Открытый урок по теме Оптические приборы
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме

Баринова Татьяна Васильевна

Использование проектной деятельности в старших классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока:

Образовательные 

Познакомить учащихся с устройством и принципом работы оптических приборов – телескопа, микроскопа и фотоаппарата, их применением;

Обеспечение в ходе урока повторение законов геометрической оптики. показать практическое применение основных понятий и законов в изучаемых оптических приборах на практике;

Формирование умений решать творческие задачи.

закрепить изученный материал

Воспитательные. 

Содействование в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.

Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер предосторожности по сохранению хорошего зрения.

Развивающие. 

Продолжение формирования политехнических умений: формировать навыки работы в группе с источниками информации, таблицами, приборами;  публичных выступлений.

Приобщение к  работе на ПК в режиме презентации, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.

Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности.

ПЛАН УРОКА

1. ВВЕДЕНИЕ. Вступительное слово

Значение  темы для человека.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 

Отчет групп по темам:  

Лупа, фотоаппарат, цифровой фотоаппарат, проектор;

Глаз, Строение глаза, свето - и цветочувствительные элементы глаза, близорукость и дальнозоркость.

 Физкульт-пауза Гигиена глаза , глазная гимнастика.

Микроскоп

Телескоп

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. 

4. ИТОГИ УРОКА. 

Используемое оборудование: 

модель глаза человека,  

микроскоп школьный,

фотоаппараты,

проектор для слайдов.

Таблицы: строение глаза человека, телескоп-рефлектор и телескоп-рефрактор, фотоаппарат, микроскоп.

Подготовка участников:

На первом уроке темы «Геометрическая оптика» учащимся предлагаются темы, над которыми им предстоит работать :

“Глаз человека – живой оптический аппарат”,

“Телескоп”,

“Микроскоп”,

“Фотоаппарат”.

Для этой цели класс делится на 4 группы, которые формируются по желанию учащихся.

В рабочей группе необходимо выбрать:

Руководителя  ( основного докладчика)

лаборанта,

искателя информации,

художника.

Докладчик должен хорошо владеть информацией, грамотно, доступно и интересно её излагать.

Лаборанты помогают докладчику во время выступления – готовят доску, выставляют на демонстрационный стол необходимые приборы и модели, проверяют их исправность и готовность к работе, демонстрируют, если необходимо, слайды.

Художники, (оформляют необходимые слайды).

Искатели работают с научно-популярной, учебной и справочной литературой, берут информацию в интернете. Таким образом, в подготовке урока занят весь класс.  

Урок проходит как завершающий тему "Геометрическая оптика"

ХОД УРОКА

1.Организационный этап

Учитель знакомит класс с темой урока, его целями и задачами, представляет жюри.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством, работой и назначением некоторых оптических приборов. Практически в каждой семье есть фотоаппарат или видеокамера, в школе на уроках биологии мы работаем с микроскопом, на уроках астрономии наблюдаем звёздное небо в телескоп и, конечно же, видим окружающий нас мир глазами.

Рассмотреть внимательно и запечатлеть его неповторимость и красоту нам помогает  оптический прибор-фотоаппарат. Фотография так прочно вошла в нашу жизнь, что трудно представить, как человек обходился без неё? Ведь история фотографии началась не так давно – в XIX веке!

Первые фотоаппараты были дороги и громоздки, но наука и техника не стоят на месте – размеры фотоаппаратов значительно уменьшились, они стали проще в эксплуатации, лучше стало качество снимков, фотография из черно-белой превратилась в цветную.

Наша первая группа работала над темой "Фотоаппарат" и подготовила не только сообщение, но и выставку фотоаппаратов разных моделей: здесь мы видим старенький советский "Зенит", "чудо" техники – знаменитый "Полароид", делающий моментальные снимки, пленочный "Кодак" и цифровую камеру – "Олимпус".

Как же устроен и как работает этот чудо-прибор – фотоаппарат?

Об этом расскажет наш первый докладчик.

Отчет первой группы о проделанной работе: 

на доске таблица ,

на лабораторном столе – фотоаппараты разных моделей.

План сообщения:

камера-обскура – прообраз фотоаппарата,

устройство фотоаппарата,

сходства фотоаппарата и глаза,

построение изображения,

строение объектива,

назначение диафрагмы,

функции затвора,

назначение фотопластинки и фотопленки,

обработка фотопленки,

настройка пленочного /или цифрового/ фотоаппарата.

 Мы рассмотрели как устроен фотоаппарат, но прообразом фотоаппарата послужил живой оптический аппарат – глаз. Приглашаем к доске докладчика второй группы, которая работала над этой темой.

