Борьба северо-западной Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Кириченко Надежда Ивановна

Конспект открытого урока по истрии для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_severo-zapodnoy_rusi.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Борьба Северо-Западной Руси с западными агрессорами, /слайд 1.1

 Цели урока:

              1

              2

              3

Показать героизм русского народа

обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского;

вызвать чувство патриотизма и гордость за героическое прошлое нашего народа, /слайд 2/

План урока.

I. Организационный момент; И.Основная часть:

Фронтальный опрос по теме: «Нашествие монголо-татар на Русь».

Крестоносцы и их взаимоотношения с Прибалтикой и Новгородом;

Невская битва

Битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

Заключение.

Д/3.

Ход урока.

I.        Подготовка учителя и учеников к уроку.

II.        1 .Фронтальный опрос:

а.        Когда и где состоялась первая встреча монголо-татарами и чем она завершилась?

б.        Какое княжество первым подверглось нашествию монголо-татар и когда это произошло?

в.        Какие города оказали монголо-татарам наиболее упорное сопротивление?

г.        Какой город назвали м-т «Злой город»?

д.        Почему Батый не пошел на Новгород?

е.        Где расположен Новгород?

ж.        Назовите соседей Новгородской земли.

з.        Чем отличалась Новгородская земля от других княжеств и как она управлялась?

и.        Какую роль играл князь в Новгороде?

Новая тема:

2. Крестоносцы и их взаимоотношения с Прибалтикой и Новгородом.

Не случайно мои вопросы были связаны с Новгородом, т.к. сегодня на уроке речь пойдет об Новгородской Земле. Русская пословица гласит: «Пришла беда - отворяй ворота». Нашествие с востока совпало с натиском на западные рубежи Руси. / слайд 3. Природа Прибалтики и Северо-Запада Руси. Карта (XII-XIII вв.)/

Земли Прибалтики и Новгорода давно привлекали внимание крестоносцев, в этот период предки прибалтийских народов ( эстонцев, латышей, литовцев) не имели государственности, у них господствовало язычество. На территории Прибалтики было немало русских поселений. Из Руси сюда проникало православие. В конце XII века на побережье Балтийского моря, близ устья Западной Двины, появились первые замки немецких рыцарей. Следом за немецкими рыцарями в Прибалтику вторглись датские и шведские феодалы. Какие цели преследовали завоеватели?

Цели I на экране. Слайд 4 /:    1. Обращение язычников и православных в католичество;

2. Захват и присоединение новых территорий.

/слайд 5. а), изображение воюющих крестоносцев; б), рыцарей Орденов/

И совершали рыцари набеги на протяжении ХП-ХШ веков. В 1198 году папа римский организовал крестовый поход на земли  ливов (предков латышей), в котором приняли участие немецкие рыцари. Конечно, крестоносцами руководило не только и не сколько желание «спасти души» язычников, прежде всего обеспечить рыцарей землей, т.к. великое множество крестоносцев было безземельными. В 1200 г. крестоносцы захватили устье Западной Двины и в 1201 году основали там город Ригу. В 1202 г. на этих территориях был создан Орден меченосцев (рыцари этого ордена носили плащи с изображением креста, по форме напоминавшего меч). В 1237 г. Орден меченосцев и часть Тевтонского ордена объединились и образовали Ливонский орден. Они стали готовится к новым походом против прибалтийских язычников и новгородских еретиков.( православных католики считали еретиками). С 1236 г. князем Новгородским стал 16-летний сын Ярослава Всеволодовича, Александр.

3. Невская битва

/слайд 6. Карта Невской битвы/

Летом 1240 г. шведский король Эрик Картавый, послал своего зятя Биргера с большим флотом на Русь. Шведы прибыли на ладьях по Неве к устью Ижоры, Биргер, опытный воин, думал завоевать Ладогу и Новгород. Он настолько был уверен в себе, что послал Александру дерзкий вызов: «Я уже здесь и пленю твою землю».

/слайд 7. А. Невский, со знаменем, где изображен лик Христа; рисунок Невской битвы; изображение Александра Невского/

И поднялись русские знамена, На которых лик сиял Христов, И мячи обрушились со звоном На обломки рыцарских щитов

Битва черной бурей разразилась Поубавив небо синевы, И горячей кровью обагрились Берега красавицы Невы

Князь воюет не жалея жизни Всей душой за Родину стоит, И любовью пламенной к Отчизне Сердце Александрове горит.

/слайд 8. План -схема «Невская битва»/

Александр знал от своих сторожей (разведчиков) месторасположения шведских войск и решил напасть неожиданно. Дружина вместе с ополчением, к ним присоединился и отряд из Ладоги, совершила стремительный поход к устью Невы.

