Разработка урока с применением мультимедиа
презентация к уроку физики (9 класс) по теме

Шишкин Алексей Сергеевич

Разработка урока по физике Тема «Статика» . Данный урок является третьим уроком по теме «Гравитационные явления» . Урок сопровождается интерактивной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statika.docx36.08 КБ
Файл prezentaciya.rar2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Статика»

Разработка урока по физике в 9 классе

Данный урок является третьим уроком по теме «Гравитационные явления»  

Автор: Шишкин А.С. учитель физики МБОУ Ангеловская СОШ Красногорского района Московской области

2011г.


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Статика»;
  2. Вспомнить условия равновесия тел;
  3. Углубить знания учащихся по данной теме;
  4. Показать значимость данной темы в повседневной жизни.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

  1. систематизировать знания по теме «Статика»;
  2. обеспечит усвоение понятия центра тяжести тела, равновесия тела и понятия точки и плоскости опоры входящие в содержание темы «Статика»;
  3. применять полученные знания на уроках физики при решении задач, а также в повседневной жизни.

2. Развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов:

  1. развивать интерес к решению задач по статике, через взаимосвязь физики с математикой;
  2. развивать способности учащихся анализировать различные ситуации на наличие или отсутствие поступательного и вращательного движения;
  3. продолжить формирование обще интеллектуальных умений, обращая внимание на выражение мыслей ;
  4. формирование умения работать с дополнительной литературой и физическими приборами.

3. Воспитательные задачи :

  1. содействовать в ходе занятий формированию  основных мировоззренческих идей: материальность мира и  причинно-следственные и другие связи явлений;
  2. формирование интереса к предмету;
  3. развитие познавательной активности, любознательности;
  4. воспитание аккуратности, целеустремленности;
  5. формирование трудовых и учебных навыков;
  6. воспитание уважительного отношения к товарищам;
  7. умение работать в группах.

Оборудование: компьютер с проектором, неваляшка, таблица, раздаточный материал, набор брусков, динамометры, измерительная лента, деревянные линейки.

Информационно-коммуникационные ресурсы: презентация, электронные таблицы Microsoft Excel или Open office  для выполнения расчетов в лабораторной работе (для экспериментального задания 1 и 2).


Ход урока

Учащиеся вместе с учителем формулируют цели и задачи урока.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся показать значимость данной темы в повседневной жизни. (Слайд 2) В течение всего урока вы будете анализировать различные ситуации на наличие или отсутствие поступательного и вращательного движения, а также определять практическое значение центра тяжести тела. На уроке вы будите демонстрировать свои интеллектуальные умения, а также умение работать в группах, с физическими приборами. Продемонстрируем свои умения обобщать и делать выводы на основе эксперимента.

(Слайд 3) «Центром тяжести каждого тела является некоторая расположенная внутри него точка - такая, что если за неё мысленно подвесить тело, то оно остается в покое и сохраняет первоначальное положение». Архимед.

У каждого предмета есть центр тяжести. Изучение этого свойства тел необходимо для понимания понятия равновесия тел, при решении конструкторских задач, расчете устойчивости сооружений и во многих других случаях. В своем труде "О равновесии плоских тел" Архимед употреблял понятие центра тяжести, оно впервые было введено неизвестным предшественником Архимеда или же им самим, но в более ранней, не дошедшей до нас работе. Прошло 17 веков, и Леонардо да Винчи сумел найти центр тяжести тетраэдра. Он же, размышляя об устойчивости итальянских "падающих" башен, в том числе – Пизанской. У некоторых групп позже будет экспериментальное задание по определению центра тяжести. (Слайд 4 ) «Люди, как известно, твари прямоходящие, а посему их центр масс при стоянии занимает наивысшее положение. Центр тяжести человека расположен в нижней части живота, т.к. вес ног составляет около половины веса тела. Устойчивость тела зависит от положения центра тяжести и от величины площади опоры: чем ниже центр тяжести и больше площадь опоры, тем тело устойчивее.»

А пока рассмотрим вопрос «Человек и равновесие».

(Слайд 5 и 6) Посмотрите на примеры и мысленно проведите вертикаль через центр тяжести человека к плоскости, на которую он опирается. Лежит ли проекция центра тяжести в площади опоры человека? Расположение центра тяжести относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Далее учащиеся разбирают примеры равновесия тела, рассматривая слайды в презентации, и приводят свои.

Посмотрите на примеры и мысленно проведите вертикаль через центр тяжести человека к плоскости, на которую он опирается. Лежит ли проекция центра тяжести в площади опоры человека? Стоя или при ходьбе проекция центра тяжести лежит в площади, ограниченной опорой, и равновесие сохраняется без труда Дополнительная опора. Увеличение площади опоры за счет дополнительной опоры (одной или двух палок) помогает сохранить устойчивость и равновесие. При падении. Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает. (Слайд 7-11)

А теперь обратимся к областям нашей жизни, где нам необходимо учитывать положение центра тяжести тела.

При различных видах спорта, в цирке, при строительстве различных сооружений: зданий, мостов, башен и др.

Одним из примеров изменения положения центра тяжести является неваляшка. Учащиеся слушают сообщение о неваляшке. « Неваляшка появилась в России не так давно. Историки считают, что неваляшка пришла к нам из Японии. Эти завезённые в Россию куклы стали прообразом известной игрушки.» (Слайд 12-16).

Но вернемся опять к физическим формулам. Если тело в покое, значит оно находится в состоянии равновесия. Тогда геометрическая сумма сил, а также сумма моментов, действующих на тело, равны нулю.

F=F1+F2+...+Fn=0M1+M2+...+Mn=0

Большинство тел покоится на опорах, в том числе и человек. А теперь задания группам: 1 ряд попробуйте встать со стула не наклоняясь вперед; 2 ряд наклоняясь вперед, и 3 ряд широко расставив ноги. И сделайте соответствующие выводы. Учащиеся делают выводы о том, что для того чтобы встать необходимо, чтобы отвесная линия пересекала площадь опоры человека. Стоящий предмет (тело на опоре), не опрокидывается, если вертикаль, проведенная через центр тяжести,  пересекает площадь опоры тела. (Слайд 17).

Падающая башня в итальянском городе Пиза не падает, несмотря на свой наклон, т.к. отвесная линия, проведенная из центра тяжести, не выходит за пределы основания. (Слайд 18).Устойчивость таких сооружений, как телевизионные башни, дымовые трубы, опоры линий электропередач, имеет большое практическое значение. Она достигается двумя путями: понижением центра тяжести башни и увеличением размера фундамента. Строительство Пизанской башни было начато в 1173 году. Воздвигнув только 23 м, архитектор Боннанус обнаружил, что центр тяжести колокольни отклоняется от вертикали на 4 см. Он прекратил работу. Строительство возобновилось спустя 100 лет, но так же было брошено. Колокольню закончил третий архитектор, Томазо Пизано, в 1350 году. К настоящему времени отклонение верха от вертикали составляет 5,2 м и продолжает увеличиваться с каждым годом. В нашей стране тоже есть сооружение, при строительстве которого, было много споров. И так один из символов нашей столицы – Останкинская башня. (Слайд 19).

Несколько качественных вопросов по этой теме (Слайд 20-21).

А дальнейшую нашу работу мы будем продолжать с вами в группах. (первые два задания даются в более подготовленных классах и ребятам которые выбирают предмет для сдачи экзамена)


  Экспериментальные задания группам:

  1. Определите коэффициент трения скольжения дерева о материал, покрывающий рабочий стол? (Слайд 22).
    ЗАПРЕЩЕНО наклонять стол (даны только две деревянные линейки, транспортир).
  2. Определите силу, которую нужно приложить перпендикулярно бруску, чтобы его один конец поднять на высоту 2 см.,4 см, 6см, 8 см. Сравните теоретические расчеты с экспериментальными данными. (Слайд 23 ).
    Оборудование: деревянный брусок, динамометр, линейка.
  3. Сложите на краю стола книги стопкой так, чтобы верхняя книжка выступала над нижней. Укладывайте книги одна на другую до тех пор, пока ваша «Пизанская башня » не начнет заваливаться. Убедитесь, что падение книг началось, когда центр тяжести стопки книг вышел за пределы нижней книги. 
    Оборудование: стопка книг, отвес.
  4. Определите центр тяжести плоской картонной фигуры произвольной формы. (Слайд 24).
    Оборудование: картонная пластина произвольной формы, игла, отвес.
  5. Определите теоретически и экспериментально силы давления бревна на плечи, если груз повесить ближе к одному из несущих. (Слайд 25-26).

Оборудование: рычаг, два динамометра, линейка, набор грузов.

  1. Определите теоретически и экспериментально силы давления бревна на плечи, если груз повесить посередине бревна. (Слайд 25-26).
    Оборудование: рычаг, два динамометра, линейка, набор грузов.

Учащиеся защищают проект своей группы.

3. Итоги урока. Разбор домашнего задания. (Слайд 27).



