Главные вкладки

    урок изучения нового материала Тема: «Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения» 8 класс
    план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

    Урок комбинированный. Общая дидактическая цель - формирование представлений о глазе как оптической системе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opticheskie_pribory._glaz_kak_opticheskaya_sistema.docx1016.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    № п/п

    Этап мероприятия

    Действия

    учителя

    учеников

    1

    2

    3

    4

    Здравствуйте ребята! Сегодня для меня ответственный день - проведение урока физики в вашем классе. Я Лучина Татьяна Владиславовна. На конкурсе представляю МБОУ лицей города Узловая. Надеюсь на вашу помощь и поддержку.

    Посмотрите внимательно на экран. Что изображено на слайде (рисунке)?

    - Линза

    - Что такое линза?

    - Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.

    Для повторения ранее изученной вами темы выполним тестовое задание. 1 минута на выполнение.

    1. На рисунке изображены стеклянные линзы. Какие из них являются собирающими?

    ŽƐ1) 1.           2) 2.          3) 3.         4) 1, 2.

    2. Рассеивающая линза дает изображение...

    1)Только мнимое.

    2) Как действительное, так и мнимое.

    3) Только действительное.

    3. Собирающая линза может давать

    1) только увеличенные изображения предметов
    2) только уменьшенные изображения предметов
    3) увеличенные, уменьшенные и равные изображения предметов
    4) только уменьшенные или равные предмету

    4. Какова оптическая сила линзы, если ее фокусное расстояние равно16 мм?

         1) 16 дптр.                2) -16 дптр.              

    3) 62,5 дптр.            4) -62,5 дптр

    5. На рисунке показан ход лучей от точечного источника света А через тонкую линзу.

    http://phys.reshuege.ru/get_file?id=1706

    Оптическая сила линзы приблизительно равна

    1) 17 дптр

    2) 10 дптр

    3) 8 дптр

    4) - 8 дптр

    6. Если точечный источник расположен на расстоянии 7 см перед собирающей линзой с фокусным расстоянием, равным 7 см, то изображение находится на расстоянии

    1) 3,5 см за линзой
    2) 3,5 см перед линзой
    3) 7 см перед линзой
    4) изображения не будет

    1. –2
    2. - 1
    3. – 3
    4. – 3
    5. – 1
    6. -  4

    Проверим задания. …….

    Посмотрите на экран. (На слайде представлены приборы: лупа, фильмоскоп, телескоп, фотоаппарат, глаз, очки.) Что изображено на экране?

    - Оптические приборы.

    - Как изменяют изображение представленные приборы?

    – приборы, работающие в видимой части спектра, могут увеличивать, уменьшать, улучшать качество изображения

    - На какие две группы их можно разделить?

    А) приборы, при помощи которых получают оптические изображения на экране  (проекционные аппараты, фотоаппараты, киноаппараты и др.)

    Б) приборы, которые действуют только совместно с человеческим глазом и не образуют изображений на экране (лупа, микроскоп, телескоп).  Такие приборы называют визуальными.

    Сформулировать тему урока нам поможет текст.

    - Глаз как оптическая система

    Назовите основной элемент у этих приборов.

    - Линза.

    А какую роль она выполняет?

    - Собирает лучи, формирует изображение.

    Линза не только основной элемент оптических приборов, созданных руками человека, это и основной элемент глаза.Это самый важный орган чувств и поэтому они заслуживают исключительного внимания.

    Назовите части глаза, обозначенные цифрами. Какие функции они выполняют?

    1. роговица
    2. сетчатка
    3. зрительный нерв
    4. хрусталик
    5. зрачок

    Учащиеся по рисунку  показывают:

    1. преломляет лучи света
    2. восприятие света
    3. передача нервных импульсов от сетчатки глаза в зрительный центр коры головного мозга.
    4. преломляет и фокусирует лучи света
    5. регулирует количество света, расширяясь и сужаясь

    Работа в парах: Один завязывает глаза. Другой просит его описать предмет, не пользуясь органами обоняния.

    Затем развязывают глаза и сравнивают описание предмета. Формулируют вывод.

    - твердое

    - круглое

    - Глаза помогают выстроить полное представление о предмете.

    Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?

    Видео 9_145(Световые лучи, попадая в глаз, преломляются в роговице, хрусталике и стекловидном теле (оптической системе глаза), и на сетчатке глаза появляется изображение.Сетчатка служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир)

    Опишите  изображение предмета:

    Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является действительным, уменьшенным и перевернутым.

    Первым, кто доказал это, построив ход лучей в оптической системе глаза был Иоганн Кеплер.

    Почему же мы видим предметы такими, какие они есть на самом деле?

    Дело в том, что в сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствительными нервными клетками и передается в мозг. Обрабатывая сигналы, мозг снова переворачивает изображение, так что мы все видим правильно.

    Человек может рассматривать объекты, по-разному удаленные от него. Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на более далеком расстоянии называется аккомодацией глаза ( от лат. “приспособление”).

    Почему предметы мы видим объемными?

    Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопическим (или бинокулярным), то есть формировать трехмерное изображение

    Практическая работа №1.Определение бинокулярности зрения.

     Возьмите авторучку и держите её вертикально, посмотрите на панораму прямо за ней. Если вы сначала закроете один глаз, затем второй, то увидите, что ручка в любом случае закрывает какую-то область пространства. Но если посмотреть обоими глазами, то всё, что ранее было “спрятано”, теперь вполне обозримо.

    Сформулируйте  вывод о значении зрения двумя глазами.

    - наличие двух глаз позволяет наблюдать объемные предметы

    В повседневной жизни мы не замечаем ещё одного странного свойства нашего зрения,– не видеть предметы, находящиеся сбоку глаз, хотя свет от них входит в глаз и достигает сетчатки. Следовательно, на сетчатке обоих глаз есть определённое место, на котором нет светочувствительных клеток.Оно расположено в месте входа зрительного нерва в глазное яблоко, недалеко от жёлтого пятна. Его называют слепым пятном. Диаметр его 1,8 мм. Убедиться в его существовании можно с помощью простого теста.

    Практическая работа №2. Определение слепого пятна.Цель: определить слепое пятно в сетчатке.

    На листе белой бумаги вы видите рисунок в виде черного кружка и крестика, расположенных на расстоянии 7 см друг от друга. Прикройте рукой правый глаз и поместите рисунок на расстоянии 15 см от глаз. Смотрите левым глазом на крестик и медленно приближайте и удаляйте рисунок до тех пор, пока черный кружок не будет виден. Теперь закройте левый глаз, правым смотрите на кружочек, приближая и удаляя листок пока не будет виден крестик.

    Чем можно объяснить данное явление?

    Тем, что изображение попало на слепое пятно, поэтому мы его не видим.

    Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями. Иногда человеческий мозг не способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения – наблюдаемый предмет нам кажется не таким, какой он есть. Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них.

    Практическая работа №3Очки 3 D

    Рассматривают картинки с оптическими иллюзиями.

    Сейчас, чтобы снять напряжение в глазах мы выполним упражнение

    Физкультминутка. Зрительная гимнастика. Тренажер Базарного В.Ф.

    articles/312963/image1.jpg (13753 bytes)

    Посмотрите вверх, затем вниз, посмотрите вправо, затем влево, посмотрите переводя взгляд по диагонали вправо вверх, влево вверх, вправо вниз. Нарисуйте закрытыми глазами восьмерку в горизонтальном положении, нарисуйте круг.

    Открыли глаза.

    Потянулись за руками вверх, отвели руки немного назад.

    Выполняют упражнение

    У человека с хорошим (нормальным) зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза.К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями. Предположите, как видит человек с заболеванием глаз?Что подтверждают ваши наблюдения?

    - расплывчато

    - прищуривается

    - напрягает глаза

    - подвигает или отодвигает текст

    Самостоятельно построите ход лучей  при этих заболеваниях глаза. (работа по группам)

    Видео фрагмент 9-146

     1 вариант – при дальнозоркости, Дальнозоркость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а за ней. Дальнозорким людям трудно сфокусировать взгляд на близких предметах.  Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см.

    2 вариант – при близорукостиБлизорукость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику.Близорукие люди не могут четко видеть удаленные предметы.

    Второе название близорукости – миопия, что означает в переводе с греческого языка прищуривание. Так видит близорукий человек.

    Так видит предмет дальнозоркий человек.

    Как можно исправить дефекты зрения? Что подтверждают ваши наблюдения?

    При близорукости прописывают очки с рассеивающими линзами. В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы.

    C:\Users\us\Downloads\рецепт-на-очки-1.jpg

    Остроту зрения и рефракционную ошибку должен определять врач-офтальмолог.

    1. Оптическая сила линз у очков равна +2 дптр. Каково фокусное расстояние линз и какие дефекты зрения исправляют очки?
    1. 0,5 м, близорукость
    2. 5 м, дальнозоркость
    3. 0,2 м , близорукость
    4. 0,5 м, дальнозоркость
    1. Оптическая сила линз у очков равна  - 4 дптр. Каково фокусное расстояние линз и какие дефекты зрения исправляют очки?
    1. 0,25 м, дальнозоркость
    2. 2,5 м, близорукость
    3. 0,25 м , близорукость
    4. 40 мм, дальнозоркость

    Каких-то 20-25 лет назад близорукость, диагностированная в 9-10 лет, считалась ранней, а сейчас не редкость миопия и в 6-7 лет. К сожалению, чем раньше она проявляется, тем активнее прогрессирует. Если ухудшение зрения началось в 6 лет, то к окончанию школы степень миопии может достичь 12-15 диоптрий. Такое в нынешней офтальмологической практике довольно распространено. Почему у нынешних ребят зрение стало на порядок хуже, чем в свое время у их родителей? 

    - Большой вред неокрепшему зрению приносит работа на близком расстоянии.

    - У подростков сейчас распространена SMS-мания.

    - компьютеры, сотовый телефон с его «игрушками».



    Глаз - очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности.

    Каждый из вас получит памятку “Гимнастика для глаз” и памятку “Гигиена зрения”, чтобы вы могли выполнять эти упражнения дома.

    Памятка «Гигиена глаз»

    НУЖНО:

    1. Рассматривать предмет  на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см, от экрана телевизора - 3м (экран должен находиться на уровне глаз).

    2. Чтобы свет падал с левой стороны.

    3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода.

    4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках.

    5. При  попадании  инородного  тела  протереть  глаз  чистой  влажной салфеткой.

    НЕЛЬЗЯ:


    1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа.

    2. Смотреть телевизор непрерывно более 2-х часов.

    3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения.

    4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света.

    5. Тереть глаза руками при попадании пыли.

    «Зрение - самое  совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух огромнейшим разнообразием идей, общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остается в действии, не уставая, не пресыщаясь истинными наслаждениями, которые оно само получает».                                                                                                                                                                                            Д. Аддисон

    Д/з

    п 34 вопросы

    Вспомните басню Крылова «Мартышка и очки» определите каков дефект зрения приобрела мартышка к старости и подберите ей очки для коррекции зрения.

    Какой характер имеет обладатель определенного цвета глаз? Цвет глаз, значение.

    Объясните, почему у рака глаза подвижны?

    A 15 Собирающая линза, используемая в качестве лупы, дает изображение

    1) действительное увеличенное
    2) мнимое уменьшенное
    3) мнимое увеличенное
    4) действительное уменьшенное

    A 15  На пленке фотоаппарата получено уменьшенное изображение предмета. На основании этого можно утверждать, что объектив в виде собирающей линзы при фотографировании находился от фотопленки на расстоянии

    1) равном фокусному
    2) меньше фокусного
    3) больше фокусного, но меньше двух фокусных
    4) больше двух фокусных

    A 15  Объектив телескопа при фотографировании небесных тел дает

    1) действительное увеличенное изображение
    2) действительное уменьшенное изображение
    3) мнимое увеличенное изображение
    4) мнимое уменьшенное изображение

    A 15 Объектив фотоаппарата при фотографировании удаленных предметов (например, пейзажей) дает на пленке

    1) действительное увеличенное изображение
    2) действительное уменьшенное изображение
    3) мнимое увеличенное изображение
    4) мнимое уменьшенное изображение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок изучения нового материала Тема: «Электрические и тепловые явления» 8 класс

    Урок в 8-ом классе по теме: «Электрические и тепловые явления» направлен на развитие творческих способностей учащихся, расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за с...

    Планирование урока математики для 5 классов на тему: «Позиционные системы счисления». (Урок изучения нового материала) УМК "Математика. Психология, Интеллект" (МПИ)

    Цели урока:·        Обучающие: ввести понятие "позиционная система счисления", создать его образное сопровождение, исследовать и обобщить его ее основные особенности...

    Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

    Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...

    Презентация к урок изучения нового материала по теме «Графический интерфейс операционной системы Windows» 8 класс

    Презентация к урок изучения нового материала по теме «Графический интерфейс операционной системы Windows» 8 класс...