разработка урока с применением ЭОР "Противостояние Руси западным завоевателям"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Лебедева Елена Васильевна

Урок истории в 6 классе по курсу "История России" с применением ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Солнечная средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока истории по теме «Противостояние Руси западным завоевателям»,

6 класс.

Автор: Лебедева Елена Васильевна, учитель истории

2

Оглавление:

 

Введение…………………………………………..с.3

Цели и задачи урока……………………..……….с.3

План урока……………………………………….с.3-4

Конспект урока………………………………….с.4-8

Форма плана-конспекта урока…………………с.9-15

Приложения…………………………………….с.16-25

3

Введение

Как известно, Невская битва и Ледовое побоище - две великие победы, одержанные  русскими воинами под руководством Александра Невского.

Значение победы войск Александра Невского в 1242 г. было оценено  автором Жития.  Он писал, «нача слыти имя его по всем странам и до моря Египетьского, и до гор Араратьских и об ону страну моря Варяжьского, и до великаго Рима». Не понятно, были ли эти слова преувеличением, но  Северо-западная Русь в результате действий войск под  предводительством Александра Ярославича сохранила свою свободу и независимость.

 На фоне феодальной раздробленности на Руси это событие было очень важной составляющей в объединении в единое государство.

До нас дошло описание победителя в двух великих битвах Руси, в котором он предстает на фоне персонажей мировой истории. «Глас его акы труба в народе, и лице его аки лице Есифа, иже поставил его Егупетьскый цесарь вто-раго цесаря в Егупте; сила бе его часть от силы Самсоня; дал бе ему Бог премудрость Соломоню, и храбрьство же акы цесаря Римьскаго Еуспасьяна, иже бе пленил всю Подъиюдейскую землю. ...Такоже и сий князь Олександр бе побежая, а не победим». (http://www.bibliotekar.ru/rusNevskiy/2.htm)

Таким образом, тема единства государства, противостояния внешней экспансии всегда будет, на мой взгляд,  всегда актуальна.

3

Урок по теме: «Противостояние  Руси  западным завоевателям»

Цель урока: показать значение Невской битвы и Ледового побоища для Руси

Задачи урока:

 Образовательная: выяснить причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев.

Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие навыка работы со схемами.

Воспитательная:  формирование чувства гордости за Родину, раскрытие  сущности полководческого искусства Александра Невского.

 Форма урока: урок изучение нового материала с применением ЭОР

План урока:

1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.

2.Борьба против вторжения.

3. Александр Невский

4.Шведская агрессия.

5.Ледовое побоище.

6.Значение  Невской битвы и Ледового побоища.

 Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: информатика, литература.

Требования к знаниям по итогам урока: обучающиеся должны знать причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев; знать, в чем  заключался полководческий талант Александра Невского, уметь показывать на карте места Невской битвы и Ледового побоища.        

Оборудование урока:

1.Карта Руси(12-13 вв.)

2.Схема Невской битвы и Ледового побоища.

3.Компьютер, проектор

4

4. Иллюстрации обмундирования русских воинов и немецких рыцарей.

Основные термины: орден крестоносцев, меченосцы, ополченцы.

Эпиграф: «“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)

Ход урока

Вопросы для повторения:

1.Какую тему изучали на прошлом уроке?

2. Что вам известно о монголо-татарах?

3. Назовите русские города, которые оказали упорное сопротивление захватчикам?

4.Как вы думаете, почему  монголо-татары,  ведомые Батыем смогли так быстро захватить Русь?

5. Каковы последствия монголо-татарского ига?

Подведем итог: монголо-татары, несмотря на героическое сопротивление русского народа сумели захватить Русь. Захватчики нанесли огромный урон русским княжествам. Но, к сожалению последние были не единственными врагами. На ослабевшую Русь поглядывали и с Запада, как легкую добычу для завоевания.

И вот сегодня мы познакомимся с западными завоевателями.

Изложение новой темы.

1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.

На земли Великого Новгорода давно претендовали шведские феодалы, их привлекал торговый путь, который связывал север Европы с Русью  и странами Востока.

  В середине 12 века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.

5

В 1164 году шведские  отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 году  новгородская рать напала на крупнейший город Сигтуну  и разорила его. Только в начале 13 века шведские рыцари  отправляются в новые походы. В 1227 году они были отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.

 Получив известия о нашествии монголов, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси.

Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить Русь в католическую веру. (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России  с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.106-107.

