Тематическое и поурочное планирование по физике 8 класс "Физика 8 " Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) по теме

Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы « Физика 7-9» авторов Н.С. Пурышевой и Важеевской Н.Е. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Планирование построено следующим образом :  тема урока;  основной материал, изучаемый в классе;  демонстрации;  задачи, рассматриваемые на уроке;  домашнее задание. В программе есть резерв времени, который учитель может использовать на свое усмотрение. Также учитель вправе увеличить или уменьшить время, отведенные на данную тему, или переставить уроки в теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika__8.doc344 КБ

Предварительный просмотр:

Физика  8 класс  Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская

Пояснительная записка.

Статус документа

рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы « Физика 7-9» авторов Н.С. Пурышевой и Важеевской Н.Е.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов,  2 часа в неделю.

Планирование построено следующим образом :

  1. тема урока;
  2. основной материал, изучаемый в классе;
  3. демонстрации;
  4. задачи, рассматриваемые на уроке;
  5. домашнее задание.

В программе есть резерв времени, который учитель может использовать на свое усмотрение. Также учитель вправе увеличить или уменьшить время, отведенные на данную тему, или переставить уроки в теме.

Цели изучения физики:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  4. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.


Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  1. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.


Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов;

  1. освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Тематическое планирование к учебнику

Физика  8 класс  Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская

Тема

Количество

часов

Лабораторных работ

Контрольных работ

1

Первоначальные сведения о строении вещества

6

2

Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел

12

3

(№3 домашняя лаб.раб.)

1

3

Тепловые явления

12

2

1

4

Изменение агрегатных состояний вещества

6

1

5

Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел

7

1

1

6

Электрические явления

6

1

7

Электрический ток

19

7

1

8

Подготовка к годовой контрольной работе.

1

9

Годовая контрольная работа.

1

1

Итого

70

13

7

Содержание курса физики 8 класса и требования к уровню подготовки учащихся.

 1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

I уровень

Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул.

Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц вещества.

Взаимодействие частиц вещества. Смачивание. Капиллярные явления.

Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.

II уровень

Способы измерения размеров молекул. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.

Лабораторные опыты

I уровень

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии в газах и жидкостях.

Исследование зависимости скорости диффузии от температуры.

II уровень

Измерение размеров молекул.

Предметные результаты обучения

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  1. физическую величину и ее условное обозначение: температура (t);
  2. единицы физических величин: °С;
  3. физические приборы: термометр;
  4. порядок размеров и массы молекул; числа молекул в единице объема;
  5. методы изучения физических явлений: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, моделирование.

Воспроизводить:

  1. исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;
  2. определения понятий: молекула, атом, диффузия;
  3. основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

Описывать:

  1. явление диффузии;
  2. характер движения молекул газов, жидкостей и твердых тел;
  3. взаимодействие молекул вещества;
  4. явление смачивания;
  5. капиллярные явления;
  6. строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.

II уровень

Воспроизводить:

примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема;

  1. идею опыта Штерна.

Описывать:

  1. способы измерения массы и размеров молекул;
  2. опыт Штерна.

На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

  1. явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки; молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении; молекулы взаимодействуют между собой;
  2. явлений, в которых наблюдается смачивание и несмачивание.

Объяснять:

  1. результаты опытов, доказывающих, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки;
  2. результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении (броуновское движение, диффузия);
  3. броуновское движение;
  4. диффузию;
  5. зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества; свойств твердых тел, жидкостей и газов от их строения;
  6. явления смачивания и капиллярности.

II уровень

Объяснять:

  1. отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости механического движения материальной точки;
  2. результаты опыта Штерна;
  3. зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от ее плотности и от диаметра капилляра.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  1. измерять температуру и выражать ее значение в градусах Цельсия;
  2. обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;
  3. применять полученные знания к решению качественных задач.

II уровень

Уметь:

  1. применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать:

  1. полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.

Уметь:

  1. выполнять экспериментальные исследования, указанные в заданиях к параграфам и в рабочей тетради (явление диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры, взаимодействие молекул, смачивание, капиллярные явления).

2. Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел (12 ч)

I уровень

Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Манометры.

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние атмосферного давления на живой организм.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, твердость твердых тел.

II уровень

Изменение атмосферного давления с высотой.

Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

1. Измерение выталкивающей силы.

2. Изучение условий плавания тел.

II уровень

3. Наблюдение роста кристаллов.

Лабораторные опыты

I уровень

Изучение видов деформации твердых тел.

Предметные результаты обучения

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  1. физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), плотность (ρ), сила (F);
  2. единицы перечисленных выше физических величин;
  3. физические приборы: манометр, барометр;
  4. значение нормального атмосферного давления.

Воспроизводить:

  1. определения понятий: атмосферное давление, деформация, упругая деформация, пластическая деформация;
  2. формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей силы;
  3. законы: Паскаля, Архимеда;
  4. условия плавания тел.

Описывать:

  1. опыт Торричелли по измерению атмосферного давления;
  2. опыт, доказывающий наличие выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

Распознавать:

  1. различные виды деформации твердых тел.

II уровень

Называть:

  1. физические величины и их условные обозначения: механическое напряжение (Q), модуль Юнга (E), относительное удлинение (Δl);
  2. единицы перечисленных выше физических величин.
  3. Воспроизводить:
  4. определения понятий: механическое напряжение, предел прочности;
  5. формулы: соотношения работ малого и большого поршней гидравлической машины, КПД гидравлической машины, механического напряжения, относительного удлинения, закона Гука;
  6. «золотое правило» механики;
  7. закон Гука.

На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

  1. опытов, иллюстрирующих закон Паскаля;
  2. опытов, доказывающих зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба жидкости и от ее плотности;
  3. сообщающихся сосудов, используемых в быту, в технических устройствах;
  4. различных видов деформации, проявляющихся в природе, в быту и в производстве.

Объяснять:

  1. природу давления газа, его зависимость от температуры и объема на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
  2. процесс передачи давления жидкостями и газами на основе их внутреннего строения;
  3. независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления;
  4. закон сообщающихся сосудов;
  5. принцип действия гидравлической машины;
  6. устройство и принцип действия: гидравлического пресса, ртутного барометра и барометра-анероида;
  7. природу: атмосферного давления, выталкивающей силы и силы упругости;
  8. плавание тел;
  9. отличие кристаллических твердых тел от аморфных.

Выводить:

  1. формулу соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней.

II уровень

Объяснять:

  1. анизотропию свойств монокристаллов;
  2. характер зависимости механического напряжения от относительного удлинения.

Выводить:

  1. используя метод моделирования, формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы;
  2. соотношение работ, совершаемых поршнями гидравлической машины.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  1. измерять: давление жидкости на дно и стенки сосуда, атмосферное давление с помощью барометра-анероида;
  2. экспериментально устанавливать: зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема погруженной части тела, условия плавания тел.

