Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Шишулина Светлана Рюриковна

 

В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при отборе в профильные физико-математические классы. Большинство девятиклассников выбирают государственную итоговую аттестацию по физике в новой форме. И понятно стремление   учителя в данных условиях - как можно эффективнее подготовить школьников к экзамену. Каким образом?

Самый простой путь - преподавать только то, что контролируется на экзаменах, а не то, что предусмотрено программой, - ошибочен! Метод «меловой физики», конечно, легче для учителя, но бесполезен и даже вреден для учеников. На мой взгляд, прорешивание задач, уже предлагавшихся на ГИА, не может активизировать  самостоятельную деятельность учащихся,  развить их умения применять знания в измененной и новой ситуациях, психологически  подготовить школьников к итоговому испытанию.

Физика-наука экспериментальная.  Поэтому, руководствуясь идеей деятельностного подхода, которая предусматривает рост самостоятельной работы учащихся, в конце каждого учебного года провожу в 9 классе десятичасовой практикум по решению экспериментальных разноуровневых «задач роста»

Данный урок являлся одним из первых занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Повышение

эффективности и качества подготовки

 к ГИА по физике

через организацию

самостоятельной деятельности учащихся

при решении

экспериментальных «задач роста»

Структура работы:

Пояснительная записка

Сценарий урока физике по теме: «Плотность вещества. Архимедова сила»

Дидактические материалы: лист оценки ЗУН

Презентация к уроку

 

Пояснительная записка

В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при отборе в профильные физико-математические классы. Большинство девятиклассников выбирают государственную итоговую аттестацию по физике в новой форме. И понятно стремление   учителя в данных условиях - как можно эффективнее подготовить школьников к экзамену. Каким образом?

Самый простой путь - преподавать только то, что контролируется на экзаменах, а не то, что предусмотрено программой, - ошибочен! Метод «меловой физики», конечно, легче для учителя, но бесполезен и даже вреден для учеников. На мой взгляд, прорешивание задач, уже предлагавшихся на ГИА, не может активизировать  самостоятельную деятельность учащихся,  развить их умения применять знания в измененной и новой ситуациях, психологически  подготовить школьников к итоговому испытанию.

Физика-наука экспериментальная.  Поэтому, руководствуясь идеей деятельностного подхода, которая предусматривает рост самостоятельной работы учащихся, в конце каждого учебного года провожу в 9 классе десятичасовой практикум по решению экспериментальных разноуровневых «задач роста»

Данный урок являлся одним из первых занятий.

Сценарий урока

Тема урока:  Решение экспериментальных «задач роста» по теме: «Плотность вещества. Архимедова сила»

Предмет: физика

Класс: 9

Тип проведенного урока: комбинированный.

Вид: мультимедийный урок комплексного применения знаний.

Цели урока

Образовательная: организация активной  деятельности учащихся, основанной на применении знаний о плотности вещества и архимедовой силе, полученных из различных источников информации, для  объяснения физических явлений, происходящих в  повседневной жизни и  решения экспериментальных «задач роста»

Развивающая: развитие психотехнических навыков самоконтроля, повышение стрессоустойчивости учащихся, развитие самостоятельности в приобретении знаний при решении физических задач с использованием информационных технологий

Социально-психологическая: оказание помощи в выборе направления дальнейшего образования

Задачи урока

Образовательная: формирование ключевых компетентностей учащихся средствами ИКТ и внедрением компетентностного подхода в учебный процесс

Развивающая: развитие самостоятельного критического мышления и коммуникативных умений учащихся

Воспитательная: воспитание убежденности в возможности познания природы

Оборудование: персональный  компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска

Программное обеспечение: MS Power Point 2003

Дидактические материалы: мультимедийная презентация к уроку

для каждого учащегося: лист оценки ЗУН, справочные материалы сборника задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений

Домашнее задание состояло в актуализации опорных знаний и подготовке письменного отчета о работах по теме: «Плотность. Архимедова сила»

Конспект урока

1 этап урока: мотивация учащихся

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:

  1. метод самодиагностики

(обучение анализу своих индивидуальных возможностей)

  1. метод самопрогнозирования

(построение перспектив своего дальнейшего обучения)

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Учитель представляет для визуального восприятия на  слайде №1  информацию о структуре контрольно-измерительных материалов новой формы государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по физике в виде таблицы. Он говорит о том, что традиционной  в школе стала дифференциация учащихся при отборе в профильные физико-математические классы и  предлагает учащимся, проанализировав информацию, ответить на вопросы:

  1. Включение заданий какой части  в работу позволяет осуществить дифференциацию при отборе в физико-математический класс?
  2. Какие типы заданий содержит часть 3?

Для определения типа заданий части 3, вызывающего наибольшее затруднение, учитель предлагает учащимся поднять руки.

