Открытый урок "Борьба русских земель с западными завоевателями" , 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)

Албутова Лариса Григорьевна

Представляю вашему вниманию разработку открытого урока для 6 класса  "Борьба русских земель с западными завоевателями". Этот методический продукт адресован педгогам, которые используют в своей работе ИКТ и ЭОР

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
_Борьба  русских земель с западными завоевателями

ФИО (полностью)

Албутова Лариса Григорьевна.

Место работы

МАОУ сош №1 г. Черепанова

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Северо-западная Русь между Востоком и Западом. Борьба русских земель с западными завоевателями №49

Базовый учебник

Н.М. Арсентьев, Данилов А.А.,П.С. Стефанович, А.Я. Токарева. История России 6класс в двух частях под ред.Академика РАН А.В. Торкунова- М.: Просвещение, 2016.

  1. Цель  урока: познакомить учащихся  с внешнеполитической обстановкой северо-западной Руси, борьбой новгородцев с западными завоевателями и личностью князя Александра Ярославича.

9. Задачи:

- обучающие  - показать причины, ход и значение сражений с немецкими и шведскими рыцарями.

-развивающие - формировать умение анализировать теоретический материал, выбирать главное; развивать умение работать с картой и схемой сражения.

     -воспитательные – показать полководческий талант князя Александра, воспитывать         гордость за мужество и героизм защитников русских земель.

  1. Тип урока - комбинированный
  2. Формы работы учащихся - индивидуальная работа, работа с картой и схемой сражений, работа с документом.
  3. Необходимое техническое оборудование - интерактивная доска, проектор,  компьютер.
  4. Ожидаемые результаты

Предметныерезультаты

овладеть целостным представлениемо борьбе Руси против экспансии с Запада; оперировать терминами и понятиями: крестовые походы, Орден меченосцев, Ливонский орден, рыцари, экспансия, ополчение;использовать сведенияиз исторических картосхем; анализировать информацию, содержащуюся в историческом источнике «Житие Александра Невского», оценивать деятельность Александра Невского

Метапредметные результаты:

умение организовывать свою учебную деятельность, умение анализировать и обобщать факты, формулировать выводы, формулировать при поддержке учителя новые длясебя задачи в учёбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнениядействий; работать с учебной и внешкольной информацией; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Личностные:

осознание своей идентичности как гражданина страны, толерантность, освоение гуманистических традиций и ценностей

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других, обучающихся под руководством педагога; расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном общении

Коммуникативные:

формировать умения аргументировать свое решение, убеждать и уступать, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, готовность слушать собеседника, вести диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, фрагмент художественного фильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, доска. 

  1. Структура и ход  урока  

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Актуализация знаний по теме

Использование ЭОР -1; презентации «Борьба русских земель с западными завоевателями»-кадры 2-9

Вопросы и задания к уроку по теме «Поход Батыя на Русь»:

Назовите причины завоевательных походов монгол.

Почему русские войска потерпели поражение в битве на Калке?

Какие цели стояли перед монгольскими отрядами при их вторжении на Русь в 1223 г.?

Используя карту «Походы Батыя на Русь», текст учебника и дополнительные материалы, расскажите о походах Батыя.

Почему Батыю удалось так быстро разгромить русские княжества?

Почему Батый отказался от завоевания Новгорода?

Каковы были итоги монгольских завоеваний?

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой и учебником, а также используют документы и презентацию.

10-12 мин.

2

Изучение нового материала

1.Походы шведов и крестоносцев на Русь.

2. Александр Ярославич.

3. Невская битва.

4. Ледовое побоище.

5. Из повести  о житии Александра Невского»

Использование карты, схемы сражений на реке Неве и на Чудском озере, презентации «Борьба русских земель с западными завоевателями» -кадры10-17; ЭОР-2,

Опережающее задание, использование ЭОР-практика2,3(задание4)

ЭОР-3

ЭОР-3

ЭОР-2

Опираясь на  презентацию, используя карту, учитель ведет рассказ с записью на доске названий рыцарских орденов, дат их нападений на русские земли, основания крепостей.

Контролирует ход рассказа ученика, выполнение задания 4

Организует работу в группах, поясняет задания, которые нужно выполнить, работая с ЭОР.

1 группа - изучает вопрос «Невская битва»

2группа – вопрос «Ледовое побоище»

3 группа - работает с документом  «Из повести о житии Александра Невского»

Записывают в тетрадях названия крепостей, отмечают их на контурной карте, записывают даты.

Выполняют задание 4(ЭОР-3)

Работают в группах

Изучают теоретический материал, выписывают в тетрадь новые понятия, даты, готовят ответы  на вопросы  к ЭОР, вопросы к документу.

Вопросы:  1гр. *«Когда была Невская битва?»
*Охарактеризуйте расстановку сил шведов и русских».

*Как после битвы стали называть Александра и почему?

Вопросы 2  гр.

*Какие города были захвачены датскими и немецкими рыцарями?

*В чем проявился полководческий талант Князя Александра?

*Почему эта битва носит название «Ледовое побоище»?

Вопросы 3 гр.

*О каких подвигах русских людей рассказывает летопись?

6 мин.

5 мин.

15 мин.

3

Закрепление

Практика «Борьба с крестоносной агрессией»- ОЭР-2,3

Пояснение заданий ЭОР

Индивидуальное выполнение тестовых заданий в ЭОР

4

Подведение итогов

Обобщает ответы учащихся о значении разгрома врагов Руси на Западе.

Вопрос1. Почему враги с Запада начали захват русских земель?

Вопрос2  Какую роль в боьбе с ними сыграл народ? Князь Александр?

Вопрос3. Какое значение имела для Руси победа над шведами и немцами в13 в

Ответы учащихся, вывод

4 мин

5

Домашнее задание - используя материал учебника ответить на вопросы и задания приведенные в ЭОР

Вопросы и задания к уроку   по теме "Борьба Руси с западными завоевателями.»

ОЭР 4

Объясняет требования к домашнему заданию

Задают уточняющие вопросы

3 мин

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Вопросы и задания к уроку по теме «Поход Батыя на Русь»:

Перечень вопросов

Текст, презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8670b6d1-0ac0-46b2-b2a9-83aa2a339c9c/%5BIS6IR_4-14%5D_%5BTQ_05%5D.html

2

«Борьба с крестоносной агрессией»  

Тип- информационный

Иллюстрация, карты, схемы, презентация

http://85.142.23.53/packages/rnmc/AD612E7E-2DB2-6976-E825-92DC666D4AFD/1.0.3.0/rnmc.h1.kl06.t02.06.lect020.oms;  

http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27155-20

3

Практика. Русь и орда  

Тип- практический

Тестовые задания

http://85.142.23.53/packages/rgpu/124F26CA-896C-37D5-64AF-3A47F6C638F3/1.0.4.4/rgpu_h1kl05t04_k_065_v1-U.oms

4

Вопросы и задания к уроку   по теме "Борьба Руси с западными завоевателями»

Вид-текст

Перечень вопросов и задания

http://85.142.23.53/packages/rgpu/124F26CA-896C-37D5-64AF-3A47F6C638F3/1.0.4.4/rgpu_h1kl05t04_k_065_v1-U.oms


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс

Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс...

Открытый урок "Борьба русских земель с западными завоевателями "

Данный урок посвещен событиям далекого XIII века,когда с востока на Русь напали монголо-татары,а с запада- немецкие и шведские рыцари. В нём рассказывается о выдающемся полководце того времени- князе ...

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения "

Объяснение нового материала1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?Три черных собаки на чём-то сид...