Применять:

  1. закон Паскаля к объяснению явлений, связанных с передачей давления жидкостями и газами;
  2. формулы: для расчета давления газа на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей (архимедовой) силы к решению задач.

II уровень

Уметь:

  1. выращивать кристаллы из насыщенного раствора солей.

Применять:

  1. соотношение между высотой неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах и их плотностью к решению задач;
  2. «золотое правило» механики и формулу КПД к расчетам, связанным с работой гидравлической машины.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать:

  1. «золотое правило» механики на различные механизмы (гидравлическая машина).

Применять:

  1. метод моделирования при построении дедуктивного вывода формул: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы.

Исследовать:

  1. условия плавания тел.

3. Тепловые явления (12 ч)

I уровень

Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.

Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Первый закон термодинамики.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

4. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

5. Измерение удельной теплоемкости вещества.

Лабораторные опыты

I уровень

Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.

Наблюдение конвекции в жидкостях и газах.

Наблюдение процессов плавления и отвердевания.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее поверхности, температуры и скорости удаления паров.

Измерение влажности воздуха.

II уровень

Наблюдение изменения внутренней энергии тела при совершении работы.

Предметные результаты обучения

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  1. физические величины и их условные обозначения: температура (t, T), внутренняя энергия (U), количество теплоты (Q), удельная теплоемкость (c), удельная теплота сгорания топлива (q);
  2. единицы перечисленных выше физических величин;
  3. физические приборы: термометр, калориметр.

Использовать:

  1. при описании явлений понятия: система, состояние системы, параметры состояния системы.

Воспроизводить:

  1. определения понятий: тепловое движение, тепловое равновесие, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива;
  2. формулы для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого при охлаждении тела; количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива;
  3. формулировку и формулу первого закона термодинамики.

Описывать:

  1. опыты, иллюстрирующие: изменение внутренней энергии тела при совершении работы; явления теплопроводности, конвекции, излучения;
  2. опыты, позволяющие ввести понятие удельной теплоемкости.

Различать:

  1. способы теплопередачи.

II уровень

Воспроизводить:

  1. определения понятий: система, состояние системы, параметры состояния, абсолютная (термодинамическая) температура, абсолютный нуль температур.

Описывать:

  1. принцип построения шкал Фаренгейта и Реомюра.

На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

  1. изменения внутренней энергии тела при совершении работы;
  2. изменения внутренней энергии путем теплопередачи;
  3. теплопроводности, конвекции, излучения в природе и в быту.

Объяснять:

  1. особенность температуры как параметра состояния системы;
  2. недостатки температурных шкал;
  3. принцип построения шкалы Цельсия и абсолютной (термодинамической) шкалы температур;
  4. механизм теплопроводности и конвекции;
  5. физический смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоемкость вещества; удельная теплота сгорания топлива;
  6. причину того, что при смешивании горячей и холодной воды количество теплоты, отданное горячей водой, не равно количеству теплоты, полученному холодной водой;
  7. причину того, что количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива, не равно количеству теплоты, полученному при этом нагреваемым телом.

Доказывать:

  1. что тела обладают внутренней энергией; внутренняя энергия зависит от температуры и массы тела, а также от его агрегатного состояния и не зависит от движения тела как целого и от его взаимодействия с другими телами.

II уровень

Выводить:

  1. формулу работы газа в термодинамике.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  1. переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно;
  2. пользоваться термометром;
  3. экспериментально измерять: количество теплоты, полученное или отданное телом; удельную теплоемкость вещества.

Применять:

  1. знания молекулярно-кинетической теории строения вещества к объяснению понятия внутренней энергии;
  2. формулы для расчета: количества теплоты, полученного телом при нагревании и отданного при охлаждении; количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, к решению задач.

II уровень

Уметь:

  1. вычислять погрешность косвенных измерений на примере измерения удельной теплоемкости вещества.

Применять:

  1. формулу работы газа в термодинамике к решению тренировочных задач;
  2. уравнение теплового баланса при решении задач на теплообмен;
  3. первый закон термодинамики к решению задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Уметь:

  1. учитывать явления теплопроводности, конвекции и излучения при решении простых бытовых проблем (сохранение тепла или холода, уменьшение или усиление конвекционных потоков, увеличение отражательной или поглощательной способности поверхностей);
  2. выполнять экспериментальное исследование при использовании частично-поискового метода.

Обобщать:

  1. знания о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередачи.

Сравнивать:

  1. способы изменения внутренней энергии;
  2. виды теплопередачи.

II уровень

Уметь:

  1. выполнять исследования при проведении лабораторных работ.

4. Изменение агрегатных состояний вещества (6 ч)

I уровень

Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.

II уровень

Температурные шкалы Фаренгейта и Реомюра.

Работа газа при расширении.

Предметные результаты обучения

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  1. физические величины и их условные обозначения: удельная теплота плавления (#l), удельная теплота парообразования (L), абсолютная влажность воздуха (#r), относительная влажность воздуха (#j);
  2. единицы перечисленных выше физических величин;
  3. физические приборы: термометр, гигрометр.

Воспроизводить:

  1. определения понятий: плавление и кристаллизация, температура плавления (кристаллизации), удельная теплота плавления (кристаллизации), парообразование, испарение, кипение, конденсация, температура кипения (конденсации), удельная теплота парообразования (конденсации), насыщенный пар, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, точка росы;
  2. формулы для расчета: количества теплоты, необходимого для плавления (кристаллизации); количества теплоты, необходимого для кипения (конденсации); относительной влажности воздуха;
  3. графики зависимости температуры вещества от времени при нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации), кипении (конденсации).

Описывать:

  1. наблюдаемые явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.

II уровень

Воспроизводить:

  1. понятие динамического равновесия между жидкостью и ее паром.

На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

  1. агрегатных превращений вещества.

Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений:

  1. процессы: плавления и отвердевания кристаллических тел, плавления и отвердевания аморфных тел, парообразования, испарения, кипения и конденсации;
  2. понижение температуры жидкости при испарении.

Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества:

  1. зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости;
  2. образование насыщенного пара в закрытом сосуде;
  3. зависимость давления насыщенного пара от температуры.

Объяснять:

  1. графики зависимости температуры вещества от времени при его плавлении, кристаллизации, кипении и конденсации;
  2. физический смысл понятий: удельная теплота плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования (конденсации).

II уровень

Объяснять:

  1. зависимость температуры кипения от давления;
  2. зависимость относительной влажности воздуха от температуры.

Понимать:

  1. что плавление и кристаллизация, испарение и конденсация — противоположные процессы, происходящие одновременно.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  1. строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении;
  2. находить из графиков значения величин и выполнять необходимые расчеты;
  3. определять по значению абсолютной влажности воздуха, выпадет ли роса при понижении температуры до определенного значения.

Применять:

  1. формулы: для расчета количества теплоты, полученного телом при плавлении или отданного при кристаллизации; количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации; относительной влажности воздуха.

