Методические разработки занятий на тему "Символы христианства"," Я в мире", " Очаг как отражение уклада жизни россиян"
план-конспект занятия по теме

Вострякова Татьяна Васильевна

Методические разработки для внеурочной деятельности учителя направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.   Символы христианства

Символы Отечества – наше наследие, Душа России, сохраняющая память об историческом пути Отчизны.

Цели. Учить детей языку культуры христианства, развивать культуроведческий кругозор, знакомить с произведениями живописи и литературы

               План

1. Главные символы России в цвете, слове, образах (флаг, гимн, герб)

2. Библия – духовный символ человечества, сокровищница мудрости.

3. Крест – спасительный символ христианства.

4. Храмы – «великие памятники всепобеждающей красоты».

5. Колокольный звон – «звонкая икона», «умозрение в звуке».

6. «Живоначальная Троица» - символ соборности, любви, согласия.

7. Вся Россия - наш Дом.

1. Вступительная беседа

«И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом». («Повесть временных лет»)

«Да сохранят же века эти великие памятники всепобеждающей красоты, созданные на нашей земле, нашим народом. Исполненные настоящего чувства величия, эти соборы – плоть от плоти наших предков». (Л.Любимов)

«Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах,

Взирали, кроткие, во славе и в лучах. (А.С.Пушкин.)

-Назовите страну, в которой мы живем. Какие цвета нашего Отечества?  

(Зачитать на стр. 14. «Истоки», 6 класс.)

(Белый свет –так называем мы весь окружающий мир. Белый свет –вся земля наша и все люди, перед которыми жить нужно по правде и совести: «Без правды жить – с бела света бежать».

Красный цвет – это знак красоты, земного жизнелюбия. Цвет Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Цвет голубой, светло- синий, лазоревый как бы уводит от земли и напоминает о небесном, неземном мире. Цвет золота –царский цвет солнца, свет дня. Москву называют златоглавой. А в городах России множество позолоченных куполов, позолоченных крестов на храмах.)

-По каким признакам  одно государство отличается от другого? (Государство имеет символы: герб, флаг, гимн). Выбрать символы РФ и объяснить их значение.

Напомним строчки гимна: «Россия – священная наша держава…Одна ты на свете! Одна ты такая -\\ Хранимая Богом родная страна» и припев: «Предками данная мудрость народная! \\ Славься страна! Мы гордимся тобой»

Без Отечества, Отчизны, человек как бродяга, не имеющий будущего, не помнящий родства.

Рассказать об истории герба. (стр.104 «Истоки»). (Всадник с копьем знаменует военную победу над врагами, А размещение Георгия Победоносца на груди орла означает, что для сердца России одинаково важной является и победа духовная, победа правды над злом. Две головы орла означали, что в единой Российской державе неразрывны две власти – власть государственная и власть духовная. Обратите внимание, что на двух головах орлов три державные короны с крестами вверху. Слова гимна: «Хранимая Богом  родная земля!»

Обратим внимание, почему на гербе изображен змей? Вспомним библейскую историю прошлого занятия. (То есть змей – символ зла, с которым приходится бороться человеку постоянно. А копье – это символ оружия против зла.)

Послушайте отрывок из статьи О. Лихачевой «С нами Бог»: «Он принес в мир радостную весть, что самое лучшее оружие – это любовь.»

- О ком идет речь (Иисусе Христе).

- Хорошие вести всегда приятны. Но «Вера без дел мертва». Доказал ли Иисус Христос свою любовь к людям? Что вы знаете об этом? (Добровольно пошел на смерть за грехи людей и вытерпел страшные муки  - распятие на кресте).

- Какое главное слово в учении Христа? Любовь. («Бог есть Любовь»).

- Как стали называться люди, верующие в Любовь, Добро? (Христиане)

- А как называется организация, объединение всех христиан? (Церковь. Православная Церковь) (Слово «церковь» имеет значения: «Церковь» - собрание верующих в бескорыстную, жертвенную, святую любовь» и «Церковь – православный храм».)

- Есть ли знаки отличия, символы, у Православной Церкви и у православных христиан?