15 июля 1240г. внезапно русичи напал на шведский лагерь. Конница, во главе с Александром, ударили по центру шведских войск, а ополчение пробилось вдоль берега реки и отрезало лагерь от кораблей. Русские воины и ополчение мужественно сражались. В «Житие Александра Невского» рассказывается об Александре Ярославиче и о шести русских воинах.

/слайд 9. Изображение битвы, на изображение накладываются имена героев Невской битвы:

Гаврило(а) Олексич(Алексич), Сбыслав Якунович, Яков-полочанин, Миша-новгородец, Савва, Ратмир./

Дружинник Гаврило(а) Олексич (Алексич), предок А.С. Пушкина, преследуя шведов, въехал по сходням на корабль, его вместе с канем сбросили, но он уцелел и «бился со своим воеводою посреди их войск», новгородец Сбыслав Якунович «бился одним топором, не имея страха в душе своей», и положил много врагов. Ловчий князя Яков-полочанин отвагой и бесстрашием заслужил похвалу от Александра Ярославича. Пеший отряд новгородца Миши потопил три неприятельских корабля. Состоявший в младшей дружине князя Савва пробился к «златоверхому» шатру предводителя шведов и подсек центральный столб. Увидев, что шатер шведского военачальника пал, русские стали сражаться с еще с большим воодушевлением. Слуга князя Александра Ратмир один сражался с обступившими его врагами и умер от множества ран. Сам князь Александр Ярославич копьем «возложил печать» на лицо шведского предводителя.

Конечно подобных подвигов было немало, но именно эти имена на всегда остались в истории. Шведы под неудержимым напором русских бежали . Темная ночь спасла шведов, к утру их войска покинули Новгородскую землю. Урон с русской стороны был незначительным. За эту победу Александр Ярославич, будучи очень молодым, получил прозвище Невский. Авторитет князя сильно очень возрос - это вызвало беспокойство у «лучших людей» и они вынудили его покинуть Новгород.

4. Битва на Чудском озере /Ледовое побоище/

/слайд 10. Карта с изображением Изборска и Пскова/

Угроза с Запада еще была велика, осенью 1240 г. ливонские рыцари захватили Изборск, далее их путь лежал на Псков. Рыцари осадили город, жители стойко оборонялись, но помощь им не пришла. Посадник Твердило Иванович уговорил псковичей впустить немцев в город. Утвердившись в Пскове ливонцы начали разорять новгородские земли, захватив чудские и водские земли, принадлежавшие Новгороду. На данной территории построили крепость Копорье.

Новгородцы уговорили Александра Невского вернуться и весной 1241 г. он вернулся. /  фрагмент 1. клип «Вставайте люди русские»/.

Собрав ополчение, Александр, вместе с младшим братом Андреем, взял штурмам Копорье, освободил Псков, затем русские войска двинулись в земли Ордена. Ливонцы, собрав все свои силы, выступ ли на встречу.

Русские войска встали на Узмене - узкой протоке, соединяющей Чудское и Псковкое озера, у Вороньего камня (островок-утес, ныне скрытый под водой Чудского озера).

/ слайд 12. схема Ледового побоища, карта Ледового побоища/.

Традиционным боевым построением немецких псов-рыцарей был клин или свинья ( кабанья голова). Когда эта «кабанья голова» ощетинившись, на конях атаковала противника, такой удар мало кому удавалось выдержать.

Об этом знал и Александр, поэтому он основные силы разместил на флангах, в центре поставил пешее ополчение. Новгородцы в тяжелых доспехах (броне), вооруженные мечами,

копьями и щитами, были немного неповоротливы, но отлично выдерживали удары всадников. За полком левой руки в засаде поместились княжеские дружины Александра и Андрея. Впереди всех стояли лучники, издалека стреляли по приближающему врагу. В тылу русских войск , возле крутого берега , поставили скованные цепями телеги, так что и бежать было невозможно, и рыцарским коням было не проехать.

Битва состоялась 5 апреля 1242 г. немцы острым клином врезались в ряды русских войск, Александр Невский приказал нанести удар с флангов, смешать ряды неприятеля и сломить сопротивление. Враг не выдержал, учитывая что была весна, а сражение происходило на берегу озера, многие рыцари под тяжестью доспех, утонули. Пали на поле брани около 400 рыцарей, 500 были взяты в плен.

Не смотря на то, что в последующем стычки с крестоносцами были, на планах завоевать Северную Русь и обратить ее в католичество был поставлен крест. Битва на Чудском озере (Ледовое побоище) имела выдающееся военное, моральное и политическое значение для всех последующих поколений русских людей. / слайд 13 а), миниатюры битв, б).ордена Александра Невского, в), икона Александра Невского /.