II уровень

Применять:

  1. уравнение теплового баланса при расчете значений величин, характеризующих процессы плавления (кристаллизации), кипения (конденсации).

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать:

  1. знания об агрегатных превращениях вещества и механизме их протекания;
  2. знания об удельных величинах, характеризующих агрегатные превращения вещества (удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).

Сравнивать:

  1. удельную теплоту плавления (кристаллизации) и удельную теплоту кипения (конденсации) по графику зависимости температуры разных веществ от времени;
  2. процессы испарения и кипения.

5. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (7 ч)

I уровень

Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от температуры (качественно).

Применение газов в технике.

Тепловое расширение твердых тел и жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды.

Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильная машина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.

II уровень

Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел.

Предметные результаты обучения

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  1. физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), температура (T, t);
  2. единицы этих физических величин: Па, м3, К, °С;
  3. основные части любого теплового двигателя;
  4. примерное значение КПД двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

Воспроизводить:

  1. формулы: линейного расширения твердых тел, КПД теплового двигателя;
  2. определения понятий: тепловой двигатель, КПД теплового двигателя.

Описывать:

  1. опыты, позволяющие установить законы идеального газа;
  2. устройство двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

II уровень

Называть:

  1. физическую величину и ее условное обозначение: температурный коэффициент объемного расширения (β);
  2. единицы физических величин: град-1 или К-1.

Воспроизводить:

  1. определения понятий: абсолютный нуль температуры.

На уровне понимания I уровень

Приводить примеры:

  1. опытов, позволяющих установить для газа данной массы зависимость давления от объема при постоянной температуре, объема от температуры при постоянном давлении, давления от температуры при постоянном объеме;
  2. учета в технике теплового расширения твердых тел;
  3. теплового расширения твердых тел и жидкостей, наблюдаемого в природе и технике.

Объяснять:

  1. газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
  2. принцип работы двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

Понимать:

  1. границы применимости газовых законов;
  2. почему и как учитывают тепловое расширение в технике;
  3. необходимость наличия холодильника в тепловом двигателе;
  4. зависимость КПД теплового двигателя от температуры нагревателя и холодильника.

II уровень

Объяснять:

  1. связь между средней кинетической энергией теплового движения молекул и абсолютной температурой;
  2. физический смысл абсолютного нуля температуры.

Понимать:

  1. смысл понятий: температурный коэффициент расширения (объемного и линейного);
  2. причину различия теплового расширения монокристаллов и поликристаллов.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  1. строить и читать графики изопроцессов в координатах p, V; V, T и p, T.

Применять:

  1. формулы газовых законов к решению задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать знания:

  1. о газовых законах;
  2. о тепловом расширении газов, жидкостей твердых тел;
  3. о границах применимости физических законов;
  4. о роли физической теории.

Сравнивать:

  1. по графикам процессов изменения состояния идеального газа неизменные параметры состояния при двух изменяющихся параметрах.

6. Электрические явления (6 ч)

I уровень

Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Электроскоп.

Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе.

II уровень

Закон Кулона.

Электростатическая индукция.

Лабораторные опыты

I уровень

Наблюдение электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел.

Изготовление простейшего электроскопа.

Предметные результаты обучения

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  1. физические величины и их условные обозначения: электрический заряд (q), напряженность электрического поля (E);
  2. единицы этих физических величин: Кл, Н/Кл;
  3. понятия: положительный и отрицательный электрический заряд, электрон, протон, нейтрон;
  4. физические приборы и устройства: электроскоп, электрометр, электрофорная машина.

Воспроизводить:

  1. определения понятий: электрическое взаимодействие, электризация тел, проводники и диэлектрики, положительный и отрицательный ион, электрическое поле, электрическая сила, напряженность электрического поля, линии напряженности электрического поля;
  2. закон сохранения электрического заряда.

Описывать:

  1. наблюдаемые электрические взаимодействия тел, электризацию тел;
  2. модели строения простейших атомов.

II уровень

Воспроизводить:

  1. определение понятия точечного заряда;
  2. закон Кулона.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

  1. физические явления: взаимодействие наэлектризованных тел, явление электризации;
  2. модели: строения простейших атомов, линий напряженности электрических полей;
  3. принцип действия электроскопа и электрометра;
  4. электрические особенности проводников и диэлектриков;
  5. природу электрического заряда.

Понимать:

существование в природе противоположных электрических зарядов;

дискретность электрического заряда;

смысл закона сохранения электрического заряда, его фундаментальный характер;

объективность существования электрического поля;

векторный характер напряженности электрического поля (E).

II уровень

Объяснять:

  1. принцип действия крутильных весов;
  2. возникновение электрического поля в проводниках и диэлектриках;
  3. явления: электризации через влияние, электростатической защиты.

Понимать:

  1. относительный характер результатов наблюдений и экспериментов;
  2. экспериментальный характер закона Кулона;
  3. существование границ применимости закона Кулона;
  4. роль моделей в процессе физического познания (на примере линий напряженности электрического поля и моделей строения атомов).

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  1. анализировать наблюдаемые электростатические явления и объяснять причины их возникновения;
  2. определять неизвестные величины, входящие в формулу напряженности электрического поля;
  3. анализировать и строить картины линий напряженности электрического поля;
  4. анализировать и строить модели атомов и ионов.

Применять:

  1. знания по электростатике к анализу и объяснению явлений природы и техники.

II уровень

Уметь:

  1. выполнять самостоятельно наблюдения и эксперименты по электризации тел, анализировать и оценивать их результаты.

Применять:

  1. полученные знания к решению комбинированных задач по электростатике.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Уметь:

  1. анализировать неизвестные ранее электрические явления;
  2. применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.

Обобщать:

  1. результаты наблюдений и теоретических построений.

II уровень

Устанавливать аналогию:

  1. между законом Кулона и законом всемирного тяготения.

Использовать:

  1. методы познания: эмпирические (наблюдение и эксперимент), теоретические (анализ, обобщение, моделирование, аналогия, индукция) при изучении электрических явлений.

7. Электрический ток (19 ч)

I уровень

Электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках.

Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.

Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.

Напряжение. Измерения напряжения.

Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты.

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность электрического тока. Счетчик электрической энергии. Закон Джоуля—Ленца.

Использование электрической энергии в быту, природе и технике. Правила безопасного труда при работе с источниками тока.

II уровень

Гальванические элементы и аккумуляторы.

Фронтальные лабораторные работы

I уровень

6. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках.

7. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

8. Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра.

9. Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.

10. Изучение последовательного соединения проводников.

11. Изучение параллельного соединения проводников.

12. Измерение работы и мощности электрического тока.

Предметные результаты обучения

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  1. физические величины и их условные обозначения: сила тока (I), напряжение (U), электрическое сопротивление (R), удельное сопротивление (#r);
  2. единицы перечисленных выше физических величин;
  3. понятия: источник тока, электрическая цепь, действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное);
  4. физические приборы и устройства: источники тока, элементы электрической цепи, гальванометр, амперметр, вольтметр, реостат, ваттметр.

