Конспект урока 6 класс "Боярские республики Северо-Западной Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Жаркова Юлия Сергеевна

Тема урока: Боярские республики Северо-Западной Руси

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земель, особенностях их социально-экономического и политического развития в составе Удельной Руси.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с историей развития Новгородской республики в период раздробленности Древнерусского государства; выяснить, в чем состояли особенности развития Новгородской земли.

2.Продолжить формирование умения определять связь между географическим положением княжества (земли), его социально-экономическим и политическим развитием.

3.Развивать навыки работы с картой и другими источниками исторической информации.

4.Расширить представление учащихся о республиканской форме правления и ее видах, обеспечить усвоение понятия «боярская (аристократическая) республика».

5.Развивать умения учащихся самостоятельно анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать и систематизировать учебную информацию, формулировать выводы; развивать рефлексивную культуру учащихся.

6.Формировать умение работать в команде, эффективно взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.

7.Развивать умение представлять информацию в монологической речи, используя опорные схемы.

8.Стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению общественных явлений.

 

Оборудование урока: Андреев И.Л., Федоров И.Н.. История России с древнейших времен до конца XVI века : учебник для 6 класса , презентация «Общественный строй Древней Руси».

Методы обучения:

  • Словесный ;
  • Наглядный

 

Формы деятельности обучающихся:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная.

 

Основные понятия: посадник, тысяцкий, боярская аристократическая республика.

 

Планируемые результаты:

1.Учащиеся научатся оперировать понятиями лучшие люди, меньшие люди, житьи люди, черные люди, посадник, тысяцкий, архиепископ, кончанские и уличанские старосты, вече, боярская республика;

2. рассказывать о социальном и этническом составе жителей Новгородской земли, об их основных занятиях, об особенностях политического устройства Великого Новгорода;

3.правильно показывать объекты на исторической карте и отмечать их на контурной карте; объяснять роль вече в Великом Новгороде, используя информацию из текста учебника и других источников, а также схематическую наглядность;

4.осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания;

5.работать в группе; высказывать собственное мнение; давать оценку изучаемым явлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazhestva_severo-zapadnoy_rusi.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Боярские республики Северо-Западной Руси

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земель, особенностях их социально-экономического и политического развития в составе Удельной Руси.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с историей развития Новгородской республики в период раздробленности Древнерусского государства; выяснить, в чем состояли особенности развития Новгородской земли.

2.Продолжить формирование умения определять связь между географическим положением княжества (земли), его социально-экономическим и политическим развитием.

3.Развивать навыки работы с картой и другими источниками исторической информации.

4.Расширить представление учащихся о республиканской форме правления и ее видах, обеспечить усвоение понятия «боярская (аристократическая) республика».

5.Развивать умения учащихся самостоятельно анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать и систематизировать учебную информацию, формулировать выводы; развивать рефлексивную культуру учащихся.

6.Формировать умение работать в команде, эффективно взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.

7.Развивать умение представлять информацию в монологической речи, используя опорные схемы.

8.Стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению общественных явлений.

Оборудование урока: Андреев И.Л., Федоров И.Н.. История России с древнейших времен до конца XVI века : учебник для 6 класса , презентация «Общественный строй Древней Руси».

Методы обучения:

  • Словесный ;
  • Наглядный

Формы деятельности обучающихся:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная.

Основные понятия: посадник, тысяцкий, боярская аристократическая республика.

Планируемые результаты:

1.Учащиеся научатся оперировать понятиями лучшие люди, меньшие люди, житьи люди, черные люди, посадник, тысяцкий, архиепископ, кончанские и уличанские старосты, вече, боярская республика;

2. рассказывать о социальном и этническом составе жителей Новгородской земли, об их основных занятиях, об особенностях политического устройства Великого Новгорода;

3.правильно показывать объекты на исторической карте и отмечать их на контурной карте; объяснять роль вече в Великом Новгороде, используя информацию из текста учебника и других источников, а также схематическую наглядность;

4.осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания;

5.работать в группе; высказывать собственное мнение; давать оценку изучаемым явлениям.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент 

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Так, скажите мне , пожалуйста, кто у нас отсутствует на уроке?....

-Начнем с проверки домашнего задания.

  1. Анализ теста

-Итак, приступаем к изучению новой темы « Боярские республики Северо-Западной Руси». Открываем свои тетради и Записываем сегодняшнее число и тему нашего урока.

  1. Мотивация к изучению новой темы. Изучение нового материала

План нашего сегодняшнего занятия:

  1. Возвышение Новгородского княжества
  2. Государственное устройство

Этак, начнем с вами как обычно с первого пункта нашего плана Возвышение Новгородского княжества.

-Скажите мне, пожалуйста, какие княжества относились к северо-восточной Руси?( Входили: Новгородское княжество , Полоцкое.)

