Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»
материал (физика) по теме

Волковская Любовь Александровна

Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Использование компьютерных технологий в работе учителя позволяет достижению целей образования современной молодежи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1_k_innovaciyam.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2_innovacii.doc60 КБ
Microsoft Office document icon innovacionnyy_proekt_1.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Формирование информационно-коммуникативных компетенций
с учетом специфики преподавания физики в 7-9 классах  общеобразовательной школы
.

Приемы и формы работы

Дидактические возможности

Задания для учащихся, направленные на формирование ЗУН по физике и ИКК

Формирование компетенций

  Использование  электронных опорных конспектов,

составленный  с помощью приложения PowerPoint или  программными средствами интерактивной доски.

- сжато представить большой блок учебного материала;

- акцентировать внимание учащихся на наиболее трудных моментах;

- многократно возвращаться к нужной информации;

- быстро и эффективно организовать проверку знаний;

- привлечь родителей к контролю знаний учащихся.

- воспроизвести рассказ учителя по ОК

Умение точно и грамотно изложить материал темы;

- самостоятельно составить рассказ по теме, используя учебник и ОК;

Выделение главного; систематизация информации

- составить вопросы к ОК

 Систематизация  информации

Решать задачи с использованием опорного конспекта

 Умение  применять на практике полученные знания

- самостоятельно составить ОК по теме, используя учебник, Интернет и средства мультимедиа;

Умение  пользоваться различными источниками информации;  преобразовывать информацию; постоянное повышение своего образовательного уровня.

Использование  готовых цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе, таких, как:

- Учебный курс «Открытая физика»,

- Учебное электронное издание «Электронные уроки и тесты. Физика в школе». 

- визуализация природных явлений;

- исследование моделей физических явлений, процессов;

- отображение и передача информации в текстовом, графическом формате;

- закрепление знаний и отработка практических навыков;

- самостоятельное изучение темы и составление устного рассказа по теме;

Умение точно и грамотно изложить материал темы; выделение главного; систематизация информации;

- составить вопросы по теме

Критическое отношение к информации;

- создать мультимедийную презентацию; заполнить обобщающую таблицу, тест, кроссворд

- умение создавать собственный информационный продукт (в т.ч. электронный);

- выделение главного; систематизация информации;

- составить тест, кроссворд по теме.

- умение точно формулировать мысли, строить оригинальные высказывания по заданной теме.

Средства Microsoft  Office (Word, Excel, PowerPoint)

-отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, анимационном формате;

-закрепление знаний и отработка практических навыков;

-отработка результатов вычислений.

Выполнить кроссворд

- знание определений и понятий по теме

Построение графиков, диаграмм (Excel)

- умение обрабатывать информацию и представлять в различных форматах;

Создание опорных конспектов (PowerPoint)

- умение создавать собственный информационный продукт;

Создание рисунков поясняющих природные явления

- умение создавать собственный информационный продукт;

- умение обрабатывать информацию и представлять в различных форматах

Интернет – ресурсы

 (домашний интернет)

- автоматизация информационно-поисковой деятельности;

- компьютерная визуализация учебной информации

- изучение компьютерных моделей физических явлений и процессов

- возможность вести интерактивный диалог (взаимодействие пользователя с программой)

- выполнить любые задания

- создать мультимедийную презентацию для сопровождения своего выступления на уроке по заданной теме;

- умение выделить главное;

- умение создавать собственный электронный информационный продукт;

- умение работать с различными источниками информации;

- самостоятельно изучить тему и ответить на вопросы;

- умение работать с различными источниками информации;

- умение точно формулировать мысли, строить оригинальные высказывания по заданной теме.

- опубликовать свою работу в Интернет

- умение лаконично формулировать свою мысль

- умение создавать собственный электронный информационный продукт;



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Информационная деятельность учащихся при изучении физики в 9 классе

Фамилия, Имя

составил(а) ОК

подготовил(а) сообщение, доклад

подготовил(а) реферат

создал(а) презентацию

участвовал(а) в проектах

участие в презентации проекта

подготовил(а) сайт проекта

Участие в тестировании на уроках

написал(а) статью  для участия в конкурсе

рейтинг

Арутюнян Лаура

0

Арутюнян Наира

0

Бойко Дмитрий

2

3

2

3

10

Бугаец Денис

3

3

Бурлака Александр

2

2

Грюнвальд Евгений

1

1

Дачук Карина

0

Диланян Альберт

0

Еременко Алексей

2

2

4

Ерещенко Максим

0

Зайцева Вероника

2

3

5

Кулик Ульяна

3

3

Лебедев Юрий

0

Лоза Дмитрий

0

Малхасян Арман

0

Марабян Сусанна

0

Матяж Андрей

3

3

Мищенко Алексей

3

2

3

8

Нищета Вадим

1

1

Петросян Анна

0

Петросян Шалико

1

1

Чугунный Алексей

0

"1" - низкий уровень самостоятельности

"2" - средний уровень самостоятельности

"3" - высокий уровень самостоятельности



Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»

Автор проекта: Волковская Любовь Александровна,

учитель  физики МБОУ СОШ № 27  муниципального образования Темрюкский район

Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»        

Цели и задачи проекта:        

Обоснование проекта:        

Содержание проекта        

Этапы реализации проекта        

Апробация        

Ожидаемые результаты.        

Результативность:        

Нормативно-правовая база        

Список литературы        

Программное обеспечение        


Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»

Цели и задачи проекта:

  1. Повысить  качество знаний обучающихся, развить их творческие способности, сформировать ключевые компетенции.
  2. Изучить научно-методическую литературу по обозначенной теме.
  3. Пройти курсы ПК.
  4. Изучить цифровые образовательные ресурсы, программы для построения графиков.
  5. Сформировать базу цифровых образовательных ресурсов.
  6. Пополнить свою методическую копилку уроков и внеклассных мероприятий  цифровыми образовательными ресурсами.
  7. Прописать   ЦОР в тематические планы уроки с использованием ИКТ.
  8. Систематически использовать программное обеспечение в процессе преподавания.

Обоснование проекта:

Исходя, из опыта моей работы с учащимися в школе  с изучением физики на базовом уровне  пришла к выводу о необходимости внедрения и более широкого применения информационно – коммуникационных технологий  на уроках. Учащиеся заинтересованы в высоких результатах обучения, большинство из них в совершенстве владеет компьютером. Традиционных форм поиска знаний уже  недостаточно для достижения качественного образования. В кабинете физики закреплен типовой комплект: компьютер и мультимедийный проектор.  Это позволяет систематически, регулярно   на уроках физики и во внеурочной деятельности использовать   компьютерные и интернет – технологии.

Разработка инновационного проекта  «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике» нацелил меня на создание системного внедрения и активного применения информационных и коммуникационных технологий в системе образования за счет производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости электронных учебных материалов и поставил перед ним новые задачи.

Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Использование компьютерных технологий в работе учителя позволяет достижению целей образования современной молодежи. Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже – не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных пособий, виртуальных лабораторий, Интернета, новых средств обучения. Задача учителя подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением обучающихся использовать компьютер.

Организация работы на уроке с применением ИКТ в современной школе помогает решить проблемы, связанные с мотивацией учения, с подготовкой обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, подготовкой к олимпиадам, конкурсам.

Компьютерные технологии дают возможность:

  1. Найти дополнительные источники информации для учителя и обучающихся;
  2. Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками;
  3. Сопровождать учебный материал динамическими рисунками;
  4. Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
  5. Проводить тестирование учащихся;
  6. Размещать методические работы учителя на различных сайтах.
  7. Включать учащихся в исследовательские,  творческие, учебные  проекты размещать их работы  на различных сайтах.
  8. Организовать самостоятельную работу обучающихся с информацией, подготовку собственных презентаций.

