Рабочая программа по физике 7 класс "УМК "Сферы""
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа по физике для 7 класс к учебнику В.В. Белага и др. "УМК "Сферы"" (2 ч/68 ч)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Обязательный минимум содержания общего образования (приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 1235).
- Временных требований к минимуму содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236),
- Примерная программа основного общего образования по физике.
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.02.1998 № 322).
- Программы курса «Физика. 7-9 класс»: Авторы В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. – М.: Просвещение, 2009
- Учебно-методический комплект «Сферы»: Физика 7 класс, авторы В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем обязательного минимума содержания общего образования, показывает последовательность изучения разделов физики, адаптировано к учебнику «Физика 7 кл» авторов В.В.Белага, И.А.Ломаченкова, Ю.А.Панебратцева и определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Данная программа использовалась для составления календарно-тематического планирования курса физики в 7 классе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Физика» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике. С него начинается изучение физики в средней школе. Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания. Поэтому одной из важнейших задач курса является формирование у учащихся представлений о методах научного познания природы и физической картины мира в целом. Современная физика — быстроразвивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика — точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а также для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы; в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе изучения курса физики в 7 классе приоритетами являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Часть обозначенных в программе лабораторных работ не требует специальных часов, так как они выполняются в ходе урока при изучении соответствующей темы.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий ской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физика» на ступени основного общего образования в 7, 8 и 9 классах, из расчета 70 часов в каждом классе, 2 часа в неделю.
Распределение учебных часов по разделам программы
Тема | Количество часов | Виды и формы работ для контроля |
1 | 2 | 3 |
Физика и мир, в котором мы живем | 7 |
|
Строение вещества | 6 |
|
1 | 2 | 3 |
Движение, взаимодействие, масса | 10 |
|
Силы вокруг нас | 10 |
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 10 |
|
Атмосфера и атмосферное давление | 4 |
|
Закон Архимеда. Плавание тел | 6 |
|
Работа, мощность, энергия | 7 |
|
Простые механизмы. «Золотое правило» механики | 7 |
|
Повторение | 1 |
2. Содержание курса
I. Физика и мир, в котором мы живем (7 ч)
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Измерения и точность измерений. Погрешности измерений. Мир четырех измерений. Пространство и время.
Демонстрации: примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений, портреты ученых, физические приборы, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие связь физики и окружающего мира.
Лабораторные работы и опыты:
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Определение объема твердого тела.
3. Работа со штангенциркулем.
4. Сравнение точности измерения различными видами линеек.
5. Определение диаметра нити.
6. Измерение длины стола.
II. Строение вещества (6 ч)
Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Смачивание и капиллярность. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации: сжимаемость газов, диффузия в газах и жидкостях, модель хаотического движения молекул, модель броуновского движения, сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда, сцепление свинцовых цилиндров, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение вещества.
Лабораторные работы и опыты:
7. Измерение размеров малых тел.
8. Изучение процесса испарения воды.
III. Движение, взаимодействие, масса (10 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Тело отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Средняя скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Демонстрации: равномерное прямолинейное движение, относительность движения, равноускоренное движение, свободное падение тел в трубке Ньютона, явление инерции, взаимодействие тел, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
9. Изучение физических величин, характеризующих механическое движение. Измерение скорости движения человека.
10. Измерение массы тела на уравновешенных рычажных весах.
11. Измерение малых масс методом взвешивания.
12. Измерение плотности жидкости с помощью ареометра.
13. Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
IV. Силы вокруг нас (10 ч)
Сила. Сила тяжести. Правило сложения сил. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике.
Демонстрации: зависимость силы упругости от деформации пружины, сложение сил, сила трения, невесомость, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
14. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
15. Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины.
16. Исследование силы трения скольжения.
17. Изучение сил упругости. Нахождение равнодействующей нескольких сил, направленных вдоль одной прямой.
V. Давление твердых тел, жидкостей и газов (10 ч)
Давление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины.
Демонстрации: зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры, закон Паскаля, гидравлический пресс, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
18. Определение давления эталона килограмма.
19. Определение зависимости между глубиной погружения тяжелых свинцовых кирпичей в песок и давлением.
20. Исследование процесса вытекания воды из отверстия в сосуде.
VI. Атмосфера и атмосферное давление (4 ч)
Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Опыт Торричелли. Приборы для измерения давления.
Демонстрации: обнаружение атмосферного давления, измерение атмосферного давления барометром-анероидом, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
21. Изготовление «баночного барометра».
VII. Закон Архимеда. Плавание тел (6 ч)
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Воздухоплавание.
Демонстрации: закон Архимеда, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
22. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
23. Изучение условий плавания тела в жидкости.
24. Определение плотности деревянной линейки гидростатическим способом.
VIII. Работа, мощность, энергия (7 ч)
Работа. Мощность. Энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.
Демонстрации: изменение энергии тела при совершении работы, превращения механической энергии из одной формы в другую, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
25. Изучение механической работы и мощности.
26. Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости.
IX. Простые механизмы. «Золотое правило» механики (7 ч)
Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг. Момент силы. Условия равновесия рычага. Блок и система блоков. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации: простые механизмы, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
27. Проверка условия равновесия рычага.
28. Определение КПД наклонной плоскости.
29. Определение КПД подвижного блока.
30. Определение положения центра тяжести плоской фигуры.
3 Требования к уровню подготовки учащихся по всем видам деятельности и по всем разделам курса
В результате изучения курса физики ученик 7 класса должен:
Знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию.
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры.
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления.
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических и тепловых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
4. Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе
№ урока | Дата | Тема урока | Методы и формы обучения | Средства обучения, | Требования к базовому уровню подготовки | Ресурсы урока | Домашнее задание | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ФИЗИКА И МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ (7 часов) | ||||||||
1 | 1 | Что изучает физика. | Лекция | Демонстрация примеров меха-нических, элек-трических, теп-ловых, магнит-ных и световых явлений | Знать/понимать смысл понятия «физическое явление» | Учебник: § 1. | Учебник: § 1 | |
2 | 2 | Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. | Эвристическая беседа, поисковая | Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы | Знать/понимать смысл понятий: - «материя»; - «вещество»; и др. | Учебник: § 2, 3. | Учебник: § 2, 3 | |
3 | 3 | Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения. | Информацион-но-развивающий | Лабораторное оборудование: набор тел, измерительные линейки, штангенциркули, микрометры | Уметь определять це-ну деления измери-тельных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физичес-кой величиной | Учебник: § 4, 5. | Учебник: § 4, 5 | |
4 | 4 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | Практикум | Демонстрацион-ные и лаборатор-ные измеритель-ные приборы | Уметь использовать измерительные при-боры для измерения объемов тел | Тетрадь-практикум, л/р № 1. Электронное приложение | л/р № 1 | |
5 | 5 | Лабораторная работа № 2 «Определение объема твердого тела». | Практикум | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторное обору-дование: набор тел, цилиндры изме-рительные | Тетрадь-практикум, л/р № 2. | л/р № 2 | |
6 | 6 | Человек и окружающий его мир. | Информацион-но-развивающий | Учебник: § 6 | Учебник: § 6 | |||
7 | 7 | Обобщающий урок по теме «Физика и мир, в котором мы живем». | Творчески-репродуктив-ный | Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме. | Тест | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (6 часов) | ||||||||
8 | 1 | Строение вещества. Молекулы и атомы. | Информацион-но-развивающий | Модели атомов и молекул, таблицы | Знать / понимать смысл понятий: – «вещество», – «атом», – «молекула» | Учебник: § 7, 8. | Учебник: § 7, 8. | |
9 | 2 | Лабораторная работа № 3 «Измерение размеров малых тел» | Репродуктив-ный метод. Лабораторная работа по инструкции | Модель хаоти-ческого движе-ния молекул, мо-дель броуновс-кого движения | Уметь приводить примеры явлений, объясняемых теп-ловым движением | Тетрадь-практикум, л/р № 7. | л/р № 7 | |
10 | 3 | Броуновское движение. Диффузия. | Эвристичес-кая беседа, исследова-тельская работа | Демонстрация диффузии в га-зах и жидкостях | Уметь описывать и объяснять явление диффузии | Учебник: § 9 | Учебник: § 9. Задачник: с. 8—11 | |
11 | 4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Эвристичес-кая беседа, исследова-тельская работа | Демонстрация сцепления свинцовых цилиндров | Знать / понимать смысл понятия «вза-имодействие», уметь приводить примеры практичес-кого использования взаимодействий | Учебник: § 10. | Учебник: § 10, 11 (конспект). | |
12 | 5 | Агрегатные состояния вещества. | Проблемно-поисковый, эвристическая беседа | Демонстрация сжимаемости га-зов, сохранения объема жидкости при изменении формы сосуда | Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях | Учебник: § 12 | Учебник: § 12. | |