Духовный опыт христианства передается через духовные книги, архитектурные сооружения, иконопись, духовную музыку.

Важно понимать духовный язык этих творений.

2. Подготовка к восприятию нового материала. Беседа.

   Вся мировая культура имеет одно общее духовное основание. Это сокровищница мудрости – Библия. Библейские события отражаются во многих произведениях искусства. Библейская история таинственным образом повторяется в нашей духовной жизни. Историческое библейское событие становится духовным символом для всего человечества.

- Самый важный символ? (Крест) – Где вы видите крест? – Почему крест – главный символ Православия?

- Какие выражения в нашем русском языке связаны с символом креста? Объяснить значения этих выражений («тяжёлый крест», «нести свой крест», «крестный ход», «окрестность», «осенить крестом», «окрестить», «крёстные», принять боевое крещение)

Давайте послушаем песню, которая объяснит, стоит ли свои трудности перекладывать на чужие плечи, то есть отказываться от несения своего креста?

 Песня.

 – Как вы поняли смысл содержания песни? (Не надо искать легкой жизни: отказываться от больных родителей или детей, не впадать в панику, а верить и надеяться на помощь Бога)

А вот как наш современный художник Ярослав Сухов в образе Христа, несущего крест, представляет Все человечество, несущее свой крест. «Ноша» -1989г.

- В жизни человеческой не всегда всё бывает удачно и счастливо. Вспомним сказку Андерсена «Ангел» о мальчике калеке. Но он не стал жестоким, а жалел сломанный цветок розы, плакал над выброшенным людьми цветком. Он умел страдать и сострадать, хотя сам нуждался в жалости. За его любовь ангелы унесли душу его на небо, а голос его слился с хором ангелов. И теперь с небес он будет помогать людям на земле.

Стр. 73 «Поморские кресты» «Истоки»

Итак, крест - символ победы любви над злом.

- А какие звуки Отечества?

Человек по своей природе устроен так, что имея в душе своей доброту и любовь божественную, часто забывает об этом. И тогда ему напомнят звуки колокольного звона. Колокольный звон стал особым языком нашей культуры. Он сопровождал наиболее важные события: созывал в храм, собирал людей на вече, возвещал о свадьбе, поднимал тревогу при пожаре, давал знать о приближении врага. Умер человек – ударят в колокол. Нужно помочь заблудившимся путникам, сбившимся с курса кораблям – колокольным звоном подавали сигналы помощи. Колокольные звоны разнообразны: праздничные и трагические, зовущие на вечерние службы и возвещающие о Великих событиях. Существует множество названий колокольных звонов: малиновый, красный, вещун, метельный, вечевой, ратный, трезвон, постный. Удар колокола объединял людей – звал к общему делу, общей думе или общей молитве. Попав на чужбину и тоскуя о Родине, русский человек вспоминал и колокольный звон своего храма. Вот как пишет об этом русский поэт И.И. Козлов:

Вечерний звон, вечерний звон! \\ Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном, \\ Где я любил, где отчий дом,

 И как я, с ним навек простясь, \\ Там слушал звон в последний раз!

Без храма и колокольного звона  представить Россию невозможно. Художники и поэты создавали произведения о дорогой сердцу православной Родине. (И.Левитан «Вечерний звон». 1892 г.

Ал.Толстой «Благовест»

Среди дубравы \\ Блестит крестами \\ Храм пятиглавый \\ С колоколами.

Их звон призывный \\ Через могилы \\ Гудит так дивно \\ И так уныло!

К себе он тянет \\ Неодолимо, \\ Зовет и манит \\ Он в край родимый, -

В край благодатный, \\ Забытый мною, - \\ И непонятной \\ Томит тоскою

Молюсь – и каюсь, \\ И плачу снова, \\ И отрекаюсь \\ От дела злого;

Далёко странствуя\ Мечтой чудесною, \Через пространства я \Лечу небесные;

И сердце радостно \ дрожит и тает, \ Пока звон благостный \ Не замирает.

