Главные вкладки

    Методическая разработка урока "Ярослав Мудрый. Расцвет Руси" 6 класс
    методическая разработка по истории (6 класс) на тему

    Кравцова  Татьяна Борисовна

    Форма урока - урок открытия нового знания. Тип урока - комбинированный. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yaroslav_mudryy.docx21.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ярослав Мудрый. Расцвет Руси (6 класс)

    Имя урока: «Соединение правды и пользы – есть высшая мудрость!»

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Форма урока: комбинированный

    Цель: создать условия для развития УУД (принятие учебной цели, обобщение,    анализ, систематизация, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог).

    Задачи урока:

    Предметный результат – определить основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого, знать основные тезисы «Русской Правды».

    Метапредметный результат – анализировать исторические источники, установить значение деятельности Ярослава Мудрого для расцвета Древнерусского государства.

    Личностный результат – выразить свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого и вычленить самые значимые преобразования.

    Оборудование: учебник Данилов, Косулина, методические разработки, презентация,  мультимедийный проектор.

    1. Организационный этап

         Вступительное слово учителя:

          Ребята, сегодня мы с вами учиться не будем, а будем служить Родине. (слайд 1 - краса России) Для этого мы отправимся в поход, а вот куда мы отправимся в настоящее, будущее или прошлое, нам подскажет исторический сундучок. В нем собрано много историй, давайте откроем и узнаем, что он для нас сегодня приготовил. Учитель достает из сундучка предметы старины. Как вы думаете с какой эпохой, прошлым, настоящим и будущим, связаны эти предметы? Ответы учащихся…

    Мы отправляемся с вами в прошлое, в Древнюю Русь. Для этого соберемся в дружины славного княжеского войска.

    Возьмите свитки со своим назначением и отправляйтесь в свою дружину, сразу выберите предводителя - тысяцкого (смелого, ответственного и справедливого товарища).

     Учащиеся делятся на дружины (поляне, дреговичи, северяне и радимичи)

          Учитель: Вашим основным оружием сегодня будут знания. За каждый правильный ответ вы получите награду – это гривна, чем больше гривен, тем показательнее ваша служба. Чтобы хорошо служить, нужно много знать об Отечестве. (Гривны за ответы выдает тысяцкий в своей дружине)

    Что нам помогает узнать о прошлом?

    Ответы учащихся…(Учебник, урок истории, художественный фильм, словари, источники).

          Учитель: А еще об истории нам могут рассказать деньги.  На деньгах изображаю памятники культуры, гербы городов.

    У меня есть купюра достоинством в 1000 рублей (слайд) и у вас на столах такая же. Я неслучайно ее принесла. Что изображено на ней? Ответы учащихся… (Слайд 4 –Город Ярославль и князь Ярослав Мудрый.)

    А что значит слово «мудрый»? (Слайд 5 – мудрость).

    Ответы учащихся: умный, справедливый, честный…

          Учитель: Мудрый это тот, кто приносит пользу людям и не отступает от правды и справедливости. Наша задача – выяснить, почему из многочисленных русских князей именно Ярослав удостоился такого имени? Что сделал для расцвета государства?

    1. Актуализация знаний

    Вы уже знаете, что до конца Х века сформировалось Древнерусское государство, чему способствовала политика первых русских князей. Давайте проанализируем их деятельность и отметим те поступки, которые можно назвать мудрыми.

    Задание: Соотнесите деятельность князей и их имена. На отдельных листах имена князей и их деятельность, установите соответствие. У вас 2 минуты,  время пошло.

          Учитель: Выделим главные итоги деятельности первых русских князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси. (Слайд 6 – Таблица с правильными ответами)

    1. Объяснение нового материала

           Владимир умер в 1015 году, не оставив наследника престола. (Слайд 7 – Борьба за власть) Между его 12 сыновьями началась упорная борьба за власть. Ребята, отметьте ключевые слова в описании этой упорной борьбы и запишите в тетрадь. В этой междоусобной войне погибли Борис и Глеб, отказавшись от братоубийственной войны, потому что главным для них был Бог, любовь к людям, а не власть, за это их и причислили к лику святых. Не заслужил славы и почести Святополк: история и народ вспоминают его как Окаянного за то, что убил своих братьев. Святополк был повергнут Ярославом в 1019 году. Ярослав утвердился на киевском престоле. Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира – Мстислав, которого не стало в 1036 году. С 1036 года Ярослав стал единоличным правителем Руси. Важным условием прочности государства становилась личность князя, его умение побеждать. Именно таким государственным деятелем был Ярослав. (Слайд – 8 Портрет Ярослава Мудрого, годы правления)

         Учитель: Внимание, Дружины, мы отправляемся в поход за знаниями.

    Но перед этим отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и совершите русский поклон. (физкультминутка)

    Мы в походе за знаниями. Ярослав был князем, который умел побеждать. А по праву ли Ярослав получил прозвище Мудрый?! Давайте в этом разберемся. Поляне находят доказательства во внутренней политике, откройте учебник с. 45-46; радимичи – управление государство (устройство власти) с. 46-47; дреговичи находят доказательства, познакомившись и проанализировав свод законов «Русская Правда» (предоставлен источник из «Русской Правды»);  северяне – во внешней политике с 47-48. На выполнение задания – 7 минут.