Отчет первой группы: 

лаборанты готовят таблицу, на демонстрационном столе – модель глаза,

сообщение по теме /7-8 минут/.

План сообщения:

строение глаза человека,

преломляющие среды глаза и их свойства,

особенности хрусталика,

построение изображения на сетчатке глаза,

аккомодация глаза,

адаптация глаза,

острота зрения,

угол зрения,

возрастные особенности зрения,

дальнозоркость и её исправление,

близорукость и её исправление,

современные методы коррекции зрения.

По ходу сообщения докладчик работает с моделью глаза и таблицами, выписывает на доске физические характеристики глаза, делает акцент на новые понятия.

Гигиена глаза , глазная гимнастика.

Медицинские осмотры показывают, что сегодня совершенно здоровым является только один ученик из десяти. Поэтому сохранение здоровья это потребность не только нашего, но и будущих поколений. Безусловно, и на уроках физики вопросам сохранения здоровья должно уделяться достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно.

УЧИТЕЛЬ:  с помощью микроскопа мы заглядываем в микромир. Мы можем увидеть то, что обычным глазом не видно – клетки, бактерии, микробы, мельчайшие частицы вещества. Микроскоп совместно с оптическим устройством наших глаз увеличивает угол зрения, и на сетчатке глаза получается увеличенное изображение ничтожно малых или невидимых невооруженным глазом объектов. Микроскоп как бы "увеличивает" рассматриваемый предмет. Подробнее об этом замечательном приборе расскажет наш третий докладчик.

Отчет третьей группы о проделанной работе:

на доске – таблица, на демонстрационном столе – школьный микроскоп,

лаборант готовит слайды  и демонстрирует их по ходу сообщения.

План сообщения:

строение микроскопа,

назначение объектива,

назначение окуляра,

назначение зеркала,

настройка микроскопа,

построение изображения в микроскопе,

увеличение микроскопа,

достоинства и недостатки получаемых изображений,

виды микроскопов,

преимущества электронного микроскопа.

УЧИТЕЛЬ: Долгое время люди полагались только на своё зрение. Наука строилась на утверждении – мир таков, каким мы его видим. Но как далеко мы видим? Существуют ли во Вселенной другие миры? Чтобы ответить на эти вопросы, человек изобретает зрительную трубу – прообраз современного телескопа.

«Открылась бездна

             Звезд полна.

                          Звездам числа нет

                                         Бездне дна»       М. В. Ломоносов

Телескоп – основной источник информации для астрономов, с его устройством и принципом работы нас познакомит четвертая группа

Отчет  четвертой группы о проделанной работе:

на доске – таблицы  (на демонстрационном столе – подзорная труба и школьный телескоп-рефрактор),

лаборант готовит слайды  и демонстрирует их по ходу сообщения.

План сообщения:

строение зрительной трубы,

назначение окуляра,

назначение объектива,

зрительная труба Галилея,

зрительная труба Кеплера,

построение изображения в зрительной трубе,

линзовый телескоп Гевелия,

зеркальный телескоп Ньютона,

виды телескопов,

достоинства и недостатки современных телескопов,

пути совершенствования телескопов,

космические телескопы.

3. Закрепление изученного материала

УЧИТЕЛЬ: Мы прослушали четыре сообщения, увидели работу каждой группы, а пока жюри оценивает эту работу, я прошу вас дать ответы на следующие вопросы:

Как устроена оптическая система глаза?

Какое изображение получается на сетчатке глаза?

что представляет собой хрусталик?

Чем объясняется дальнозоркость и близорукость?

Что такое телескоп?

Как устроен телескоп?

Какие виды телескопов вы знаете?

Что такое микроскоп?

Как устроен микроскоп?

Какое изображение дает микроскоп?

В чем отличие микроскопа от телескопа?

Существуют ли пределы увеличения?

Как устроен фотоаппарат, какое изображение получается на фотопленке? и т.п.

4. Оценка работы и завершение урока

Жюри по пятибалльной системе оценивает работу групп по следующим критериям:

научность и доступность излагаемого материала,

наглядность /качество самодельных таблиц, умение ими пользоваться при объяснении материала/,

работа лаборантов /размещение таблиц на доске и приборов на столе, работа с проектором/,

грамотность и артистизм докладчика, способность расположить к себе слушателей.

Максимальное число баллов за выступление – 20.

В соответствии с количеством полученных баллов распределяются места.

УЧИТЕЛЬ: Я приглашаю председателя жюри, который объявит результаты нашей работы.

