Разработка урока в 9-м классе по теме "Северо-Западный экономический район России"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Нардина Марина Ивановна

Урок на основе пректной деятельности с созданием "рисунка-образа" по Северо-Западному эк.району

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в 9 классе278.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  в 9-м классе по теме "Северо-Западный экономический район России"

                                                                               Разработала:

                                                            учитель географии

                                                                       МБОУ «Порецкая СОШ»

                                                                               Марина Ивановна Нардина.

Раздел: География

Тема урока: Северо-Западный экономический район

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма :урок  на основе проектной деятельности

Цель урока: изучение Северо-Западного экономического района и создание “рисунка-образа Северо-Западному экономическому району”

Задачи:

Образовательные:- составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района России;

-сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении;

-выяснить особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала и хозяйственного освоения Северо-Западного района;

-дать характеристику отраслям специализации и факторам их размещения;-определить проблемы и перспективы района

- составить “рисунок-образ» Северо-Западного экономического района.

Развивающие: -развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения

-формировать умения работать с разными источниками географической информации и его рационального отбора при изучении нового материала,

- развивать географическое мышление,

-формировать картографическую грамотность

Воспитательные: -формировать умения взаимодействовать в группе, 

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, принимать решение

Оборудование: политико-административная и экономическая карты России, атласы, контурные карты, бланки с заданиями для групп, бланки с опорным конспектом, учебник, дополнительная литература, презентация к уроку

Основные этапы урока.

1.Организационный момент

Учитель приветствует учеников. Дежурные называют отсутствующих.

Учащиеся, по просьбе учителя называют и показывают на карте уже изученные экономические районы.

2.Изучение нового материала

Продолжаем изучение экономических районов европейской России. Сегодня на уроке познакомимся с Северо-Западным районом.

Напишем в тетради число и тему урока.

Этот район можно назвать “окном в Европу”. Почему? (ответы учащихся)

Постановка УЗ (учебной задачи):

Как вы думаете, а какую задачу необходимо решить для этого? (уч-ся предлагают свои варианты).

Принятие УЗ:

Составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района и на ее основе создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала и хозяйственного освоения этого региона, Создать «рисунок-образ» территории

Вспомните план изучения района (по Н.Н.Баранскому)

План изучения района

  1. Состав района
  2. ЭГП  района
  3. Природные условия и ресурсы
  4. Население
  5. Специализация хозяйства района
  6. Проблемы и перспективы развития района

Класс делится учителем на группы.

Каждая группа изучает один из пунктов плана и представляет отчет о своей работе. Таким образом, совместно будет составлена комплексная характеристика района.

Учитель называет состав экономического района. Учащиеся записывают в тетради и  отмечают на контурной карте границы и состав Северо-Западного экономического района

Работа в группах по инструктивным карточкам(7-10 минут).

Задание для 1-й группы

ЭГП (экономико-географическое положение) района

Цель: выделить особенности ЭГП Северо-Западного района.

Ход работы:

1) Закончить предложения:

1. Северо-Западный район занимает: а) окраинное; б) пограничное; в) центральное положение (подчеркните верные ответы)

2. Северо-Западный район граничит со следующими экономическими районами __

3. Пограничными государствами являются ___________________________________

4. Северо-Западный район имеют морскую границу по ________________________

5. Основными транспортными магистралями являются_________________________

2) Сделать вывод: выгодно или невыгодно ЭГП района?_______________________

Задание для 2-й группы

Природные условия и ресурсы

Цель: проанализировать природные богатства данного района

Ход работы:

1) Оценить природные условия района.