Учащиеся, уже имеющие на тот момент представление о структуре работы, обращают внимание еще раз на части работы, число заданий, тип заданий, уровень сложности, максимальный первичный балл, что способствует повышению стрессоустойчивости учащихся при подготовке к экзамену.

Они отвечают на вопросы учителя, аргументируя свое мнение. Рассказывают о том, что часть 3 состоит из экспериментального задания(№23), расчетных задач(№24-25), качественного вопроса(№26).

По результатам опроса учитель строит гистограмму, изменяя данные гистограммы на слайде №2,  которая наглядно демонстрирует учащимся значимость  проведения урока решения экспериментальных «задач роста»  и, возможно, качественных задач.

Учащиеся, оценивая свои возможности, выбирают наиболее трудные для выполнения задания и поднимают руки.

Учитель переходит в интерактивный режим и записывает тему урока на интерактивной доске с помощью электронного маркера в «режиме примечаний» (или тема урока появляется на слайде №3)

Ученики, используя полученную информацию, самостоятельно формулируют тему и определяют цели урока.

2 этап урока: актуализация и контроль опорных знаний

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:

  1. метод проблемного обучения
  2. интерактивный метод
  3. метод взаимоконтроля

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Учитель, проверяя домашнее задание, проводит устный контроль знаний, организуя работу учащихся  в парах по интерактивному плакату слайда №4 по теме: «Плотность вещества.  Архимедова сила».  Удобная навигация позволяет провести его наглядно и оперативно.

1 вариант.

1.Запишите формулу для вычисления плотности вещества

 2.Объясните, каким образом можно очистить воду от нерастворимых в ней веществ

3.Объясните, как рыбы регулируют глубину своего погружения?

4.Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед, плавающий в воде, растает?

2 вариант.

1.Запишите формулу для вычисления  архимедовой  силы.

2.Плотность свежего куриного яйца  близка к  плотности  воды. Объясните, каким образом с можно определить свежесть куриных яиц.

3.Объясните, почему рыбам не нужны прочные

скелеты

4.Чему равна архимедова сила, если тело

 плотно прижато ко дну?

Для формирования целостной системы знаний по данным темам учитель совместно с учащимися сразу проверяет правильные ответы. При этом происходит ликвидация пробелов в знаниях.

Учащиеся в парах отвечают устно на вопросы, появляющиеся на слайдах: для лучшего восприятия информации вопросы разных вариантов выделены разным цветом. При этом ученики привлекают свой личный опыт для объяснения явлений, анализируют проблемные ситуации, используют логические умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

На слайдах №4 -5 учащиеся переходят в интерактивный режим и с помощью электронного маркера в «режиме примечаний» записывают формулы и пояснения на интерактивной доске.  Использованные анимации  (имитационные модели)  и фотографии слайдов № 5-6 и удобная навигация с помощью гиперссылок делают проверку знаний быстрой, наглядной и способствуют созданию зрительных образов. При  этом они заполняют лист оценки ЗУН: строка «взаимоконтроль».

3 этап урока: комплексное применение знаний

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:

  1. метод практического занятия
  2. метод дифференцированного подхода
  3. интерактивный метод

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Учитель развивает класс на группы по 2-4 человека, формируя их по уровню обученности с учетом личного  выбора учащихся. На следующих занятиях состав групп обязательно меняется. При визуальной проверке домашнего задания, учитель обращает внимание на тех учащихся, которых по каким - либо причинам не было на предыдущем уроке физики, и выдает им структуру отчета о работе. Предлагает всем группам решить экспериментальные «задачи роста» по теме: «Плотность вещества», представленные на слайде № 6:

1. Используя рычажные весы с набором гирь, мензурку, сосуд с водой, тело цилиндрической формы, определите плотность вещества, из которого изготовлено тело.

2. Используя электронные весы, измерительную линейку, тело в форме параллелепипеда или цилиндрической формы, определите плотность вещества, из которого изготовлено тело.

3.Используя динамометр, сосуд с водой, тело цилиндрической формы определите плотность вещества, из которого изготовлено тело методом гидростатического взвешивания.

Контрольный вопрос: определить вещество, из которого состоит тело.

Учащиеся каждой группы выбирают индивидуальную траекторию выполнения экспериментальных заданий в зависимости от уровня обученности и домашней подготовки к работе:

№ 1+ КВ (обязательный минимум)

№ 1-2+ КВ (повышенный уровень)

№ 1-3+ КВ (высокий уровень)

4 этап урока: физкультминутка: эксресс-опрос

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:  

  1. метод самореабилитации  (смена видов деятельности)
  2. метод самоконтроля
  3. метод педагогической поддержки здоровья
  4. интерактивный метод

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Учитель проводит экспресс – опрос по интерактивному плакату слайда №7.  В зависимости от эмоционального климата в классе он  предлагает учащимся выбрать их действия при ответах «да» или «нет».

