Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия
план-конспект урока по истории (6 класс)

технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudby_severo-zapadnoy_i_severo-vostochnyh_zemel.docx45 КБ

Предварительный просмотр:

§26. СУДЬБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ЗЕМЕЛЬ

ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ (1 час)

«Почему было Москве царством быти и кто знал,

что Москве государством слыти?»

из «Повести о начале Москвы»

Задачи:

  • Предметные:

- организовать индивидуальную работу учащихся с представлением текстового материала для понимания учащимися проблемы важности объединения русских земель;

- Показать значение и роль личности в истории;

- освоить понятия: предпосылки, причины, вотчинное землевладение, политическая система, централизованное государство, удельные княжества

Метапредметные:

- уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием компьютерных технологий

  • Личностные:

- учиться анализировать свои поступки с точки зрения выбора темы урока;

- содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма.

  • организовать обсуждение понятия предпосылки и причины создания единого государства;
  • Формирование осознания обучающимися связи политической деятельности князя и его нравственного выбора;
  • Воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе через понимание и уважение к истории России.

Оборудование урока: материал учебника, тетради учеников, документы к уроку.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в тетрадях, работа с документами в группах.

Компетенции: формируемые у учащихся:

- Коммуникативная

- Социальная

Тема урока

Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

  • История России с древнейших времен до начала XVI  в. 6 класс. Пчелов Е.В., Лукин П.В. – М., Русское слово , 2016 г. (ИКС)
  • История России с древнейших времен до начала  XVI  в. 6 класс. Ворожейкина Н.И. Поурочные разработки. 6 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Ворожейкина Н.И. - М., Русское слово , 2016 г. (ИКС)
  • Электронный ресурс «История России с древнейших времен до конца XVI в.» 6 класс (Данилов А.А. и др.)
  • Электронный ресурс «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Часть 1. 1С
  • Электронный ресурс «Российская и всеобщая история. 6 класс» 1С

План урока

  1. Господин Великий Новгород и Господин Псков.
  2. Северо-Восточная Русь после монгольского нашествия.
  3. Борьба за великое княжение владимирское;

   А) Правление Ивана Калиты;

      Б) Причины возвышения Москвы.

Цель урока

  • Создать условия для формирования у обучающихся представления о политической ситуации на Руси в XIV – XV  вв. и причинах возвышения Москвы.
  • Подвести учащихся к пониманию  закономерности образования Российского централизованного государства.
  • Способствовать  развитию у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции
  • Развивать умение применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения процесса объединения русских земель вокруг Москвы
  • Получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний Ивана Калиты

Формы и методы

обучения

Методы: проблемное изложение.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные понятия и термины

Предпосылки, причины, вотчинное землевладение, черносошные крестьяне, политическая система, централизованное государство, удельные княжества

Основные личности

Даниил Александрович, Юрий Данилович, Иван Калита, Михаил Тверской, митрополит Петр.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества;

                   раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Получат возможность научиться: высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты, деятелей Русской Православной церкви; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия;

вступать в речевое общение;

работать с книгой;

работать в группах;

выполнять творческие задания

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время(мин)

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Познавательные:

общеучебные - формулирование ответов на вопросы учителя;

логические - поиск существенной информации

Устный

опрос

И. Актуализация знаний

5

  1. определение проблем, стоящих перед русскими землями к началу XIV в. на основе имеющихся знаний.

1. Проводит беседу по вопросам:

- Что представляла собой Русь к началу XIV  в.?

- Были ли причины для объединения земель?

- Были ли предпосылки для объединения?

1. Отвечают

на вопросы и работают с картой

1. Фронтальная.

1. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Познавательные:

общеучебные - формулирование ответов на вопросы учителя; логические - поиск существенной информации (из материалов учебника и записей в тетрадях).

1. Работа

с книгой.

  1. Судьба русских земель, особенности развития,

Столица России – Москва – почему именно этот город

2. Организует работу по вопросам

2. Отвечают

на вопросы и работают с картой

2. Фронтальная

2. Познавательные:

общеучебные - осознанное речевое высказывание в устной форме о проблемах Руси; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - анализирование объектов; выделение главного; проведение сравнений с европейскими странами

2. Устные

ответы

III. Изучение

нового

материала

21

1. работа с классной тетрадью по вопросу политического устройства Новгородской земли

2. работа с учебником по вопросу о предпосылках и причинах объединения русских земель

1. организует работу учащихся с учебником

1. работают с учебником и делают краткие записи в тетрадях.

1. Индивидуальная.

1. Познавательные:

общеучебные - умение структурировать

знания;

логические - поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) о предпосылках и причинах объединения русских земель.

2. Познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование цели;

логические - поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

3. Познавательные:

общеучебные - поиск и выделение информации на основе иносказательных

образов;

логические - построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.

1. Записи

в тетради.

3. Выполнить задания на доске (работа со схемой)

2. Поясняет  и комментирует задания, выполняемые учащимися на доске.

