Урок по истории России по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)
Разработка урока по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" для 6 класса, ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_6_kl_istoriya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 27.02.2020г.
Класс: 6 предмет: история России
Преподаватель: Мещерякова Г.Г. – учитель истории МБОУ «Куйбышевская СОШ»
Тема: Северо – Западная Русь между Востоком и Западом.
Цели урока: создать условия для усвоения учащимися фактов героической борьбы Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов. Помочь учащимся сформировать представление о полководческом искусстве Александра Ярославовича.
В ходе урока необходимо продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся:
предметные УУД: привлекать знания из курса истории средних веков о рыцарских орденах; усваивать и воспроизводить образы исторических событий (походы, сражения) на основе условных картографических изображений; давать оценку и характеристику исторических событий (последствия, значение побед) и исторических деятелей (Александр Невский);
метапредметные УУД: работать с текстом учебника, обосновывать свои выводы, опираясь на текст, карту; анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;
личностные УУД: взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.
Ожидаемый результат: каждый ученик: знает: когда произошли битвы на реке Неве и Чудском озере, каков итог этих битв; умеет: показать на карте места сражений, объяснять ход сражений по картосхеме, работать с текстом учебника, с историческими документами, взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.
Основные вопросы изучения материала:
1. Организационный момент, мотивация к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Походы шведов и походы крестоносцев.
4. Князь Александр Ярославич.
5. Невская битва.
6. Ледовое побоище.
7. Первичное закрепление новых знаний.
8. Рефлексия.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы урока: учебник «История России». 6 класс в 2ч./под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, карта «Русь в XII – XIIIвв.», презентация, карточки, проектор, экран.
Основные понятия и термины: крестовые походы, орден меченосцев, Ливонский орден, рыцари, экспансия, ополчение.
Основные даты: 15 июля 1240г. – Невская битва, 5 апреля 1242г. – Ледовое побоище на Чудском озере.
Персоналии: Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Биргер.
Домашнее задание: §17учебника.
Этап урока. Действия учителя | Действия ученика | Инструкции к диалогам, контроль за выполнением заданий |
1. Организационный момент, мотивация к уроку. - О каком грозном противнике Руси мы говорили на прошлом уроке? 100 верст не дошли монголы до Новгорода. Но появился новый враг. Это крестоносцы. - Почему крестоносцы выбрали именно это время – середину XIIIв.- для нападения на Северо – Запад Руси? Чем грозило Руси завоевание ее земель крестоносцами? Вспомним изученный материал. | Ответы учащихся: Монгольская держава. | |
2. Актуализация знаний учащихся. 1. Работа по карточкам. 2. Работа у доски «Дерево мудрости» А) Историческая личность: - Кто такой Батый? Как его имя связано с Русью? Б) Работа с датами: 1237-1238 1239-1240 1223 В) Работа с картой: - Какой город хан Батый назвал «злым городом»? Почему? Покажите его на карте. Тема урока: Северо – Западная Русь между Востоком и Западом. Цель урока: показать значение борьбы русского народа против шведских и немецких захватчиков. Проблемный вопрос урока: Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело значение? План урока. 1.Походы шведов и крестоносцев. 2.Князь Александр Невский. 3.Невская битва. 4.Ледовое побоище. | 1. Индивидуальная работа обучающихся. Отвечают на вопросы у доски. А) Хан Золотой Орды. В 1237г. совершил завоевательный поход на Восточную Русь, разорил и завоевал Северо-восточные княжества на Руси, а в 1239г. он совершил разорительный поход на юго-западную Русь. Б) 1237-1238гг. – нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь. 1239-1240 – нашествие хана Батыя на Южную Русь. 1223 – битва на реке Калка. В) Козельск. За сопротивление около 2-х месяцев (7 недель). Ученики сами формулируют цель урока. Ученики читают вопрос. | Карточки (приложение 1) Вариант 1(1-в,2-г,3-б,4-б,5-а,6-авбг) Вариант 2 (1-в,2-б,3-в,4-а,5-б,6-вге.) Плакат «Дерево мудрости» с вопросами (прикреплен к классной доске) Карта «Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIIIв.» Презентация слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. |
