Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Шембелиди Елена Григорьевна

Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и

                         шведскими захватчиками

 

Задачи урока:

 

Познавательные :

- охарактеризовать личность князя Александра Невского.

- показать полководческий талант Александра Невского.

-  создать условия для осмысления выбора Руси между Востоком и Западом.

 

Развивающие:

- способствовать развитию умений извлекать информацию,  анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию и аргументировать собственную позицию.

-формирование  навыков работы в сотрудничестве

 

Воспитательные:

- продолжить развитие у обучающихся чувство патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине.

 

Тип урока: комбинированный

 

 

Оборудование: учебник, карта,  проектор

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».

Класс: 6

Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и

                         шведскими захватчиками

Задачи урока:

Познавательные :

- охарактеризовать личность князя Александра Невского.

- показать полководческий талант Александра Невского.

-  создать условия для осмысления выбора Руси между Востоком и Западом.

Развивающие:

- способствовать развитию умений извлекать информацию,  анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию и аргументировать собственную позицию.

-формирование  навыков работы в сотрудничестве

Воспитательные:

- продолжить развитие у обучающихся чувство патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карта,  проектор

План урока

1. Организационный момент, мотивация к уроку.

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

а) мотивация

б) . Невская битва

в) Ледовое побоище

г) Полководческое искусство Александра Невского

4. Рефлексия

Этапы урока

Время

         Деятельность учителя

        Деятельность учеников

1. Организационный момент

1 мин.

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих

2. Проверка домашнего задания

4 мин.

Объясняет требования к  тесту

и предлагает выполнить тест

Выполняют тест, затем обмениваются тестами и проверяют своих одноклассников.

3. Изучение нового материала

а) Мотивация,

формулирование целей урока.

б) Невская битва

в) Ледовое побоище

г) Полководческое искусство Александра Невского

3 мин.

Показывает ученикам Орден Александра Невского, задаёт вопросы:

- Как называется этот Орден?

- Когда он был учреждён?

- Кто и за какие заслуги награждался орденом?

- Что вы знаете о князе Александре Ярославовиче?

Учитель рассказывает детям: Орден Александра Невского учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года. Орденом награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей.

Имя Александра Невского пользовалось огромной популярностью на Руси. И сегодня многие знают его не как князя. Но как защитника государства, православной веры.

Как вы думаете о чём пойдёт разговор на уроке?

Сегодня мы будем говорить о князе Александре Невском, о борьбе русского народа с немецкими и шведскими рыцарями.

Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Индивидуальная работа с текстом и источником и обсуждение ответов

1-й вариант

Стр. 21 – 22, изучить текст параграфа и документ «Житие Александра Невского» ответьте на вопросы

1) Когда и где произошла Невская битва?

2) С кем произошла эта битва?

3) Кто возглавлял русское войско?

4) Кто возглавлял войско шведов?

5)  Кто одержал победу на Неве?

2-й вариант

Стр.22-24 изучить текст параграфа и документ «Житие Александра Невского» ответьте на вопросы

1) В каком году русские войска под руководством Александра Невского одержали победу над немецкими захватчиками?

2) Как были построены немецкие войска?

3) Как называлось такое построение?

4) Что помогло выиграть битву русским воинам?

5) Как были построены русские войска? Где находились главные силы?

6) Какое название получила эта битва?

7) Почему?

8) Как вы думаете, почему очень много немецких рыцарей ушло под воду?

Учитель: В результате блестящих побед в Невской битве и Ледовом побоище русские обезопасили себя с северо-запада, но Русь находилась под тяжелым гнетом татаро-монгол. Это очень беспокоило князя Александра Невского. Он вынужден был проявлять терпение и смиренность и даже ходить на поклон к хану. Все это делал Александр для того, чтобы спасти Родину от окончательного разграбления монголами. И вот в ноябре 1262 года, возвращаясь из Орды, князь умирает в Городце от отравления. . В 1547 году Александра Невского причислили к лику святых. Князю посвящён один из самых ярких памятников русской литературы “Житие Александра Невского”, составленного главой церкви – митрополитом Кириллом. Позже, по приказу Петра Великого, прах Александра Невского был перезахоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

В чём по вашему мнению заключается полководческое искусство Александра Невского

Высказывают предположения

 Записывают тему урока

Сообщение ученицы – Личность князя Александра Ярославича

1) 15 июля 1240года на реке Неве

2) со шведами

3) Александр Ярославович

4) Биргер

5) русское войско под руководством Александра Ярославовича

1) 1242 год.