Д. у:  слушают рассказ учителя  или  читают п.13(п.1.) учебника и выполняют задание 1.1.и 1.2. в рабочей тетради (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России  с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.38

2.Борьба против вторжения.

Далее вопросы для обсуждения:

1.Почему немецкие рыцари вторгались в Прибалтику?

(привлекали обширные и богатые земли, стремление распространить католичество среди местного населения).

2.Какое событие произошло в 1234 году?

(князь Ярослав Всеволодович одержал победу над Ливонским орденом под Юрьевом)

Необходимо обратить внимание  на зарождение дружественных связей между русскими и прибалтийскими народами.

К сожалению, остановить продвижение феодалов не удалось, и создавалась прямая угроза Новгороду и Пскову.

Далее дается характеристика вооружению западноевропейских рыцарей и русских воинов.

Обучающимся предлагается беседа по вопросам: как были вооружены западноевропейские рыцари? Какие у них были доспехи? Как готовились рыцари к военным походам? Какова была тактика ведения боя?

6

Рыцари были профессиональными воинами, всю свою жизнь с самого детства они обучались рыцарскому искусству, участвовали в турнирах, походах, сражениях.

(xartman.ru›panorama/40-krestonoscy-panorama.htm)

Затем обучающийся рассказывает о вооружении русских воинов.

В конце XII—XIII веках в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительного доспеха на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, то есть забралом, защищавшим лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями, и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком. Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей, кольчужной сеткой, прикрывавшей, как правило, все лицо, шею и плечи воина. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были видом своим еще и устрашить противника, для чего они соответственно и оформлялись.

Шлемы, брони, щиты — весь набор оборонительного и наступательного воинского доспеха — стали непременным предметом обихода в беспокойное и кровавое время (XII—XIII века) русской истории. Феодальная усобица, войны с половцами, рыцарями, Литвой, монгольское нашествие... Летописи пестрят записями о сражениях, походах, вражеских набегах. Вот одно из таких сообщений (год 1245): «Воевала Литва около Торжку и Бежицы; и гнашася по них новоторжцы с князем Ярославом Володимиричем и бишася с ними, и отъяша у новоторжцев кони и самех биша, и поидоша с полоном проче...» (Новгородская первая летопись).

Пехотинцев — «пешцев» — использовали при защите городских стен и ворот, прикрытии тылов конницы, для проведения необходимых транспортных и инженерных работ, для разведывательных и карательных вылазок.

Вооружались пешцы разнообразными видами оружия — метательными, рубящими и ударными. Их одежда и вооружение в целом были более простыми и дешевыми, чем у дружинников, так как отряды пехотинцев в массе своей формировались из простонародья — смердов, ремесленников, а не из профессиональных воинов. Оружием пещца были походный топор, тяжелое копье и сулица, дубина и рогатина.

Доспех на пешце был чаще кольчужный, а то и вовсе никакого. Щиты пехотинцы XII века употребляли и круглые, и миндалевидные.(cg-warrior.com›index.php)

3.Александр Невский

7

Сообщение учащегося

 4.Шведская агрессия.

Ход битвы излагается согласно тексту учебника. Особое внимание уделяется мужеству и находчивости Александра Невского и его дружины.

Далее на экран выводится таблица с незаполненным столбцом.  Дается задание: заполните таблицу «Невская битва».

Дата

Место

Противоборствующие стороны

Исход битвы

Значение победы

Далее учащиеся просматривают схему битвы и заполняют таблицу

4.Ледовое побоище.

Рассказ о Ледовом побоище начинаем с характеристики военных действий в 1242 году.

Ход сражения излагаем в соответствии с текстом учебника. В рассказ можно включить фрагменты сюиты А. Прокофьева «Александр Невский» и поэмы К. Симонова «Ледовое  побоище».

Дается задание: заполните таблицу «Ледовое побоище».

Учащимся предлагается самостоятельно заполнить недостающую информацию. Затем осуществляется взаимопроверка – на экран возвращаются данные из незаполненных  ячеек и учитель комментирует результаты

Далее обучающиеся представляют результаты своей работы.

Вопросы: Почему русские воины смогли победить русских воинов?

8

В чем проявился полководческий талант Александра Невского?

5.Значение Невской битвы и Ледового побоища.

Учащиеся работают с презентацией

Д. з: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.

Итоговый контроль.

