Главные вкладки

    Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
    план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

    Лапшина Анна Владимировна

    Цели урока:

     

    Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.

    Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно  добывать знания, побуждать к любознательности.

    Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, коммуникативность, прививать аккуратность и трудолюбие.


    Оборудование:  карточки с дифференцированными заданиями, листы опроса, модели фигур.
    Тип урока: урок формирования знаний.
    Методы урока: словесные, наглядные, практические.
    Формы применяемые при организации деятельности: индивидуальная, коллективная. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnolog_karta_-_treugolnik._vidy_treugolnika.doc466.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по математике в 5 классе

    Учитель математики МБОУ ООШ № 31:

     Лапшина Анна Владимировна

    Урок – изучение нового материала.

    Тема урока  «Треугольник. Виды треугольника»

    Цели урока:

    Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.

    Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно  добывать знания, побуждать к любознательности.

    Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, коммуникативность, прививать аккуратность и трудолюбие.


    Оборудование:  карточки с дифференцированными заданиями, листы опроса, модели фигур.
    Тип урока: урок формирования знаний.
    Методы урока: словесные, наглядные, практические.
    Формы применяемые при организации деятельности: индивидуальная, коллективная.

     

    План урока:

    1.     Организационный момент.

    2.     Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний (применяемые методы и приемы: устный ответ, запись на  доске, работа 4 учеников по карточкам; Форма проведения этапа: фронтальная и индивидуальная)

    3.     Изучение нового материала (Применяемые методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, беседа)

    4.     Закрепление изученного материала.

    5.     Подведение итогов урока.

    6.     Творческое домашнее задание

    Этапы урока

    Задачи этапа

    Визуальный ряд

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД  

    Организационный момент

    Создать  благоприятный психологический настрой на работу

    На доске дата и цитата:

    «Не знающий геометрию,

    да не войдет в Академию»                                                                                                

                                Платон 

    1.   Поздороваться с учениками и настроить их на рабочий лад.

       2.  Представить ученикам в краткой форме цели урока и план урока

    Сегодня мы поговорим о фигуре, которая вот уже два с половиной тысячелетия является как бы символом геометрии; но не только символом, но и - АТОМОМ ГЕОМЕТРИИ.

    Включаются в ритм урока

    Регулятивные – умение организовывать себя, настраиваться на работу

    Актуализация знаний и умений

    Актуализировать опорные знания и способы действий

    Карточки с заданиями

    - Прежде чем начать изучение новой темы, давайте с вами вспомним некоторые геометрические понятия:

    1. Вызываются 4 ученика. Они работают по карточкам на своих местах.
    2. Остальные учащиеся работают по чертежам на доске и вопросам учителя, с помощью которых осуществляется повторение основных геометрических фигур и понятий, которые  уже изучили; осуществляется повторение свойств углов:

    - что такое прямая?

    - что такое луч?

    - что такое отрезок?

    - как обозначается прямая, луч, отрезок?

    - единица измерения отрезка? (инструмент для измерения)

    - что такое угол?

    - какие виды углов вы знаете?

    - как обозначается угол?

    - единица измерения угла? (инструмент для измерения)

    Учащиеся работают по карточкам, остальные отвечают на вопросы учителя.

    По окончании данного этапа учащиеся, работающие по карточкам, сдают свои работы.

    Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме

    Развитие устной речи учащихся, умение обосновывать свою точку зрения

    Целеполагание и мотивация

    Обеспечить мотивацию учения детей, принятия ими целей урока

    На экране показан Бермудский треугольник фото со спутника

    Описание: http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=de868ccaefac3874e0151435879e8594-94-144&n=24

    - «В Атлантическом океане есть место. Загадочное, интересное. О нем много написано, сняты фильмы. Это место, расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день»

    - Во время небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам, наверное, известное. Так, какой геометрической фигуре посвятим наш урок?

    - Запишем тему урока в тетрадь:

    «Треугольник. Виды  треугольника»

    - Прочитав тему урока, скажите, какие цели урока вы для себя ставите? Что бы вы хотели узнать нового на нашем уроке?

    - уч-ся слушают информацию учителя и рассматривают фото на экране.

    - Треугольнику

    Запись темы урока в тетрадь 

    Учащиеся  отвечают, какие цели урока они для себя определяют.

    Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

    Усвоение новых знаний и способов усвоения

    Обеспечить восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

    Запись на доске

             АВС

    На доске большой треугольник из бумаги с обозначенными углами.

                      1

         

                2             3

    -  Итак, сегодня мы познакомимся с фигурой, которая в геометрии называется треугольником.

    - Давайте попробуем дать определение.

    Вопрос: а можно ли построить треугольник, если точки расположить на одной прямой? – После анализа и рассуждений сделаем вывод, что треугольник это фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков, попарно соединяющих данные точки. 

    Эти три точки, не лежащие на одной прямой, называются вершинами. Отрезки, соединяющие вершины треугольника – это стороны треугольника. Сколько их? Записываем АВ, АС и ВС.

    - Какие элементы есть еще у треугольника?

    - Итак, у треугольника еще есть три угла.