13 | 6 | Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества». | Творчески-репродуктив-ный | Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме | Уметь объяснять физические явления на основе представ-лений о строении вещества | Тетрадь-экзаменатор, с. 10—15 | Повторить | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ДВИЖЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, МАССА (10 часов) | ||||||||
14 | 1 | Механическое движение. | Объяснение, демонстрации | Демонстрация примеров меха-нического дви-жения, относите-льности механи-ческого движе-ния | Знать / понимать смысл понятий: «путь», «траектория», «относительность дви-жения»; уметь оп-ределять вид траек-тории и пройденный путь в различных системах отсчета | Учебник: § 13. Тетрадь-тренажер: с. 22-37. | Учебник: § 13. Задачник: с. 11—14. | |
15 | 2 | Скорость равномерного прямолинейного движения. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация равномерного прямолинейного движения | Знать/понимать смысл понятий: - «путь», - «скорость»; уметь описывать рав-номерное прямо-линейное движение | Учебник: § 14 | Учебник: § 14 | |
16 | 3 | Средняя скорость. Ускорение. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация средней скорости и ускорения. | Знать/понимать смысл понятий: - «ускорение», - «средняя скорость» | Учебник: § 15 | Учебник: § 15 | |
17 | 4 | Решение задач по теме «Скорость». | Творчески-репродуктив-ный | Дидактические материалы: сбор-ники познаватель-ных и развиваю-щих заданий по теме, сборники тестовых заданий | Уметь решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения | Учебник: с. 48—49 | Задачник: с. 11—14 | |
18 | 5 | Инерция. | Проблемно-поисковый | Демонстрация яв-ления инерции (лабораторное оборудование: на-бор по механике) | Уметь описывать и объяснять явление инерции | Учебник: § 16 | Учебник: § 16 | |
19 | 6 | Взаимодействие тел и масса. Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на уравновешенных рычажных весах». | Эвристическая беседа, исследовательская работа | Демонстрация взаимодействия тел | Знать / понимать смысл величины «масса». Уметь измерять массу тела, выражать резуль-таты измерений в СИ | Учебник: § 17 | Учебник: § 17 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
20 | 7 | Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. | Объяснение, беседа, самостоятель-ная работа с учебником и справочниками | Наглядные пособия, учебная литература | Знать / понимать смысл величин «масса» и «плот-ность». Уметь решать зада-чи на расчет массы и объема тела по его плотности | Учебник: § 18 | Учебник: § 18 | |
21 | 8 | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра» | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторное оборудование: набор тел, ци-линдры измери-тельные, учебные весы с гирями | Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объема твердых тел | Тетрадь-практикум: л/р № 13 | Тетрадь-практикум: л/р № 13 | |
22 | 9 | Решение задач на расчет массы, объема и плотности тела | Репродуктив-ный | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь решать задачи на расчет массы, объема и плотности тела | Тетрадь-экзаменатор: с. 16—21. Учебник: с. 48—49 | Учебник: с. 48—49 | |
23 | 10 | Контрольная работа № 2 по теме «Движение, взаимодействие, масса». | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по карточкам | Контрольно-измерительные материалы по теме «Движение, взаимодействие, масса» | Уметь применять полученные знания при решении задач | Контрольно-измерительные материалы по теме «Движение, взаимодействие, масса» | Повторить Гл. III | |
СИЛЫ ВОКРУГ НАС (10 часов) | ||||||||
24 | 1 | Сила. | Проблемно-поисковый | Наглядные пособия, лабораторное оборудование: набор по механике | Знать/понимать смысл физической величины «сила»; | Учебник: § 19 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Учебник: § 19 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 | |
25 | 2 | Сила тяжести. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация свободного паде-ния тел, нагляд-ные пособия, справочная литература | Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести» | Учебник: § 20 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Учебник: § 20 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
26 | 3 | Равнодействующая сила. Правило сложения сил. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация сложения сил; наглядные пособия, лабораторное оборудование: набор по механике | Уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой | Учебник: § 21 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Учебник: § 21 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 | |
27 | 4 | Сила упругости. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация зависимости силы упругости от деформации пружины | Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять ее | Учебник: § 22 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Учебник: § 22 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 | |
28 | 5 | Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрационные и лабораторные динамометры | Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров | Учебник: § 23 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Учебник: § 23 Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 | |
29 | 6 | Лабораторная работа № 6 «Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины» | Практикум | Лабораторное оборудование: набор пружин с различной жесткостью, набор грузов | Уметь градуировать шкалу измерительного прибора | Тетрадь-практикум: л/р № 15 | Тетрадь-практикум: л/р № 15 | |
30 | 7 | Вес тела. Невесомость. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация невесомости и перегрузки, учебная литература | Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что вес тела – вели-чиина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры | Учебник: § 25, 26* Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 Электронное приложение | Учебник: § 25, 26* Тетрадь-тренажер: с. 38—45 Задачник: с. 17—20 | |
31 | 8 | Сила трения. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация силы трения скольжения, силы трения покоя | Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения | Учебник: § 25: 26*. Тетрадь-тренажер: с. 38-45. Задачник: с. 17—20. Электронное приложение | Учебник: § 25, 26 (конспект). Тетрадь-тренажер: с. 38-45. Задачник: с. 17—20. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
32 | 9 | Обобщающий урок по теме «Силы вокруг нас». | Репродуктив-ный | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | Тетрадь-тренажер: с. 38—45 | Тетрадь-тренажер: с. 38—45 | |
33 | 10 | Контрольная работа № 3 по теме «Силы вокруг нас». | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по карточкам | Контрольно-измерительные материалы по теме «Силы вокруг нас» | Уметь применять полученные знания при решении задач | Контрольно-измерительные материалы по теме «Силы вокруг нас» | Повторить Гл. IV | |
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (10 часов) | ||||||||
34 | 1 | Давление твердых тел. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация зависимости давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры | Знать/понимать смысл величины «давление»; | Учебник, § 27 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Учебник, § 27 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 | |
35 | 2 | Способы увеличения и уменьшения давления. | Информа-ционно-развивающий | Знать/понимать, для чего и какими спосо-бами уменьшают или увеличивают давление | Учебник, § 28 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Учебник, § 28 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 | ||
36 | 3 | Лабораторная работа № 7 «Определение давления эталона килограмма» | Информа-ционно-развивающий | Лабораторная работа по инструкции | Уметь оценивать дав-ление, оказываемое эталоном килограмма | Тетрадь-практикум, л/р № 18 Электронное приложение | Тетрадь-практикум, л/р № 18 | |
37 | 4 | Природа давления газов и жидкостей. | Информа-ционно-развивающий | Модель движения молекул наза | Знать / понимать чем вызвано давление, как изменится давление газа при его нагрева-нии и сжатии, как изме-ниться давление жид-кости с увеличением глубины | Учебник, § 29 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Учебник, § 29 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 | |
38 | 5 | Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация явлений, объяс-няемых сущес-твованием давле-ния в жидкостях и газах. Демон-страция закона Паскаля | Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами | Учебник, § 30 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Учебник, § 30 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
39 | 6 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Информа-ционно-развивающий | Сборники позна-вательных и раз-вивающих зада-ний по теме «Давление жидкостей и газов» | Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда | Учебник, § 31 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Учебник, § 31 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 | |
40 | 7 | Сообщающиеся сосуды. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация сообщающихся сосудов, модели фонтана; наглядные пособия | Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов | Учебник, § 32 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Учебник, § 32 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 | |
41 | 8 | Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация гидравлического пресса; наглядные пособия | Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются | Учебник, § 33 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Учебник, § 33 Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 | |
42 | 9 | Обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Репродуктив-ный | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 Электронное приложение | Тетрадь-тренажер, с. 46—59 Задачник, с. 21—25 | |
43 | 10 | Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по карточкам | Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Уметь применять полученные знания при решении задач | Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Повторить Гл. V | |
АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ (4 часа) | ||||||||
44 | 1 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация обнаружения атмосферного давления, | Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления. | Учебник, § 34 Тетрадь-тренажер, с. 60—67 Задачник, с. 26—31 Электронное приложение | Учебник, § 34 Тетрадь-тренажер, с. 60—67 Задачник, с. 26—31 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