Поэтому актуальнейшей задачей для  учителя  является внедрять  это программное обеспечение и информационные технологии в учебный процесс. Применение ИКТ позволяет создать условия для полноценного развития личности, свободно ориентирующейся в информационном пространстве.  Использование  программного обеспечения позволяет научить школьника ставить и решать познавательные проблемы, а для этого необходимо находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве. В процессе обучения предпочтение отдается методам  обучения, которые  активизируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся.  ИКТ  позволяют  решить проблему индивидуализации и дифференциации в обучении учащихся. Активизируют мыслительную деятельность и эффективность  усвоения материала благодаря интерактивности. Технологии позволяют моделировать и визуализировать различные физические эксперименты, предоставляют учащимся возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, размещенных в Internet  для подготовки презентаций, проектов.

Внедрение проекта  позволит выйти на путь к новому качеству образования, учить детей по новому, а педагогу качественней, с наименьшими затратами времени, готовиться и проводить учебные занятия.

Содержание проекта

Данный проект будет содержать материал,  который апробирован на учащихся основной школы.

Создается  каталог  программ и образовательных ресурсов, который позволит эффективно, качественно с наименьшей затратой времени найти нужную информацию.

Для организации учебной деятельности на школьный  компьютер были поставлены все имеющиеся образовательные ресурсы:

1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы. Под редакцией Н.К Ханнанова;

ФИЗИКОН. Открытая физика 1.1. Под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела;

ФИЗИКОН. Учебное электронное издание. 7-11 классы. Практикум;

Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7-11 классы.

Электронные уроки и тесты. Физика в школе.  YDP Interactive Publishing, 2005,  ЗАО «Просвещение - МЕДИА» 2005, Движение и взаимодействие тел. Движение и силы. Работа. Мощность. Энергия.  Гравитация. Законы сохранения.  Свет. Оптические явления. Колебания и волны. Электрическое поле. Магнитное поле.  Молекулярная  структура материи. Внутренняя энергия.

Программные продукты позволяют подготовить различные типы уроков, использовать мультимедийные демонстрации с изложением теории, иллюстрированные задачи с проверкой ответа,  большой объем теоретического и практического материала, разноуровневые задания, тематические планы, конспекты уроков, презентации, занимательный материал. В сельской средней  школе, ощущается нехватка компьютерной техники, имеется один компьютер на класс, нужно использовать все  средства и возможности ИКТ, которые предоставлены школам на сегодняшний день.   Скачивать и использовать  бесплатные программы и различные оболочки из  Интернет, не нарушая авторских прав, постоянно обновлять свое программное обеспечение.

Этапы реализации проекта

Над данной проектом  я работаю второй год, в данный момент я нахожусь на этапе внедрения.

1 этап 2010-2011 г- подготовительный

В данный период была изучена методическая литература.  Деятельность педагога направлена  на освоение учащимися компьютерной грамотности. Прошла обучение и окончила полный курс  по специальности  «Оператор электронно-вычислительной машины»  в НОУ Учебный центр «РОС-ЭЛКОМ»  в 2008 году.   Кабинет  физики оснащен  типовым комплектом: компьютер,  мультимедийный проектор, экран. Определены возможности использования ИКТ во внеклассной работе с учащимися. Провела мастер-класс в информационно-методическом центре управления образования Темрюкского района  по теме «Использование  образовательных технологий при  подготовке учащихся к ЕГЭ", в рамках участия в муниципальном этапе ПНПО 2010. Определены возможности использования ИКТ  в урочное время с учащимися.

2 этап 2011-2012 г.- накопительный

Как показала практика, ни одна из разработанных современных образовательных программ не устраивает учителя-практика на все 100%.  Убедилась, что необходимо   активизировать свою деятельность на дальнейшую работу с новым программным обеспечением, с освоение цифровых образовательных ресурсов,  модернизацией тематических планов. Акцент сделан на участие учащихся школы в проектной деятельности по созданию  презентаций. Определить возможности оформления электронных опорных конспектов.

Продолжена работа по накоплению цифровых образовательных ресурсов.