    Три стороны, три угла, три вершины – всё это элементы треугольника.

    - Таким образом, у треугольника 6 элементов, перечислите их.

    - Приведите примеры предметов треугольной формы, которые вам встречаются в жизни.

    - Вместо слова “треугольник” употребляют знак Δ. Запишем «Δ АВС».

    - Посмотрите на доску (изображены прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники). - Какие фигуры вы видите?

     - В 1 треугольнике все углы острые - такие треугольники называются остроугольными. Во 2 треугольнике есть прямой угол – это прямоугольный треугольник. А в 3 треугольнике  есть тупой угол, он называется тупоугольным.

    -  Как вы думаете, чему равна сумма углов любого треугольника?

    -  Давайте это выясним, верны ли ваши предположения. Предлагаю провести измерения углов с помощью транспортира. Какие результаты получились?

     

    - Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная. Я предлагаю найти сумму углов треугольника другим способом: У меня на столе треугольник, вырезанный из бумаги. Углы треугольника обозначены цифрами 1,2,3. Отрежу ножницами все углы. Будем собирать их в одной общей точке. Стороны обводим, прикладываем линейку к сторонам крайних углов. Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол, величина которого равна 180°. Так чему же равна сумма углов треугольника? 

    Отвечают и высказывают свои обоснования

    Рассматривают плакат на доске и повторяют определение.

    Чертят треугольник и  обозначают его буквами.

    Отвечают на вопрос и записывают элементы треугольника в тетрадь.

    - Углы

    -3 стороны и 3 вершины

    (перечисляют название)

    Дети приводят примеры

    Записывают обозначение треугольника на математическом языке

    Ответы учащихся

    Заслушать ответы

    Уч-ся измеряют углы своего треугольника и складывают

    Учащиеся следят за практической работой учителя

    - 180 градусов

    Познавательные:

    Ориентироваться в электронном учебнике,

    понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка,

    Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи

    Записывают свои выводы в виде правил, передают информацию в сжатом виде

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

    Раз – согнуться, разогнуться,

    Два – нагнуться, потянуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять, шесть – тихо сесть.

    Семь, восемь – лень отбросим.

    Организация первичного закрепления

    Обеспечить восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

     Установить правильность и осознанность изучения темы

    Записано на доске:

    Сумма длин двух сторон: АВ+ВС= 13см,

    АВ+АС= 15см,

    ВС+АС=  16см.

    Длина третьей стороны: АС=9 см, ВС=7см, АВ= 6см.

    - А теперь давайте попробуем  сделать вывод к решенной задачи:

    Нам дан треугольник ΔАВС со сторонами АВ=6 см, ВС =7 см., АС=9 см.

    Делаем вывод: В треугольнике длина каждой стороны меньше суммы длин двух других сторон. Это утверждение называют правилом треугольника.

    Записывают задачу в тетрадь и ищут закономерность,  анализируя решение задачи.

    Личностные:

    Учатся аргументировать свою точку зрения.

    Коммуникативные:

    Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

    Организация первичного контроля

    Выявить качество и уровень  усвоения знаний и способов действий, а также выявить недостатки  в знаниях и способах действий, установить причины выявленных

    недостатков

    Самостоятельная работа  (проверка усвоения нового материала)

    Каждому учащемуся раздается лист с заданиями, для того чтобы выяснить насколько хорошо усвоен новый материал.

    Выполняют самостоятельно каждый свой вариант работы

    Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

    Подведение итогов урока

    Дать качественную оценку работы класса и отдельных

    обучаемых

    - Какую фигуру изучили сегодня на уроке?

    - Какие  виды треугольников вы узнали?

    - Что такое элементы треугольника?

    - С каким правилом треугольника вы познакомились?

    - Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых

    Выставление оценок

    Отвечают на вопросы.

    Регулятивные: структурируют знания,

    оценивание проделанной работы, целесообразность, объяснять причины успехов и неудач.

    Информация   о домашнем задании

     Обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

     

    1. 1. Составьте рисунки из геометрических фигур, узоры из треугольников.

         2. Сосчитайте треугольники (раздаются карточки с изображением треугольников).

    Записывают домашнее задание в дневник

    Регулятивные: саморегуляция, развитие самосознания, ответственного отношения

    Рефлексия        

    Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

    Учащиеся  видят перед собой карточки красного, желтого и зеленого цвета

    - Поднимите карточку красного цвета, если вы не поняли тему урока,

    желтую - если вы не совсем уверены,

    зеленую – если вы хорошо усвоили новый материал.

    Поднимают карточку определенного цвета

    Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проценты. 5 класс. Урок изучения нового материала.

    Разработка содержит конспект урока, презентацию к уроку, выступление учащегося и его презентацию....

    Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

    Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

    урок изучения нового материала Тема: «Электрические и тепловые явления» 8 класс

    Урок в 8-ом классе по теме: «Электрические и тепловые явления» направлен на развитие творческих способностей учащихся, расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за с...

    урок изучения нового материала Тема: «Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения» 8 класс

    Урок комбинированный. Общая дидактическая цель - формирование представлений о глазе как оптической системе....

    Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

    Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...

    Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др

    Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме.  Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....