Главные вкладки

    Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.
    план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

    Юлия Михайловна Хаердинова

    ТИП УРОКА:  изучение нового материала

     

    ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТ

    ЦЕЛЬ УРОКА:  познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_istorii_v_6_klasse.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.                        

                                           На изучение темы отведено 6 уроков

    УРОК  №1.   Монгольское нашествие на Русь

    ТИП УРОКА:  изучение нового материала

    ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТ

    ЦЕЛЬ УРОКА:  познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями..

    ЗАДАЧИ УРОКА:

    I Образовательные:

    1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности  Руси;

    2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;

    3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.

    4) определить  и чётко зафиксировать причины поражения  русских княжеств  в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение  этого события для дальнейшего развития русского государства .

    II. Развивающие:

    1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;

    2) учиться  анализировать проблемную ситуацию;

    2) развивать умения определять и  объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;

    3) развить навыки работы с тестами,  исторической  иллюстрацией «Взятие Рязани»  умения составлять хронологическую  таблицу.

    III. Воспитательные:

    1. Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма  русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;
    2. подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

           ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:  монголо-татары, тьма (тумен), улус.

          ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА  И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

    1. Карта «Нашествие монголов на Русь».
    2.  Учебник, рабочая тетрадь, план - конспект урока;
    3.  Компьютер с проектором , мультимедийная презентация «Нашествие с Востока»
    4. Стихотворение к началу урока, о нападении на Рязань из книги                             Н. Кончаловской  «Наша древняя столица».
    5. Отрывок из труда Плано Карпини о составе, военном снаряжении и тактике ведении боя монгольского войска, напечатанные на карточках для каждого ученика;

                                                     КОНСПЕКТ УРОКА :

    № п/п

    Этап урока

    Содержание этапа

    Время, мин

    1

    2

    3

    4

    1

    Начало урока.  Организационный момент

    Цель этапа: психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся  посредством беседы.

    1 мин.

    2

    Ориентационно-мотивационный этап

    Цель этапа: Обозначить  тему урока, цель занятия.

    Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций .

    Задача 1

    Определение темы урока через прослушивание стихотворения Н.Кончаловской «Наша древняя столица».

    Был страшный век, когда монголы
    На Русь лавиною пошли,
    В осенний день по степи голой
    Топча сухие ковыли.
    Жестоких воинов раскосых
    Батый собрал со всей земли,
    Быки их юрты на колесах
    С детьми и женами везли…
    Так шла чудовищным потоком
    На Русь монгольская орда
    В одном стремлении жестоком
    Сжигать и грабить города.

    (Ответы детей). Запись темы на доске, вывод на слайде 1

    Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь»

    Задача 2. Постановка цели урока.

    Учитель: На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы по этой теме?

    (Ответы детей). Вывод цели на слайде 2.

    Цель урока: знакомство  с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами, подвигом защитников русских земель.

    Задача 3. Постановка проблемной ситуации.

    Учитель: Почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием?

    (Ответы-предположения детей).

    Учитель: ответ на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке найти.

    (Вывод проблемы на слайд 3.

    Вывод на слайд  образовательных задач урока  4.)

    5 мин.

    3

    Актуализация опорных знаний.

    Цель этапа: определить связь феодальной раздробленности на Руси и установления монголо-татарского ига.

    Учитель: Чтобы  нам было легче найти ответы на все поставленные вопросы, нужно вспомнить:

    1. Что такое феодальная раздробленность?
    2. Какие отрицательные последствия  она имела для Руси?

    Метод: фронтальная беседа.

    Если возникли затруднения с ответами, обращаемся к тексту параграфа 13 стр.91-92, а также  к рабочей тетради и таблице «Последствия феодальной раздробленности на Руси».

    ( Ответы детей). Проверка правильности ответов выведена на слайд 4.

    Главным отрицательным последствием обязательно должно быть названо ослабление обороноспособности Русского государства.

    5 мин.

    4.

    Изучение нового материала

    Цель этапа:

      Познакомить учащихся с  этапами монгольского нашествия, основными сражениями, персоналиями, а также причинами  и последствиями завоевания Руси монголами с использование карты учебника стр.127.

    Задача 1: Познакомиться с племенами монголов, областью их расселения, занятиями, образом жизни.

    Методы:

    А) наглядный  - учитель показывает по карте, рассказ учителя.

    Б) групповая работа -  анализ исторического документа  - отрывка из труда Плано Карпини о составе, военном снаряжении и тактике ведении боя монгольского войска. Анализ трёх отрывков из труда в трёх группах. (Приложение 1) Заслушивание.

     Дети совместно с учителем делают выводы о преимуществах и силе монгольского войска . Вывод – на слайде5.

    В) поисковый – дети самостоятельно ищут в учебнике определение понятий: тумен, татары; Называют их.

     

    Задача 2: Познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты, историческими персоналиями.

    Методы:

    А) наглядный.  Дети совместно с учителем изучают по карте учебника стр.127 походы Чингисхана.

    Б) проблемная беседа.  Обзорная характеристика первой встречи русских князей в союзе с половцами на р.Калке в 1223 г. Почему союзники проиграли битву?

    Анализ информации слайда 6.

     Дети совместно с учителем делают выводы о причинах поражения:

    - отсутствие единства среди русских князей и  союзников;

    - военная мощь и превосходство  монголов( выведено на слайд 7).

    Дата записывается в тетрадь

    В) наглядный.  Дети совместно с учителем изучают по карте учебника стр.127 походы хана Батыя. Выполняют по ходу рассказа задание №1 в рабочей тетради стр.53.