Содержательный этап. 3. Походы шведов и походы крестоносцев. - Когда в Европе начались крестовые походы? - Какие цели преследовали крестоносцы? Задание по группам: прочитать первый и второй пункт параграф 17. Учащиеся первой группы читают пункт 1 - походы шведов (стр. 19-20), учащиеся второй группы – пункт 2 – походы крестоносцев (стр.20-21). 3 группа – 3пункт А.Невский (стр. 21) Вопрос: Каковы причины походов шведов и крестоносцев на Русь? Какие задачи ставили перед собой шведы и крестоносцы? | В 1096г. Распространение католической религии, захват новых территорий. Работа обучающихся в группах по учебнику. Ответы учащихся: работа у группах Причины: Отсутствие сильной княжеской власти в Новгороде и Пскове. Ослабление Руси в результате монголо-татарского нашествия. Разобщенность русских земель. Задачи: Завоевание богатых земель Новгорода и Пскова. Превращение русских людей в своих работников. Обращение русских людей в католическую веру. | Слайд 5 Учебник стр.19-21 Слайд 6. Слайд 7. |
4.Князь Александр Невский. | Рассказ ученика об А. Невском (в объеме учебника) | Учебник стр. 21 Слайд 8. |
5.Невская битва. 15 июля 1240 г. – Невская битва. Рассказ учителя о Невской битве строится с использованием схемы боя, и дополнительных сведений из «Житие Александра Невского»,
Слушая рассказ, учащиеся работают со схемой учебника и готовят ответы на вопросы:
| Запись даты в тетрадь. Работа по схеме Невская битва. Работа по документу из «Житие Александра Невского», | Учебник стр. 21 Карта Слайд 9. Учебник с.22 Слайд 10 |
6. Ледовое побоище. Наступление шведов было остановлено, но на очереди был новый враг — рыцари-крестоносцы. В 1240 г. они захватили крепость Изборск, а затем Псков. Новгороду снова угрожала опасность. В 1241 г. Александр вернул прежние территории, стянул основные силы (новгородские и суздальские дружины) к Чудскому озеру. Сравним вооружение крестоносцев и русских воинов. Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, и шлема - шишака. 5 апреля 1242г. Ледовое побоище. Показ места сражения на карте. мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83 - Какое значение имела победа русского войска на Чудском озере? | Ответ учащихся. Запись даты в тетрадь. | Слайд 11,12 Слайд 13. Слайд 14. Карта. Учебник стр. 23 Слайд 15 Фрагмент битвы Ледовое побоище. Слайд 16. |
7. Первичное закрепление новых знаний. Учитель: “Ребята, вы познакомились с ходом сражений на Неве и Чудском озере. Как вы считаете, почему русские воины одержали победу в этих битвах?” Правильно. Одна из причин победы- полководческое искусство Александра Невского. Чтобы убедиться в этом, я вам предлагаю выполнить задание на карточках в парах. Какие действия полководца можно отнести к Невской битве, какие к Ледовому побоищу? 1. Хорошо изучил боевые приемы противника. 2. Умело использовал особенности местности. 3. Заранее разведал расположение войск противника и его планы. 4. Внезапно напал на лагерь противника. 5. Преградил противнику отход к кораблям. 6. Правильно выбрал время нападения. 7. Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения. 8. Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения. 9. Использовал прием обманного отступления. 10. Использовал тактику засады. Работа с контурной картой. | Примерные ответы учащихся: - храбрость воинов; - умелые действия Александра Ярославовича Работа в парах. Самостоятельная работа учащихся. | Карточки с заданием (Приложение 2) Невская битва – 3, 4, 5, 6, 8,10. Ледовое побоище – 1, 2, 7, 9. Карточки, учебник стр.16-17 |
Ровно через 700 лет после победы на Чудском озере в нашей стране был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры «за проявление, в соответствии с боевым заданием, инициативы по выбору удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск». - В каком году был учрежден этот орден? - Почему именно в это время вспомнили в нашей стране об Александре Невском? Дополнительная информация об А. Невском Проблемный вопрос урока: Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело значение? | 1942г. Это были годы Великой Отечественной войны. Сообщение учащегося. | Слайд 17 Орден Александра Невского Слайд 18,19,20 Слайд 21 |
8. Рефлексия. (незаконченная фраза) Я узнал… Мне больше всего удалось… Я получил от этого урока… Было трудно… Запишите свои вопросы для проверки д/з на следующий урок. | Запись вопросов на листах. | Слайд 22 Чистые листы бумаги. |
9. Домашнее задание. Параграф 17, задание по карточкам | Запись д/з учениками. | Слайд 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».
Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...
Технологическая карта урока истории в 6 классе "Русь между Востоком и Западом"
Урок составлен согласно ФГОС 2 поколения...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...
Презентация на тему "Северо-Западная Русь между востоком и западом"
Презентация к уроку истории России на тему "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (История России, 6 класс)
Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» (История России, 6 класс)Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб...
Конспект урока по истории в 6 классе по теме: "Северо-восточная Русь между востоком и западом"
Конспект урока содержит технологическую карту, перечень используемых ЭОР на уроке....
Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом.
Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом....