Урок по теме "Закон сохранения импульса" (9 класс)
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме

Тема урока: " Закон сохранения импульса". 9-й класс

(полная версия http://mostschool6.ucoz.ru/Impuls9/impuls.doc)

Цели урока:

  • образовательные: формирование понятий упругий и неупругий удар; умения применять их к анализу явления взаимодействия тел в простейших случаях; добиться усвоения учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса;
  • развивающие: формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу;
  • воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся, вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.

Оборудование: Проектор, ноутбук, диск «Интерактивные лабораторные работы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakon_sohraneniya_impulsa.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: " Закон сохранения импульса". 9-й класс

(полная версия http://mostschool6.ucoz.ru/Impuls9/impuls.doc)

Цели урока:

  1. образовательные: формирование понятий упругий и неупругий удар; умения применять их к анализу явления взаимодействия тел в простейших случаях; добиться усвоения учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса;
  2. развивающие: формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу;
  3. воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся, вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.

Оборудование: Проектор, ноутбук, диск «Интерактивные лабораторные работы».

План урока

  1. Организационный момент. (3 мин.)
  2. Повторение пройденного материала. (10 мин.)
  3. Изучение нового материала. (15 мин.)
  4. Закрепление полученных знаний. (7 мин.)
  5. Домашнее задание. (2 мин.)
  6. Подведение итогов урока. (3 мин.)

Ход урока

Повторение. Проверка домашнего задания

Проверку домашнего задания можно провести в виде краткого фрон тального опроса по теме, изученной на предыдущем уроке:

Что такое импульс?

С направлением какой из перечисленных величин совпадает направление импульса - силы, скорости или ускорения?

Как находится приобретаемый телом импульс, если известны сила и время ее действия?

При проверке домашнего задания следует обратить особое внимание, что импульс - величина векторная, направление импульса всегда совпадает с направлением скорости.

Изучение нового материала.

Ударом (или столкновением) принято называть кратковременное взаимодействие тел, в результате которого их скорости испытывают значительные изменения. Во время столкновения тел между ними действуют кратковременные ударные силы, величина которых, как правило, неизвестна. Поэтому нельзя рассматривать ударное взаимодействие непосредственно с помощью законов Ньютона. Применение законов сохранения энергии и импульса во многих случаях позволяет исключить из рассмотрения сам процесс столкновения и получить связь между скоростями тел до и после столкновения, минуя все промежуточные значения этих величин.

Абсолютно неупругим ударом называют такое ударное взаимодействие, при котором тела соединяются (слипаются) друг с другом и движутся дальше как одно тело. (т.е. с одной скоростью).

При абсолютно неупругом ударе механическая энергия не сохраняется. Она частично или полностью переходит во внутреннюю энергию тел (нагревание).

Абсолютно упругим ударом называется столкновение, при котором сохраняется механическая энергия системы тел.

Простым примером абсолютно упругого столкновения может быть центральный удар двух бильярдных шаров, один из которых до столкновения находился в состоянии покоя.

Центральным ударом шаров называют соударение, при котором скорости шаров до и после удара направлены по линии центров. (рисунок выше). 

(Диск – Механика – Упругие и не упругие соударения)

Центральный (лобовой) удар очень редко реализуется на практике, особенно если речь идет о столкновениях атомов или молекул. При нецентральном упругом соударении скорости частиц (шаров) до и после столкновения не направлены по одной прямой.

(Диск – Механика – Соударения упругих шаров).

Если два или несколько тел взаимодействуют только между собой ( т.е. не подвергаются воздействию внешних сил), то эти тела образуют замкнутую систему.

Запишем для каждого тела уравнение изменения импульса. При столкновении по третьему закону Ньютона      

Левый шар:                

Правый шар:                

Сложим эти уравнения и получим:

или                          

Закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых движениях и взаимодействиях тел системы.

Демонстрация закона сохранения импульса:

1. Видеофрагмент «Закон сохранения импульса».

2. Интерактивная модель столкновения двух тележек (Диск – Механика – Упругие и не упругие соударения)

Решение задач:

Рымкевич № 349.

На вагонетку массой 800 кг, катящуюся со скоростью 0,2 м/с, насыпали сверху 200 кг щебня. Насколько при этом уменьшилась скорость вагонетки?

Закрепление материала:

Самостоятельная работа в 2-х вариантах

Вариант 1

  1. Какую физическую величину называют импульсом тела? Какова единица этой физической величины? Каково ее обозначение? Как направлен вектор импульса тела?
  2. Скорость машины массой 1,5 т возросла с 36 км/ч до 72 км/ч. Чему равен импульс силы, действовавшей на автомобиль?
  3. Человек, бегущий со скоростью 4 м/с, вскакивает на тележку, движущуюся ему навстречу со скоростью 1,5 м/с. Какова скорость тележки после этого? Массы человека и тележки соответственно равны 60 и 30 кг.

Вариант 2

  1. Какую физическую величину называют импульсом силы? Какова единица этой физической величины? Как направлен вектор импульса силы?
  2. Как изменилась скорость автомашины массой 1 т, если на нее в течение 2 мин действовала сила 83,3 Н? Начальная скорость машины 36 км/ч.
  3. Человек, бегущий со скоростью 4 м/с, догоняет тележку, движущуюся со скоростью 1,5 м/с и вскакивает на нее. Какова скорость тележки после этого? Массы человека и тележки соответственно равны 60 и 25 кг.

Домашнее задание: § 21 (стр.80),  Упр. 20 (стр.83) (учебник А. В. Перышкин, Е. М. Гутник “Физика-9”).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"

Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"...

Урок физики в 9 классе: "Решение задач по теме "Импульс. Закон сохранения импульса"

Урок повторения и закрепления знаний по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" Учащимся после повторения и самопроверки предлагаются задачи разного типа и уровня сложности, алгоритм решения типовых...

Презентация к уроку 9 класса "Импульс. Закон сохранения импульса"

Презентация сопровождает урок объяснения материала по теме "Импульс. Закон сохранения импульса", а также представляет примеры задач по данной теме....

урок физики в 8 классе по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Цель урока: -сформировать понятие об импульсе тела; -научить определять и вычислять импульс тела; -ознакомить учащихся с законом сохранения импульса; -развивать умение наблюдать и анализировать явл...

Конспект урока Импульс. Закон сохранения импульса 10 класс.

Конспект урока. ФГОС второго поколения....

Урок физики в 10 кл.Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.

План-конспект урока физики. Тема урока: Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний с использованием ИКТ.Цель урока: спосо...

Урок-тренажер "Закон сохранения импульса"

Презентация предназначена для систематизации знаний и отработки навыков решения задач по теме «Закон сохранения импульса». Может быть использована учащимися на уроке в индивидуальном...