Воспроизводить:

  1. определения понятий: электрический ток, анод, катод, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока;
  2. формулы: силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников; сопротивления проводника (через удельное сопротивление, длину и площадь поперечного сечения проводника); работы и мощности электрического тока;
  3. законы: Ома для участка цепи. Джоуля-Ленца.

Описывать:

  1. наблюдаемые действия электрического тока.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

  1. условия существования электрического тока;
  2. природу электрического тока в металлах;
  3. явления, иллюстрирующие действия электрического тока (тепловое, магнитное, химическое);
  4. последовательное и параллельное соединение проводников;
  5. графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника, силы тока от сопротивления проводника;
  6. механизм нагревания металлического проводника при прохождении по нему электрического тока.

Понимать:

  1. превращение внутренней энергии в электрическую в источниках тока;
  2. природу химического действия электрического тока;
  3. физический смысл электрического сопротивления проводника и удельного сопротивления;
  4. способ подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь.

II уровень

Объяснять:

  1. устройство и работу элемента Вольта и сухого гальванического элемента;
  2. принцип работы аккумулятора.

Понимать:

  1. основное отличие гальванического элемента от аккумулятора.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  1. анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
  2. вычислять неизвестные величины, входящие в закон Ома и закон Джоуля-Ленца, в формулы последовательного и параллельного соединения проводников;
  3. собирать электрические цепи;
  4. пользоваться: измерительными приборами для определения силы тока в цепи и электрического напряжения, реостатом;
  5. чертить схемы электрических цепей;
  6. читать и строить графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника и силы тока от сопротивления проводника.

II уровень

Уметь:

  1. выполнять самостоятельно наблюдения и эксперименты;
  2. анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Уметь:

  1. применять изученные законы и формулы к решению комбинированных задач.

Обобщать:

  1. результаты наблюдений и теоретических построений.

Применять:

  1. полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.

Резервное время (2 ч)

8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Содержание материала

Умения и навыки

1/1. Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы

Взгляды древнегреческих мыслителей на строение вещества. Вклад М. В. Ломоносова в развитие теории строения вещества. Опыты и примеры, доказывающие, что тела не сплошные, а состоят из частиц, между которыми имеются промежутки. Молекула — наименьшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. Размеры и масса молекул. Атом — наименьшая частица вещества, не делящаяся при химических реакциях.

Демонстрации. Опыты по рисункам 1—4 учебника. Фотографии молекул органических соединений

— Исследовать строение вещества при выполнении домашних опытов

2/2. Движение молекул. Диффузия

Броуновское движение. Характер движения молекул. Средняя скорость движения молекул. *Опыт Штерна. Диффузия. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Зависимость скорости диффузии от температуры тела. Средняя скорость теплового движения молекул и температура тела.

Демонстрации. Механическая модель броуновского движения. Диффузия в газах и жидкостях. Модель опыта Штерна

— Наблюдать и объяснять явление диффузии;

— объяснять зависимость скорости теплового движения молекул от температуры тела;

— выполнять исследовательский эксперимент;

— работать с информацией при подготовке сообщений, составлении плана параграфа

3/3. Взаимодействие молекул

Силы межмолекулярного взаимодействия — короткодействующие. Притяжение между молекулами. Межмолекулярное отталкивание.

Демонстрации. Опыт со свинцовыми цилиндрами

— Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения;

— анализировать характер межмолекулярного взаимодействия;

— наблюдать и исследовать явления притяжения между молекулами при выполнении домашних опытов

4/4. Смачивание. Капиллярные явления

Смачивание и несмачивание. Влияние поверхности твердого тела и рода жидкости на эти явления. Смачивание в природе. Капиллярные явления. Зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от его диаметра и от плотности жидкости (качественно). Капиллярные явления в природе.

Демонстрации. Опыты, в которых наблюдаются явления смачивания и несмачивания. Опыты с капиллярными трубками разного диаметра и с разными жидкостями

— Наблюдать и исследовать капиллярные явления при выполнении домашних опытов;

— объяснять явления, наблюдаемые в жизни

5/5. Строение газов, жидкостей и твердых тел

Агрегатные состояния вещества. Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.

Демонстрации. Упругость твердых тел, плохая сжимаемость жидкостей, хорошая сжимаемость газов. Модели кристаллических решеток

— Объяснять свойства твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;

— работать с текстом учебника и представлять содержащуюся в нем информацию в виде таблицы

6/6. Обобщение и повторение темы

Повторение и обобщение знаний по теме «Первоначальные ведения о строении вещества»

— Систематизировать и обобщать знания по теме

Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел (12 ч)

7/1. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля

Давление твердых тел. Давление газа, его зависимость от температуры и объема газа. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля.

Демонстрации. Передача давления газами и жидкостями (опыт с шаром Паскаля). Опыт по рисунку 20 учебника

— Наблюдать явление передачи давления жидкостями;

— объяснять зависи-мость давления газа от температуры и концен-трации его молекул газа;

— анализировать и объяснять явления с использованием закона Паскаля;

— делать доказательные выводы;

— конструировать прибор для демонстрации закона Паскаля.

8/2. Давление в жидкости и газе

Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям. Зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба жидкости и ее плотности. Теоретический вывод формулы давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач.

Демонстрации. Опыты по рисункам 21, 23 и 24 учебника

— Объяснять зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба жидкости и ее плотности;

— рассчитывать давление внутри жидкости;

— применять знания к решению задач;

— выполнять домашние опыты;

— моделировать условия и выполнять мысленный эксперимент при выводе формулы давления жидкости на дно сосуда;

— представлять графически зависимость между давлением и высотой столба жидкости

9/3. Сообщающиеся сосуды

Сообщающиеся сосуды. Закон сообщающихся сосудов для однородной жидкости. Закон сообщающихся сосудов для разнородных жидкостей. Вывод соотношения между высотами столбов разных жидкостей в сообщающихся сосудах и их плотностями.

Демонстрации. Сообщающиеся сосуды разной формы. Демонстрация закона сообщающихся сосудов для однородной жидкости с помощью двух стеклянных трубок, соединенных резиновой. Зависимость высоты столба жидкости от ее плотности. Жидкостный манометр

— Применять закон сообщающихся сосудов для расчета высоты столба жидкости и плотности жидкости;

— использовать межпредметные связи физики и математики при решении графических задач;

— анализировать и объяснять принцип работы технических устройств, содержащих сообщающие сосуды

10/4. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс

Устройство и принцип действия гидравлической машины. Соотношение между силами и площадью поршней гидравлической машины. Устройство и принцип действия гидравлического пресса. Соотношение между высотой подъема и опускания поршней и их площадью*. КПД гидравлической машины*.