Продолжается накопление и формирование  цифровых образовательных ресурсов  для 7-9 классов. Приняла участие во II Всероссийском слете учителей (г. Сочи, 2011 г.), награждена сертификатом за активное участие в разработке и внедрении педагогических технологий и новых организационных форм обучения, награждена  диплом в   номинации «Презентация педагогического опыта». За активное использование интернет - технологии в профессиональной деятельности и владение следующими компетенциями в области ИКТ получила сертификат по ИКТ – компетентности Интернет-холдинга «Электронные образовательные ресурсы «Первое сентября»;

3 этап 2012-2013-этап внедрения  и диагностики учащихся

С начала нового учебного года проводить систематическую работу по развитию информационно-коммуникативных компетенций  учащихся 7-9  классов на основе разработанных приемов и методов (Приложение 1), отслеживать виды деятельности учащихся при деятельности учащихся по развитию ИКК при изучении физики (Приложение 2).

Апробация

На сегодняшний день я имею ряд апробированных моделей и успешно их использую в своей педагогической деятельности:

1. Созданные презентации учителем и учащимися используются на уроках и при организации внеклассной работы.

2. Использую интерактивные упражнения для определения зависимости параметров в изучаемых процессах.

3. Использую различные электронные образовательные ресурсы: диски, домашний  Интернет.

Ожидаемые результаты.

В результате учащийся должен приобрести:

1. Информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, обработкой различного рода  информации;

2. Коммуникативные умения (работать в команде, взаимодействовать с другими людьми, вести дискуссию, защищать свою точку зрения и пр.)

3. Организационные  умения (ставить цели деятельности, планировать ее этапы, прогнозировать результаты).

Результативность:

  1. Обученность по предмету  за три последних года  составляет 100%.
  2. Результаты сдачи ЕГЭ по физике (2012г) – все прошли порог успешности.
  3. Качество обучающихся  по результатам  государственной итоговой аттестации  составило в 2011-2012 г.-100%.
  4. Многие  учащиеся хорошо ориентируются и  разбираются в программном обеспечении.
  5. Ежегодно  учащиеся моего  класса  участвуют в Международной Интернет - Олимпиаде среди образовательных учреждений Эрудиты планеты» с участием команд из России и зарубежных стран (2009, 2010, 2011г).
  6. Составлен электронный вариант ученического портфолио выпускника школы.
  7. Учащиеся принимали участие  в   Международном природоведческом интерактивном конкурсе  «Колосок осенний», «Колосок весенний»  все стали лауреатами этого конкурса.
  8. Учащиеся принимают участие в разработке презентаций уроков, внеклассных мероприятий.

Нормативно-правовая база

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1
  2. Приоритетный национальный проект «Образование»-2005г
  3. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)"
  4. Федеральный закон «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации»-2007г
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - 2009 г
  6. Устав школы МБОУ СОШ № 27.


Список литературы

1. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство, лаборатория базовых знаний М.: БИНОМ. 2005.

2. Фролов М.  Учимся работать на компьютере. - М., "Лаборатория базовых систем", 1999.

3. Шило Л.П,  Вопросы компьютеризации учебного процесса. Книга для учителя. Из опыта работы, М., "Просвещение", 1987. -128с.

4. Цифровой образовательный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации, национального фонда подготовки кадров, проекта «Информатизации системы образования»

Программное обеспечение

 

http://www.school.ru – российский  образовательный портал;

http://www.fizika.ru/index.html  - для учащихся и учителей физики

http://www.phisics03.narod.ru/Interes/magic.htm - физика вокруг нас

http://www.school.cjllection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике

Презентация к выступлению на районном постоянно-действующем семинаре "Информационные технологии в образовательном процессе" 23.04.2012...

Возможности использования информационных технологий в процессе обучения химии

Статья об использовании ИКТ - технологий и компьютера на уроках химии...

Доклад "Применение информационных технологий в процессе обучения математике"

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно испо...

Использование информационных технологий в процессе обучения физике

Использование информационных технологий в процессе обучения физике...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.

Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта....

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся"

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся" на конкурс "Учитель года - 2017"...