Конструкт урока по теме"Северо-Западная Россия" с новыми требованиями ФГОС
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Ежова Надежда Станиславовна

 Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, характерной чертой которого является, стремительное   совершенствование системы образования,  связанное с  возрастанием роли человека в современном мире. 

Главный смысл модернизации образования заключается в достижении качественных образовательных результатов, что тесно связано с современными видами учебной деятельности, определяемыми использованием инновационных образовательных технологий, методов, организационных форм и средств обучения.
Выделение фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka_severo-zapaad.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Свердловской области

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области

«Институт развития образования»

(ГБОУ ДПО СО «ИРО»)

Кафедра естественнонаучного и математического образования

Проект

Развитие универсальных учебных действий обучающихся  на уроке  географии в 9 классе при изучении  темы

«Северно-Западная Россия»

ОП  «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (для учителей физики, химии, биологии, географии» (в рамках КПМО)

(108 ч.) с использованием ДОТ))

                                                                          Ежова Надежда Станиславовна

                                                                          МБВСОУ ЦО «Творчество»

г.Екатеринбург   2013 г.

Пояснительная записка

Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, характерной чертой которого является, стремительное   совершенствование системы образования,  связанное с  возрастанием роли человека в современном мире.

Главный смысл модернизации образования заключается в достижении качественных образовательных результатов, что тесно связано с современными видами учебной деятельности, определяемыми использованием инновационных образовательных технологий, методов, организационных форм и средств обучения.

Выделение фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов)
Л.С. Выготский рассматривал обучение как движущую силу развития.

 Эта концепция учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на таких компонентах «знания в действии», как способность применять на практике полученные знания и навыки, а также мотивация к эффективным действиям.

Таким образом, программа развития УУД основывается на положениях культурно-исторического системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках. Этим и обусловлен выбор темы моего проекта «Развитие универсальных учебных действий обучающихся  на уроке  географии в 9 классе при изучении  темы «Северо-Западная Россия».

Цель работы: на основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы и с учетом требований ФГОС составить конструкт урока географии в 9 классе по теме «Северо-Западная Россия».

Задачи работы:

  1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание фундаментального ядра  ФГОС
  2. Отобрать приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке географии в 9 классе по теме «Северо-Западная Россия».
  3. Создать конструкт занятия, отражающий развитие универсальных учебных действий  у обучающихся при  изучении темы «Северо-Западная Россия» в 9-ом классе.

Объект исследования:  ФГОС основной школы.

Предмет исследования – развитие универсальных учебных действий на уроках географии в 9 классе.

Планируемый результат: повышение профессиональной компетентности педагога в реализации ФГОС на уроках географии в 9-ом классе.

                                     КОНСТРУКТ    УРОКА    ПО ТЕМЕ «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РОССИЯ»

Класс:  9

Тема: Северо-западная Россия

УМК: рабочая программа по географии для основного общего образования по географии, учебник В.П.Дронов «География России. Население и хозяйство. 9 класс», географический атлас «География России 8-9 классы», В.П.Дронов Методическое пособие по курсу «География России. Население и хозяйство. 9 класс», В.П.Дронов «Рабочая тетрадь по географии 9 класс»,  мультимедийная презентация урока, конструкт урока.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с картой, построение опорного конспекта).

Цели:

Образовательная:

- сформировать представление о Северо-Западном экономическом районе;

     - изучить особенности экономико-географического положения и специализацию района.
Развивающая:

    - продолжать формирование у учащихся умения работать с различными  источниками информации , анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

    - способствовать развитию речевой моторики, общегеографической культуры.
Воспитательная:

    -развивать навыки работы учащихся в группе;

    - воспитывать организованность и самостоятельность;

    - воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.

Метапредметные:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения  характеризовать экономико-географическое положение региона и направление специализации.

Универсальные способы деятельности (УУД):

- развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

-развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, презентацию с помощью

КСО.

Предметные:

- формирование представления об особенностях Северо-Западного экономического района;

- развитие умений работы с  географической картой и другими информационными источниками;

- формирование навыков нахождения, использования и презентации географической информации.

Предполагаемый учебный результат:

- планируется способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по полученным на уроке знаниям и применять их на практике.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с картой, построение опорного конспекта).

