Главные вкладки

    Урок в 9 классе "Особенности областей Центрального экономического района"
    план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

    Урок построен в технологии модульного обучения.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_geograf._osob._oblastey_tsentralnogo_ekonom._rayona.docx478.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Географические особенности областей Центрального экономического района.

    Урок в 9 классе.

    Учитель Добрякова З.Ф.

    Цель:    сформировать знания учащихся об особенностях областей Центрального района.

    Тип урока:  урок изучения  и первичного закрепления нового.

    Технологии:  блочно-модульная, тестовая и компьютерная.

    Методы обучения:  наглядно-иллюстративный, частично-поисковый,  репродуктивный.

    Формы организации учебной деятельности:   фронтальная, групповая,  индивидуальная.

    Оборудование:   учебник, карты атласа, дидактическая карточка, презентация.

    Планируемые результаты:

    предметные:  в ходе  работы над  новым  материалом,  учащиеся должны ознакомиться с областями Центрального района  России, увидеть их  особенности, выявить  межпредметную связь (литература)  и продолжить работу с географическими источниками информации;

     метапредметные: развитие познавательного интереса, памяти, внимания, логического мышления, умения систематизировать материал;

     личностные: у учащихся должны сформироваться  чувства уважения и любви к своей Родине, её неповторимости и красоте; знание литературных мест в Центральном районе России.

    Ход урока.

    І.    Орг. момент

    ІІ.    Организация на восприятие нового. 

    1.   Что знаете о Центральном экономическом районе?
    2. Определение темы и целей урока.  Получение карточек с заданиями (блок-модули).

    ІІ.    Изучение нового.

    1. Работа по карточке блок-модулю.

    Учебные элементы (УЭ): текстовые, картографические, табличные, словесные, видео;    цели, деятельность учителя.

    Рекомендации для учащихся

    УЭ – 1.

    Цель: Познакомиться с составом (области) и подрайонами Центрального эконом. района.

          1.  Организация  работы с текстом учебника и картами атласа.

     - Какие субъекты федерации образуют Центральный эконом. район?

     - В какие подрайоны их объединяют и почему?

          2.  Работа в тетрадях:  тема урока и схема.

                         Центральный район = 12 обл. + 1 город ФЗ

    УЭ – 2.

    Цель: познакомиться с особенностями развития Северо-Западного подрайона.

    1. Организация  работы с текстом учебника, таблицей  и картами атласа.

     - В чём особенность географ. положения этого подрайона?

     - Почему этот подрайон специализируется на сельском хозяйстве? Какую сельскохозяйственную продукцию даёт этот подрайон?

     - Какие отрасли промышленности развиваются в подрайоне?

     - Чем интересны крупные города, расположенные здесь?  

     - Кто жил и творил в этом подрайоне?

    1. Работа по картам атласа.

     - Определить сельскохозяйственную и промышленную специализацию подрайона.

    1. Работа в тетради.  Заполнение сводной таблицы.

    Подрайоны Центрального эконом. района и их особенности.

    Северо-Западный

    Северо-Восточный

    Восточный

    Южный

       

    Вывод:

    УЭ – 3.

    Цель: познакомиться с особенностями развития Северо-Восточного подрайона.

    1. Организация  работы с текстом учебника, таблицей  и картами атласа.

     - Что важное, интересное расположено именно здесь?

     - Какие отрасли хозяйственной специализации здесь развиты и почему? Какую продукцию даёт стране этот подрайон?

     - Чьи имена прославили этот уголок России?

    1. Работа в тетради.  Заполнение сводной таблицы.

    Вывод:

    УЭ – 4.

    Цель: познакомиться с особенностями развития Северо-Восточного подрайона.

    1. Организация  работы с текстом учебника, таблицей  и картами атласа.

     - Чем  интересен этот подрайон?  

           2.  Работа в тетради.  Заполнение сводной таблицы (третья часть таблицы)

    Вывод:

    УЭ – 5.

    Цель: познакомиться с особенностями развития  Южного  подрайона.

    1. Организация  работы с текстом учебника, таблицей  и картами атласа.

     - Какие особенности этого подрайона указывают на его значимость  не только для Центрального района, но и для страны?

    1. Работа в тетради.  Заполнение сводной таблицы.

    Вывод:

    УЭ – 6.  Повторительно-обобщающий.

    Цель:  сравнить подрайоны Центрального эконом. района.

    1. Беседа.

     - Почему области, изученные на уроке, объединили в один экономический район?

     - Оцените перспективы развития разных подрайонов Центрального района.

     - Какие видные деятели науки, культуры и литературы жили и работали в Центральном районе?

    Вывод:

    УЭ – 7.  Д/з. Творческая работа.

    УЭ – 7.    Выходной контроль

    Цель:  проверить знания,  полученные на уроке.

    1. Выполнить задания с карточки (см. дидакт. карточку к уроку)

    Работа с текстом учебника §39, картами атласа: отвечают на вопросы и работают в тетради.

    Работа по учебнику, атласу, в тетради (заполнение первой части таблицы).

    Сообщение учащихся.

    Работа по учебнику, атласу, в тетради (заполнение второй части таблицы).

    Сообщение учащихся.

    Сообщение учащихся.

    Работа по учебнику, атласу, в тетради (заполнение четвёртой  части таблицы).

    Сообщение учащихся.

    Выполняют итоговое задание.

    Приложение к уроку.             Карточка-задание к уроку

              Центральный экономический район России.

    1. Используя контур Центрального района России и карты атласа, ответить на вопросы.          

     Каким двум  областям Центрального района России подходят указанные признаки?