Демонстрации. Модели гидравлической машины и гидравлического пресса

— Объяснять принцип работы гидравлической машины, применяя закон сообщающихся сосудов;

— выводить дедуктив-ное следствие;

— применять знания к решению задач;

— обобщать знания о «золотом правиле» механики

11/5. Атмосферное давление

Атмосфера. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления (опыт Торричелли). Нормальное атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря*. Барометры: ртутный и анероид. Влияние атмосферного давления на живой организм.

Демонстрации. Взвешивание воздуха и подъем воды за поршнем в трубке (по рис. 32 и 33 учебника). Барометр-анероид

— Обнаруживать существование атмосферного давления;

— изучать устройство и принцип действия барометра-анероида;

— измерять атмосферное давление

12/6. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Выталкивающая сила. Природа выталкивающей силы. Зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема тела. Вывод формулы для расчета выталкивающей силы. Закон Архимеда. Выталкивающая сила в газах.

Демонстрации. Действие выталкивающей силы на погруженное в жидкость тело. Зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости, от объема погруженной части тела. Опыт по измерению выталкивающей силы с отливным стаканом и ведерком Архимеда

— Устанавливать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела;

— рассчитывать выталкивающую силу;

— применять знания к решению задач

13/7. Лабораторная работа № 1

«Измерение выталкивающей силы»

Лабораторная работа № 1 «Измерение выталкивающей силы»

— Измерять выталкивающую силу;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;

— применять знания к решению задач.

- безопасная работа с оборудованием.

14/8. Лабораторная работа № 2

«Изучение усло-вий плавания тел»

Лабораторная работа № 2 «Изучение условий плавания тел»

— Рассчитывать выталкивающую силу и силу тяжести;

— исследовать условия плавания тел;

— объяснять причины плавания тел;

- безопасная работа с оборудованием.

15/9. Плавание судов. Воздухоплавание.

Повторение основных понятий и законов гидро- и аэростатики. Решение задач. Плавание судов. Воздухоплавание

— Применять знания к решению задач;

— систематизировать и обобщать знания;

— анализировать практические применения знаний закона Архимеда

16/10. Контрольная работа

Контрольная работа по теме «Механические свойства жидкостей и газов»

— Применять знания к решению задач

17/11. Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела.

Лабораторная работа № 3 «Наблюдение роста кристаллов».

Кристаллические тела. Кристаллическая решетка. Монокристаллы и поликристаллы. Анизотропия монокристаллов*. Аморфное состояние твердого тела.

Лабораторная работа № 3* «Наблюдение роста кристаллов».

Демонстрации. Модели кристаллических решеток. Рост кристаллов поваренной соли. Коллекция кристаллических и аморфных тел

— Объяснять строение и свойства монокристалллов и поликристаллов;

— наблюдать процесс образования кристаллов;

— анализировать зависимость свойств вещества от его строения;

— сравнивать: устанавливать сходство и различия;

— наблюдать и обобщать в процессе экспериментальной деятельности

18/12. Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел

Деформация. Упругая и пластическая деформация. Виды деформации: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб. Свойства твердых тел: твердость, прочность, хрупкость, упругость и пластичность.

Демонстрации. Упругая деформация линейки, пружины. Пластическая (неупругая) деформация пластилина. Различные виды деформации с помощью призмы с пружинами внутри

— Наблюдать разные виды деформации;

— классифицировать объекты;

— исследовать виды деформации;

— анализировать влияние изменения строения вещества на его свойства

Тепловые явления (12 ч)

19/1. Тепловое движение. Температура

Тепловое движение. Термодинамическая система. Состояние системы. Параметры состояния. Тепловое равновесие. Температура как параметр состояния системы. Измерение температуры: термометр, шкала термометра, термометрическое тело, реперные точки. Шкала Цельсия. Шкалы Фаренгейта и Реомюра. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль температур. Связь между температурой по шкале Цельсия и по абсолютной (термодинамической) шкале.

Демонстрации. Демонстрационный термометр. Лабораторные термометры

— Определять цену деления шкалы термометра;

— измерять температуру

20/2. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

Кинетическая и потенциальная энергия. Совершение работы сжатым воздухом. Внутренняя энергия. Условное обозначение и единица внутренней энергии. Зависимость внутренней энергии тела от его температуры, массы и от агрегатного состояния. Способы изменения внутренней энергии тела: совершение работы и теплопередача. Работа газа*.

Демонстрации. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы (по рис. 59 учебника), нагревание монеты при трении о стол, нагревание свинцовой пластины при ударе о нее молотком. Изменение внутренней энергии (температуры) тела при теплопередаче

— Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил;

— анализировать явление теплопередачи;

— сравнивать виды теплопередачи;

— самостоятельно разрабатывать, планировать и осуществлять эксперимент по изменению внутренней энергии

21/3. Теплопроводность

Теплопроводность. Механизм теплопроводности. Теплопроводность газов, жидкостей и твердых тел. Учет теплопроводности в технике, строительстве, быту.

Демонстрации. Теплопроводность твердого тела (опыт по рис. 61 учебника), различная теплопроводность твердых тел. Плохая теплопроводность жидкостей и газов (опыты по рис. 62 и 63 учебника)

— Объяснять механизм теплопроводности, причины различной теплопроводности газов, жидкостей и твердых тел;

— сравнивать теплопроводность разных тел;

— самостоятельно разрабатывать, планировать и осуществлять эксперимент по наблюдению теплопроводности

22/4. Конвекция. Излучение

Конвекция в жидкостях. Конвекция в газах. Перенос вещества при конвекции. Образование ветров. Излучение энергии нагретыми телами. Зависимость энергии излучения от температуры тела. Сравнение излучения энергии черной и светлой поверхностями тел. Сравнение поглощения энергии черной и светлой поверхностями тел. Устройство термоса. Роль излучения и других видов теплопередачи в жизни растений и животных.

Демонстрации. Конвекция в жидкости (опыты с колбой или с U-образной трубкой). Конвекция в газах (опыт с вертушкой). Зависимость энергии излучения от цвета излучающей поверхности, поглощаемой энергии — от цвета поглощающей поверхности (с помощью теплоприемника, соединенного с жидкостным манометром)

— Наблюдать конвекционные потоки в жидкостях и газах;

— объяснять механизм конвекции, причину различной скорости конвекции в газах и жидкостях;

— самостоятельно разрабатывать, планировать и осуществлять эксперимент;

— сравнивать явления: конвекция и излучение;

— работать с текстом и иллюстрациями при подготовке сообщения

23/5. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества

Количество теплоты. Единица количества теплоты. Зависимость количества теплоты от массы тела, от изменения его температуры и от рода вещества, из которого сделано тело. Удельная теплоемкость вещества. Условное обозначение и единица. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела.

