Практическая работа Разработка занятия математического кружка по теме "Графы и их применение"
методическая разработка по математике (7 класс)
Практическая работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическая работа: Разработка занятия математического кружка
Тема: «Графы и их применение»
Класс: 7–8
Форма проведения: Исследовательское занятие с элементами игры
1. Обоснование выбора темы
Тема «Графы» входит в обязательную школьную программу в курсе «Вероятность и статистика» в 7 классе. Предмет «Вероятность и статистика» идёт у учеников всего 1 раз в неделю, что не даёт более глубоко изучить какие-то темы. Тема «Графы» может быть рассмотрена более подробно в рамках внеурочной деятельности. Она имеет большой потенциал для развития логического мышления, знакомит учащихся с основами дискретной математики и наглядной интерпретацией задач.
Почему стоит углубить тему во внеурочной деятельности?
- Графы встречаются в олимпиадных задачах.
- Позволяют решать практические задачи (маршрутизация, социальные сети, игры).
- Развивают комбинаторное и алгоритмическое мышление.
2. Цели и задачи занятия
Цель: Закрепить у учащихся понятие графа и его элементов. Познакомить с применением в реальной жизни.
Задачи:
- Дать определение графа, вершин, рёбер, степеней вершин.
- Рассмотреть виды графов (связные, полные, деревья).
- Научить решать задачи с использованием графов.
- Развивать умение работать в команде.
3. План занятия
Этап 1. Введение (10 мин)
Форма: Беседа с демонстрацией примеров.
- Учитель показывает примеры графов:
- Карта метро (станции — вершины, линии — рёбра).
- Соцсети (люди — вершины, дружба — рёбра).
- Даётся определение:
- Граф — это набор вершин (точек) и рёбер (линий, их соединяющих).
- Степень вершины — количество рёбер, выходящих из неё.
Вопрос для обсуждения: Где ещё встречаются графы?
Этап 2. Практическая работа (15 мин)
Форма: Групповая работа (3–4 человека).
Задачи:
1. Нарисовать граф друзей в классе (каждый отмечает, с кем общается).
2. Определить степень каждой вершины.
3. Найти «самого популярного» ученика (вершину с наибольшей степенью).
Обсуждение: Какие закономерности заметили?
Этап 3. Решение задач (20 мин)
Форма: Работа в парах + разбор у доски.
Задача 1 (лёгкая):
В городе 5 домов, каждый соединён дорогой с тремя другими. Можно ли так сделать?
Ответ: Нет, сумма степеней должна быть чётной.
Задача 2 (средняя):
Можно ли нарисовать граф с 5 вершинами степеней 3, 3, 2, 2, 2?
Ответ: Да, пример — «домик» с крышей.
Задача 3 (олимпиадная):
В турнире по футболу каждая команда сыграла с каждой ровно один раз. Доказать, что всегда найдутся две команды с одинаковым числом побед.
Этап 4. Игра «Мостики Кёнигсберга» (10 мин)
Форма: Интерактив.
- Учащимся предлагается нарисовать схему города с мостами и проверить, можно ли обойти все мосты, не проходя дважды по одному.
- Разбирается теорема Эйлера: «Граф имеет эйлеров цикл, если все степени вершин чётные».
Этап 5. Рефлексия (5 мин)
- Что нового узнали?
- Где могут пригодиться графы?
- Какие задачи показались самыми интересными?
4. Ожидаемые результаты
- Учащиеся познакомятся с основами теории графов.
- Научатся видеть графы в реальных ситуациях.
- Разовьют навыки решения нестандартных задач.
Дополнительные материалы:
- Презентация с примерами графов.
- Раздаточные листы с задачами.
Занятие можно усложнить, добавив тему «Раскраска графов» или «Деревья и алгоритмы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия математического кружка № 9
Разработка занятия математического кружка № 8 с презентацией из тематического планирования математического кружка для 5 - 6 классов...

Методическая разработка занятия математического кружка «Числа управляют миром!»
Основная цель занятия – развитие творческих способностей,...
Методическая разработка комбинированного занятия математического кружка для учащихся 7 классов
Вопросы, рассмотренные на данном занятии.1) Рассказ о Листе Мёбиуса (из рубрики – это интересно)Рубрика – это интересно. Занимательный, интересный и доступный материал. Это могут быт...

Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие30. Зачетная работа по теме "Линейная функция"
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»
Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...