Вывод: Таким образом, сегодня мы познакомились с трагическими страницами в истории нашей Родины. Узнали, что героизм, мужество и храбрость русского народа, полководческий талант Александра Невского помогли отстоять независимость Новгородской и Псковской земель.

9

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: Борьба Руси с западными завоевателями

Лебедева Елена Васильевна

МОБУ «Солнечная СОШ» Вышневолоцкого района Тверской области

Учитель истории

история

6

Урок 4. Раздела 2.

Противостояние  Руси с западным завоевателям

Базовый учебник: А. А. Данилов, Л.Г. Косулина История России  с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2009

Цель  урока: показать значение Невской битвы и Ледового побоища для Руси

Задачи урока:

 Образовательная: выяснить причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев.

10

Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие навыка работы со схемами.

Воспитательная:  формирование чувства гордости за Родину, раскрытие  сущности полководческого искусства Александра Невского.

 Форма урока: урок изучение нового материала

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер

Структура и ход  урока

План урока:

1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.

2.Борьба против вторжения.

3. Александр Невский

4.Шведская агрессия.

5.Ледовое побоище.

6.Значение  Невской битвы и Ледового побоища.

Оборудование урока:

1.Карта Руси(12-13 вв.)

2.Схема Невской битвы и Ледового побоища.

3.Компьютер, проектор

4. Иллюстрации обмундирования русских воинов и немецких рыцарей.

Основные термины: орден крестоносцев, меченосцы, ополченцы.

Эпиграф: «“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)

11

Ход урока

Вопросы для повторения:

1.Какую тему изучали на прошлом уроке?

2. Что вам известно о монголо-татарах?

3. Назовите русские города, которые оказали упорное сопротивление захватчикам?

4.Как вы думаете, почему  монголо-татары,  ведомые Батыем смогли так быстро захватить Русь?

5. Каковы последствия монголо-татарского ига?

Подведем итог: монголо-татары, несмотря на героическое сопротивление русского народа сумели захватить Русь. Захватчики нанесли огромный урон русским княжествам. Но, к сожалению последние были не единственными врагами. На ослабевшую Русь поглядывали и с Запада, как легкую добычу для завоевания.

И вот сегодня мы познакомимся с западными завоевателями.

Изложение новой темы.

1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.

На земли Великого Новгорода давно претендовали шведские феодалы, их привлекал торговый путь, который связывал север Европы с Русью  и странами Востока.

  В середине 12 века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.

В 1164 году шведские  отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 году  новгородская рать напала на крупнейший город Сигтуну  и разорила его. Только в начале 13 века шведские рыцари  отправляются в новые походы. В 1227 году они были отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.

 Получив известия о нашествии монголов, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси.

12

Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить Русь в католическую веру. (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России  с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.106-107.

Д. у:  слушают рассказ учителя  или  читают п.13(п.1.) учебника и выполняют задание 1.1.и 1.2. в рабочей тетради (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России  с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.38

2.Борьба против вторжения.

Далее вопросы для обсуждения:

1.Почему немецкие рыцари вторгались в Прибалтику?

(привлекали обширные и богатые земли, стремление распространить католичество среди местного населения).

2.Какое событие произошло в 1234 году?

(князь Ярослав Всеволодович одержал победу над Ливонским орденом под Юрьевом)

Необходимо обратить внимание  на зарождение дружественных связей между русскими и прибалтийскими народами.

К сожалению, остановить продвижение феодалов не удалось, и создавалась прямая угроза Новгороду и Пскову.

Далее дается характеристика вооружению западноевропейских рыцарей и русских воинов.

Обучающимся предлагается беседа по вопросам: как были вооружены западноевропейские рыцари? Какие у них были доспехи? Как готовились рыцари к военным походам? Какова была тактика ведения боя?

Рыцари были профессиональными воинами, всю свою жизнь с самого детства они обучались рыцарскому искусству, участвовали в турнирах, походах, сражениях.

(xartman.ru›panorama/40-krestonoscy-panorama.htm)

Затем обучающийся рассказывает о вооружении русских воинов.

В конце XII—XIII веках в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительного доспеха на Руси появляются шлемы,

13

снабженные маской-личиной, то есть забралом, защищавшим лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями, и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком. Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей, кольчужной сеткой, прикрывавшей, как правило, все лицо, шею и плечи воина. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были видом своим еще и устрашить противника, для чего они соответственно и оформлялись.

Шлемы, брони, щиты — весь набор оборонительного и наступательного воинского доспеха — стали непременным предметом обихода в беспокойное и кровавое время (XII—XIII века) русской истории. Феодальная усобица, войны с половцами, рыцарями, Литвой, монгольское нашествие... Летописи пестрят записями о сражениях, походах, вражеских набегах. Вот одно из таких сообщений (год 1245): «Воевала Литва около Торжку и Бежицы; и гнашася по них новоторжцы с князем Ярославом Володимиричем и бишася с ними, и отъяша у новоторжцев кони и самех биша, и поидоша с полоном проче...» (Новгородская первая летопись).

Пехотинцев — «пешцев» — использовали при защите городских стен и ворот, прикрытии тылов конницы, для проведения необходимых транспортных и инженерных работ, для разведывательных и карательных вылазок.

Вооружались пешцы разнообразными видами оружия — метательными, рубящими и ударными. Их одежда и вооружение в целом были более простыми и дешевыми, чем у дружинников, так как отряды пехотинцев в массе своей формировались из простонародья — смердов, ремесленников, а не из профессиональных воинов. Оружием пещца были походный топор, тяжелое копье и сулица, дубина и рогатина.

Доспех на пешце был чаще кольчужный, а то и вовсе никакого. Щиты пехотинцы XII века употребляли и круглые, и миндалевидные.(cg-warrior.com›index.php)

3.Александр Невский

Сообщение учащегося

 4.Шведская агрессия.

Ход битвы излагается согласно тексту учебника. Особое внимание уделяется мужеству и находчивости Александра Невского и его дружины.

Далее на экран выводится таблица с незаполненным столбцом.  Дается задание: заполните таблицу «Невская битва».

14

Дата

Место

Противоборствующие стороны

Исход битвы

Значение победы

Далее учащиеся просматривают схему битвы и заполняют таблицу

4.Ледовое побоище.

Рассказ о Ледовом побоище начинаем с характеристики военных действий в 1242 году.

Ход сражения излагаем в соответствии с текстом учебника. В рассказ можно включить фрагменты сюиты А. Прокофьева «Александр Невский» и поэмы К. Симонова «Ледовое  побоище».

Дается задание: заполните таблицу «Ледовое побоище».

Учащимся предлагается самостоятельно заполнить недостающую информацию. Затем осуществляется взаимопроверка – на экран возвращаются данные из незаполненных  ячеек и учитель комментирует результаты

Далее обучающиеся представляют результаты своей работы.

Вопросы: Почему русские воины смогли победить русских воинов?

В чем проявился полководческий талант Александра Невского?

5.Значение Невской битвы и Ледового побоища.

Учащиеся работают с презентацией

15

Д. з: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.

Итоговый контроль.

Вывод: Таким образом, сегодня мы познакомились с трагическими страницами в истории нашей Родины. Узнали, что героизм, мужество и храбрость русского народа, полководческий талант Александра Невского помогли отстоять независимость Новгородской и Псковской земель.

16

Приложение 1:

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

7

Организационный момент

Организация внимания учащихся, подготовка и настрой на учебную деятельность, объявление темы урока

Оформление тетрадей

1

Постановка цели занятия перед учащимися

1.Учитель обращает внимание учащихся на тему, написанную на доске, ставит цель урока

1. Делают записи в тетрадях.

2

Актуализация знаний

1.Какую тему изучали на прошлом уроке?

2. Что вам известно о монголо-татарах?

3. Назовите русские города, которые оказали упорное сопротивление захватчикам?

4.Как вы думаете, почему  монголо-татары, ведомые Батыем смогли так быстро захватить Русь?

5. Каковы последствия монголо-татарского ига?

2. Ответы детей

4

Изложение темы

1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.

2.Борьба против вторжения.

2.Борьба против вторжения.

fcior.edu.ru/card/9916/ekspansiya-s-zapada-aleksandr-nevskiy.html

Рассказ учителя,

использующего интерактивные карты

Слушают рассказ учителя  и выполняют задание 1.1.и 1.2. в рабочей тетради (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России  с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.38

5

Вопросы для обсуждения: 1.Почему немецкие рыцари вторгались в Прибалтику?

(привлекали обширные и богатые земли, стремление распространить католичество среди местного населения).

2.Какое событие произошло в 1234 году?

(князь Ярослав Всеволодович одержал победу над Ливонским орденом под Юрьевом)

Необходимо обратить внимание  на зарождение дружественных связей между русскими и прибалтийскими народами.

Отвечают на вопросы.

