Методическая разработка занятия математического кружка «Числа управляют миром!»
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Кулькова Елена Геннадьевна

Основная цель занятия   –     развитие творческих способностей,

                                                     творческого мышления,

                                                     расширение   

                                                     общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения  

                                                     различных практических задач, изучения интересных     

                                                     фактов из истории математики,

                                                     повышение степени вовлеченности учащихся в учебно-  

                                                     творческую деятельность,

                                                     пробуждение активности  исследовательских и                        

                                                     познавательных интересов, повышение математической    

                                                     культуры учащихся,

                                                     подготовка к предстоящей итоговой аттестации.

 

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Оборудование:

  • Мультимедиа-проектор
  • Экран
  • Авторская презентация к уроку
  • Раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Числа управляют миром!»49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основная цель занятия   –     развитие творческих способностей,

                                                     творческого мышления,

                                                     расширение  

                                                     общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения  

                                                     различных практических задач, изучения интересных    

                                                     фактов из истории математики,

                                                     повышение степени вовлеченности учащихся в учебно-  

                                                     творческую деятельность,

                                                     пробуждение активности  исследовательских и                        

                                                     познавательных интересов, повышение математической    

                                                     культуры учащихся,

                                                     подготовка к предстоящей итоговой аттестации.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  1. привитие интереса учащимся к математике;
  2. углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  3. развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  4. формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  5. воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Оборудование:

  1. Мультимедиа-проектор
  2. Экран
  3. Авторская презентация к уроку
  4. Раздаточный материал

Ход занятия

I Организационный момент

Приветствие.

II  Вводная часть.

Фрагмент презентации – «Хаос».

Слайд «Числа управляют миром»

Числа управляют миром! Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике.

На нашем занятии сегодня мы будем решать задачи из различных областей науки, опираясь на основы статистики, комбинаторики.

III  Теоретическая часть. Историческая справка.

 Наши архивариусы подготовили небольшие сообщения об истории возникновения статистики и комбинаторики. Предоставим им слово.

Выступления ребят: Панкратова Ольга, Старостин Влад.

Настя прочтет стихотворение о статистике.

Сегодня на занятии ребята выступают в роли исследователей. Каждая группа выполнит несколько мини – исследований. Перед началом работы мне хотелось бы дать напутствие:

«Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой.»

Одна из творческих групп сегодня выступят в роли ученого совета, которая будет помогать ребятам в ходе выполнения заданий.

IV  Практическая часть.

1. Мы хотим поднять одну из проблем экологии – уровень рыбных запасов в рамках одного из водоемов. А помогут нам наши ученые – океанологи. Пожалуйста, Антон и Илья продемонстрируют нам условие задачи:

Инсценировка задачи о рыболовах

Итак, ученые обнаружили, что в сеть попался следующий улов:

Вниманию ребят предоставлен перечень названий рыб в хаотичном порядке (раздача карточек). Вам предстоит поработать над следующей проблемой: «Какие виды рыб  более распространены, какие – менее?»    

Для этого:

первая творческая группа выполняет следующее задание:

  1. произвести ранжирование ряда данных в алфавитном порядке,
  2. составить таблицу относительных частот

вторая творческая группа:

  1. выяснит, какой процент пойманной рыбы составляют золотые рыбки?

оценит какие виды рыб наиболее и наименее распространены в данном водоеме, тем самым помогут ответить на главный вопрос:

Звучит тихая мелодичная музыка, идет показ слайдов на морскую тему.

В ходе решения работают консультанты из ученого совета.

Пожалуйста, представьте результаты своих исследований: по одному представителю от группы показывают данные.  

Итак, какие виды рыб  находятся под угрозой исчезновения?.

 Как вы думаете, какие могут быть причины этому?

На следующее занятие я прошу вас подготовит мини проект по решению этой проблемы.

2. Далее следующее задание:   задание для первой группы:

В ходе подготовки к данному занятию ребята провели опрос жителей нескольких жилых домов, расположенных на улицах: Интернациональная, Юбилейная (2 подъезда), Стадионная.

Поработав сейчас, они нам представят сравнительную характеристику демографической ситуации в отдельно взятых домах, т.е. учащиеся окунутся в проблему науки, которая называется урбаэкология.

( 1) ранжирование по возрастам,     2) таблица частот. 3) Графическое представление информации (Столбчатые диаграммы)

задание для второй группы:

У второй творческой группы не менее интересное задание из области биологии о здоровом питании.

Так же была проведена предварительная работа: было опрошено около 100 детей (в школе и за ее пределами): слайды.

Вам предстоит изучить состав самого любимого лакомства большинства школьников. Для этого вы получаете упаковки от кириешек и лупы.

Задание на карточках:  выписать состав натуральных продуктов в один столбик

                                        Выписать состав добавок в другой столбик

                                        Найти процентное соотношение вредных веществ к натуральным

                                        ингридиентам.

                                       Выписать все номера «Е»

                                        Графически представить информацию.

                                        Представить вниманию присутствующих расшифровку добавок Е (раздаточный материал)

Итак,  дайте, пожалуйста, расшифровку присутствующих добавок «Е».

Любое ли лакомство полезно? Какие существуют рекомендации на этот счет?

V Разминка

Подвижная викторина:

Сейчас немного отдохнем и проведем подвижную паузу в виде викторины.
Оцените возможность наступления событий, используя для этого следующие действия: «достоверное событие»(все сидят и не встают), «случайное событие»(поднять руку), «невозможное событие» (должны встать).

A: «завтра будет хорошая погода». (случайное)
D: «после обеда пойдет дождь». (
случайное)
E: «на день рождения вам подарят говорящего крокодила». (
невозможное)
H: «на летних  каникулах с родителями я поеду на море». (
случайное)
K: «камень, брошенный в воду утонет». (
достоверное)
M: «вы выходите на улицу, а навстречу идет слон». (
невозможное)
P: «вас пригласят лететь на Луну». (
случайное)
Q: «черепаха научится говорить». (
невозможное)
R: «зима будет очень снежная». (
случайное)
S: «вы не выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее». (
невозможное)
T: «после пятницы будет суббота». (
достоверное)

Напомните, пожалуйста, в каком разделе математики производится классификация событий? (теория вероятности) Молодцы, правильно.

А теперь продолжим.

IV Практическая часть (продолжение)

Сейчас наши ребята выступят в роли химиков. Послушайте условие задачи:

Евгений точно помнит, что в формуле азотной кислоты подрят идут буквы: H, N, O и что есть один нижний индекс – то ли двойка, то ли тройка.

Задание: каждая группа составит дерево возможных вариантов, из которых Жене придется выбирать ответ.

Но!     Первая группа учитывает, что буква Н стоит на первом месте.

Вторая же группа учтет: мальчик помнит, что на первом месте стоит буква Н, а порядок остальных букв забыл.

Группы представляют результаты своих исследований:

И первой и второй группе итоговый вопрос: Сколько имеется вариантов, в которых индекс равен двойке?  (В первой группе ответ - 3, во второй – 6)

VI Подведение итогов.

Итак, мы убедились, математика является фундаментальной наукой. В ходе решения задач мы увидели, математика нужна во всех сферах жизни.

Хочется сказать, что если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.

VII Рефлексия.

Вспомните, с чего началось  наше занятие?  (в мире беспорядок, хаос без математики) .

Включить слайд со спокойной музыкой, упорядоченными картинками.  

Что изменилось? – появилась гармония, порядок.

Вашему вниманию представлены не совсем обычные приборы – барометры настроения, который показывает не величину атмосферного давления, а фиксирует настроение учащихся. Вам надо прикрепить магнитик (или стикер ) в поле того барометра, показания которого соответствуют вашему настроению.

Провести анализ уровня настроения класса в целом. Если осталось время, можно прокомментировать свой выбор.

Если в запасе время, можно дать задание составит синквейн по данному занятию.

                                                                                             Кулькова Елена Геннадьевна

                                                                                             МОУ СОШ №4 города Ершова  

                                                                                             Саратовской области

                                                                                             учитель математики

Методическая разработка занятия математического кружка

«Числа управляют миром!»

2012 – 2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия географического кружка.Путешествие по странам Европы.

В методической разработке предлагается детям совершить экскурсию по странам Европы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученики знакомятся с интересными фактами, выход...

Разработка занятия математического кружка № 9

Разработка занятия математического кружка № 8 с презентацией из тематического планирования математического кружка для 5 - 6 классов...

Методическая разработка занятия "Слова и числа"

Интегрированное занятие по математике и русскому языку из серии занятий факультативного курса "Слова и числа"...

методическая разработка занятия в кружке любителей математики

Выявление закономерностей заполнения "магических" квадратов и создание алгоритма их решения....

Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"

Методическая разработка  занятия биологического кружка «Бионика»  в 5 классе   по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...

Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Методическая разработка занятия «Математическое путешествие по сказке «Цветик-семицветик»

Использование ИКТ в математическом образовании дошкольников актуальная для ДОУ тема, т.к. далеко не все детские сады имеют такое оборудование. Использование компьютера в качестве обучающего средства, ...