Подписи к слайдам:

Решение задач по теме: «Статика».
Разработал учитель физикиШишкин А.С
Применить знания, полученные при изучении данной темы, в повседневной жизни.Продолжить формировать умения обобщать и делать выводы на основе эксперимента.
Центром тяжести каждого тела является некоторая расположенная внутри него точка - - такая, что если за неё мысленно подвесить тело, то оно остается в покое и сохраняет первоначальное положение." Архиме
Центр тяжести тела может находиться и вне тела, как, например, у тора («бублик»).
Человек - это "тело на опоре". Центр тяжести человека расположен в нижней части живота, т.к. вес ног составляет около половины веса тела.
Посмотрите на примеры и мысленно проведите вертикаль через центр тяжести человека к плоскости, на которую он опирается. Лежит ли проекция центра тяжести в площади опоры человека?
Проекция центра тяжести лежит в площади, ограниченной опорой, и равновесие сохраняется без труда
Увеличение площади опоры за счет дополнительной опоры (одной или двух палок) помогает сохранить устойчивость и равновесие
Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает.
При ударе ногой в борьбе центр тяжести смещен относительно точки опоры. В этом случае тело стремится восстановить положение равновесия, что совпадает с направлением удара. Это придает дополнительную силу удару.
При езде на велосипеде очень важно сохранять равновесие.Это необходимо и при обычной езде, и при выполнении различных трюков на велосипеде, например, в триале. Вы должны научиться держать равновесие так, чтоб не тратить на это много сил,а это возможно, если вы знаете физические законы равновесия!
Неваляшка  появилась в России  не так давно. Историки считают, что неваляшка пришла к нам из Японии.  Эти завезённые в Россию  куклы  стали праобразом известной игрушки Ваньки-Встаньки.Первые русские неваляшки, появившиеся на ярмарках в начале 19 века, назывались "кувырканами", они изображали  купцов или  клоунов. 
У неваляшки внутреннее устройство таково, что создает смещенный вниз центр тяжести.
Куклы  в   Японии – это  не только  развлечение, но и  магические талисманы. Одним из самых популярных и любимых талисманов  у японцев вот уже 200 лет является  традиционная японская кукла- «дарума» олицетворяющая   божка, приносящего счастье.
Японцы верят  , что кукла приносит ребенку удачу и  богатство, поэтому взрослые загадывают  желания с помощью  кукол "дарума" -  японских неваляшек с не закрашенными глазами. Чем взрослее человек, тем крупнее игрушка.  До сих пор в  Японии  существует   обычай: когда начинаешь важное дело, обязательно купи этого «дарума», попроси его о помощи и закрась ему один глаз.
? С помощью каких частей тела «братья наши меньшие» сохраняют положение равновесия? ? Почему бутерброд все время падает маслом вниз?
несмотря на свой наклон, пизанская башня не падает, т.к. отвесная линия, проведенная из центра тяжести, не выходит за пределы основания.
1.С какой целью цирковые артисты при хождении по канату держат в руках тяжелые шесты?2.Почему человек, несущий на спине тяжелый груз, наклоняется вперед?3.Почему нельзя встать со стула, если не наклонить корпус вперед?
4.Почему подъемный кран не опрокидывается в сторону поднимаемого груза? Почему без груза кран не опрокидывается в сторону противовеса?5.Почему у автомашин и велосипедов и т.п. тормоза лучше ставить на задние, а не на передние колеса?6.Почему, грузовик нагруженный сеном легче переворачивается, чем тот же грузовик нагруженный снегом?
Определите коэффициент трения скольжения дерева о материал, покрывающий рабочий стол? ЗАПРЕЩЕНО наклонять стол!( Оборудование: даны только две деревянные линейки, транспортир)
Определите силу, которую нужно приложить перпендикулярно бруску, чтобы его один конец поднять на высоту 2 см.,4 см, 6см, 8 см.Сравните теоретические расчеты с экспериментальными данными.Оборудование: деревянный брусок, динамометр, линейка.
Определите центр тяжести плоской картонной фигуры произвольной формы.Оборудование: картонная фигура, иголка, нитка, груз.
Определите теоретически и экспериментально силы давления бревна на плечи, если груз повесить ближе к одному из несущих.Оборудование: Рычаг, два динамометра ,линейка, набор грузов.
1. С помощью каких частей тела «братья наши меньшие» сохраняют положение равновесия? 2. Почему бутерброд все время падает маслом вниз?3. Изготовьте проект по данной теме( модель неваляшки, перевертыш и т.д.)4.Докажите, что центр тяжести треугольника лежит на пересечении медиан.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением дальтон-технологии по теме "Морфология"

Урок обобщающего повторения по теме "Морфология". Применяется технология дальтон-план....

разработка урока с применением ЭОР «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9класс

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9классЦели урока: формирование умений:- различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средс...

Разработка уроков с применением компьютерных технологий

В данном раздели представленны некоторые презентации, которые используются мной в процессе обучени с применением компьютерных технологий....

разработка урока с применением ЭОР "Противостояние Руси западным завоевателям"

Урок истории в 6 классе по курсу "История России" с применением ЭОР...

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...


 

Комментарии

Матузова Светлана Владимировна

Очень хорошая презентация. Много красочных иллюстрированных примеров, которые привлекут внимание учеников. Чем больше будет таких презентаций, тем выше качество обучения.