Изменится ли архимедова сила, если:

  1. изменить глубину погружения тела
  2. изменить плотность жидкости
  3. изменить плотность тела
  4. увеличить объем тела
  5. вращать тело на определенной глубине

Учащиеся выбирают свои действия при ответах «да» или «нет»:

вставать – садиться;

поднимать правую руку – поднимать левую руку и т.д.

Ученики участвуют в экспресс-опросе,  извлекая  информацию из графического объекта, которая не содержится непосредственно в вопросе, анализируют её, переводят  в словесную форму и выражают действием.

Затем  осуществляют самоконтроль уровня усвоения данного учебного материала, заполняя лист оценки ЗУН: строка «самоконтроль»

5 этап урока: комплексное применение знаний

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:

  1. метод практического занятия
  2. метод дифференцированного подхода
  3. исследовательский метод
  4. интерактивный метод

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Учитель предлагает решить экспериментальные «задачи роста» по теме: «Плотность вещества» на слайде №8:

1.Используя сосуд с водой, динамометр и тело цилиндрической формы определите архимедову силу, действующую на тело, полностью погруженное в жидкость.

2.Определите вес  жидкости, вытесненной телом при полном погружении его в жидкость, используя цилиндрическое тело, сосуд с водой, мензурку

3.Исследуйте зависимость выталкивающей силы от глубины погружения (при полном погружении тела) и постройте график зависимости силы Архимеда от глубины погружения.

Контрольный вопрос: сравнить вес жидкости, вытесненной телом при полном погружении, с силой Архимеда.

Учащиеся каждой группы выбирают индивидуальную траекторию выполнения экспериментальных заданий в зависимости от уровня обученности и домашней подготовки к работе:

№ 1+ КВ (обязательный минимум)

№ 1-2+ КВ (повышенный уровень)

№ 1-3+ КВ (высокий уровень)

6 этап урока: рефлексия

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей:

  1. метод коллективного анализа деятельности
  2. метод рефлексии
  3. интерактивный метод

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Мобилизует учащихся на рефлексию их деятельности. Он предлагает на слайде №9 выбрать этап выполнения экспериментального задания, который вызвал у них при работе наибольшее затруднение:

  1. поставить цели работы
  2. собрать экспериментальную установку
  3. воспроизвести процесс
  4. произвести измерения
  5. обработать полученный результат

По результатам выбора он  строит гистограмму, изменяя данные гистограммы слайда № 10,  которая наглядно демонстрирует ему  уровень затруднений учащихся при выполнении различных этапов экспериментальных заданий и стратегию дальнейших практических занятий.

Учащиеся дают оценку успешности достижения целей урока, называют основные трудности в работе и в ходе совместного обсуждения  способы для их преодоления, затем анализируя свою деятельность, они  поднимают руки, выбирая наиболее трудный этап выполнения экспериментальных «задач роста»

7 этап урока: подведение итогов, домашнее задание

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:

  1. метод выбора
  2. интерактивный метод

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Учитель подводит итоги урока и

комментирует домашнее задание:

  1. составить  экспериментальные «задачи роста» по теме:    «Плотность вещества. Архимедова сила» с использованием бытовых приборов
  2. оценить по трехбалльной шкале уровень сложности задач
  3. решить составленные задачи, оформив отчет по плану или в свободной форме:

План отчета о работе.

  1. Цель работы
  2. Тема работы
  3. Оборудование
  4. Схема или рисунок экспериментальной установки с пояснениями
  5. Цена деления измерительных приборов
  6. Результаты  экспериментальных  измерений
  7. Решение экспериментального задания.
  8. Вывод (анализ результата)

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы.

Дидактические материалы

Лист оценки ЗУН

по теме:

«Плотность вещества. Архимедова сила»

Фамилия

Имя

Задание

№1

№2

№3

№4

№5

Взаимоконтроль

при работе в паре

Самоконтроль

при экспресс-опросе

Шишулина Светлана Рюриковна –

учитель физики МОУ СОШ №1 города Фурманова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, как действенное средство повышения его качества.

Обучающиеся коррекционного учреждения  VIIIвида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума,...

Организация самостоятельной деятельности учащихся 5 класса на занятиях физической культурой, с использованием дифференцированного и индивидуального подходов.

В конспекте урока применяются современне технологии, используется работа по карточкам, соблюдается индивидуальный  подход....

Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. Организация самостоятельной деятельности на уроках английского языка.

Доклад затрагивает вопросы эффективной подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ,организации самостоятельной деятельности на уроках английского языка, работы с лексико-грамматическим материалом. Об информаци...

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...