методическая разработка урока по теме "Принятие Русью христианства"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Олейник Ольга Владимировна

Урок с применеием инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для самостоятельной работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА.

План.    1. Предпосылки принятия Русью христианства.

2. Причины принятия христианства. Выбор веры.

3. Крещение Руси.

4. Значение принятия Русью христианства.

Основные понятия и термины: монотеизм, ислам, иудаизм, католичество, православие.

Первые достоверные сведения о распространении христианства на Руси, по мнению Прошина ГГ. («Второе крещение»), относятся к IХ в. В «Окружном послании» 867 г. Константинопольского патриарха Фотия говорится о крещении русов, тех самых, которые воевали с Византией. Хронологическое совпадение Фотиева свидетельства с летописью, где под 866 г. говорится о походе на Царьград князей Аскольда и Дира , позволяет предположить, что первое крещение произошло при легендарных киевских князьях. Прямо о крещении Руси при Аскольде говорится и в позднейшей (ХI в.) Никоновской летописи.

Христианами были некоторые дружинники князя Игоря. В летописи помещен договор Руси с Византией 944 г., условия которого крещеные русы обязались соблюдать на кресте, принося присягу в Соборной церкви Св. Ильи, а некрещеные - у ног Перуна, полагая к ногам его оружие, щиты и золото. Церковь Св. Ильи названа соборной, то есть главной, следовательно, в Киеве в то время были и другие христианские храмы.

Христианство приняла и княгиня Ольга жена Игоря, мать Святослава. В 957 г. она в сопровождении большой свиты отправилась в Константинополь, где перешла в христианскую веру. По летописному преданию ее крестным отцом стал византийский император.

2.1. Причины принятия Русью христианства. 

Вопрос? Предположите, чем было вызвано принятие православного христианства Русью.

Результаты работы занесите в тетрадь. «Причины принятия Русью христианства».

2.2. Вопрос о выборе Владимиром веры.

Повесть временных лет

«В год 6497(986). Пришли болгары магометанской веры говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: “Какова же вера ваша?” Они же ответили: «Веруем тем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семи десяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех. Та и будет ему женой..” Владимир же слушал их... Но вот что было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; а сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть!»

Потом пришли иноземцы из Рама и сказали: «Мы, посланы папой». И обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: “Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги просто дерево “. Владимир же спросил их: “В чем заповедь ваша?” И ответили они: “Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все во славу Божию», как сказал учитель наш Павел “. Сказал же Владимир иноземцам: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого “.

Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: “Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иакова”. И спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Они же ответили: “Обрезываться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу”. Он же спросил: Где земля ваша?” Они же сказали: «В Иерусалиме». «Точно ли она там?» И ответили: “Разгневался бог на отцов наших а рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам “. Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

Затем прислали греки к Владимиру философа... «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю…»

«В год 6495(987). Созвал Владимир бояр своих и старцев городских о сказал им: “... Что же вы посоветуете? что ответите?” И сказали бояре и старцы: “Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать. то ведь имеешь у себя мужей: послав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу”. И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: Идите сперва к болгарам и испытайте веру их “. Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела а поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: “Идите еще к немцам, высмотрите у них все, а оттуда идите в Греческую землю “. Они же пришли к немцам, видели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к Царь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все... И пошел с русскими в церковь, и поставил их на лучшем месте, показав им красоту церковную, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они были в восхищении, дивились и хвалили службу…

И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: “Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними “, - обратился к послам. “Говорите перед дружиною “. Они же сказали: “Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве “. Сказали же бояре: “Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей “. И ответил Владимир: “Где примем крещение?” Они же сказали: «Где тебе любо тебе».

Вопросы и задания к документу

1. Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

2. Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким? Какую реальную ситуацию отражает это предание?

3. Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?

4. Объясните, почему многие историки считают, что рассказ о религиозных посольствах и выборе князем Владимиром новой веры для Руси был вставлен в «Повесть временных лет» в более позднее время и имеет характер легенды? Какую цель мог преследовать составитель летописи, внося такое исправление?

Мнение. «Владимир понял настоявшую России необходимость стать страною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою. Представителями христианства были в то время греки Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сделался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у других» (Е.Е. Голубинский)

2.3. Вопрос о крещении Владимира.

Повесть временных лет.