Этапы урока и деятельность участников учебного процесса:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развитие УУД

 Организационный

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Проверка готовности рабочего места ученика и учителя

Актуализация знаний. Мотивационно-целевой.

Изучение нового материала (Усвоение новых знаний и способов деятельности)

Предлагает посмотреть видеофрагмент  и сформулировать тему и цели урока. На слайде тема урока «Северо-Запад России». После формулировки целей выводит их на экран.

-Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущие уроки и новую тему.

-Определение состава Северо-Западного района по карте атласа.

-В чем уникальность этого региона?

-Подводит к выводу: уникальность региона состоит: выход к Балтийскому морю и наличие Калининградской области, находящаяся за пределами границ России.

-Определение ЭГП Северо-Западного района по карте атласа России и сравнение его с ЭГП Центральной России. Проверяет полученный результат.

Практическая работа. Работа в группах.

-Организует усвоение новых понятий через практическую работу: «Специализация Северо-Запада»

Используя дополнительный статистический материал ответьте на вопросы и запишите ответы в таблицу.

- При необходимости оказывает консультативную помощь.

Настрой на урок.        

Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

-Определяют, но у них не хватает знаний по данной теме, поэтому их необходимо добыть на уроке.

-Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (§ 46). 

-Предлагают свои варианты уникальности региона.

-Знакомятся с фрагментом фильма о Калининградской экономической зоне.

-Самостоятельно знакомятся с картой атласа, для определения ЭГП региона, заполняют сравнительную таблицу. Анализируют данные.

-Групповая работа. Анализируют данные используя статматериал, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, делают выводы. Сравнивают результаты.

Личностные результаты:

 Формирование мотивационной основы учебной деятельности

урока (осознание роли географии в познании окружающего мира)

 Предметные результаты:

Формулирование темы и цели

(освоение системы географических знаний о природе,  хозяйстве региона)

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы;

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

 - осуществлять самоконтроль;

(использование географических ЗУН)

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов;

-определение основной и второстепенной информации;

-проводить синтез (восстановление целого из частей);

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей

(составлять и анализировать характеристики отдельных компонентов географических систем)

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества

Применение изученного. Рефлексия (стадия осмысление) 

-Вопросы для устного контроля:

1.Какие области входят в состав Северо-Западного района?

2.Почему промышленность города связана с морским побережьем?

3.Назовите ведущие отрасли промышленности региона?

4.Какую роль в экономике России играет Калининградская область?

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий

(давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала)

Коммуникативные УУД:

- уметь устно выражать свои мысли, идеи

(выражать своё отношение к развитию  этого региона)

Личностные УУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Итог урока, самооценка. Домашнее задание.

Подводит итог урока.  Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия. Объясняет д/з: §46 (вопрос 2).

Работа с контурной картой.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

Записывают домашнее, задание в дневник.

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

-понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Заключение

        

В ходе работы были изучены нормативные документы и учебно-методическая литература, раскрывающая содержание фундаментального ядра  ФГОС; отобраны приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке географии в 9 классе по теме «Северо-Западная Россия»; создан конструкт занятия, в котором отражено развитие универсальных учебных действий  у обучающихся при  изучении темы «Северо-Западная Россия» в 9-ом классе.

        Таким образом,  достигнут планируемый результат, именно, повышение профессиональной компетентности педагога  реализации ФГОС на уроках географии в 9-ом классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме "Северо-Западный район"

Урок изучения нового. Модульный урок с применением компьютерной презентации. Начинается урок с проблемной ситуации, повторение изученного осуществляется как соревнование по рядам. Изучение нового прох...

Проект урока по теме:"Среднее арифметическое"в контексте требований ФГОС ООО.

Разработка проекта урока по математике 5 класс  по теме: "Среднее арифметическое".Данный урок является первым при изучении темы....

Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».

Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...

Разработка урока в 9-м классе по теме "Северо-Западный экономический район России"

Урок на основе пректной деятельности с созданием "рисунка-образа" по Северо-Западному эк.району...

Разработка урока географии для 9 класса по теме "Северо-Западный экономический район. Природа и население"

Разработка урока географии для 9 класса по теме "Северо-Западный экономический район. Природа и население"...

Презентация к уроку ОДНКНР в 8 классе по теме "Северо-Западный федеральный округ. Верования и традиции."

Данная презентация содержит материалы по культурному и духовно-нравственному наследию народов СЗФО....