 24 года

Сорск, 2012

Цели урока:

- формирование умений, носящих в современных условиях общенаучный  характер;

- развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

- развитие интереса к предметам путем выполнения разных заданий: практических  и теоретических;

- установление связи информатики и физики;

- развитие аналитико-синтезирующего мышления.

Задачи урока:

  1. образовательные:

вспомнить основные знания по темам: «Электрические явления», «Механические явления» по физике, «Компьютерные сети», «Векторные графические редакторы», «Компьютерные презентации» по информатике; повторить и закрепить изученный материал, выраженный в нестандартных ситуациях;

  1. развивающие: 

развить у школьников творческое и образное мышление, умения самостоятельно решать логические задачи, находить нестандартные методы решения, творческую активность и познавательный интерес;

  1. воспитательные: 

воспитывать познавательный интерес к изучению физических явлений и воспитывать информационную культуру; научить аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную.

Используемые технологии:

Информационно – коммуникационные технологии;
личностно-ориентированное обучение;
проблемно-исследовательская технология;
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии;
обучение в сотрудничестве.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Оборудование: интерактивный комплекс.

Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение: ОС Windows XP, приложения MS Office, ПО «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (Физика)».

Дидактический материал: презентация, карточки с заданиями.

Место проведения: кабинет информатики 3-2.

План урока:

  1. Оргмомент. Инструктаж по ТБ в кабинете информатики.
  2. Вступительное слово учителя физики.
  3. Актуализация знаний.
  4. Работа в графическом редакторе Paint.
  5. Работа с интерактивной доской.
  6. Тестирование.
  7. Работа за компьютером.
  8. Решение задач.
  9. Рефлексия.
  10. Итог урока.
  11. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(на экран выводится Слайд 1. с темой урока и проводится краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе (учитель информатики))

II. Вступительное слово учителя физики.

Слайд 2. На экране написано изречение:

«Человек, несомненно, сотворен чтобы мыслить: в этом главное его достоинство и главное дело жизни…»

Блез Паскаль

Учитель обращает внимание ребят на это высказывание и задает вопрос: Как вы понимаете слова Б.Паскаля?

Учащиеся высказывают свое мнение, после чего учитель сообщает о темах из курса физики и информатики, используемых в ходе урока.

Сообщение темы, целей и задач урока.

III. Актуализация знаний.

  1. Какое движение называется равномерным?
  2. Что называют импульсом тела?
  3. Как направлен вектор скорости при движении тела по окружности?
  4. Какие виды механической энергии вы знаете?

Слайд 3. (при выполнении этого и последующих заданий используется интерактивная доска).

Прочитайте число, составленное вами из номеров верных формул(245).

1. I = UR

2. U = IR

3. U = I/R

4. R = U/I

5. I = U/R

6. R = I/U

Слайд 4.

Заполните пустые клетки таблицы. В каждом столбце должны стоять обозначения физической величины и единица ее измерения.

l

U

Р

A

Ом

Слайд 5.

Выразите в СИ:

15 кОм =

0,024 МВ =

634 мА =

0,35 кВ =

Тренажер «Элементы цепи» (электронный интерактивный комплекс)-2 ученика работают у доски.

ΙV. Работа в графическом редакторе Paint.

Слайд 6. Задание:

Нарисуйте средствами графического редактора Paint схему изображенной электрической цепи.

Задание выполняется по вариантам. Ребята работают в группах по два человека.

Слайд 7. Варианты заданий

Слайд  8.При проверке заданий на экран выводятся готовые схемы.

V. Работа на интерактивной доске.

Учитель:

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи называется вольт – амперной характеристикой. Выражается обычно в виде графика или таблицы. Вам необходимо снять вольт – амперную характеристику для трех различных проводников и построить графики.

Вызываются по очереди три ученика к доске и строят графики.

Вывод: сила тока и напряжение прямо пропорциональны друг другу.

Отвечают на вопросы:

1. Какой проводник обладает наибольшим сопротивлением?