«И когда прошел год, в 6496(988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне  в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались. Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. Когда насыпали они, - корсунцы, подкопав стену город скую, выбрасывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, а Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написал на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это, - крещусь!» И тот час же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люд и изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу, если не отдадите ее за меня, то сделаю столице ваш то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников; если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали  мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрою вашей и тогда крестите меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и священников. Она же не хотела идти, говоря: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть обратит тобою бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же если не пойдешь, то сделают и нам то же, что в Корсуни». И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся Владимир в то время глазами и не видел ничего. И скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он. Ощутив свое внезапное исцеление, Владимир прославил бога: «Теперь я узнал бога истинного.»  Многие из дружинников, увидев это, крестились... По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Васильеве, а другие и по-иному скажут».

Вопросы и задания к документу.

Задание 1. Подумайте, какое значение имело то, что Владимир буквально заставил Византию окрестить себя?

Задание 2. Найдите в документе свидетельства того, что факт крещения Владимира в Корсуни не является бесспорным.

Мнение. В книге История русской церкви Е.Е. Голубинский по-иному объясняет факт крещения Владимира. Ссылаясь на свидетельство монаха Иакова, он утверждает, что Владимир крестился до похода на Корсунь. Е.Е. Голубинский отрицает факт прихода к Владимиру миссионеров и считает, что к крещению его подвигли иные причины. В частности, именно варяги-христиане. проживавшие в Киеве, подвигли Владимира к этому шагу. «Россия в продолжение долгого Времени после крещения Владимира оставалась без митрополита и без церковного управления. Но если бы Владимир крестился от греков, то какие причины могли бы воспрепятствовать последним дать нам митрополита и ввести церковное управление после крещения?  Возможное из сего заключения есть то, что Владимир крестился не от греков и в продолжение того или другого времени не завязывал с ними сношений.

«Спустя два года после собственного крещения Владимир решился приступить к крещению народа. Прежде чем сделать это, он решил войти в сношения с греками, так как для будущей русской церкви нужна бы иерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной на греческий город и только В качестве победителя завязал с греками сношения».

3.1. Крещение Руси.

Повесть временных лет.

«После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Клемента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуне на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи; стоит церковь та и доныне.. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой богородицы, и про которые невежды думают, что они мраморныё. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовется. Затем послал Владимир ко всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - да будет мне врага». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте... Люди же, крестившись, разошлись по домам... Владимир же ... приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где стояли прежде кумиры... И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное. Матери же детей этих плакали о них, как о мертвых.

Вслед за крещением Киева Владимир отправился крестить Новгород. Опасаясь сопротивления новгородцев, он отправил туда, помимо духовенства, войско во главе со своим дядей Добрыней. Подробно крещение Новгорода описываётся в не дошедшей до наших дней Иоакимовской летописи. Там мы можем найти свидетельства того, что новгородцы встретили киевлян как врагов и оказали им вооруженное сопротивление. Крещение Новгорода завершилось только к сентябрю 990 г., а крещение всех восточнославянских племен началу ХII в. Многие жители Руси возвращались к язычеству после ухода княжеского войска. Особенно долго удерживалось язычество на Северо-Востоке Руси.

Многие историки подчеркивают насильственный характер крещения славян. Не желавшие креститься убегали в леса, организовывали антикняжеские восстания, грабили священнослужителей.

Вопросы и задания к документу.

1. Каков был характер крещения Руси?

2. Подумайте, в чем причина того, что славяне противились принятию христианства?

З. Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?

4. Сформулируйте и запишите значение принятия Русью христианства.

5. Дополнительные (домашнее) задания.

1. Соотнесите языческие праздники восточных славян и их аналоги, вошедшие в православие

(заполните таблицу). СЛАВЯНСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Явления природы

Славянские праздники

Христианские праздники

Зимний солнцеворот

Рождение нового громовника, добывание «живого огня».

Приход весны

Победа громовника (Перуна, Сварога) над зимой (Мареной)

Распускаются деревья, зеленеет трава

Праздник русалок, которые весной живут в реках, а с наступлением тепла переселяются на деревья

Летний солнцеворот

Проводы солнца на зиму

2. Сгруппируйте термины, определив характерные для язычества и христианства:

икона, святая вода, амулет, литургия, храм, идол, кадило, волхв,  капище, треба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"

Урок  музыки  в  6  классе Тема:  Фольклорные  традиции  Руси.Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознаком...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Методические разработки занятий на тему "Символы христианства"," Я в мире", " Очаг как отражение уклада жизни россиян"

Методические разработки для внеурочной деятельности учителя направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности....

Методическая разработка урока по теме "Расцвет Киевской Руси"

                                                      ...

Методическая разработка урока "Ярослав Мудрый. Расцвет Руси" 6 класс

Форма урока - урок открытия нового знания. Тип урока - комбинированный. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта второго поколения....

Методическая разработка урока «Культура Древней Руси»

Методическая разработка урока «Культура Древней Руси»...