Н. Рубцов «Левитан» ( по мотивам картины «Вечерний звон»)

В глаза бревенчатым лачугам \\ Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом \\ Собор звенит в колокола!

Звон колокольный и окольный, \\ У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный. \\ И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу \\ До новых радостей и сил

Твои луга звенят не глуше \\ Колоколов твоей Руси

Часто колокольные звоны встречаются в творчестве русских композиторов.. Мы слышим их у Бородина и Чайковского, Глазунова и Серова, Римского-Корсакова и Скрябина. Величаво звучат колокола в эпилоге оперы Глинки «Иван Сусанин», колокольным звоном наполнена опера «Борис Годунов» Мусоргского.

Российские и итальянские ученые доказали, что звон колокола убивает вирус гриппа, бациллы чумы, холеры и других болезней. Ученые привели теоретические расчеты: если бы в России 19 веке зазвонили во все колокола, то страна была бы защищена, как панцирем, звуковым полем, которое способно изменить траекторию баллистической ракеты. Но неправильно называть колокол музыкальным инструментом. Это церковный, священный предмет, «Звонкая икона», «умозрение в звуке».

Духовная музыка отличается от той, что слушают большинство людей, под неё не спляшешь и не станцуешь. Почему? Это музыка не для ног, не для движений тела. Духовная музыка для души. Она обращает мысли человека к высшему: любви, покаянию, исправлению, помогает увидеть красоту видимого мира и невидимых чувств. И если человек не способен замечать вокруг себя красоты природы, людей, он и не проникнется в глубину духовных песнопений. Этому тоже надо учиться.

     А еще надо научиться понимать язык иконы и уметь их читать. Символом нашего христианского Отечества можно назвать икону написанную Андреем Рублевым в начале 15 века, то есть 600 лет назад

Работа по книге «Истоки».

         1) Чтение статьи на с.77-80

Беседа по восприятию текста.

 «Что изображено на иконе?» (Три ангела, престол с чашей, двухэтажное строение, дерево-куст, горы)

  - Какие цвета преобладают и что они символизируют?

Прочитать отрывки из статей С. Романовскому на стр. 108. о смысле символов ангелов и В.Липатова на стр. 106 (о цвете)  (УМК Новикова)

         2) Активное занятие по тетради (часть 2, стр. 5) (Три ангела – 4, чаша – 3, нимб -3, жезлы – 2. дом –творение рук человеческих, церковь; дерево – древо креста; гора – стремление к горнему, небесному

      3) Активное занятие в группах в тетради на стр.7. «Звенящие краски иконы». Проверка. (Царская власть, мученичество – красный. Небесная сфера – синий. Жизнь, надежда на духовное пробуждение – зелёный.

Божественный свет – золотистый; чистота – белый)

         4). Чтение учебника  на стр.81- 85

-Что символизирует «Живоначальная Троица»? (Призыв к единению и согласию).

Посмотрите на картину современного художника Глазунова «Спаси Бог Россию»

 Когда кто-то взрослый задумается, зачем он родился, ему могут сказать следующее: «Мужчина должен построить дом,  посадить дерево, родить сына.»  

В этом выражении каждое слово имеет символический смысл, тайный подтекст.  «Построить дом» - то есть иметь место для жилья, очаг, тепло, создать семью. «Родить сына» - воспитать настоящего человека, надежного заступника семьи, родителям опора в старости, сына,  верного и преданного отечеству.

У русского народа есть пословица «Без Троицы дом не строится». –Как можно объяснить её смысл? (Без помощи Пресвятой Троицы, без молитвы, без освящения дома, когда на стенах ставятся крестики – защита дома и семьи)

Чтение стр. 34 -37. «Истоки».

- А если мы представим домом не отдельную квартиру, дом, где мы живем с соседями рядом. Если вся Россия наш Дом? (Без соборности, единения не может быть дома для дружной семьи даже в богатом особняке и не будет крепкого Дома  - сильного государства у всего народа страны.)

То есть, «Троица» - символ соборности, любви, согласия, мира как отдельной семьи, так и всего народа. И все зависеть будет от нас с вами, какие кирпичики мы принесем для строительства этого Дома.

