Главные вкладки

    Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"
    методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

    Белова Алла Владимировна

    Урок  музыки  в  6  классе

     

    Тема:  Фольклорные  традиции  Руси.

    Подтема: «Рождественские посиделки»

     

     

    Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музыкальной культурой посредствам песни, игры, костюма.

     

    Задачи:

    1. выявить  особенности  перехода  культуры русского народа от язычества к христианству на основе  обрядовых песен, игр, инсценирования, истории происхождения русского девичьего костюма
    2. воспитывать патриотизм через воздействие на нравственные и эстетические чувства детей
    3. развивать интерес к русскому народному фольклору через становление музыкальных традиций 9 -12  веков

     

    Методы, используемые на данном уроке:

     

    1. демонстрационный – костюм, маски, атрибуты (звезда)
    2. моделирования художественно-творческого процесса (игра, музицирование)
    3. опережение  актуального  момента и возращения к пройденному;
    4. метод межпредметных связей
    5. интегрированность (музыка и технология).

     

    Тип  урока: нетрадиционный  (комбинированный)

     

    Форма урока – праздник, исследование, практическая  работа, «эврика»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon folklornye_tradicii_rusi.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образование

    Ханты-Мансийского  автономного округа – Югра

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя  общеобразовательная школа №8

    Методическая разработка

    урока музыки

    6 класс

    «Фольклорные  традиции  Руси»

    Беловой Аллы Владимировны

    Ханты-Мансийск

    Тема:  Фольклорные  традиции  Руси.

    Подтема: «Рождественские посиделки»

    Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музыкальной культурой посредствам песни, игры, костюма.

    Задачи:

    1. выявить  особенности  перехода  культуры русского народа от язычества к христианству на основе  обрядовых песен, игр, инсценирования, истории происхождения русского девичьего костюма
    2. воспитывать патриотизм через воздействие на нравственные и эстетические чувства детей
    3. развивать интерес к русскому народному фольклору через становление музыкальных традиций 9 -12  веков

    Методы, используемые на данном уроке:

     

    1. демонстрационный – костюм, маски, атрибуты (звезда)
    2. моделирования художественно-творческого процесса (игра, музицирование)
    3. опережение  актуального  момента и возращения к пройденному;
    4. метод межпредметных связей
    5. интегрированность (музыка и технология).

    Тип  урока: нетрадиционный  (комбинированный)

    Форма урока – праздник, исследование, практическая  работа, «эврика»

    Ход  урока.

    1. Организационный  момент  (приветствие, настрой  на  работу, ознакомление  с  темой  и  планом  урока).
    2. Основная  часть  урока:

    1.   Сообщение  учителя  о  значении  песни  в  жизни  человека  и  её  месте  в  фольклоре  русского  народа.

    Народ русский с песней рожден. Первая песня, которую слышит младенец- колыбельная. Первая вещь которая попадает в руки – музыкальная игрушка –погремушка.

    И так с древности ведется и посей день.

    Всё это нашло своё отражение в фольклоре русского народа. Что такое фольклор –народное творчество.

    В песне, в игре на музыкальных инструментах, в сюжетной игре и конечно же в необычайно прекрасных костюмах.

    Сегодня у нас необычный урок. С помощью старославянской песни, игре и знакомство с русским девичьим костюмом попробуем перенестись в другую эпоху. Эпоху древности: от язычества к христианству – православия (крещение Руси 988г.-князь Владимир). Именно в эту эпоху зарождалось первое музыкальное наследие русского народа.

     

    - Подумайте,  какой зимний месяц самый насыщенный древними праздниками? (Январь)

    1 января – Новый год. В эту ночь нельзя сориться, плакать, брать деньги в долг. Не зря говорят, как встретишь новый год, так его и проведешь.

     Но такая дата -1 января была не всегда, с 10-15 в.

     праздновали- 1 марта, когда начинали сеять хлеб. (Хлеб всему голова. Голова и Новому году). Потому и пели: Сеем-веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! (пропеть вместе).

    С 15-17 вв. - 1 сентября.

    В 17 веке издан приказ Петра 1- считать Новый год -1 января, и именно Петр 1 повелел поздравлять друг друга, дарить подарки, и украшать дома лапами ели. А саму ель поставил на площади всю украшенную.

    - Ну а дальше самые таинственные праздники.

    6 января - вечер накануне Рождества - Рождественский сочельник

    В преддверии Рождества, из глубины языческих времен: начинали исполнять обряды гаданий, ряжения, колядования. Вечер рождественского Сочельника называли в народе Колядами».

    Вечером колядовали, обходили дома с поздравлениями и колядками.

    Песни, которые распевали при обходе домов, назывались ещё щедровками. Их значение - пожелания добра, здоровья, богатства, счастья.

    Доброму хозяину - корову с теленочком, овцу с ягненочком,

    лошадь с жеребёночком, свинью с поросёночком. (Я пою)

    - Я спела одну из Колядок. Мелодия сложная?

    Ответ: Нет, она очень простая.

    - Что самое главное в колядках?

    Ответ: текстовое содержание.

    -У  вас есть заранее приготовленные колядки. На готовый текст вы должны были придумать свою незамысловатую мелодию, выберите себе инструмент и попробуйте сопроводить свою колядку игрой на инструменте, но, так чтобы не заглушать своё пение .(колокольчики, бубны, ложки).

    -Зачем  колядовщики  наряжались?