4

http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishe.html

Задание: дать  характеристику вооружению западноевропейских рыцарей и русских воинов (выполнить задание на соотнесение вооружения рыцарей и русских воинов)

Беседа по вопросам: как были вооружены западноевропейские рыцари? Какие у них были доспехи? Как готовились рыцари к военным походам? Какова была тактика ведения боя?

Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопросы

Ответы обучающихся:

рыцари были профессиональными воинами, всю свою жизнь с самого детства они обучались рыцарскому искусству, участвовали в турнирах, походах, сражениях…

рассказ  обучающегося о вооружении русского воина.

4

3.Шведская агрессия

fcior.edu.ru/card/14549/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html

 Демонстрация портрета А. Невского П.Корина

Сообщение учащегося об

Александре  Невском (биографическая справка)

Учащиеся слушают сообщение и воспринимают информацию.

3

fcior.edu.ru/card/1098/borba-s-krestonosnoy-agressiey.html

Далее на экран выводится таблица с незаполненным столбцом.  Дается задание: заполните таблицу «Невская битва».

Дата

Место

Противоборствующие стороны

Исход битвы

Значение победы

На  экран выводится

схема

Заполнение незаполненного столбца в парах

Учащиеся выполняют задание модуля.

4

3

3.Ледовое побоище

fcior.edu.ru/card/1098/borba-s-krestonosnoy-agressiey.html

Далее на экран выводится таблица с незаполненным столбцом.  Дается задание: заполните таблицу «Ледовое побоище».

Дата

Место

Противоборствующие стороны

Исход битвы

Значение победы

На  экран выводится

схема

Заполнение незаполненного столбца в парах

Учащиеся выполняют задание модуля.

4

3

Значение Невской битвы и Ледового побоища cior.edu.ru/card/14549/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html

Задание прочитать материал презентации, ответить на вопросы

Ответы обучающихся

2

Отработка и закрепление нового материала

fcior.edu.ru/card/21259/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

Выполнение заданий модуля

Выполняют задание, представляют результат

5

Домашнее задание к следующему уроку.

Мини-сочинение «Защитник земли русской

 записывают в дневниках задание

2

Подведение итогов урока.

Учащимся предлагаются вопросы:

Вопросы: Почему русские воины смогли победить русских воинов?

В чем проявился полководческий талант Александра Невского?

Делается вывод.

Формулирует выводы

Учащиеся отвечают на вопросы. Фиксируют выводы.

2

24

Приложение 2

Таблица 3.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

_

1.

2.

Название ресурса




Вторжение шведских феодалов ми немецких рыцарей в земли Прибалтики

________

Снаряжение рыцаря  и русского воина

Тип, вид ресурса

________

модуль

___________

модуль

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)




Презентация



Презентация

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР


fcior.edu.ru/card/9916/ekspansiya-s-zapada-aleksandr-nevskiy.html


http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishe.html

3

П. Корин портрет Александра Невского

модуль

иллюстрация

fcior.edu.ru/card/14549/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html

4

Схема Ледового побоища и Невской битвы

Модуль

Презентация

fcior.edu.ru/card/1098/borba-s-krestonosnoy-agressiey.html

5

Тест

Интерактивный тест

Тест

fcior.edu.ru/card/21259/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Оборона северо-западных рубежейРусскойземли"

Представленная разработка урока по теме "Оборона северо-западных рубежей Русской земли"выполнена в рамках апробации УМК А.Ф. Кмиелёва и В.П. Попова по истории России  с древнейших времён до конца...

Открытый урок "Борьба русских земель с западными завоевателями "

Данный урок посвещен событиям далекого XIII века,когда с востока на Русь напали монголо-татары,а с запада- немецкие и шведские рыцари. В нём рассказывается о выдающемся полководце того времени- князе ...

Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"

Урок  музыки  в  6  классе Тема:  Фольклорные  традиции  Руси.Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознаком...

методическая разработка урока по теме "Принятие Русью христианства"

Урок с применеием инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для самостоятельной работы учащихся...

Методическая разработка урока "Ярослав Мудрый. Расцвет Руси" 6 класс

Форма урока - урок открытия нового знания. Тип урока - комбинированный. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта второго поколения....

Открытый урок "Борьба русских земель с западными завоевателями" , 6 класс

Представляю вашему вниманию разработку открытого урока для 6 класса  "Борьба русских земель с западными завоевателями". Этот методический продукт адресован педгогам, которые используют ...