    Ребята, за 1 минуту до окончания выполнения задания учащиеся услышат колокольный звон Киево-Печерской Лавры.

    Учитель: Поляне, действительно Ярослав был мудрым правителем? Как вы думаете?

    Учащиеся: Внутренняя политика: 1. Строительство Киевского и Новгородского соборов Святой Софии. 2. Строительство Киево-Печерского монастыря. При софийских соборах открывали школы, распространялось образование. 3. Принятие единого свода законов «Русская правда». (Слайд 9)

    Учитель: Радимичи, ваши доказательства.

    Учащиеся: 1. Высшая власть принадлежала киевскому князю. Он издавал законы, был высшим судьей и главным защитником земли Русской. 2. Киевский престол после смерти князя передавался старшему в роду князей. 3. Киевский князь правил при помощи своих сыновей, которых он отправлял в качестве наместников в крупнейшие земли. 4. Киевский князь назначал и глав местного управления – посадников. (Уточняющий слайд с новыми терминами) 5. Сохранялись вечевые традиции. Вече вторгалось в вопросы княжения. (Слайд 10)

    Учитель: Древляне, познакомьте нас с основным сводом законов «Русская Правда».

    Учащиеся: Судебник Русская Правда был принят в 1016 году. Была отменена кровная месть и ведена система денежных штрафов. Этот документ укреплял власть князя и государства. (Слайд 11)

    Учитель: Теперь слово северянам.

    Учащиеся: 1. Борьба с печенегами. 2. Строительство городов Юрьев и Ярославль. 3. Династические браки. (Жена Ярослава Мудрого – шведская принцесса Ингигерда Шведская, дочери Ярослава Мудрого: Елизавета – принц Норвегии, Анастасия – король Венгрии Андраш I, Анна – Король Франции Генрих I (Уточняющий слайд с новыми терминами)   (Слайд 12)

    Учитель: Так почему же Ярослава звали Мудрым?

    1. Издал законы «Русской Правды», которые заменили первобытные обычаи.

    1. Основал города, обеспечил мир на границах.

    1. Обеспечил культурный расцвет Руси.

    1. Рефлексия

    Учитель: Тысяцкие, пожалуйста, подойдите к доске. Вы должны составить кластер мудрых дел Ярослава, тысяцкий северян отмечает мудрость Ярослава по «Русской Правде», тысяцкий полян – управление государством, тысяцкий дреговичей – внутреннюю политику, тысяцкий радимичей – внешнюю политику. На доске есть схема. Все остальные составляют кластер в тетрадях. На выполнение задания – 2 минуты. (Слайд – кластер)

    Учитель: Какие из всех дел князя Ярослава Мудрого вы бы поставили на первое место и почему? 

    Ответы учащихся…

    Учитель: Молодцы, хорошо, а вот мое мнение, как учителя истории, самое важное дело Ярослава то, что он написал «Русскую Правду»

    Учитель: Вот так, как вы сейчас работали вместе и слаженно, так и В годы правления Ярослава Мудрого люди перестали относить себя кто к полянам, кто к древлянам, кто к радимичам… Они стали считать себя единым целым народом. Фрагмент фильма.

     Давайте почувствуем это единение, возьмемся за руки. Вот так и появился русский народ…. Единый Бог…Единый князь…Единые законы…

     Учитель: Тысяцкие посчитайте гривны и отметьте в таблице результаты каждого. (8-10 гривен – «5», 6-7 гривен – «4», 5 гривен –« 3»).

    Пока тысяцкие работают, ребята, задумайтесь, как вы сегодня служили? Если у вас все удалось и вы довольны собой, возьмите со стола золотые звездочки, если нет, то серебристые. И давайте в честь мудрых дел Ярослава устроим салют!!!!!!!!!!!

    1. Домашнее задание: Написать письмо Ярославу Мудрому «с благодарностью великому князю….». Параграф 6, до с. 49.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка к уроку по истории"Расцвет демократии в Афинах"

    Разработка  содержит презентацию и конспект урока...

    Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

    Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

    Методическая разработка урока по теме "Расцвет Киевской Руси"

                                                          ...

    Разработка классного часа «Расцветали яблони и груши»

    Знаменитой «Катюше» сейчас установлен памятник. Стоит он там, где «Катюша» впервые открыла огонь по фашистам. В городе Орше. На берегу Днепра...

    Методическая разработка воспитательного мероприятия «Сохранять здоровье – удел мудрых»

    Мероприятие способствует расширению представлений воспитанников о здоровом образе жизни; формированию позитивной оценки активного, здорового образа жизни, критического отношения к вредным привычк...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА на тему«Здоровье – привилегия мудрых! Есть ли у нас будущее?»

           Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровье современных подростков неуклонно ухудшается. И в тоже время результаты соц...