    Ответ: чтобы  их  никто  не  узнал.

    Работа  учащихся.

    Колядки поют дети в масках: (дать конфеты всем кто пел)

                    

    Коляда, коляда открывайте ворота

    Открывайте кошельки, доставайте пятачки

    Если нету пятачков напеките пирожков

    Коляда. Коляда открывайте ворота

    Открывайте сундучки доставайте пятачки

    Коляда к вам пришла счастья в дом принесла

                    

    Коляда, коляда,

    накануне рождества.

    Кто даст пирога,

    Тому двор живота,

    Кто не даст пирога,

    У того одна корова,

    Да и та не здорова.

    Коляда, коляда,

    накануне рождества,

    мы искали коляду,

    мы нашли коляду.

    Кто даст пирога,

    Тому двор живота,

    Кто не даст пирога,

    Тому кура без хвоста.

    Коляда. Коляда открывайте ворота

    Открывайте сундучки доставайте пятачки

    Рублики, рублики. Рублики на бублики, булочки и квас

    С праздником всех вас!

    Пришла коляда счастья, здоровья в дом принесла

    Коляда. Коляда открывайте ворота

    доставайте сундучки и давайте пятачки

    Коли нету пятака подавайте пирога

    Коли нету пирога уведем быка за рога.

    Учитель:        - Как называются в целом эти инструменты? (Шумовые).  Они по большому счёту только шумят и стучат. Догадайтесь, почему и зачем их использовали в колядках?

    Ответ: - Шуметь и стучать – нечисть разгонять.

    Учитель: - Предлагаю вашему вниманию русский девичий костюм, а покажет и расскажет о нём Новикова Дарья. Это её творение.

    Совместная  работа  учителя  с  учащимися

    Подблюдные гадания.

            Вечерами девушки собирались в  избе погадать на суженного, на судьбу свою.

    Страшно было, ведь вся нечисть в этот день выходила на свет божий.  

    В блюдо собираются мелки вещи детей и накрываются платком.

    1. за дежой сежу, пятернёй вожу, я ещё посижу, я ещё повожу- (поём вместе)- ойли – шоли -тёшеньки про кого пою? (вынимаю из блюда одну из вещей) ---- ещё нескоро замуж выйдешь.

    2.Ходит кошечка да по лавочке. Водит котика да за лапочки. ----ласковый милый муж будет.

    3. Лежит свинья у логова с поросятами с полосатыми.---- много детей будет.

    4.Ой, мышь пищит, казну тащит, ещё попищит, ещё потащит.----жадный муж будет.

    5. У нас мужики богатые, гребут денежки лопатами.---- к богатству.

    6. Стоит корыто, полотенцем накрыто.--- ох что-то скрытное, богатство зарытое.

    7. Улетел воробей на чужую сторону, а с чужой стороны не воротится.----переезд в новый дом или другую сторону.

    8. Летит синица, чтоб воды напиться ---ума прибудет

    9. солнце ясное греет ласково, ветер  дует поддувает----перемены в будущем сильные

    Учитель: - Чем  примечателен  день  7  января?

    Ответы  учеников: 7 января –Рождество Христово.

    Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме.

    Мария и Иосиф нашли приют за городом в вертепе - пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества - родился Спаситель мира.

    Рождество Христово - один из самых главных христианских праздников. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января.

    Звезда, которая освещала место рождения Христа, названа Вифлеемской.

    Колядка православная «Эта ночь святая»  (пою сама)

    Вопросы  по  содержанию  песни, позволяющие  перейти  на  следующий  этап  урока

    - Кто первым узнал о рождении Христа?

    Ответ:- Пастухи. Им сообщил об этом Ангел и начал пением славить младенца, первый дар ему - это ангельское пение.

     - На святках славили Христа, молодёжь ходила от одного двора к другому с большой самодельной звездой, песнями-колядками прославляла Рождество Христово, чествовала хозяев дома, желала им всякого добра и здоровья.

    - За что хозяева давали гостинцы?

    Ответ:  за  пожелания  добра, здоровья, благополучия, урожая.

    - Вспомним колядку  о  рождении  Христа, но  исполним  каждый  куплет, отражая    характер каждого  из  них (тихо, таинственно, затем звонко, потом ликующе)  

    - Светом  чего  был  освещён  путь  волхвов?

    Ответ: светом  звезды.

    - Символом  исполняемой  нами  песни  будет  Вифлиемская  звезда.

    (детям  вручаются  звёзды).

     

    Исполнение  песни.

    - Звёзды, которыми украшают рождественскую ёлку, праздничные гирлянды напоминают нам о Вифлеемской звезде.  Нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции языческие и христианские.

     

    - В чём различие в колядках- щедровках и колядках проваславных?

    Ответ: В колядках славят Христа, поют христославные песни, в колядках и слова нет про Коляду.

    - Сегодня эти песни народом забыты, но в церквях, воскресных школах они звучат.

    В  ночь  перед  Рождеством, в  Сочельник, пекли  обрядовое  печенье  с  пожеланиями  для  колядовщиков. Одарим и мы колядовщиков и гостей печеньем (Даша разносит печенье).

    Значение  каждой  фигурки:

    1. звезда просветление;
    2. цветок – к радости;
    3. сердечко – любовь и понимание;
    4. ёлка – мудрость;
    5. утка и курочка – к благополучию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

    Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

    методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

    Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

    Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

    Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

    Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

    Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

    Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...