Демонстрации. Нагревание воды разной массы на одинаковых плитках или горелках. Нагревание воды и масла одинаковой массы на одинаковых плитках или горелках. Различная удельная теплоемкость металлов (с прибором Тиндаля)

— Исследовать зависимость количества теплоты от изменения температуры тела, его массы и удельной теплоемкости;

— вычислять количество теплоты в процессе теплообмена при нагревании и охлаждении;

— определять по таблице удельную теплоемкость вещества;

— применять знания к решению задач;

— устанавливать межпредметные связи физики и математики при решении графических задач

24/6. Лабораторная работа № 4

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Лабораторная работа № 4 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Демонстрации. Калориметр и его устройство

— Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды;

— вычислять количество теплоты;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;

- безопасная работа с оборудованием.

25/7. Решение задач. Уравнение теплового баланса.

Решение задач с использованием формулы для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяющегося при охлаждении тела.

— Применять знания к решению графических задач;

— вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче

26/8. Лабораторная работа № 5 «Измерение удельной теплоемкости вещества»

Лабораторная работа № 5 «Измерение удельной теплоемкости вещества»

— Измерять удельную теплоемкость вещества;

— вычислять погрешность косвенного измерения удельной теплоемкости вещества;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;

- безопасная работа с оборудованием.

27/9. Удельная теплота сгорания топлива

Топливо. Реакция окисления при сгорании топлива. Удельная теплота сгорания топлива, условное обозначение и единица. Расчет количества теплоты, выделяющегося при полном сгорании топлива

— Анализировать зависимость количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива от его массы и удельной теплоты сгорания;

— определять по таблице значения удельной теплоты сгорания разных видов топлива;

— применять знания к решению задач

28/10. Первый закон термодинамики.

Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы. Одновременное изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и при совершении работы. Первый закон термодинамики.

Демонстрации. Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы. Одновременное изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и совершении работы

— Применять первый закон термодинамики к анализу механических и тепловых явлений;

— наблюдать процесс изменения внутренней энергии при теплопередаче и совершении работы

29/11. Решение задач. Обобщение знаний

Повторение и обобщение знании в соответствии с материалом обобщающего раздела в конце данной главы. Решение задач

— Применять знания к решению задач;

— систематизировать и обобщать знания

30/12. Контрольная работа

Контрольная работа по теме «Тепловые явления»

— Применять знания к решению задач

Изменение агрегатных состояний вещества (6 ч)

31/1. Плавление и отвердевание кристаллических веществ

Плавление твердых тел. Температура плавления. Объяснение процесса плавления с точки зрения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Кристаллизация. Температура кристаллизации. Плавление и кристаллизация аморфных тел. Удельная теплота плавления. Условное обозначение и единица. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела.

Демонстрации. Зависимость температуры плавления льда от времени. Плавление аморфного тела (куска пластилина)

— Наблюдать зависимость температуры кристаллического вещества при его плавлении (кристаллизации) от времени;

— вычислять количество теплоты в процессе теплопередачи при плавлении и кристаллизации;

— определять по таблице значения температуры плавления и удельной теплоты плавления вещества;

— сравнивать значения величин;

— применять знания к решению графических задач

32/2. Решение задач

Решение качественных и графических задач на плавление и отвердевание кристаллических тел, а также вычислительных задач на применение формулы для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела

— Применять знания к решению задач;

— устанавливать межпредметные связи физики и математики при решении графических задач

33/3. Испарение и конденсация

Парообразование. Испарение. Зависимость скорости испарения от рода жидкости, площади ее поверхности и температуры. Понижение температуры жидкости при испарении. Конденсация. Насыщенный пар. Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры. Ненасыщенный пар.

Демонстрации. Понижение температуры жидкости при испарении

— Исследовать зависимость скорости испарения от рода жидкости, площади ее поверхности и температуры;

— самостоятельно разрабатывать, планировать и осуществлять эксперимент по исследованию этой зависимости

34/4. Кипение. Удельная теплота парообразования

Кипение. Температура кипения. Энергетические превращения в процессе кипения. Удельная теплота парообразования (конденсации), условное обозначение и единица. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для кипения жидкости и выделяющегося при ее конденсации.

Демонстрации. Кипение жидкости

— Исследовать зависимость температуры жидкости при ее кипении (конденсации), от времени;

— рассчитывать количество теплоты, необходимого для парообразования вещества данной массы;

— определять по таблице значения температуры кипения и удельной теплоты парообразования жидкостей;

— устанавливать межпредметные связи физики и математики при решении графических задач

35/5. Влажность воздуха. Решение задач

Абсолютная влажность воздуха. Относительная влажность воздуха. Формула для расчета относительной влажности воздуха Точка росы. Волосной гигрометр. Значение влажности воздуха для жизнедеятельности человека. Решение задач. Повторение темы, обобщение знаний учащихся.

Демонстрации. Приборы для измерения влажности: волосной гигрометр, конденсационный гигрометр, психрометр

— Определять по таблице плотность насыщенного пара при разной температуре;

— анализировать устройство и принцип действия гигрометра;

— измерять влажность воздуха;

— анализировать влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека

36/6. Контрольная работа

Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

— Применять знания к решению задач;

— систематизировать и обобщать знания по теме

Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (7 ч)

37/1. Связь между параметрами состояния газа. Применение газов.

Зависимость давления газа данной массы от объема при постоянной температуре. График полученной зависимости. Объяснение зависимости на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества. Границы применимости закона. Зависимость объема газа данной массы от его температуры при постоянном давлении. График процесса. Объяснение зависимости объема газа данной массы от его температуры на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества. Зависимость давления газа данной массы от температуры при постоянном объеме. График полученной зависимости. Объяснение процесса на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества. Связь абсолютной температуры и средней кинетической энергии движения молекул*. Абсолютный нуль температуры*. Применение газов в технике.

Демонстрации. Для газа данной массы связь между: давлением и объемом при неизменной температуре с цилиндром переменного с объема и металлическим манометром; объемом и температурой при постоянном давлении с цилиндром переменного объема и дилатометром (колба со вставленным в нее через пробку изогнутой трубкой); давлением и температурой при постоянном объеме с цилиндром переменного объема

— Исследовать для газа данной массы зависимости: давления от объема при постоянной температуре; объема от температуры при постоянном давлении; давления от температуры при постоянном объеме;

— объяснять эти зависимости на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;

— применять знания к решению задач;

— устанавливать межпредметные связи физики и математики при решении графических задач

38/2. Решение задач. «Связь между параметрами состояния газа».

Решение задач. «Связь между параметрами состояния газа».

- применять знания к решению задач;

- зависимости давления от объема при постоянной температуре; объема от температуры при постоянном давлении; давления от температуры при постоянном объеме;

- решение графических задач.

39/3 Лабораторная работа №6 «Иссле-дование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре».

Лабораторная работа №6 «Иссле-дование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре».

_Выяснить на опыте зависимость давления газа от объема при постоянной температуре;

40/4. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей

Понятие теплового расширения. Температурный коэффициент расширения. Формула зависимости длины твердого тела от температуры. Температурный коэффициент объемного расширения*. Формула зависимости объема твердого тела от температуры*. Расширение при нагревании поликристаллов и монокристаллов*. Учет теплового расширения твердых тел в технике. Тепловое расширение жидкостей и его причина. Формула зависимости объема жидкости от температуры*. Учет теплового расширения жидкостей в технике. Особенности теплового расширения воды.

Демонстрации. Тепловое расширение твердых тел с шаром Гравезанда (шаром с кольцом), с биметаллической пластинкой. Тепловое расширение воды в колбе с трубкой

— Анализировать возможности применения и учета теплового расширения твердых тел в технике, теплового расширения жидкостей в технике и в быту;

— анализировать особенности теплового расширения воды;

— выполнять опыты, доказывающие, что твердые тела и вода при нагревании расширяются

41/5. Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

Тепловые двигатели. Основные части тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя. Холодильные машины. Двигатель внутреннего сгорания: устройство, принцип действия, применение и его КПД. Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД паровой турбины. Ее применение. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации. Модель теплового двигателя (опыт по рис. 88 учебника). Модель двигателя внутреннего сгорания. Модель паровой машины

— Анализировать устройство теплового двигателя и принципы его работы;

— анализировать устройство двигателя внутреннего сгорания и принцип его работы

— Анализировать устройство и принцип действия паровой турбины;

— оценивать экологические последствия применения тепловых двигателей;

42/6 Обобщение материала по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел».

Обобщение знаний учащихся.

Обобщение материала по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел».

— систематизировать и обобщать знания по теме;

— применять знания к решению задач Обобщить материал по теме и подготовиться к контрольной работе.

43/7 Контрольная работа.

Контрольная работа. «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел».

— Применять знания к решению задач;

— систематизировать и обобщать знания по теме

Электрические явления (6 ч)

44/1.  Электрическое взаимодействие.

Электрический заряд.

Электрический заряд. Электрическое взаимодействие. Положительные и отрицательные заряды. Электрический заряд как физическая величина. Единица электрического заряда. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Электроскоп и электрометр.

Демонстрации. Взаимодействие наэлектризованных тел (по рис. 95 и 96 учебника). Взаимодействие заряженных тел (с помощью двух бумажных султанов). Электроскоп, демонстрационный электрометр

— Наблюдать за показаниями электроскопа и электрометра;

— работать с текстом параграфа учебника и заданиями к ним, в частности, изучая принцип действия и устройство электрометра;

— проводить эксперименты в домашних условиях и делать выводы по результатам наблюдений

45/2. Делимость электрического заряда. Строение атома

Делимость электрического заряда. Электрон — частица, имеющая наименьший электрический заряд. Заряд и масса электрона. Строение атома. Атомное ядро, протон, нейтрон, положительный и отрицательный ион. Модели простейших атомов.

Демонстрации. Делимость электрического заряда (по рис. 104 учебника)

— Устанавливать межпредметные связи физики и химии при изучении строения атома;

— анализировать существовавшие в истории физики модели строения атома

46/3. Электризация тел

Электризация тел. Объяснение явления электризации тел на основе строения атома. Закон сохранения электрического заряда. Фундаментальный характер закона сохранения заряда и границы его применимости.

Демонстрации. Электризация эбонитовой палочки при трении о кусочек меха, стеклянной — при трении о шелк (или бумагу) и появление зарядов противоположных знаков в каждом случае. Электризация тел (по рис. 110 учебника).

— Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении;

— объяснять явления электризации тел на основе строения атома;

— использовать закон сохранения заряда при решении задач

47/4. Понятие об электрическом поле. Линии напряженности электрического поля

Понятие об электрическом поле. Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как особый вид материи. Электрическая сила. Напряженность электрического поля. Единица напряженности и ее условное обозначение. Энергия электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Модельный характер линий напряженности. Примеры линий напряженности простейших электрических полей.

Демонстрации. Обнаружение электрического поля заряженных тел (опыты, аналогичные рис. 115 учебника). Опыт по рисунку 116 учебника. Картины линий напряженности электрических полей: одиночных зарядов, системы двух одноименных и разноименных заряженных тел, однородного электрического поля

— Объяснять характер электрического поля разных источников;

— строить простейшие изображения электрических полей с помощью линий напряженности

48/5. Электризация через влияние*. Проводники и диэлектрики

Электризация через влияние*. Проводники и диэлектрики. Полупроводники. Объяснение деления веществ на проводники и диэлектрики на основе знаний о строении атома.

Демонстрации. Электризация через влияние (по рис. 128 и 129 учебника)*. Соединение заряженного электроскопа с незаряженным стеклянной и металлической палочками. Разрядка электроскопа при нагревании воздуха (по рис. 133 учебника)

— Объяснять деление веществ на проводники и диэлектрики на основе знаний о строении атома;

— объяснять явление электризации тел через влияние*

49/6. Кратковременная контрольная работа. Закон Кулона*

Обобщение материала.

Кратковременная контрольная работа по теме «Электрические явления».

Точечный заряд*. Закон Кулона*. Экспериментальный характер закона Кулона. Устройство и принцип действия крутильных весов. Аналогия между законом Кулона и законом всемирного тяготения, их общность и различия

— Сравнивать, анализировать, систематизировать и обобщать материал темы

Электрический ток (19 ч)

50/1. Электрический ток. Источники тока. Гальванические элементы и аккумуляторы*

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники тока. Превращение различных видов энергии в источниках тока в электрическую. Гальванические элементы и аккумуляторы*.

Демонстрации. Опыты с различными источниками тока: электрофорной машиной, термопарой (по рис. 142 учебника) и т. п.

— Объяснять превращение механической энергии в электрическую в электрофорной машине и других источниках тока;

— объяснять устройство и принцип действия гальванических элементов и аккумуляторов*

51/2. Действия электрического тока

Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное. Применение действий электрического тока. Принцип действия гальванометра.

Демонстрации. Действия электрического тока (по рис. 148, 149 и 139 учебника)

— Объяснять действия электрического тока на примерах бытовых и технических устройств

52/3. Электрическая цепь. Сборка электрической цепи

Электрическая цепь и ее основные элементы. Условные обозначения, применяемые на схемах. Направление электрического тока.

Демонстрации. Простейшая электрическая цепь, состоящая из источника тока, лампочки (или звонка) и ключа

— Читать схемы электрических цепей и самостоятельно их строить;

— собирать электрические цепи

53/4. Сила тока. Амперметр.

Сила тока. Условное обозначение и единица силы тока. Дольные и кратные единицы силы тока. Амперметр — прибор для измерения силы тока, способ его подключения в цепь.

Демонстрации. Взаимодействие двух параллельных проводников с током. Демонстрационный и лабораторный амперметры

— Определять цену деления шкалы амперметра;

— измерять силу тока на различных участках электрической цепи, записывать результат с учетом погрешности измерения;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности.

54/5 Лабораторная работа № 7

«Сборка электри-ческой цепи и измерение силы тока на различных ее участках».

Лабораторная работа № 7

«Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках».