Каждый выбирает для себя \\ Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку - \\. Каждый выбирает для себя

 Каждый выбирает для себя  \\ Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли , меч для битвы \\ Каждый выбирает для себя.

 Каждый выбирает для себя \\ Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты \\ Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя \\ Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею. \\ Каждый выбирает для себя.

- О чем это стихотворение?

(Каждый решает сам, как ему жить и отвечать за свои поступки. Каждый отвечает за себя.

 Игра. Строим соборно Дом.

 Положить кирпичики ( написать на листочках     слова, которые дети считают главными: любовь, мир, согласие, терпение, жалость, забота,…)

Прикрепляем так, чтобы получился рисунок дома, а можно прикрепить к карте России)

Стих. Рубцова Звон колоколов

Левитан ( по мотивам картины «Вечерний звон»)

… В глаза бревенчатым лачугам \\ Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом \\ Собор звенит в колокола!

Звон колокольный и окольный, \\ У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный. \\ И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу \\ До новых радостей и сил

Твои луга звенят не глуше \\ Колоколов твоей Руси

В глаза бревенчатым лачугам \\ Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом \\ Собор звенит в колокола!

Звон колокольный и окольный, \\ У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный. \\ И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу \\ До новых радостей и сил

Твои луга звенят не глуше \\ Колоколов твоей Руси

Алексей Толстой «Благовест»

Среди дубравы \\ Блестит крестами \\ Храм пятиглавый \\ С колоколами.

Их звон призывный \\ Через могилы \\ Гудит так дивно \\ И так уныло!

К себе он тянет \\ Неодолимо, \\ Зовет и манит \\ Он в край родимый, -

В край благодатный, \\ Забытый мною, - \\ И непонятной \\ Томит тоскою

Молюсь – и каюсь, \\ И плачу снова, \\ И отрекаюсь \\ От дела злого; о \ дрожит и тает, \ Пока звон благостный

Далёко странствуя\ Мечтой чудесною, \Через пространства я \Лечу небесные;

И сердце радостнтно дрожит и тает,\Пока звон благостный\Не замирает.    

 

 

Тема  занятия: Я в мире…Мир во мне…

               Цель. Познакомить учащихся с понятием слова «мир». Его многозначностью, с основными чертами идеальной личности. Развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.

1. Приветствие учителя и задачи занятия.

2. Определение слова «мир». (Как дети его понимают, в каких словосочетаниях употребляется. Определение по толковому словарю)

3. Интеллектуальные задачи для юных мыслителей..

А) Растолковать выражение темы занятия.

Мы обратимся к тем выражениям и значениям слова «мир», которые связаны с миром человеческого общежития – «Я в мире…Мир во мне…» (Человек в мире. Мир в человеке). Есть легенда, где говорится: древнегреческий мудрец Диоген солнечным днем вышел на оживленную людную площадь с зажженным факелом. А когда его спросили почему, он ответил: «Ищу человека».

 – Как вы поняли легенду и ответ Диогена? (Очень трудно отыскать человека – образа Божия (Человек создан по образу и подобию). (Безобразие – отсутствие образа)

Б) Обратимся к Евангелию: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит»? (Мат. 16:26)

(Приобретает богатство, уважение, признание, но тщеславен, скуп, жесток, ведет праздную жизнь)

«В какой дом войдете, сперва говорите: «Мир дому сему!» (Лук. 10:5)

(Ожегов, с.350)

В) Чтение китайской притчи «Ладная семья».

Класс – это тоже семья. Чтобы жить в ладу, мире, нужны «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».

Составление схемы.  

                                             

Уважение прав других      Сотрудничество                 Любовь    Сострадание                

Терпение Прощение       МИР                       Уважение человеческого достоинства    

Принятие другого таким, какой он есть

Г). «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б.Шоу)

Д). «Бог творит всё как хочет, а человек – как может» (Григорий Богослов)

Е) Чтение отрывка из книги «Тайна русского слова» (с. 143)

Ж). Чтение «Сказки о счастье»

-Счастлив ли король? Почему? Что нужно для счастья?

Можно ли научиться ? (Самому усовершенствоваться, узнавать о жизни людей, которые признаны как идеал)

Е). «Жалок тот, кто живет без идеала» (И.С.Тургенев)

(Значение слова идеал.)

- На кого равняться?

3.  Сообщение об Александре Невском.

Просмотр мультимедийного фильма из альбома «Храмы и монастыри Нижегородской области»

Дополнение.

«Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. (Б.Пастернак)

Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (Р.Декарт)

«Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым» (А.Навои)

Неправда, что будто мы сами порою \\ Не ведаем качеств своей души.

Зачем нам лукавить перед собою! \\ В основе мы знаем и то, и другое,

Когда мы плохи и когда хороши. (Э. Асадов)

Живи и жить давай другим, \\ Но только не за счет другого,

Всегда доволен будь своим, \\ Не трогай ничего чужого –

Вот правило, стезя прямая \\ Для счастья каждого и всех. (Г.Державин)

Не для себя деревья плодоносят, \\ И реки чистых вод своих не пьют,

Не просят хлеба для себя колосья, \\ Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем \\ Но каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаёшь ты людям, \\ Тем радостней живешь и для себя.

           Л. Татьяничева

Тот самый человек пустой,\\ Кто весь наполнен сам собой. (М.Лермонтов)

Будь я огнем – я жег бы все подряд,

 Будь я чумой – извел бы всех отравой,

Будь я вулканом – всех бы залил лавой,

 Будь я Всевышним – вверг бы землю в ад,

Будь я императором – на суд неправый

Всех подданных обречь я был бы рад.  (Ч.Анджольери)

 «Наживи такое богатство, чтобы никто не мог отнять его от тебя, чтобы оно и после смерти осталось за тобою и никогда не убавлялось и не тлело. Богатство это – твоя душа.» (Л.Н.Толстой)

Каждый выбирает для себя \\ Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку - \\. Каждый выбирает для себя

 Каждый выбирает для себя  \\ Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли , меч для битвы \\ Каждый выбирает для себя.

 Каждый выбирает для себя \\ Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты \\ Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя \\ Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею. \\ Каждый выбирает для себя.

                                                Ю.Левитанский

«В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, так уж он устроен». (Антуан де Сент –Экзюпери)

ОЧАГ КАК ОТРАЖЕНИЕ УКЛАДА ЖИЗНИ РОССИЯН.

КАША – ТРАДИЦИОННОЕ БЛЮДО РУССКОГО НАРОДА

Цели: раскрыть содержание понятия «русская речь»; познакомить учащихся с самобытностью русской традиционной кухни; научить на практике применять знания о приготовлении каш.

Форма работы: групповая.

Оборудование: инструкционная карта «Приготовление пшенной вязкой каши с черносливом»; раздаточный материал «Злаковые культуры»; плакат «Русская печь»; образцы старинной посуды: чугунок,горшок, черпак, ухват, деревянные ложки; магнитофон с кассетой народной музыки: видеомагнитофон с кассетой «Вкусные истории»; цветные иллюстрации оформления разных блюд из круп; кастрюли, сито, марля, мерные стаканы, лотки, тарелки, ложки, продукты; плакат «Ход практической работы».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся, рабочих мест, оборудования.

На доске плакат «Русская печь».

Звучит русская народная мелодия.

Рассказ учителя.

Старое уходит, но его необходимо знать и беречь. Почему? Расскажу такую притчу.

Рос дуб. Макушка дерева высоко поднялась над корнем, но она о корне не забывала, ведь именно от него получала жизненные соки и силы. Жило не тужило это дерево сто лет, пока один глупый росток не сказал: «Да зачем мне эти старые сухие корни, я молод и свеж! Не хочу питать из своей юной силой! Пусть их подрубят!» Эти слова услышал дровосек и подрубил корни.

Нет и молодых ростков, нет сегодня этого дуба, а ведь он мог стоять и по сей день.

Так давайте не будем настолько глупы, чтобы забывать о своих корнях.

- А что вы знаете о русской старине, например о печи?