     (на каждый вопрос – не менее 2-х ответов)

    C:\Users\User\Desktop\Scan_20140222_142843.jpg

    Вариант 1

    Вариант 2

    1.Общая граница с Белоруссией.

    2. Общая граница с Псковской областью.

    3. Общая граница с Курской областью.

    4. Области включают Мещёрскую низменность.

    5. Расположены крупнейшие города юга района.

    6. расположены главные АЭС района.

    7. Развита чёрная металлургия.

    8. Крупнейшая химическая индустрия.

    9. Крупнейшая текстильная индустрия.

    10. Рыбинское водохранилище.

    1. Соседствует с Северо-Западным  экономическим районом.

    2. Общая граница с Костромской областью.

    3. Общая граница с Вологодской областью.

    4. Протекает река Западная Двина.

    5. Областные центры расположены на Волге.

    6. Расположены главные ТЭС района.

    7. Развита нефтепереработка.

    8. Заводы синтетического каучука.

    9. Производство стрелкового оружия.

    10. Большая часть туристических объектов «Золотого кольца России»

                                              Варианты ответов.

    1. Брянская обл.                                         6.  Рязанская обл.
    2. Владимирская обл.                                7.  Смоленская обл.
    3. Ивановская обл.                                    8.   Тверская обл.
    4. Калужская обл.                                      9.  Тульская обл.
    5. Орловская обл.                                      0.   Ярославская обл.    

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Вар.1

    Вар.2

    1. Определите субъект РФ в составе Центрального экономического района по описанию.

    Запишите название области и дополните предложения, где пропущены слова.

    1)     Занимает северо-восточный «угол» района. Это наименее освоенная и наиболее залесённая область. Плотность населения наименьшая в районе – 13 чел./км2.  Областной центр находится на  реке  ……… .                   Область ____________ .

    2)     Крупнейшая по численности населения область в стране. Известно ……… месторождение фосфоритов. В одном из городов области производят локомотивы, в другом – силосоуборочные комбайны и прицепные устройства.      Область. _______________ .

    3)     Областной центр находится на реке  …….. – крупнейшем правом притоке Волги. В нём развита нефтепереработка, нефтехимия, производят картофелеуборочные комбайны.  В селе Константиново родился С.А.Есенин.                  Область ____________.

    4)     Пограничная область. В областном центре налажена огранка алмазов, сохранился крупнейший в России каменный кремль, построенный знаменитым русским зодчим ……… .

     В селе Мильково родился великий географ и почвовед В.В.Докучаев.           Область ________ .

    5)     Здесь родились писатели И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, Л.Н.Андреев, поэт А.А.Фет, берёт начало река Ока, на которой расположен областной центр. В области развито племенное коневодство и была выведена знаменитая порода лошадей - ……… .        Область ___________ .

    6)     Областной центр – город оружейников, самоваров и пряников. В Ясной Поляне находится музей-заповедник знаменитого русского писателя …….. .  По территории области в прошлом проходил оборонительный рубеж Российского государства.            Область   _________ .

    7)      В области расположено третье по площади водохранилище в стране. В областном центре Ф.Г.Волковым был основан первый русский общедоступный профессиональный театр. Областной центр, который находится на реке  ….. , известен  ещё и тем, что здесь впервые в мире стали производить синтетический каучук.                           Область _____________.

    8)      Это главный город  России, один из крупнейших городов мира.      __________ .

    9)     С ХVІІ в. здесь развивалось ткацкое производство. Теперь это центр хлопчатобумажной промышленности. Областной центр пользовался славой «город невест». В селе Сараево вотчина А.В.Суворова и построенная на его средства церковь.                Область _____________.

    10)     В областном центре, расположенном на реке Клязьма, сохранились древнейшие памятники архитектуры нашей страны. Во многих городах области есть предприятия ВПК. Здесь производят тракторы, мотоциклы, экскаваторы, маневровые тепловозы.  Город ……. знаменит на всю страну своим хрусталём.                 Область _____________ .

    11)      В области производят разнообразную продукцию – от тепловозов до спичек. В областном центре работал «отец космонавтики» К.Э.Циолковский.  В 1954г. в области стала давать ток первая в мире атомная электростанция.              Область ___________ .

    12)     Граничит с двумя славянскими государствами. Главная река  области - ……… ; сохранился крупный лесной массив. В Великую Отечественную войну в этих лесах находился центр партизанского движения. Область сильно пострадала от Чернобыльской аварии.    

                                                                                                                                    Область _______.

    13)     Это самая большая по площади в Центральном районе область. Здесь выращивают больше всего льна и производят льноуборочные комбайны. В области берёт своё начало река  …. и  находится множество озёр, включая оз.Селигер.                  Область _____________ .      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Центральный экономический район

    Краткий конспект по теме+задание....

    презентация к уроку "Центральный экономический район"

    Презентация может быть использована в вводном уроке по изучению Ценнтрального экономического района на уроках географии в 9 классе....

    Итоговый урок по теме Центральный экономический район.

    Этот урок является итоговым по теме ЦЭР. Задания вхяты из контрольно измерительных материалов ГИА....

    Таблица к уроку "Население Центрального экономического района".

    Таблица содержит информацию о занятиях населения ЦЭР.  Учащиеся составляют таблицу в течение урока, используя экспонаты музея "Культуры и быта народов России"...

    Урок географии в 9 классе на тему Центральный экономический район

    Урок по теме ЦЭР в 9 классе  разработан полностью с картами, диаграммами, презентацией, тестами и т.п....

    Методические рекомендации проведения уроков географии в 9 классе по теме "Центральный экономический район"

    В рекомендациях для проведения уроков географии в 9 классе отражены основные этапы изучения экономического района....