Главные вкладки

    Методические рекомендации проведения уроков географии в 9 классе по теме "Центральный экономический район"
    учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

    Попова Ирина Ивановна

    В рекомендациях для проведения уроков географии в 9 классе отражены основные этапы изучения экономического района.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации к проведению уроков географии

    в 9 классе по теме «Центральный экономический район»

    Тип: урок с применением ИКТ (компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет)

    “Компьютерная грамотность” учащихся 9 класс высока, которая подразумевает:

    • умение искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете;
    • способность структурировать и обрабатывать «фильтровать», данные в зависимости от задачи, поставленной учителем;
    • применение навыков и полученной информации в организации процесса собственного труда для плодотворной групповой работы и в коллективе.

    Особенность изучения районов – это комплексный подход к изучению.  

      Система уроков по теме «Центральный экономический район» позволяет:

     - целостно рассмотреть весь район и выделить  основные системообразующие категории: человек – территория – время – человеческая деятельность;

     - синтезировать информацию о территории ЦЭР для более глубокого понимания и выработки целостного представления о нем;

     - развивать информационно – коммуникативную компетентность учащихся посредством применения Интернет – ресурсов.

    Уроки представлены в виде презентаций, можно использовать единую.  Презентация позволяет  значительно расширить иллюстративный материал,  усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс.

    На первом уроке учащимся объявляется тема урока и предлагается проблемный вопрос: «Почему Центральный район – центр державы?». Для того,  что бы ответить на проблемный вопрос учащимся предлагается решить ряд задач:

    • Выявить роль Центрального экономического района в структуре и доле хозяйства страны;
    • Оценить природные ресурсы Центрального экономического района для развития хозяйства региона;
    • Выделить этапы освоения территории;
    • Установить черты населения;
    • Определить отрасли специализации Центрального экономического района;
    • Сформулировать проблемы и найти пути их решения.

    Поставленные перед учащимися задачи решаются в ходе поисковой, исследовательской, творческой работы.

    На первом этапе урока учащиеся обдумывают и предлагают образы Центрального и оценивают  экономико – географическое положение Центрального экономического района.

    Для создания «образа» территорий, входящих в состав Центрального района,  проводится знакомство с сетевыми материалами по выбранной теме. Поиск  информации (текстовой, графической, цифровой)  производится учащимися по двум направлениям: через сетевые поисковые серверы по ключевым словам и через образовательные географические серверы, представленные в Интернеты.

    Учащимся объясняется, что для создания «образа» необходимо выбрать  конкретные признаки, характеризующие территорию.

    Для выполнения этого задания класс делится на группы по 2 человека и выбирает  из списка территорию, входящую  в состав ЦЭР, опираясь на свою личную мотивацию.

    Выполнение этого задания начинается в классе, на уроке. По – необходимости, для продолжения работы учащиеся используют  внеурочное время и домашний компьютер.

    Второй урок начинается с представления результатов деятельности учащихся в группах . На защиту отводится 5-7 минут.

    Учитель,  совместно с учащимися,  анализируют представленные презентации и выставляет оценки на основе самоанализа обучающихся. При защите учитываются следующие критерии:, лаконичность, обоснованность,научность, оформление (без спецэффектов)

    Далее учащиеся работают по текстам учебника и выделяют основные этапы освоения территории Центрального района.

    Учитель говорит учащимся о том, что Центральный район небогат природными ресурсами, не отличаются большим разнообразием.  которые не  оказывают огромное влияние на уровень его развития. И в ходе практической работы учащиеся определяют,  какие природные ресурсы есть на территория и наносят их на контурную карту.

    Изучение населения ЦЭР начинается с анализа таблицы «Население Центрального экономического района», по которой учащиеся строят диаграмму «Соотношение народов с 1936 по 2013 гг.»

    Более полная характеристика населения Центрального экономического района даётся учащимися в ходе самостоятельной поисковой работы с помощью Интернет – ресурсов. Используя предложенные сайты, учащиеся находят данные о численности и плотности населения района, анализируют динамику численности, оценивают урбанизированность территории и составляют рассказ.

    Выполнение этого задания развивает у учащихся такие ИКТ компетентности, как  управление, интеграция, оценка и т.д.

    На третьем уроке  учащиеся представляют результаты своей работы в тетраде и к/к.

    При характеристике хозяйства Центрального экономического района установить его особенности помогут Интернет – ресурсы. Задача учителя – подвести учащихся к пониманию того, почему именно такая специализация сложилась в районе.

    Учащимся предлагается составить характеристику отраслей специализации: химическая промышленность, машиностроение, ВПК, электроэнергетика (по выбору).

    В ходе самостоятельной работы с ресурсами Интернета учащиеся готовят сообщения об отраслях специализации района путём интеграции, используя типовой план.

    Учащиеся должны самостоятельно подойти к определению проблем Центрального экономического района и обосновать причины существования этих проблем.

    Далее подводятся итоги урока.

    Изучение района проводится по комплексному плану, но для того, что бы выделить своеобразие  территории,  можно какие – то моменты опускать, менять последовательность изложения.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

    Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...

    Методические рекомендации к уроку географии Озера Земли 6 кл

    Методическая разработка урока географии в 6 классне по учебнику А.И. Алексеева "География 6 класс" УМК "Полярная звезда" "Просвещение" Данный урок является уроком открытия новых знаний. В ходе урока и...

    Методическая разработка к уроку географии 9 класс «Урал. Своеобразие природы, геологическое строение и рельеф»

            -познакомить с природой,    геологическим строением и рельефом  Урала.          -расширить знания о возрожденных горах, асимм...

    Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)

    В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....

    Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

    Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...

    Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков.

    Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка предназначены для учителей иностранного языка, работающих в средних и старших классах общеобразовательных организаций. Данные рекомендаци...

    Методическая разработка для уроков географии 6 класс

    Тесты для уроков географии 6 класс...