2) клином

3) свинья

4) построение, выбор места битвы

5) в центре пехота, по флангам – конница

Главные силы – в лесу(засадный полк)

6) Ледовое побоище

7) битва состоялась на льду озера и много немецких рыцарей погибло и ушло под воду

8) тяжелые доспехи

- умело использовал особенности местности

- хорошо изучил боевые приёмы противников

- использовал приём внезапности

- использовал тактику засады

- скоорденировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения

4.Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вызвало у вас затруднение?

- Что вызвало наибольший интерес?

5. Домашнее задание

& 17, вопрос  1-4

Тест

1. Какой город не был взят монголами во время Батыева нашествия?

        1) Новгород

        2) Киев

        3) Козельск

        4) Рязань

2. Из-за длительного сопротивления монголо-татарам «злым городом» ими был назван

         1) Смоленск

         2) Владимир

         3) Новгород

         4) Козельск

3. В каком из перечисленных сражений противником русского войска было монгольское войско?

        1) Невская битва

        2) Ледовое побоище

        3) битва на р. Калке

        4) Грюнвальдская битва

4. Какое событие произошло в ходе Батыева нашествия на Русь?

         1) битва на р. Шелони

         2) Куликовская битва

         3) битва на р. Калке

         4) оборона г. Козельска

5. Какое из перечисленных сражений произошло в ходе Батыева нашествия на Русь?

         1) битва на реке Шелони

         2) Ледовое побоище

         3) битва на реке Калке

         4) битва на реке Сити

Ответы:

1- 1

2- 4

3- 3

4- 4

5- 4

 

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом Автор: Шембелиди Елена Григорьевна Учитель истории и МБОУ СОШ № 2 г.Темрюка

Слайд 2

ТЕСТ ПО & 16 1. Какой город не был взят монголами во время Батыева нашествия? 1) Новгород 2) Киев 3) Козельск 4) Рязань 2. Из-за длительного сопротивления монголо-татарам «злым городом» ими был назван 1) Смоленск 2) Владимир 3) Новгород 4) Козельск 3. В каком из перечисленных сражений противником русского войска было монгольское войско? 1) Невская битва 2) Ледовое побоище 3) битва на р. Калке 4) Грюнвальдская битва 4. Какое событие произошло в ходе Батыева нашествия на Русь? 1) битва на р. Шелони 2) Куликовская битва 3) битва на р. Калке 4) оборона г. Козельска 5. Какое из перечисленных сражений произошло в ходе Батыева нашествия на Русь? 1) битва на реке Шелони 2) Ледовое побоище 3) битва на реке Калке 4) битва на реке Сити

Слайд 3

Задачи урока: Познавательные : - охарактеризовать личность князя Александра Невского. - показать полководческий талант Александра Невского. - создать условия для осмысления выбора Руси между Востоком и Западом. Развивающие: - способствовать развитию умений извлекать информацию, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию и аргументировать собственную позицию. -формирование навыков работы в сотрудничестве Воспитательные: - продолжить развитие у обучающихся чувство патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине.

Слайд 4

План урока 1. Организационный момент, мотивация к уроку. 2. Проверка домашнего задания 3. Изучение нового материала а) мотивация б) . Невская битва в) Ледовое побоище г) Полководческое искусство Александра Невского 4. Рефлексия

Слайд 6

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ

Слайд 7

НЕВСКАЯ БИТВА

Слайд 8

ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ

Слайд 9

ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ

Слайд 10

Я узнал о… Мне было интересно … Я ПОПРОБУЮ … МЕНЯ УДИВИЛО…

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ & 17 , ВОПРОСЫ 1-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме "Северо-Западный район"

Урок изучения нового. Модульный урок с применением компьютерной презентации. Начинается урок с проблемной ситуации, повторение изученного осуществляется как соревнование по рядам. Изучение нового прох...

Презентация на тему "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Презентация к уроку истории России на тему "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (История России, 6 класс)

Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» (История России, 6 класс)Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб...

Урок по истории России по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" 6 класс

Разработка урока по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" для 6 класса, ФГОС...

Конспект урока по истории в 6 классе по теме: "Северо-восточная Русь между востоком и западом"

Конспект урока содержит технологическую карту, перечень используемых ЭОР на уроке....

Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом.

Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом....