Урок изучения нового материала по теме «Графический интерфейс операционной системы Windows» 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Кулавский Иван Владимирович

Программное обеспечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_klass_informatika.doc127 КБ
Office presentation icon urok_8_klass_prezentatsiya.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кулавский И.В.

Класс: 8

Тема учебного занятия: Графический интерфейс операционной системы Windows.

Продолжительность учебного занятия:45 мин

Тип учебного занятия: урок объяснения нового материала

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия: 

Обучающая:

  • Повторить и закрепить знания основных устройств компьютера, виды информации, информационные процессы;
  • Познакомить с понятиями интерфейс, окна.
  • Познакомить с основными элементами окна и их видами;
  • Закрепить умение запуска программ
  • Помочь сформировать умения выполнения действия с окнами, работы с несколькими окнами на экране.

Воспитательная:

  • Воспитывать информационную культуру, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в учебе.
  • Воспитывать ответственность за выполняемую работу, аккуратность при работе с компьютером;

Развивающая:

  • Способствовать развитию грамотной речи, взаимодействия между учащимися.
  • Развивать умение работать в группе и умение выстраивать самостоятельную работу.
  • Способствовать развитию умения планировать свою деятельность;
  • Формировать интерес к предмету информатики.

Оборудование:

  • Компьютерный класс, проектор, экран, презентация.


Ход учебного занятия:

Орг. момент. (1 мин.)

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

Умения

1. Проверка домашнего задания

3 мин

  • подвести к теме урока

  • виды программного обеспечения
  • уметь записывать полное имя файла

Индивидуальная работа по карточкам.

Фронтальный опрос

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, садитесь! И начнем мы сегодняшний урок с проверки домашнего задания. Два человека будут работать по индивидуальным карточкам, остальные работают вместе с доской. Вам нужно ответить на вопросы, сделать записи в тетради. Затем проверим вашу работу.

Два человека выполняют задания на карточках, остальные в тетрадях.

Проверяют

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

Умения

2. Мотивационный этап. (Сообщение  целей урока)

1

мин

Подвести к теме урока. Мотивировать на работу

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня на уроке я помогу вам вспомнить основные устройства компьютера, их назначение. Я помогу вам познакомиться с такими понятиями, как графический интерфейс, окно и научиться выполнять действия с компьютерными окнами.

Сегодняшний урок поможет вам повысить свою информационную культуру и компьютерную грамотность. Помогут вам в этом задания на доске, карточках и работа с компьютером. Постарайтесь быть внимательными, четко выполнять задания, следить за доской, соблюдать рекомендации при работе с компьютером.

Слушают объяснение

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

Умения

3. Актуализация знаний.

5мин

  • подвести к теме урока

Знать основные виды информации информационные процессы, устройства компьютера,

Сравнения

Фронтальный опрос

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель: Для подготовки к этой работе ответим устно на вопросы, которые помогут вам вспомнить виды информации, информационные процессы, основные устройства компьютера.

Постарайтесь вспомнить и назвать виды информации?

Какие информационные процессы (действия) можно выполнять с информацией?

Шуточные загадки помогут вам вспомнить устройства компьютера  Все это только аппаратные устройства компьютера.

Достаточно ли только аппаратных устройств для того, чтобы компьютер функционировал?

Правильно! Такое описание похоже на описание анатомии человека.

Когда мы работаем за компьютером, то, иногда, появляется такое впечатление, что внутри него сидит человек и общается с нами через экран. Отвечает на наши вопросы, подсказывает, что надо делать, когда попадаем в затруднительное положение, и многое другое. Откуда компьютер все это знает?

Представьте себе маленького новорожденного человечка. У него есть все анатомические органы, необходимые для физической и умственной деятельности. Однако он еще ничего не умеет, ничего не знает. Эти умения и знания приходят с возрастом. Человек растет, развивается, не только физически, но и умственно. В ходе общения с людьми, осваивает речь, получает необходимые практические умения: как одеваться, пользоваться ложкой, карандашами, ножницами и многое другое. Потом осваивает правила умственной работы: учится писать, считать, логически рассуждать. В школе изучает разные науки, получает множество знаний и умений.

Какое отношение это имеет к компьютерам?

Самое прямое! Ведь компьютер устроен по образу мыслящего человека. Компьютер, который собрали на заводе из микросхем, проводов, плат и прочего, подобен новорожденному человеку. Он еще ничего не знает и не умеет. Для того, что компьютер стал “умным”, в него надо заложить информацию, т.е. “обучить”. Компьютерными учителями являются программисты. Они составляют программы, подготавливают необходимые данные. После такого “обучения” компьютер попадает к пользователю.

Среди множества программ есть система, которую можно назвать “интеллектом” компьютера – это операционная система (ОС).

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Решают ребусы и загадки

Отвечают на вопрос

Слушают рассказ

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

Умения

4. Операционно-познавательный этап.

12 мин

Дать понятие об основных элементах графического интерфейса ОС Windows? познакомить с новыми понятиями.

Знать определения: «графический интерфейс, окно, виды окон, элементы управления окон»

Уметь отличать окна программ, документов, справочной системы, диалоговые окна, окно папки.

Объяснительно - иллюстративный

Рассказ, беседа

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Первой задачей ОС является обеспечение совместного функционирования всех аппаратных устройств компьютера.

Второй задачей ОС является предоставление пользователю доступа к ресурсам компьютера. (запуск программ, действия с файлами, создание документов и т.д.)

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к его ресурсам.

MS-DOS, Windows, Linux.

Проводя далее аналогию компьютера с человеком, можно сказать что, как и у человека у компьютера “интеллект” можно видеть на лице.

От английского слова face-лицо, “лицо” компьютера называют интерфейсом.

И так как “лицо” компьютера является нарисованным (кнопочки, картинки, значки), то его называют графический интерфейс.

Графический ИНТЕРФЕЙС — обеспечивает диалог человека с компьютером.

Элементами графического интерфейса являются окна, меню, диалоговые панели.

Основной элемент графического интерфейса - ОКНО.

Окно – прямоугольная часть экрана, ограниченная рамкой.

Операционная система корпорации Microsoft потому и называется Windows (окна), что работают с окнами. После открытия какой-нибудь папки или документа или программы или сообщение операционной системы в пределах рабочего стола размещается её окно.

Одновременно может быть открыто несколько окон. Например, в одном окне можно набирать текст, в другом – рисовать, в третьем – выполнять вычисления.

Окна можно закрывать, перемещать, изменять их размеры, свертывать в кнопки на панели задач или развертывать на весь экран.

Основные виды окон: диалоговое окно, окно папки, окно справочной системы, окно программы, окно документа.

Диалоговое окно - окно, появляющееся на экране при вводе команды, выполнение которой требует от пользователя ввести дополнительные данные, необходимые для дальнейшей работы программы.

Диалоговые окна могут содержать следующие элементы управления: заполните свои рабочие листы

Вкладки (закладки) – предназначены для выполнения некоторых команд в окне;

Кнопка – элемент управления, который предназначен для выполнения команд. По форме кнопка может быть прямоугольником с надписью или значком с рисунком. Во многих приложениях используются подсказки, они появляются в виде текста в рамке, если на кнопку навести указатель мыши;

Надпись со статическим текстом обычно используется для вывода заголовков.

Поле ввода текста – элемент управления, предназначенный для ввода и редактирования данных. Вводимый текст может быть длиннее стороны прямоугольника, ограничивающего поле, т.е. может быть похож на бегущую строку;

Счетчик – элемент управления, предназначенный для изменения числового значения, выводимого в поле. Счетчик состоит из двух кнопок - для увеличения или уменьшения;

Поле со списком – позволяет выбрать элемент из списка или ввести данные вручную. Текущее значение отображается в поле, а список возможных значений раскрывается при нажатии кнопки со стрелкой;

Переключатели – используются для предоставления возможности выбора одного варианта из нескольких (многих). В одной группе переключателей можно выбрать только один;

Флажок – используется для выбора одной или нескольких позиций из предложенного списка. Представляет из себя квадратик, который пользователь может пометить галочкой. Для отмены действия достаточно повторно щелкнуть мышью в квадратике.

Ползунок – устанавливает одну из позиций на шкале перемещением движка.

Окно справочной системы – окно, которое выводит справочную информацию о том объекте, с которым работает пользователь.

Окно папки – предназначено для отображения содержимого папки и для выполнения операций над объектами, содержащимися в папке;

Окно программы – предназначено для отображения функции конкретной программы;

Окно документа – предназначены для работы с документами и “живут” внутри окон программ.

Слушают рассказ

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

Умения

5. Физминутка (видео). Слайд 32

22 сек

Снять напряжение с мышц шеи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выполняют упражнения

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

Умения

6.Постановка домашнего задания. Слайд 33.

20 сек

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прочитать п.2.4,2.5 ответить на вопросы

Записывают домашнее задание в дневник

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

Умения

7.Проверка изученного материала.

5 мин

Проверить знания учащихся по теме урока

Знать основные элементы графического интерфейса

Работа в группах.

Кроссворд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Разгадывают кроссворд

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

Умения

8. Практическая работа. Слайд 34

7 мин

Закрепить навыки работы с окнами, с графическим интерфейсом ОС Windows

Работать в графическом интерфейсе. Уметь работать с окнами

Индивидуальная работа за компьютером

Работа по алгоритму

(практическая работа)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Следующее задание поможет вам научиться выполнять действия с окнами, размещать на экране сразу несколько окон.

Выполняют практическое задание

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

Умения

  1. Подведение итогов.

1 мин

Подвести итоги урока. Определить свой настроение. Оценить свою деятельность на уроке

Самооценивание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня на уроке вы познакомились с понятиями операционной системы, графического интерфейса, видами окон, элементами окон разного вида.

Получили навыки выполнения действия с окнами, работы с несколькими окнами.

Спасибо за урок!

Слушают


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Графический интерфейс Windows

Слайд 2

Задание 1. По дереву файловой системы прописать полный путь к файлу Компьютерные вирусы. doc :

Слайд 3

Задание 2. По дереву файловой системы прописать полный путь к файлу Зима. jpg : Зима

Слайд 4

2 3 Задание 3 Какое из открытых окон является активным? Как вы это определили? 1

Слайд 5

Звуковая Графическая Текстовая Видео

Слайд 6

Получение Обработка Хранение Передача

Слайд 7

Функциональный элемент, защищающий внутренние компоненты компьютера от внешнего воздействия и механических повреждений, поддерживающий необходимый температурный режим внутри, экранирующий создаваемые внутренними компонентами электромагнитное излучение и являющийся основой для дальнейшего расширения системы

Слайд 11

По ковру зверек бежит, То замрет, то закружит, Коврика не покидает, Что за зверь, кто угадает?

Слайд 17

Графический интерфейс Windows 13 Март, 2019

Слайд 18

Операционная система (ОС) обеспечивает функционирование всех устройств компьютера и представляет пользователю доступ к его ресурсам.

Слайд 19

MS-DOS Windows Linux

Слайд 21

Графический интерфейс обеспечивает диалог человека с компьютером.

Слайд 22

Окно папки Окно программы Окно справочной системы Диалоговое окно Окно документа

Слайд 28

Свернуть Развернуть, Восстановить Закрыть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урок изучения нового материала по теме «Графический интерфейс операционной системы Windows» 8 класс

Презентация к урок изучения нового материала по теме «Графический интерфейс операционной системы Windows» 8 класс...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...

Конспект и презентация к уроку изучения нового материала по теме " Сумма углов треугольника.", геометрия 7 класс

Сумма углов треугольника.;  конспект и презентация к уроку изучения нового материала по теме " Сумма углов треугольника.", геометрия 7 класс к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бут...