Разработка урока по теме "Оборона северо-западных рубежейРусскойземли"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Представленная разработка урока по теме "Оборона северо-западных рубежей Русской земли"выполнена в рамках апробации УМК А.Ф. Кмиелёва и В.П. Попова по истории России  с древнейших времён до конца 16 века.К методической разработке прилагается презентация и фрагменты к/ф С. Эйзенштейна "Александр Невский"Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_borbe_s_inozem._zahvatchikamimicrosoft_word.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории  по теме: « Оборона Северо - Западных рубежей Русской Земли».

Апробация   УМК А.Ф. Киселева, В.П. Попова «История России  с древнейших времён до XVI в.», издательства «Дрофа».

Составила Иванова Маргарита Робертовна,  учитель истории высшей категории БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №162»

Цель: подвести учащихся к пониманию причин победы русского народа в борьбе с немецкими рыцарями-крестоносцами, шведскими феодалами, формировать умения на основе анализа исторической карты, событий,  делать выводы,   использовать текст   исторического источника при ответе на вопросы, выявлять существенные черты события, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои суждения по проблеме, давать оценку событию; воспитывать любовь к Родине, чувство гордости и  уважение к защитникам Отечества; понимать, что защита Родины - долг каждого гражданина.

Оборудование:  учебник А.Ф. Киселёв, В.П.Попов» История России с древнейших времён до XVI в.», рабочая тетрадь, карта «Б/Б Руси против иноземных захватчиков  в  первой половине 13 века», раздаточный материал, мультимедиа.

Тип урока – формирование новых знаний.

Форма урока –  комбинированный с элементами лабораторной работы

Технологии – проблемного обучения, диалоговая

Методы: наглядно-иллюстративный,  частично -  поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, групповая, фронтальная

ПЛАН УРОКА.

  1. Вторжение крестоносцев в  Прибалтику.
  2. Невская битва
  3. Ледовое побоище.

Ход урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь, пожалуйста. Присаживайтесь. Я хочу пожелать вам активной и плодотворной работы на уроке, успехов на пути открытия новых знаний, а в конце занятия вы сами оцените свою деятельность.

1 этап. Актуализация опорных  знаний.

Сегодня на уроке вам предстоит выступить в роли исследователей. И первое, что мы с вами должны сделать – определить тему  урока. Открыли учебники на стр. 130

- как называется карта на стр.130? ( Б/Б Руси против иноземных захватчиков  в  первой половине 13 веке.)

- О чём нам говорит название карты? Какую информацию оно несёт?

- Внимательно изучите легенду карты, что вы скажите о положении русских земель в этот период, в 13в?

- Скажите, пожалуйста, а с кем пришлось бороться русичам  в первой половине 13 в.?

 - Чем закончилась эта борьба? Почему русские земли  не сумели справиться с м-т нашествием?

- Только ли м-т  стремились завоевать русские земли? Откуда и  над какой русской  землёй   нависла новая угроза? Какого цвета стрелочки, кому они принадлежат, посмотрите внимательно по легенде карты?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запись на доске темы урока.( слайд  №1)

Учитель: И так, в то время  как монголо-татары прошли огнём и мечом  по русским землям, и  не успели ещё русичи прийти в себя от этого страшного нашествия, как на северо-западе появилась новая страшная угроза со стороны немецких рыцарей,  датских и  шведских феодалов.

Исходя из темы урока, сформулируйте цель:  

узнать как боролись русские люди с новыми захватчиками, чем закончилась эта борьба .

Нам с вами предстоит также решить важную   проблему:

 Почему во второй четверти XIII в. удалось отстоять северо-западные рубежи Руси в  то время,  как не смогли противостоять м-т нашествию?

( Слайд№ 2)

Слайд №3  Учитель акцентирует внимание на плане урока.

Эвристическая беседа с целью актуализации опорных знаний:

Учитель: Из курса «Истории средних веков» мы знаем, что в 13 веке западноевропейские рыцари вели крестовые походы. Вспомните, с какой целью?  куда они были направлены? ( с целью захвата и грабежа чужих земель, распространения католической веры, шли на восток, в Иерусалим).

Рассказ учителя с использованием карты.

Восточно-европейские земли давно привлекали внимание шведских и датских феодалов своими богатствами. Эти земли интересовали и католическую церковь, которая стремилась распространить своё влияние на восток Европы. В начале 13 в. нем.,  датские и шведские феодалы начинают проникновение в Прибалтику. Датчане основали замок Ревель (Таллин), шведы захватили остров Эзель.

В 1201 г. немецкие рыцари  основали крепость Ригу, где в 1202 г. был основан Орден ( что такое орден?) меченосцев. В 1237 г. возник Ливонский орден — главная опора Ватикана в Восточной Европе

Таким образом, мы видим с вами, насколько близко подошли немцы к границам русских земель, а с захватом Изборска и Пскова в 1240 году прямая угроза нависла над Новгородом. В Новгороде в это время княжил Александр Ярославович, он был ещё молод,  ему было всего только 20 лет. 

 Но немецкие крестоносцы были не единственными, кому нравились богатые Новгородские земли.

Вспомните,  кто же ещё  угрожал Новгороду? Хотел завоевать его богатые земли? Кто выступил первым, посмотрите по карте, битвы обозначены крестиком и стоит дата.

И так, первыми  выступили шведы. Давайте с вами посмотрим,  как произошла встреча шведских феодалов с новгородцами и чем закончилась.

1гр.работает с документом в  учебнике, стр147-148

Ваша задача найти ответы на вопросы:

  1. Какие земли хотели захватить шведские феодалы?
  2. Что собой представляло шведское войско, из  кого состояло?(доказать текстом документа)
  3. Какие силы собрал Александр? У кого было численное преимущество?
  4. -  Какой момент  выбрали шведы для  вторжения  в Новгородскую землю и почему? Почему они были уверены в победе?

2 гр. Задание.  Составить рассказ о начале битвы, используя материал учебника и схему на стр.144 по плану:

  1. Дата  и место сражения( показать на карте)
  2. Где расположили  свои войска шведы?
  3. Как действовал Александр?
  4. Чем закончилась битва?

3, 4 гр.  По документу рассказать о том, как сражались новгородцы (привести не менее 3-х примеров)

«В полку великого князя Александра оказалось 6 мужей храбрых, которые вместе с ним мужественно сражались. Первый, Гаврило Алексеич, наехал на корабль и увидел королевича и поехал по сходням до самого корабля, и все бежали перед ним, а возвратившись обратно, бросили его вместе с конём со сходен в море. Божиим же заступничеством он вышел невредим и, опять напавши, ожесточенно бился с самим воеводою посреди полка шведов, и тут был убит воевода шведов Спиридон и епископ их. Второй же новгородец, именем Сбыслав Якунович, много раз нападал, бился одним топором, не имея страха в сердце, и несколько человек пало от руки его, и все подивились его силе и храбрости. Третий же — Яков Полочанин, бывший ловчим у князя (Александра), напав на полк с мечом, ожесточённо сражался, и похвалил его великий князь.

4 гр.  Четвёртый же новгородец, именем Миша, напав пешим с дружиною своею и погубил три корабля шведов. Пятый же из молодших людей, некто по имени Савва, напав на великий златоверхий шатёр, подсёк его столб, шатёр упал, а полки Александровы, увидев падение шатра, обрадовались. Шестой же, один из слуг Александра, по имени Ратмир, бился пешим, был окружён многими шведами, упал от многих ран и скончался. Всё это я слышал от господина своего, великого князя Александра, и от других, которые в то время принимали участие в битве... Уцелевшие же шведы побежали посрамлёнными, а трупами своих убитых воевод наполнили три корабля, а для остальных убитых выкопали ямы и набросали в них бесчисленное количество трупов. Многие другие шведы были ранены и побежали той же ночью. Новгородцев же пало: Константин Луготинич, Юрата Пинящин, Намест, ...а всего пало двадцать мужей вместе с ладожанами. Великий же князь Александр Ярославич возвратился с великою победою в Новгород...»

Фронтальная работа с целью проверки понимания происходящих событий:

- Почему новгородцы, руководимые князем Александром, победили в битве со шведами?

- Какое название получила битва и почему?

- Какие качества Александра проявились в этой битве? Какое прозвище получил Александр после Невской битвы?

-  Невская битва не принадлежит к числу крупных сражений. . Подумайте, почему ей придаётся такое большое значение?( . Победа Александра предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера ) Слайд№7

Учитель. Давайте ещё раз  обратимся к карте. Кто опять   решил завладеть новгородскими землями?.  

Поражение шведов на реке Неве не остановило немецких рыцарей. С огромными силами они двинулись на Русь. В 1240 году крестоносцы захватили Псковскую землю(показ по карте),а затем вторглись и в новгородские земли, построив крепость Копорье, откуда совершали грабительские набеги, мешая торговле Новгорода. А где же был Александр,  защитник земли Новгородской? Вскоре после Невской битвы Александр рассорился с новгородцами, которые боялись усиления княжеской власти,  и ушёл к отцу в Переяславль. Ввиду немецкой угрозы вече вновь пригласило Александра,  для которого защита родной земли была превыше всего.   Борьбу народа против врагов снова возглавил Александр Невский. На помощь ему пришло Суздальское княжество

В 1241 г. Александр Невский отбил у немцев Псковскую землю, и стал искать сражения с главными силами Ордена.

 Послав несколько разведывательных отрядов, Александр выяснил, что немцы идут к Псковскому озеру (показ по карте). Здесь, в протоке между Псковским озером и лежащим севернее Чудским озером, у острова Вороний камень решено было дать сражение.

И так вам вновь предстоит выступить в роли исследователей:  узнать, как произошла встреча русского войска с крестоносцами, и каким  был исход сражения. Вашему вниманию я предлагаю поэтическую страничку русской истории -отрывки из книги Натальи Петровны Кончаловской « Наша древняя столица»,  «Слово о побоище Ледовом»,  внимательно слушаем и по ходу моего чтения, делаем пометки в тексте, ищем  ответы на вопросы: Слайд№9

1.Почему нашествие немецких рыцарей представляло собой большую угрозу, чем монголо – татарское?

Хан Батый жесток и лют, разоряет земли.

Губит нас проклятый враг, грабит нас безбожно,

Но от хана как-никак откупиться можно.

Дань заплатим. Спору нет, стянем пояс туже.

Но ливонец – наш сосед, дело тут похуже!

Вот теперь не отбери у ливонца Пскова,-

Доберутся до Твери, Суздаля, Ростова.

А захватят города и начнут селиться,

И прости-прощай тогда, Русская землица!

Ребята отвечают на поставленный вопрос.

Чтение на фоне показа фрагментов из фильма С. Эйзенштейна « Александр Невский»

Вот оно идёт,  идёт, лязгом угрожая,

Солнца утренний восход в латах отражая.

И с крестами на груди, на тяжёлых латах,

Два ливонца впереди -два быка рогатых.

Два ливонца-первый ряд, Во втором – четыре,

В третьем – шестеро стоят, с каждым рядом – шире.

По двенадцати в ряду, а  рядам нет счёта.

Меж рядов, не на виду, кроется пехота.

Подвигался этот строй в ледяном сверканье,

Назывался этот строй «головой кабаньей».

Увидав перед собой эту силу в латах,

Выходили в смертный бой на врагов проклятых.

И с дружиной наравне, мужики в овчинах,

Кто пешком, кто на коне,  даже при дубинах.

Вот как суздальская рать с немцем в  бой вступала.

Надо было устоять во что бы то ни стало!

У ливонцев перевес – «клин кабаний» страшен,

Он идёт наперерез пехотинцам нашим.

Вот вгрызается он к нам в строй « кабаньей пастью»,

Чтоб разрезать пополам войско на две части.

и не сладить нипочём с этой силой дикой:

рыцарь сверху бьёт мечом и пронзает пикой…

но когда внедрился в тыл алый крест зловещий,

князь с дружиной окружил, взял ливонца « в клещи»

и пришла в смятенье та рыцарская сила:

отвалилась от «хребта» всё « кабанье рыло».

Грохот, ржанье, стон и крик, наши жмут сильнее,

А ливонец не привык получать по шее.

Как? Куда теперь бежать в панцире пудовом?

Или, сняв его, дрожать, на пути ледовом?

И по льду семь вёрст пешком, в плен дружиной взяты,

Шли ливонцы босиком, побросавши латы…

2 .Как были вооружены немецкие рыцари? Как назывался их  порядок построения войска, почему? Что составляло  основную силу   рыцарского войска?( использовать иллюстрации)

3. Что собой представляло новгородское войско? Из кого состояло?  Как было вооружено? Как называется воинское соединение, состоящее из простых мужиков: крестьян, ремесленников? ( иллюстрации)

-Каким было построение русского войска? стр.146, посл. абзац

-4 . На чьей стороне было преимущество? Почему?

- Как началась битва?

- Когда в сражение вступил князь со своею дружиной? В какой момент битвы?

Ребята, а каких сведений нам ещё недостаёт, (дату)чтобы сложилось законченное представление о битве? –найдите в учебнике, стр.146

- Чем закончилась битва?

Фронтальная работа с целью проверки понимания происходящих событий:

  1. Как называлось сражение на Чудском озере? (  Ледовое побоище)Почему побоище?( На льду проходило, много погибло)

«И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)»

  1. Почему русские победили в сражении на Чудском озере?
  2. Какое значение имела  победа на Чудском озере? ( В результате победы Александра Невского на Чудском озере Орден вынужден был прислать в Новгород послов и отказаться от агрессивных замыслов по отношению к Руси. Победа над крестоносцами пресекла попытки утвердить на Руси католицизм.)

По преданию Александр Невский обратился к народу со словами:

Кульминационный фрагмент из фильма «Александр Невский»

Слова А. Невского стали своего рода заветом грядущему поколению.

Как русский народ выполняет этот завет?

И так, чем закончились вторжения шведских и немецких феодалов в Новгородскую землю?

Почему во второй четверти XIII в. удалось отстоять северо-западные рубежи Руси в  то время  как не смогли противостоять м-т нашествию?

Запись в тетрадь как вывод: слайд№

1. Полководческий талант А.Невского.

2.Мужество и героизм русских воинов.

3.Слаженность в действиях новгородской и суздальской дружин и новгородского ополчения.

4.Масштаб нападения меньше, чем м-т.

Выполнение заданий в рабочем листе

Проверка в парах, а затем правильные ответы  на слайде

А теперь посмотрите на критерии самооценки и попробуйте оценить свою деятельность на уроке и поставьте себе отметку в  рабочем листе, рабочий лист сдайте.

Спасибо за урок, до свидания

Если остаётся время, если нет, то даётся как домашнее задание:

  1. В чём состоит заслуга Александра Невского, почему его до сих пор  чтят в России и память о нём увековечена?  
  2. Какие вы знаете произведения об этом удивительном полководце?

Слайды с орденами.

 Потомки чтят память Александра Невского. Так, Петр I приказал перенести прах  Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.

Русская Православная Церковь причислила А.Невского  к  лику святых. В 1725 году был учрежден орден Святого Александра Невского, которым награждались за военные и гражданские заслуги в дореволюционной России. В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за выбор «удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск».

Как вы думаете,  почему именно в гг. ВОВ был учреждён орден имени А.Н?

7 сентября 2010г. указом президента Р.Ф. был учреждён орден А.Н. и стал общегражданской наградой,

За несколько лет до начала ВОВ К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», в годы войны был поставлен фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» ( отрывок из фильма, последний, кульминационный кадр)

 .В 2008 году Александр Невский был признан победителем в проекте первого телеканала «Имя России»,  направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией, путём голосования интернет-пользователей, телезрителей и радиослушателей

Спасибо за урок, до свидания.

Рабочий лист ученика _____________________________________

по теме «, Оборона Северо - Западных рубежей Русской Земли.»

Задание 1. Шведские феодалы и рыцари-крестоносцы вторглись в русские земли с целью (возможно несколько вариантов ответа):

а) обратить русских в католическую веру;

б) помочь населению избавиться от монголо-татарской зависимости;

в) завоевать богатые земли Новгорода и Пскова;

г) превратить русских людей в своих работников.

Задание 2.

а) запиши дату Невской битвы ______________________________________

б) дай определение понятию «ополчение» - ___________________________

_________________________________________________________________

Задание 3. Отметь, в чем проявилось полководческое искусство Александра Ярославича в Невской битве (цифры обведите кружочком и выпишите на специально отведенной строке).

  1. Заранее разведал расположение войск противника и его планы.
  2. Использовал тактику засады.
  3. Внезапно напал на лагерь противника.
  4. Преградил противнику отход к кораблям.
  5. Использовал прием обманного отступления.
  6. Умело использовал особенности местности.
  7. Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения.
  8. Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения.
  9. Хорошо изучил боевые приемы противника.

_____________________________

Задание 4.

а) Запиши дату Ледового побоища __________________________________

б) На берегу какого озера произошла битва _____________________________

в) Отметь, в чем проявилось полководческое искусство Александра Невского в битве на Чудском озере (выбери правильный ответ из задания 3 и выпиши на специально отведенной строке )



Задание 5. В чем историческое значение борьбы русского народа с западными завоевателями?(выбери правильный ответ)

  1. Была устранена угроза со стороны западных государств.
  2. Русь приняла новую религию – католицизм.
  3. Русь отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских феодалов и  немецких рыцарей.

Моя самооценка работы на уроке –

ЛИСТ САМООЦЕНКИ                                                                                                                             ФИО_________________

«5»

1.Я самостоятельно поставил  цель урока

2. Я отвечал правильно на все вопросы

3. Я всегда находил нужную информацию в тексте учебника, документе

4. Я усвоил сущность понятий

5.Я участвовал в выработке общей точки зрения в группе

6. Я самостоятельно делал выводы

Оценка:

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока по теме"Северо-Западная Россия" с новыми требованиями ФГОС

Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, характерной чертой которого является, стремительное ...

Методическая разработка урока по географии для 9 класса "Северо-Западный экономический район"

Разработка урока по теме " Севоро-Запад" выполнена в виде  презентации. В презентации рассмотрены вопросы географического положения, особености прирды, населения, хозяйства....

Разработка урока в 9-м классе по теме "Северо-Западный экономический район России"

Урок на основе пректной деятельности с созданием "рисунка-образа" по Северо-Западному эк.району...

Методическая разработка урока географии в 9 классе "Северо-Западный экономический район"

Разработка содержит конспект урока, справочные материалы к уроку, оценочный лист учащегося....

Разработка урока географии для 9 класса по теме "Северо-Западный экономический район. Природа и население"

Разработка урока географии для 9 класса по теме "Северо-Западный экономический район. Природа и население"...

Конспект урока по географии "Северо-Западный экономический район", 9 класс

Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок-исследование.Предмет исследования учителя - эффективность различных методических приемов для формирования развития ключевых компетентностей.Предмет исследо...