— Определять цену деления шкалы амперметра;

— измерять силу тока на различных участках электрической цепи, записывать результат с учетом погрешности измерения;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности

55/6. Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое напряжение. Условное обозначение и единица напряжения. Вольтметр, его назначение и способ подключения в цепь.

Лабораторная работа № 7 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Демонстрации. Опыт по рисунку 166 учебника

— Рассчитывать значения физических величин, входящих в формулу напряжения;

— читать схемы электрических цепей, содержащих амперметры и вольтметры, и собирать электрические цепи;

— измерять напряжения на различных участках электрической цепи;

— записывать результат с учетом погрешности измерения;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности

56/7 Лабораторная работа № 8 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Лабораторная работа № 8 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

— читать схемы электрических цепей, содержащих амперметры и вольтметры, и собирать электрические цепи;

— измерять напряжения на различных участках электрической цепи;

— записывать результат с учетом погрешности измерения;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности

57/8. Сопротивление проводника.

Расчет сопротивления проводника.

Сопротивление проводника. Условное обозначение и единица сопротивления. Природа электрического сопротивления.

 Удельное сопротивление проводника. Зависимость сопротивления проводника от его удельного сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения.

Демонстрации. Опыт по рисунку 173 учебника

— Объяснять причину возникновения сопротивления в проводниках;

- безопасная работа с оборудованием.

— Исследовать зависимость сопротивления проводника от его удельного сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения;

— вычислять сопротивление проводника;

58/9 Лабораторная работа № 9 «Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра».

Лабораторная работа № 9 «Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра».

— читать схемы электрических цепей, содержащих амперметры и вольтметры, и собирать электрические цепи;

— измерять сопротивление проводника при помощи вольтметра и амперметра;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;

— вычислять погрешность косвенного измерения сопротивления

59/10.  Реостаты.

Лабораторная работа № 10 «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата».

Реостаты. Устройство ползункового реостата и обозначение его на схеме.

Лабораторная работа № 10 «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата».

Демонстрации. Опыты по рисункам 175 и 176 учебника. Ползунковый реостат

— объяснять устройство и принцип действия реостата;

— Регулировать силу тока в цепи с помощью реостата;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности

60/11. Закон Ома для участка цепи

Зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на этом участке и силы тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении. Закон Ома для участка цепи. Решение задач.

Демонстрации. Опыт по рисунку 180 учебника (с помощью реостата поддерживается постоянное напряжение)

— Исследовать зависимости: силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на этом участке; силы тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении

61/12. Последовательное соединение проводников.

Лабораторная работа № 11 «Изучение последовательного соединения проводников».

Последовательное соединение проводников. Сила тока, напряжение и сопротивление в цепи и на отдельных ее участках при последовательном соединении. 

Лабораторная работа № 11 «Изучение последовательного соединения проводников».

Демонстрации. Последовательное соединение двух электрических лампочек

— Исследовать последовательное соединение проводников;

— измерять силу тока и напряжение;

— вычислять сопротивление проводника;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности.

62/13. Параллельное соединение проводников.

Лабораторная работа № 12 «Изучение параллельного соединения проводников».

Параллельное соединение проводников. Сила тока, напряжение и сопротивление в цепи и на отдельных ее участках при параллельном соединении проводников. Лабораторная работа № 12 «Изучение параллельного соединения проводников».

Демонстрации. Параллельное соединение двух электрических лампочек

— Исследовать параллельное соединение проводников;

— измерять силу тока и напряжение;

— вычислять сопротивление проводника;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;

- безопасная работа с оборудованием.

63/14. Решение задач. Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников и закон Ома для участка цепи

Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников и закон Ома для участка цепи

— Применять знания к решению задач на последовательное и параллельное соединение проводников;

— решать задачи на использование закона Ома для участка цепи как аналитическим, так и графическим способами

64/15. Кратковременная контрольная работа. Мощность электрического тока.

Кратковременная контрольная работа (по материалу § 55—56).

Мощность электрического тока. Условное обозначение и единица мощности. Мощность некоторых источников и потребителей тока.

Демонстрации. Измерение мощности тока в электроплитке

— Применять знания к решению задач;

— решать задачи на расчет физических величин, входящих в формулу мощности электрического тока

65/16. Работа электрического тока. Закон Джоуля—Ленца.

Работа электрического тока. Единицы работы: 1 Дж, 1 Вт * ч и 1 кВт * ч. Счетчик электрической энергии. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца.

Демонстрации. Нагревание металлической цепочки, составленной из кусочков спирали от электроплитки и медной проволоки, натянутой между штативами. При пропускании тока отрезки спирали светятся, а медные провода остаются темными. Регулируя сопротивление цепи реостатом, показывается зависимость количества теплоты, выделяющегося при прохождении тока по проводнику, от силы тока

— Объяснять явление нагревания проводника электрическим током;

— решать задачи на расчет физических величин, входящих в формулу работы электрического тока, закон Джоуля—Ленца;

— исследовать зависимость температуры проводника от силы тока в нем;

— наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности

66/17 Лабораторная работа № 13 «Измерение работы и мощности электрического тока».

Лабораторная работа № 13 «Измерение работы и мощности электрического тока».

- Вычислить работу и мощность проводника за данное время;

- применять формулу для расчета работы и мощности тока;

- безопасная работа с оборудованием.

67/18  Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрический ток».

Обобщение знаний по теме «Электрический ток».

— систематизировать и обобщать знания по теме;

— применять знания к решению задач Обобщить материал по теме и подготовиться к контрольной работе.

68/19. Контрольная работа

Контрольная работа по теме «Электрический ток»

— Применять знания к решению задач

69

Подготовка к годовой контрольной работе.

— Применять знания к решению задач

70

Годовая контрольная работа.

— Применять знания к решению задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по физике по учебникам Пурышевой Н.С., Важеевской Н.Е.

Календарно-тематическое планирование по физике 7-9 классы по учебникам Пурышевой и Важеевской....

Учебно-тематическое планирование по физике 8 класс Пурышева

планирование составлено по учебнику физики для 8 класса Пурышевой Н.С. и Важеевской Н.Е....

Разработка электронной поддержки к тематическому и поурочному планированию по учебнику А.В.Перышкин, Е.М.Гутник по теме "Ядерная физика" 9 класс.

В двух архивах содержатся 14 презентаций к  урокам для изучения в 9 классе темы "Ядерная физика". Кроме презентаций  материал для итогового тестирования по теме в электронном и "бумажном" ви...

Физика-10. Л.Э.Генденштейн, 3 урока в неделю( пояснительная записка, основное содержание, тематическое и поурочное планирование)

При работе по учебнику Л.Э.Генденштейна в 10 и 11 классах (физика, базовый уровень) рекомендуется за счет школьного компонента иметь еще один урок в неделю, т.е. 3 часа. В моей разработке: "Пояснитель...

Характеристика учебника физики 7 кл Пурышевой Н.С., Важеевской Н.Е.

Проведен анализ структуры учебника, элементов содержания, аппарата организации усвоения материала учебника...