45 | 2 | Методы измерения давления. Опыт Торричелли. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация измерения атмо-сферного давле-ния барометром-анероидом | Уметь использовать барометры для изме-рения атмосферного давления | Учебник, § 35 Тетрадь-тренажер, с. 60—67 Задачник, с. 26—31 Электронное приложение | Учебник, § 35 Тетрадь-тренажер, с. 60—67 Задачник, с. 26—31 | |
46 | 3 | Приборы для измерения давления. Решение задач. | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация различных видов манометров | Знать/понимать устройство и прин-ципы действия мано-метров и барометров | Учебник, § 36 Тетрадь-тренажер, с. 60—67 Задачник, с. 26—31 Электронное приложение | Учебник, § 36 Тетрадь-тренажер, с. 60—67 Задачник, с. 26—31 | |
47 | 4 | Обобщающий урок по теме «Атмосфера и атмосферное давление». | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по карточкам | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | Тетрадь-экзаменатор: с. 36—41 | Повторить Гл. VI | |
ЗАКОН АРХИМЕДА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ (6 часов) | ||||||||
48 | 1 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Проблемно-поисковый | Демонстрация наличия выталкивающей силы, направле-ние выталкиваю-щей силы. | Знать / понимать как называют силу, кото-рая выталкивает тела, которые погружены в жидкости и газы; чему равна архимедова сила | Учебник, § 37 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—35 Электронное приложение | Учебник, § 37 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—3 | |
49 | 2 | Лабораторная работа № 8 «Измерение выталкивающей силы: действующей на пог-руженное в жидкость тело» | Практикум | Лабораторная работа по инструкции | Уметь измерять на опыте выталкиваю-щую силу | Тетрадь-практикум: л/р № 22 | Тетрадь-практикум: л/р № 22 | |
50 | 3 | Закон Архимеда. | Проблемно-поисковый | Демонстрация закона Архимеда | Знать/понимать смысл закона Архимеда | Учебник, § 38 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—35 Электронное приложение | Учебник, § 38 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—35 | |
51 | 4 | Условие плавания тел. Воздухоплавание | Информа-ционно-развивающий | Демонстрация плавания тел из металла. Демонстрация плавания тел из металла; модели судов, наглядные пособия, учебная литература | Понимать принципы плавания тел. Понимать принципы воздухоплавания и плавания судов | Учебник, § 39 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—35 Электронное приложение | Учебник, § 39 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—35 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
52 | 5 | Обобщающий урок по теме «Закон Архимеда. Плавание тел». | Репродуктив-ный | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | Учебник, с. 102—103 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—35 Электронное приложение | Учебник, с. 102—103 Тетрадь-тренажер, с. 68—77 Задачник, с. 31—35 | |
53 | 6 | Контрольная работа № 5 по теме «Закон Архимеда. Плавание тел». | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по карточкам | Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Уметь применять полученные знания при решении задач | Тетрадь-экзаменатор, с. 42—49 | Повторить Гл. VII | |
РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (7 часов) | ||||||||
54 | 1 | Механическая работа. | Информаци-онно-развивающий | Демонстрация механической работы | Знать/понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механи-ческую работу для простейших случаев | Учебник, § 40 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 Электронное приложение | Учебник, § 40 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 | |
55 | 2 | Мощность. | Проблемно-поисковый | Дидактические материалы, наглядные пособия, справочная литература | Знать/понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев | Учебник, § 41 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 Электронное приложение | Учебник, § 41 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 | |
56 | 3 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | Информаци-онно-развивающий | Демонстрация изменения энергии тела при совершении работы | Знать/понимать фи-зический смысл кине-тической и потенци-альной энергии, знать формулы для их вычисления | Учебник, § 42, 43 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 Электронное приложение | Учебник, § 42, 43 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 | |
57 | 4 | Закон сохранения механической энергии. | Проблемно-поисковый | Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую, различные виды маятников | Знать/понимать смысл закона сохранения механической энергии | Учебник, § 44 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 Электронное приложение | Учебник, § 44 Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
58 | 5 | Лабораторная работа № 9 «Изучение изменения потенциальной и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости». | Практикум | Лабораторная работа по инструкции | Уметь определять из-менение потенциаль-ной и кинетической энергии шарика, дви-жущегося по наклон-ной плоскости | Тетрадь-практикум: л/р № 26 | Тетрадь-практикум: л/р № 26 | |
59 | 6 | Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя. Решение задач. | Репродуктив-ный. | Сборники поз-навательных и развивающих за-даний по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | Учебник, § 45*, 46* Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 Электронное приложение | Учебник, § 45*, 46* Тетрадь-тренажер, с. 78—87 Задачник, с. 35—39 | |
60 | 7 | Контрольная работа № 6 по теме «Работа. Мощность. энергия». | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по карточкам | Сборники позна-вательных и раз-вивающих зада-ний по теме, спра-вочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | Тетрадь-экзаменатор, с. 50—57 | Повторить Гл. VIII | |
ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» МЕХАНИКИ (7 часов) | ||||||||
61 | 1 | Рычаг и наклонная плоскость. | Информаци-онно-развивающий | Демонстрация простых механи-змов; учебная литература. Демонстрация рычага | Знать виды простых механизмов и их применение | Учебник, § 47 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 Электронное приложение | Учебник, § 47 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 | |
62 | 2 | Лабораторная работа № 10 «Проверка условия равновесия рычага» | Практикум | Лабораторная работа по инструкции | Уметь эксперимента-льно выяснять, при ка-ком соотношении сил и их плеч рычаг нахо-дится в равновесии | Тетрадь-практикум: л/р № 27 | Тетрадь-практикум: л/р № 27 | |
63 | 3 | Блок и система блоков. | Информаци-онно-развивающий | Подвижные и не-подвижные бло-ки, полиспасты | Уметь объяснять, где и для чего применяются блоки | Учебник, § 48 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 Электронное приложение | Учебник, § 48 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 | |
64 | 4 | «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. | Информаци-онно-развивающий, частично-поисковый | Лабораторное оборудование: наборы по механике | Знать/понимать смысл «золотого правила механики». Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов | Учебник, § 49, 50 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 Электронное приложение | Учебник, § 49, 50 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
65 | 5 | Лабораторная работа № 11 «Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости». | Практикум | Лабораторное оборудование: наборы по механике | Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов | Тетрадь-практикум, л/р № 28 | Тетрадь-практикум, л/р № 28 | |
66 | 6 | Решение задач. | Репродуктив-ный | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | Учебник, с. 130—131 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 Электронное приложение | Учебник, с. 130—131 Тетрадь-тренажер, с. 88—95 Задачник, с. 39—45 | |
67 | 7 | Контрольная работа № 7 по теме «Простые механизмы. «Золотое правило» механики». | Репродуктив-ный. Индивидуа-льная работа по карточкам | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | Тетрадь-экзаменатор, с. 58—63 | Повторить | |
ПОВТОРЕНИЕ (1 час) | ||||||||
68 | Итоговый урок. | Репродуктив-ный | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь применять полученные знания при решении задач | Тетрадь-экзаменатор, с. 64—75 | – |
5. Учебно-методическое обеспечение
для учителя:
- Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009. (Академический школьный учебник) (Сферы).
- Физика. Задачник. 7 класс. / Д.А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; [под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2009.
- Физика. Тетрадь-практикум. 7 класс. / Д.А. Артеменков, В. В. Белага, Н.И. Воронцова; под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2009.
- Физика. Тетрадь-тренажер. 7 класс. / Д.А. Артеменков, В. В. Белага, Н.И. Воронцова; [под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2009.
- Физика. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс. / В.В. Журавлев; [под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2009.
- Физика. 7 класс. Электронное приложение к учебнику авторов В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев, – М: Просвещение, 2009.
- Физика. Поурочное тематическое планирование. 7 класс / Д.А. Артеменков, Н.И. Воронцова. – М: Просвещение, 2009.
- Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 7 – 9 классы./ В. В. Белага, В.В. Жумаев, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; [под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2010.
для учащихся:
- Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009. (Академический школьный учебник) (Сферы).
- Физика. Задачник. 7 класс. / Д.А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; [под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2009.
- Физика. Тетрадь-практикум. 7 класс. / Д.А. Артеменков, В. В. Белага, Н.И. Воронцова; под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2009.
- Физика. Тетрадь-тренажер. 7 класс. / Д.А. Артеменков, В. В. Белага, Н.И. Воронцова; [под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2009.
- Физика. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс. / В.В. Журавлев; [под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Комментарии
Благодарность.
Спасибо большое за программу!