2. Чему равно сопротивление каждого проводника?

VΙ. Тестирование.

Самостоятельная работа ребят по вариантам. Проводится на фоне релаксирующей музыки.

Каждому ученику раздается карточка-задание. При правильном ответе на вопросы первого варианта получается слово «график», а второго – «провод».

VΙΙ. Работа за компьютером.

Слайд 9. Поиск информации.

Каждой группе (по 2 человека) дается вопрос по информатике, нужно самостоятельно найти на него ответ (ответы спрятаны на компьютере).

  1. В каком году появилась первая ЭВМ? (1946)
  2. Кем была написана первая программа? (Ада Лавлейс)
  3. С чьим именем связано слово «алгоритм»? (Мохаммед Аль-Хорезми)
  4. В каком возрасте французский физик и математик Блез Паскаль  создает первую модель вычислительной машины  «Паскалину» или «Паскалево колесо». (1642 г.  – 18-летний)
  5. «Я сам удивляюсь могуществу составляемой мною машины, за год перед этим я не поверил бы возможности такого результата. Эта машина может производить действия над 100 переменными, которые могут изменяться; каждое число может состоять из 25 цифр». О чем идет речь? (Автором письма является Чарльз Бэббидж. Речь идет об «аналитической машине», над которой он работал в 50-е годы XIX века.)
  6. Около 200 лет назад на одной из улиц знаменитого города был открыт храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет. При входе гостей встречал механический швейцар. Кошка мяукала, змея шипела. Механические слуги обслуживали посетителей. Слуга-автомат разносил на подносе напитки…   (С-Петербург)
  7. «Мы почитаем всех нулями. А единицами себя.» Кто автор строк? (А.С.Пушкин)
  8. Кто автор первого отечественного школьного учебника по информатике? (А.П.Ершов)

Слайды 10-14. Содержат ответы на вопросы с краткими комментариями.

VIII. Решение задач.

Слайды 15-28. Используется демонстрационный вариант заданий ГИА по физике.

Ребята решают задачи из блока А и В. Объясняя свои ответы. Задания выводятся на экран.

IX. Рефлексия.

∙ Что удалось на уроке?

∙ Что вызвало затруднение?

∙ На что нужно обратить внимание в первую очередь?

∙ Как вы оцениваете свою работу на уроке в целом?

X. Итог урока. (Слайд 29.Заключительное слово учителя).

Мы сегодня вспоминали ученых, чьи имена навсегда вошли в историю. Они внесли большой вклад в историю научно-технического прогресса. Человечество благодарно им за их открытия. Сегодня мы с вами повторили закон Ома, виды механического движения, использовали сетевые технологии.

Но как сказал Сократ «Скажи мне, и я забуду.

                                        Покажи мне, и я запомню.

                                        Дай сделать мне, и я пойму»

Следуя совету Сократа, я предлагаю вам следующее домашнее задание.

XI. Домашнее задание.

Найти и решить две задачи из материалов для подготовки к ГИА: одну на «Электрические явления», а другую на «Механическое движение».

Объявляются оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

разработка урока по природоведению "Науки о природе"

Презентацию можно использывать как дополнеине к уроку....

Презентация к уроку по физике "Физика высоких энергий" 11 класс

Презентация к уроку по физике "Физика высоких энергий" 11 класс...

Конспект биоадекватного урока по теме "Науки о природе".

Класс – 5Тема – Науки о природеЦель урока: ознакомление с науками о природе, объектами их изучения.Метод обучения: биоадекватная методика преподавания...

Конспект урока по физике "Оптические явления в природе. Источники и приёмники света"

Цель:   познакомить учащихся с историей развития взглядов на природу света; дать понятие о свете, как форме энергии электромагнитного поля, его источниках и приёмниках; рассмотреть закон пря...

Внеклассное мероприятие по физике: "Физика в науке и в жизни"

Внеклассное мероприятие по физике: "Физика в науке и в жизни"...