Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Курносов Владимир Владимирович

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_sz_rus.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс

История России , 6 класс

ФИО учителя

Курносов Владимир Владимирович, учитель истории

Тема урока

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Цель урока

Сформировать представление об этапах противостояния Новгородских земель с инородными захватчиками

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

-развитие познавательного интереса к истории России;

- формирование представления о борьбе Новгорода с западними захватчиками,  значении;

- изучение истории сопротивления

- развитие и совершенствование навыков работы с текстом;

- формирование навыков работы с картой;

- формирование умения выделять в тексте главное.

- воспитание чувства патриотизма, уважения к истории Новгородской земли

Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

Предметные результаты

Личностные результаты:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения ; работать с картой

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Вид урока

«открытие нового знания»

Тип урока

Комбинированный

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Учебник: Учебник 6 класс просвещение; раздаточный материал:  листы формата А4; презентация PowerPoint, интерактивная доска;

Организационная структура урока

Этапы
урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Ресурсы урока

1. Организационный

2

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

.Целеполагание. Постановка учебной задачи.

5

Организует беседу по вопросам:

– Кто был соседом на севере Руси?

–Удалось ли им избежать нашествия Батыя, и почему? Какая форма правления существовала в Новгороде ? В чем географические особенности Новгородской земли

Рассматривают представленные слайды, отвечают на наводящие вопросы.

  1. Поход Батыя на Русь
  2. Схема правления Новгорода
  3. Новгородское княжество на карте

Презентация PowerPoint

1. Слайд 2 (Поход Батыя на Русь)

2. Слайд 3(Схема правления Новгорода)

3. Слайд 4 (Новгородское княжество на карте)

3. «Открытие нового знания».

20

1. Выясните, какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси?

- Почему битва называется Невской?

-Кто правил в то время в Новгороде?

-Кто встал на защиту Новгородской земли

Давайте прочитаем отрывок из «Житие Александра Невского» и выпишем главное.

2. Сейчас мы с вами разделимся на несколько групп и каждая группа ответит на разные вопросы.

1 гр. – Как в битвах на Неве и Чудском озере проявился талант Александра Невского?  

2 гр. – В чем состояло историческое значение побед русских войнов над шведскими и немецкими рыцарями?

3 гр. – Какие цели преследовали немецкие  и шведские рыцари?

- Вывод. За два года Новгородским жителям во главе с  Александром  Невским пришлось дважды столкнуться с угрозой с запада и оба раза оказались успешными.

  • Анализ текста учебника.
  • Чтение и анализ  документа.
  • Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Учебник, приложение, слайды

4.Первичное закрепление материала

5

Организует работу с учащимися

Давайте рассмотрим карту и определим на ней главные действия Русских войск. В чем заключается стратегическая особенность Ледового побоища? На территорию какого региона современной Российской Федерации проходили сражения?

Работают с картой.

Атлас 6 класс

5. Подведение итогов.

2

.Проводит беседу по вопросам:

– В чем значение победы русских войск?

(В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. Она отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.)

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке

6. Оценка результатов деятельности

2

Оценивает учеников по результатам работы на уроке.

Слушают учителя

7. Домашнее задание и его конкретизация.

2

Конкретизирует домашнее задание

На оценку

 (3) – 1 вопрос в разделе «Проверяем свои знания»

(4) – Работа с контурной картой: начертить действия русских войск в Невской битве

(5) – Сообщение об Александре Невском, Ливонском ордене или Крестовых походах на Русь.

Записывают домашнее задание. Задают необходимые вопросы.

Презентация PowerPoint:

Слайд

Учебник: История России 2 часть Просвещение, 2013;

.

8. Рефлексия.

2

Предлагает продолжить фразы (одну на выбор):

  1. На уроке я узнал (а)…
  2. Я понял (а)…
  3. Я хочу…

Приводят варианты окончания фраз, согласно запланированной цели урока.

Приложение

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: “Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо”». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Русь между востоком и западом"

Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада           ...

Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.

ТИП УРОКА:  изучение нового материала ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТЦЕЛЬ УРОКА:  познакомить учащихся с ходом монгольского нашест...

Урок "Русь между Востоком и Западом"

Повторительно-обобщающий урок в 6-ом классе. Программа и учебник  Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», Москва «Русское слово» 2012 г....

Проверочная работа по разделу " Русь между Востоком и Западом"

Данная проверочная работа по разделу "Русь между Востоком и Западом" параграфы 18-21 по учебнику Е.В.Пчелова "История России с древнейших времён до конца XVI века позволит учащимся самостоятельно опре...

Тест по разделу "Русь между Востоком и Западом"

Данная проверочная работа поможет учащимся 6-х классов самостоятельно определить уровень своих знаний по изученному материалу учебника Е.В. Пчелова параграф 18-21, а учителю выявить пробелы ...

Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».

Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...