Русь моя! Великая Держава! Много претерпела Ты невзгод, Но всегда служил Тебе исправно Твой бесстрашный, преданный народ.

Нечисть не однажды покушалась Навсегда расправиться с Тобой Но всегда сыны Твои являлись И с врагом вступали в смертный бой!

О победе в этой славной битве Не устанут песни сочинять Но а князя Невского в молитвах Просят Русь святую охранять!

IV.        Закрепление.

А теперь у меня к вам следующий вопрос:

Что нового вы узнали на уроке и что больше всего вам запомнилось?

Мы сможем ответить на вопрос: «В чем героизм русского народа»? /да/ Так в чем же?

А полководческий талант Александра Невского?

Мы гордимся своими предками? А почему?

А сейчас внимание на экран.

/ фрагмент 2.Отрывок из к/ф « Александр Невский » фрагмент, где Александр Невский говорит: « Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет ... .»/

Запомните эти слова, они оказались пророческими. Об этом мы еще не раз вспомним в будущим.

V.        Домашние задание.

Пар. 13. Сообщение на тему: «Александр Невский»

                                       Документ 1.

«... Неподалеку он распознал самого Биргера, повернул к нему и сеча расступилась, как вода разошлась на две стороны, уступая им место. Оба ринулись вперед, ощущая головой и плечами толчки встречного воздуха ... Пучки травы и земляные копья с силой отлетали от копыт. В слитном коловращении четырех тел- двух человеческих и двух конских, - казалось, не нашлось бы места и соломке: так стремительно кружились на узком ристалище оба всадника, как согласно, подобно цепам на току, молотили их обоюдоострые мечи. Иногда шведский ярл (родовая знать у скандинавов, а также правители государства) успевал перехватить выпад новгородского князя, и тот не умом, но инстинктивно менял наклон корпуса.

Равный бой все длился и легким уже не хватало воздуха. Раскрыв рот, Биргер слегка осел в седле, не выпуская из поля зрения меч врага - и этого мгновения было достаточно, чтобы Александрове копье в левой руке, хотя и не со всей силы и лишь с бокового захода, но достало шведа.

Пока ярл бессильно откинулся, ослепленный потоком хлынувшей крови, победитель тоже остановился и стал с жадностью впитывать воздух. Грудь его расширилась, хотя свобода дыхания возвратилась не сразу и не сполна...»

О каком событии идет речь?

Когда состоялась эта битва?

Как поведение Александра во время битвы характеризует его как воина?

Документ 2.

« ...Несомненно, шведские воеводы во многом рассчитывали на внезапность своего Нападения. Неожиданным ударом они надеялись овладеть крепостью Ладогой, расположенной близ устья Волхова. Однако уже в начале похода их подстерегала неудача. Появление шведских кораблей в устье Невы было замечено местными жителями, в обязанности которых входило наблюдение за всеми плывущими по реке судами и оповещать новгородцев о появлении «судовой рати». Старейшина племени ижора Пелгуий, отправил в Новгород гонца с тревожной вестью. Узнав о вторжении шведов , новгородцы немедля принялись собирать войско для отпора врагу. Узнав о случившемся Александр с небольшим отрядом - « в мале дружине » выступил навстречу шведам. Одновременно водным путем - по Волхову и далее через Ладогу в Неву - отправился другой отряд новгородских воинов. Вероятно, конная дружина Александрова шла по берегу Волхова и Ладожского озера, не теряя из виду «суровой рати», такое решение удлиняло путь. Однако оно имело два важных достоинства. Новгородцы не могли разминуться со шведами; их конная и судовая рать все время находились рядом. Александр приказал своим воинам, плывшим на кораблях, сойти на берег на значительном расстоянии от шведского лагеря. После этого он неприметно, лесом подвел свое собравшееся воедино к месту предстоящего сражения. Внезапное появление русских вызвало смятение в рядах шведов. В то время как конная княжеская дружина громила их лагерь, пешее войско отрезало врагу путь к кораблям»

О каком сражении идет речь в документе?

В чем расхождение описанных событий в документе и моим рассказом?

Что в нем соответствует моему рассказу?

Какие факты характеризуют князя Александра Ярославича как талантливого военачальника?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Северо-Западный район"

Состав,ЭГП, Природные условия и ресурсы. Города  на старых водных путях....

Презентация "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Данный урок разработан на основании ФГОС и не ограничивается какой-либо определенной программой. При разработке урока использовался учебник: Андреев И. Л. История России с древнейших времен до XVI век...

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия

технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...

Конспект урока 6 класс "Боярские республики Северо-Западной Руси"

Тема урока: Боярские республики Северо-Западной РусиТип урока: комбинированныйЦели урока:1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земел...

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....