III. Изучение нового материала.

Беседа.

Учитель.  Русская старина многообразна, но для мудрого она вся пронизана добром. «Хлеб да соль» наших предков зовут нас к миру, к теплу домашнего очага. В иной псковский деревеньке и сегодня можно отведать кашу, сваренную по старинному рецепту в русской печи. Я думаю, что ее никак нельзя сравнивать с сегодняшними кашами «Быстров», наверное, она гораздо вкуснее.

Ученицы рассказывают поочередно.

- Конечно! Такая каша во всех отношениях полезнее и лучше, ведь все наше родное, русское, то, к чему привыкли наши предки, передавалось из поколения в поколение, от отцов – детям, совершенствовалось, пока рецепт не становился идеальным. Ведь рецептура народной кухни определяется местностью, климатом и образом жизни людей. Пища не только питает человеческий организм: когда она вкусная и аппетитная, она действует как лекарство, укрепляет здоровье. Недаром существует народная пословица: «Добрый повар – доктора стоит».

Вот мы говорим «каша, приготовленная в русской печи», а что такое печь почти забыли.

- Ты права, а ведь в старину главное в доме место отводилось именно печи. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи всегда тепло и уютно. У моей бабушки в деревне до сих пор печь ласково называют матушкой. Я и сама люблю на ней лежать – дышится и думается легко и свободно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже четыре столетия? Издавна она согревала жилище, в ней готовили щи, выпекали хлеб, сушили грибы и даже одежду, а раз в неделю еще и мылись!

- Что мылись в печи, я слышу впервые, но то что в ней готовили, я думаю, знают все. Конечно, для этого нужна специальная посуда: чугуны, горшки. Посуда в печи нагревалась с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Достать ее из печи можно было только рогачом или ухватом.

Учитель показывает образцы старинной посуды.

Учитель.  Вы меня очень порадовали. Оказывается, вы много знаете о русской старине. Одну из вас я попросила самостоятельно найти и выучить стихотворение о русской печи. Давайте его послушаем.

Ученица читает стихотворение.

Рада видеть вас у печки,

Без нее и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

А зимой с ней, как весной.

В старину так говорили,

Печь нам мать родная всем

На печи – все красно лето

У печи я сплю и ем.

Учитель.  Печь была матушкой, была и кормилицей. Про нее говорили:

«Все что в печи – на стол мечи».

«Хлебом и кашей любого уважу».

- А что мы знаем о каше?

Рассказывает ученица.

- Именно каша особенно ценилась на Руси. Ее готовили из различных круп, а также тыквы, репы, гороха. Но именно зерно было символом семейного очага, домовитости, предметом поколения. С древних времен славяне варили кашу в горшке, который украшали символические волнистые линии. Линии означали уровень семейных запасов. Которые изменялись в течение года, но не опускались ниже нормы. В сказках, былинах каша – обязательное блюдо на пирах, ее присутствие на столе говорило о благополучии и достатке.

Учитель.  Девочки вы знакомы с понятием «зерновые культуры»?

Ученица.  Еще в 5 классе, на уроках биологии, мы их подробно изучали.

Учитель. Тогда вы знаете, что к зерновым культурам относятся: гречиха, рис, овес, пшеница, просо, ячмень, кукуруза.

Крупы, из которых в старину и сегодня готовят каши, носят названия зерна, из которого они производятся. Например: гречневая крупа, манная крупа, рисовая крупа и так далее.

Девочки продолжают называть известные им крупы.

IV. Закрепление изученного.

Учитель на каждый стол ставит баночки с различными крупами. Ученицы определяют их.

Учитель. Крупы имеют большое значение в питании человека, это знали и наши предки: крупы высококолорийны, богаты витаминами, легко усваиваются организмом, их используют для детского и лечебного питания.

Секреты приготовления разных каш передавались из уст в уста и дошли через столетия от наших предков до нас с вами.

Наша задача – не забывать о своих корнях, традициях приготовления блюд русской кухни, а передавать их потомкам.

Давайте познакомимся с первичной обработкой круп.