(приложение1= презентация)

2. Выполняют

задания.

2. Индивидуальная.

2. Задания в рабочей тетради.

4. сравнительная характеристика деятельности московских князей (Ивана 1 Калиты) и тверских (Михаила Тверского) – работа с документом (приложение 2)

3. дает сравнительную характеристику деятельности князей

(обществознание, тема «Личность», «Конфликт в межличностных отношениях»)

3а) слушают учителя

3б) работают с документом по деятельности Ивана Калиты (по группам)

3в) Представляют результаты заполнение таблицы «Москва и Тверь»

3. индивидуальная, в парах

3. Устные

ответы.

  1. самостоятельное изучение материала «Борьба за великое княжение владимирское»

задача

4. организует обсуждение темы  на основе полученных учащимися знаний во время урока и анализа исторической карты и документа. ДИСКУССИЯ: «Москва своим величием обязана ханам», «В Москву, как в центральный водоем, со всех краев Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы благодаря ее географическому положению» (Ключевский)

4. обсуждают данную проблему

4. фронтальная

4. Коммуникативные: обмениваться

мнениями в паре, слушать друг друга,

понимать позицию партнера, в том числе

и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество

4. Задания учебному материалу

IV. Первичное осмысление и закрепление

5

Возвращение к проблеме урока: «Почему именно Москва становится центром объединения русских земель»

Поясняет задание, выполняемое учащимися в рабочей тетради

Слайд презентации = запись в тетрадь через устные ответы учащихся

Выполняют

задание в рабочих тетрадях

Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение и формулирования цели;

логические - поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти)

Задание

в рабочей

тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщить полученные на уроке сведения

Проводит фронтальный опрос по анализу представленных утверждений (приложение3)

  1. Отвечают на вопросы.
  2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Задание

в рабочей

тетради

VI. Домашнее задание

2

§ 26 вопр. 7 - письменно (исторический портрет Калиты)

Объясняет домашнее задание

Записывают

домашнее

задание

Индивидуальная

Оценивание учащихся за работу на уроке

Приложение 2. Из сочинения историка В.О.Ключевского.

«На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести…; на стороне московских были деньги и умение пользоваться обстоятельствами…, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале 14 века все еще считали возможной борьбу с татарами.

   Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной  мудростью», т.е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками… Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола».

  1. Как оценивает историк деятельность тверских князей? Не менее трех положений.
  2. Какие факты свидетельствуют о более дальновидной политике московских князей? В чем преимущества московских князей?
  3. Какие черты политики московского князя Ивана отмечает историк?

Задача

         После длительной борьбы Москва становится столицей новой Руси – России. При этом одни считают, что центром государства она стала благодаря своему географическому положению: она-де находилась на перекрестке дорог, в центре Русской земли. Но разве Тверь, Углич, Кострома имели менее выгодное географическое положение? Другие полагают, что Москве стать центрам помогла церковь: в 1326 г. митрополит всея Руси перебрался туда из Владимира. Тогда почему Владимир не стал центром, когда там пребывал митрополит? Третьи утверждают, что право быть столичным городом Москва доказала своим богатством и культурой. Но, согласно оценкам историков, в начале XIVв. Самым культурным княжеством было Ростово-Суздальское, а самым богатым – Новгородская республика. Четвертые отдают предпочтение Москве как наиболее сильному княжеству. Однако известно, что таковым правильнее будет назвать Тверское, а самым воинственным - Рязанское. И все же при всем этом центром объединения становится именно Московское княжество. Почему?

Приложение 3. Игра «Крестики – нолики».

  1. Главным в северо – восточной Руси считался великий князь московский.
  2. В каждом великом княжестве существовали удельные княжества, которые выделялись сыновьям великого князя.
  3. Тверскими князъями поочередно являлись Даниил Александрович, Юрий и Иван Даниловичи.
  4. После подавления восстания в Твери в 1327г. Иван Калита получил право сбора дани для орды со всех русских земель.
  5. Иван Калита уговорил митрополита Петра переехать из Москвы во Владимир.
  6. Крупное наследственное владение называется поместьем.
  7. Единое государство – государство, которое включает всю территорию страны, но еще не располагает сильным аппаратом управления, который бы позволил быстро и решительно проводить в жизнь  решение центральной власти.
  8. Юрий Данилович провозгласил себя князем московским и всея Руси.
  9. Московское княжество стало при Иване Калите стало сильным политическим и духовным центром русских земель.

Тема «Русь Московская»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борьба северо-западной Руси

Конспект открытого урока по истрии для 6 класса....

Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ

Презентация урока по кубановедению для 6 класса....

Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"

Цели  и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с  Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...

Презентация "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Данный урок разработан на основании ФГОС и не ограничивается какой-либо определенной программой. При разработке урока использовался учебник: Андреев И. Л. История России с древнейших времен до XVI век...

Конспект урока 6 класс "Боярские республики Северо-Западной Руси"

Тема урока: Боярские республики Северо-Западной РусиТип урока: комбинированныйЦели урока:1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земел...

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....