Мы прекрасно понимаем, что за один урок невозможно познакомиться с устройством и работой всех оптических приборов, но то, что мы сегодня увидели и услышали, значительно расширяет наши познания о таких знакомых нам приборах, как микроскоп, телескоп и фотоаппарат. Спасибо всем за работу и внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лупа, фотоаппарат, проектор Авторы: Бекжанова Диана руководитель Быстров Антон лаборант Орлова Надежда искатель информации Трубникова Дарья художник Цель: Представить оптическую систему фотоаппарата и проекционной аппаратуры

Слайд 2

Лупа короткофокусная собирающая линза

Слайд 4

Изображение действительное, уменьшенное, обратное Оптическая система фотоаппарата

Слайд 5

Современные объективы

Слайд 7

Принципиальная схема фотоаппарата

Слайд 8

Принципиальная схема проектора

Слайд 10

Цель: представить строение глаза, особенности зрения, недостатки зрения и способы их исправления. Авторы: Пака Екатерина - руководитель Комлик Татьяна - информация Червоткин Сергей - художник Чуденков Дмитрий - лаборант ГЛАЗ - оптический прибор, который всегда с нами.

Слайд 11

Склера Роговица Радужка Хрусталик Мышца Сетчатая оболочка Зрительный нерв Строение глаза

Слайд 12

Понятие об угле зрения Угол, под которым виден предмет из оптического центра глаза, называют углом зрения. От величины этого угла зависит размер изображения на сетчатке.

Слайд 13

Аккомодация это рефлекторный механизм, с помощью которого лучи света, исходящие от объекта, фокусируются на сетчатке

Слайд 14

Нормальное зрение - изображение бесконечно удаленного предмета на сетчатке . Близорукость - изображение бесконечно удаленного предмета перед сетчаткой. Дальнозоркость - изображение бесконечно удаленного предмета за сетчаткой.

Слайд 15

ОЧКИ

Слайд 16

«Физика 11 класс», В.А. Касьянов; «Физика 11 класс», А.А. Пинский; Большая Советская Энциклопедия; «Открытая физика», С.М. Козел; Ресурсы Интернет; «Энциклопедия «Физика», издательство Аванта+. Используемая литература:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Микроскоп Авторы: Ходова Виктория - руководитель Абрамова Татьяна - информация Бибилова Альбина - лаборант Цель: рассказать об устройстве и видах микроскопов

Слайд 2

Первые микроскопы

Слайд 3

Строение микроскопа

Слайд 4

Микроскоп

Слайд 12

«Физика 11 класс», В.А. Касьянов; «Физика 11 класс», А.А. Пинский; Большая Советская Энциклопедия; «Открытая физика», С.М. Козел; Ресурсы Интернет; «Энциклопедия «Физика», издательство Аванта+. Используемая литература:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Телескопы Авторы: Иманова Екатерина - руководитель Мостовых Екатерина - информация Андреев Александр - лаборант Бычков Михаил - художник Цель: представить устройство и виды телескопов, рассказать о его истории.

Слайд 2

Зеркально-линзовый Линзовый Зеркальный

Слайд 3

История телескопа Телескоп Галилея Один из первых телескопов

Слайд 5

Принципиальная схема телескопа

Слайд 6

Аберрация Кома Астигматизм

Слайд 8

Зеркальный телескоп

Слайд 9

Схема зеркального телескопа

Слайд 10

Телескоп им.Хаббла Т е л е с к о п и м. Х а б б л а

Слайд 11

Фотография спиральной галактики М100 до и после коррекции

Слайд 12

«Физика 11 класс», В.А. Касьянов; «Физика 11 класс», А.А. Пинский; Большая Советская Энциклопедия; «Открытая физика», С.М. Козел; Ресурсы Интернет; «Энциклопедия «Физика», издательство Аванта+. Используемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мини-спектакль "Оптические приборы"

В разработке урока приняли активное участие сами учащиеся. Они сочинили сказку, придумали костюмы и оформление....

Обобщающий урок по теме " Оптические явления " 9 класс

Урок состоит из практической и теоретической части. практическая часть- коллективная работа в парах или группах, теоретическая- выполнение теста по теме. ...

Презентация к уроку по теме "Оптические иллюзии" (9 класс, УМК "Spotlight"

В презентации представлена подборка оптических иллюзий  к уроку 3d  в 9 классе по УМК "Английский в фокусе"...

урок изучения нового материала Тема: «Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения» 8 класс

Урок комбинированный. Общая дидактическая цель - формирование представлений о глазе как оптической системе....

Презентация к уроку по теме: "Оптические явления"

Презентация к уроку по теме: "Опрические явления."...

Тема урока: "Глаз и оптические приборы"

Подготовить учащихся, владеющих следующими видами деятельности:1.      Распознавать модель строения глаза в других оптических приборах.2.      Установ...