Ученицы, используя материал учебника, самостоятельно составляют конспект.

Учитель. Каши бывают различной консистенции: вязкие, жидкие, рассыпчатые. Сегодня мы приготовим по старинному рецепту кашу пшенную вязкую с черносливом.

V. Практическая работа.

Учитель.  Перед тем, как приступить к практической работе, давайте вспомним санитарно-гигиенические требования и ПТБ при работе с электроприборами и горячей жидкостью.

Девочки перечисляют известные правила, одевают спецодежду, моют руки, готовят рабочее место для выполнения кулинарных работ.

На доске вывешивают плакат:

Ход практической работы.

  1. Повторить ПТБ
  2. Сформировать группу.
  3. Подготовить рабочее место.
  4. Одеть рабочую форму.
  5. Используя инструкционную карту, приготовить кашу.
  6. Сервировать стол.
  7. Дегустировать. Провести самоанализ выполненной работы.
  8. Убрать рабочее место.

Учитель раздает инструкционную карту:

Приготовление каши пшеной вязкой с черносливом

Рецепт:

Пшено – 50 г. вода – 160 г. сахар – 5 г. чернослив – 40 г. масло сливочное – 10 г.

Последовательность приготовления

  1. Чернослив промыть, залить водой, покрыв на 1 см, и варить до готовности.
  2. Пшено просеять, промыть в теплой, а затем в горячей воде.
  3. Чернослив снять с огня и оставить в отваре до полного набухания.
  4. Слить отвар, процедить через марлю.
  5. В кастрюлю влить воду, добавить отвар, соль, сахар, довести до кипения.
  6. В кипящую воду добавить подготовленную крупу, варить до готовности.
  7. При подаче выложить кашу на тарелку, полить маслом. Сверху уложить горячий  чернослив с косточками.

Класс делится на три группы по 4 человека.

Обязанности в группе делятся следующим образом:

1-я ученица делает первичную обработку крупы.

2-я ставит нагреваться воду.

2-я, 3-я ученицы отвечают за сервировку стола.

4-я занимается приготовлением каши.

По окончании приготовления каждая группа с помощью учителя дегустирует свое блюдо и самостоятельно дает ему оценку.

Во время дегустации и потребления каши демонстрируется видеофильм о кашах «Вкусные истории».

По окончании практической работы все группы убирают рабочие места.

VI. Итог урока.

Учитель. Девочки, благодаря вам я сегодня мысленно побывала в гостях у своей бабушки и отведала чудесную, вкусную и полезную кашу.

- А вам понравилась ваша каша?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Пригодятся вам в будущем рецепты национальной кухни?

Домашнее задание: приготовить в воскресенье кашу с молоком и угостить маму и папу. Их отзывы записать в тетрадь и прочитать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия математического кружка «Числа управляют миром!»

Основная цель занятия   –     развитие творческих способностей,...

Методическая разработка занятия с использованием ЭОР в системе дополнительного образования "Интонационное богатство музыкального мира"

Методическая разработка для педагогов музыкантов в системе дополнительного образования для работы с учащимися 10-12 лет.Цель:Сформулировать и зафиксировать в сознании учащихся понятия: интонация» и со...

Методическая разработка занятия по программе "Играя, познаем мир", 2-й год обучения (раздел "Игры народов мира")

Методическая разработка занятия из раздела "Игры народов мира" по теме "Игра североамериканских индейцев "Гремучая змея", возраст детей 7-10 лет....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Использование профориентационных игр при формировании знаний о мире профессиональной деятельности "

Методическая разработка для педагогов при работе с подростками по направлению профориентационной деятельности. Данная методическая разработка содержит ряд профориентационных игр, способствующих ...

Методическая разработка занятия "Игровое путешествие по странам мира", ДООП "Играя, познаем мир", 2-й год обучения.

Итоговое занятие по теме "Игры народов мира", цель которого закрепление знаний о географическом положении стран, в которых возникли разученные игры, столицах, широко известных достопримечате...

Методическая разработка занятия "В мире животных: что ты знаешь о птицах?"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....