Хорошо. Весь север европейской части России охватило Новгородское гос-во. (Обратили внимание на карту, изображенную у меня на слайде.) Оно простиралось от Балтики до предгорий Урала, от верховий Волги до Северного Ледовитого океана.  На этих землях жили славянские и фино-угорские племена. Основным племенем были словене ильменские, селившиеся по берегам озера Ильмень и реки Волхов.

Природные условия Новгородской земли не способствовали развитию земледелия. Холодное и дождливое лето, суровая зима, скудная почва – всё это не могло обеспечить полноценной хозяйственной жизни землепашца. Поэтому здесь получили развитие животноводство, огородничество, охота, рыболовство.  Крупным центром был город Новгород. Город стоял у истоков торговых путей по Волге, связывал страны Северной Европы и Балтики с Византией, арабским Востоком, Кавказом. Именно торговля сделала Новгородскую землю самой сильной в экономическом отношении среди других земель.

Рекой Волхвом Новгород делился на 2 части – Софийскую и Торговую.     Город имел десятичное территориально-административное деление. Состоял из 5 концов, концы состояли из сотен, а сотни из улиц. Каждая административная единица имела свою управляющую общину и выборных должностных лиц.

Обратили внимание на слайд, на котором изображена таблица. Перечертите себе ее в тетрадь. По ходу урока мы с вами будем ее заполнять.

Обязанности должностных лиц Новгородской республики.

Должность

Обязанности

Посадник

Контролировал власть князя, ведал посадским войском, охраной правопорядка, судом.

Князь

Функции князя ограничивались военными вопросами.

Тысяцкий

Занимался торговым управлением и судом.

Архиепископ

Являлся главой новгородской епархии. Его выбирало вече и утверждал киевский митрополит. Заведовал церковными делами.

Мы с вами перешли автоматически ко второму пункту нашего плана. Давайте с вами поговорим о государственном устройстве Новгородского княжества.

Как и во всех остальных русских землях, главой Новгородского гос-ва был князь. Его власть не была наследственной. Она была ограниченной и определялась договором. Новгородцы за долго до княжения приглашала князя в свои земли и вели традицию его воспитания. Это стало причиной конфликта в 1103 году  между новгородцами и киевским князем Святополком Изяславичем. Князю не удалось посадить на новгородский престол своего сына вместо сына Владимира Мономаха Мстислава (1125-1132г.г.)  Записываем в таблицу что? (Функции князя ограничивались военными вопросами)

Дело в том, что до середины 11 века все новгородские князья были посадниками, т.е. наместниками киевского князя. Читаем на странице 109 со слов «Во второй половине 11 века ситуация изменилась» Записываем в таблицу: посадник контролировал власть князя, еще он ведал посадским войском, охраной правопорядка, судом.

В Новгороде закрепилось двоевластие : посадники и князь. Это было оформлено договором. С одной стороны договор ограничивал вмешательство киевского князя в дела Новгорода, а с другой – посадничество утвердилось в качестве представительного органа, обладающего властью на равнее с князем.

Как мы с вами выяснили, Новгородцы за долго до княжения приглашала князя в свои земли. Князей приглашало вече – главный орган гос. власти Новгорода. Открываем страницу нашего учебника 110 и читаем пункт 3 и 4 параграфа (Новгородское вечевое собрание).

1.Назовите мне основные функции ВЕЧЕ? (На вече решались важнейшие вопросы жизни республики: выборы должностных лиц(посадников, тысяцких, епископов, князя). Вече могло изгнать неугодного князя.

2. Кто такой тысяцкий? (страница 112. Занимался торговым управлением и судом)

3.Кто-нибудь знает, кто такой архиепископ ? (Являлся главой новгородской епархии. Его выбирало вече и утверждал киевский митрополит. Заведовал церковными делами.)

4.А архимандрит кто такой? (настоятель крупнейшего монастыря)

5.Скажите мне пожалуйста, а если в ВЕЧЕ вопросы вызывали разногласие, то как они решали эту проблему? (он переносился на следующее собрание или с помощью кулачного боя на мосту через реку Волхов)

6.Как оформлялось согласованное решение? («вечной грамотой» и скреплялось печатью Господина Великого Новгорода.)

3.Общие выводы

Итак, мы сегодня с Вами познакомились с еще одной частью Древней Руси в период раздробленности – это какая часть? (Северо-Западная Русь) и с какой ее основной составляющей (Новгородская республика).

Домашнее задание: параграф 15, стр. 106-114, записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борьба северо-западной Руси

Конспект открытого урока по истрии для 6 класса....

конспект к уроку Христианская символика на Северо-Западном Кавказе

конспект к уроку в 6 классе по разделу "Духовные истоки Кубани"...

Презентация "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"

Данный урок разработан на основании ФГОС и не ограничивается какой-либо определенной программой. При разработке урока использовался учебник: Андреев И. Л. История России с древнейших времен до XVI век...

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия

технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....

Конспект урока по географии "Северо-Западный экономический район", 9 класс

Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок-исследование.Предмет исследования учителя - эффективность различных методических приемов для формирования развития ключевых компетентностей.Предмет исследо...