     В) самостоятельная работа с учебником. Дети дают краткую характеристику исторических лиц пользуясь учебником: Чингисхана, хана Котяна, Дмитра, Юрия Всеволодовича, Евпатия Коловрата, выполняя задание № 2 в рабочей тетради на стр.53-54.

    Г) наглядный. Описание укрепления города Рязани с иллюстрации на стр.124 учебника. В чём был недостаток этих укреплений? (Приложение2)

    ( Ответ детей: деревянные стены не выдержали атаки монголов с использованием стенобитных орудий, катапульт и огня).

    Д) беседа. Учитель рассказывает о битве на р.Сити в 1238 г., подвиге защитников г.Козельска, который по словам летописца «захлебнулся в крови».(слайд 8,9) Даты записываются в тетрадь

    Е) чтение  исторического документа. Из Ипатьевской летописи о взятии Киева в 1240 г., текст на стр. 128 учебника.

    Дети отвечают на вопрос: почему Киев – «матерь городов русских» пал  под натиском монголов? Какова судьба жителей города? В чём, наш взгляд, состоит их подвиг?

    Если возникают затруднения , то ответ на вопрос можно найти на стр.125-126 учебника.

    Задача 3:  Определить  и чётко зафиксировать причины поражения  русских княжеств  в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение  этого события для дальнейшего развития русского государства.

    Методы:

    А) самостоятельная работа с учебником стр.126-127.  – поиск и выписывание в тетрадь всех последствий монгольского нашествия, (проверка на слайде 10)

    Б) рассказ учителяо об историческом значении для русского государства монгольских завоеваний (установление почти на 250 лет монголо-татарского ига).

    Содержание понятия «монголо-татарское иго» - тема последующих уроков.

    25 мин.

    5.

    Закрепление изученного материала

    Цель этапа : закрепление полученных  на уроке знаний по теме: «Монгольское нашествие на Русь»

    Задача: выполнение практических заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке.

    Методы:

    А) практический . Выполнение задания по определению хронологической последовательности событий 1223-1240 гг. (Приложение 3). Устная проверка

    Б) аналитический – формулировка причин поражения Руси в столкновении с монгольскими завоевателями.

    (слайд 11. )

    (1. Военно-техническое  превосходство монгольского войска над русскими ратями; 2.Разобщённость русских войск и сил; 3.Структура и организация монгольского войска и полководческий талант Батыя и его военачальников)

    8 мин.

    6.

    Задание на дом.

    Цель этапа:  проверка степени усвоения пройденного на уроке материала, изучение некоторых вопросов, не рассмотренных на уроке.

    Задача:  определение перечня теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома.

    Метод: запись в дневниках учащимися задания на дом:

    Параграф № 18 – выучить даты и события, выполнение задания в рабочей тетради № 4 на стр.55.

    1 мин.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой,  десять других не следует, то их так же умерщвляют…

    Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, ели могут, стаскивают человека с седла… В ходе завоевания соседних стран монголы научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами.

    Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на  один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются.

    Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские  позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность,  то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался  и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Батый привел свою орду.

    Дымит кострами в чистом поле

    И требует десятой доли

    Всего от каждого двора –

    Мехов, казны и серебра…

    В морозной снежной мгле кострами

    Чадит Батыева орда.

    К Батыю с пышными дарами

    Рязанский князь пришел тогда.

    Он сам собрал Батыю дань:

    «Возьми дары! Не тронь Рязань!»

    Любуясь княжьими дарами,

    Батый кумыс из чаши пил

    И сидя в юрте меж коврами,

    С усмешкой князю говорил:

    «Коль хочешь мира, русский бай, -

    Княгиню в жены мне отдай!»

    Взбешенный, не взглянув на хана,

    Князь Федор молча вышел вон,

    Но тут ударом ятаган

    У входа в юрту был сражен…

    Рязань, Рязань! Теперь тебе,

    Твоим несчастным горожанам

    Уже не выстоять в борьбе,

    Не совладать с жестоким ханом.

    Враги в ворота ворвались,

    Таких не знала ты доныне!...

    С высокой колокольни вниз

    С младенцем бросилась княгиня.

    И чашу смертную до дна

    Испив от горького начала,

    В огне на площади она

    Батыя мертвая встречала…

    Горят хоромы, терема –

    Все, чем Рязань была богата.

    Декабрьская ночная тьма

    Багровым пламенем объята.

    Отрывок из книги Натальи Кончаловской

                                                             «Наша древняя столица»  

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    1. Захват монголами Китая.
    2. Битва на р.Калке.
    3. Взятие монголами Рязани. Битва на р.Сити.
    4. Захват Батыем Киева.
    5. Разорение Батыем европейских стран.

    Расставить события в хронологической последовательности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-игра "Русь между востоком и западом"

    Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада           ...

    Борьба с внешней агрессией в XIII веке.

    Урок в 6 классе. Работа с картой, схемой, изображением, информацией о событиях  и исторических деятелях....

    Урок "Русь между Востоком и Западом"

    Повторительно-обобщающий урок в 6-ом классе. Программа и учебник  Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», Москва «Русское слово» 2012 г....

    Проверочная работа по разделу " Русь между Востоком и Западом"

    Данная проверочная работа по разделу "Русь между Востоком и Западом" параграфы 18-21 по учебнику Е.В.Пчелова "История России с древнейших времён до конца XVI века позволит учащимся самостоятельно опре...

    Тест по разделу "Русь между Востоком и Западом"

    Данная проверочная работа поможет учащимся 6-х классов самостоятельно определить уровень своих знаний по изученному материалу учебника Е.В. Пчелова параграф 18-21, а учителю выявить пробелы ...

    Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».

    Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...