1. Рельеф ______________________________________________________________

2. Климат: а) тип климата_________________________________________________

б) ср.tя ____________________, ср.tи _____________________________________

в) годовое количество осадков, увлажнение __________________________________

2) Заполнить таблицу:

Природные ресурсы Северо-Западного района

Виды природных ресурсов

Перечень данных природных ресурсов

1. Минеральные

 

2. Водные

 

3. Лесные

 

4. Почвенные

 

5. Биологические

 

6. Рекреационные

 

3) Сделать вывод:________________________________________________________

Задание для 3-й группы

Население района

Цель: изучить население района и составить демографическую справку

Ход работы:

1) численность населения района, доля в России______________________________

2) национальный состав___________________________________________________

3) плотность населения (высчитайте: ПН = ЧН / площадь района)______________________________________________________________

4) доля городского населения (сравнить с российскими показателями)____________

5) город-миллионер, крупные города, их численность населения_________________

6) состав Санкт-Петербургской агломерации (перечислить города агломерации)___

7) миграция населения____________________________________________________

Сделать вывод:__________________________________________________________

Задание для 4-й группы

Хозяйство района

Цель: изучить промышленность и сельское хозяйство района

Ход работы:

  1. Определить отрасли промышленной специализации района (МОК), занимающие 1-4 места и заполнить таблицу: “Отрасли промышленной специализации района”

МОК

Отрасли специализации

Основные центры,

факторы размещения

Заполнить таблицу

2)Перечислить условия для развития сельского хозяйства и указать его специализацию ________________________________________________________________

Сделать вывод о хозяйственном освоении района:_____________________________

Задание для 5-й группы

Основные проблемы и перспективы развития района

Цель: показать проблемы и перспективы развития района

Ход работы:

1) Выписать:

а) Проблемы района и пути их решения______________________________________

б) Перспективы развития района____________________________________________

Заслушивание отчетов групп. В это время каждый ученик заполняет сводную таблицу.

Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района

Природные условия

Природные ресурсы

Отрасли промышленности

Отрасли сельского хозяйства

Проблемы

 

 

 

 

 

3.Практическая работа (для каждой группы). В заключении, каждая группа должна создать «рисунок-образ Северо-Западного экономического района».

Каждая группа на альбомном листе или листе А4 рисуют в цвете «образ» района.

4. Подведение итогов занятия.

Ребята, молодцы! Вы успешно справились с поставленными задачами!

Комментарии оценок.

 5.Рефлексия.Ребята,давайте оценим результаты своей деятельности. Адекватно оценим свое участие в ходе урока. Я предлагаю назвать три момента, которые у вас получились в ходе урока лучше всего.

Общий вывод по уроку.(делает учитель)

6. Домашнее задание:

1) Прочитать текст параграфа

2) Повторить опорный конспект урока

3) На контурную карту нанести: ЭГП Северо-Западного района: границу района; состав района (границы областей, их центры); подписать названия соседей (приграничные государства и экономические районы); Балтийское море, отрасли специализации района.

                                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Рисунок-образ по Северо-Западному экономическому району»

G:\РИСУНКИ по географии\7.jpg

G:\РИСУНКИ по географии\8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе: "Обобщение знаний по западным районам России"

Цель урока:закрепить знания об изученных экономических районах;повторить характерные черты каждого района....

Путешествие по экономическим районам России».9 класс

Закрепить знания об экономических районах России. Проверить уровень усвоения знаний по экономическим районам России, умение определять экономический район по некоторым признакам. Совершенствовани...

Урок в 9 классе "Особенности областей Центрального экономического района"

Урок построен в технологии модульного обучения. ...

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

Разработка урока в 9 классе по теме "Eating habits" Районный конкурс методических разработок. 2018-2019 учебный год.

Разработка урока в 9 классе по теме "Eating habits"  Районный конкурс методических разработок. 2018-2019 учебный год....

Методическая разработка урока в 10 классе по теме " Популярная Еда в России"

Методическая разработка урока в 10 классе по теме " Прпулярная еда в России"...

Инструктивная карта к урокам по теме "Экономические районы России", 9 класс

Данная инструктивная карта является универсальной и может быть использована в работе с учащимися при изучении экономических районов России....