Рабочая программа по физике для 7 класса
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №17»

г.о. Электросталь

Утверждаю:

 Директор МОУ «Гимназия №17»

__________________/ Стасюк Е.В.

 «    »_______2012

                     М.П.

Рабочая  программа по физики

в 7 "а"  классе

Составитель: Токарева Оксана Петровна

учитель физики

                                                                                                                   

                                                                                                                     

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа курса физики 7 а класса составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом на основе Государственного стандарта общего образования и в полном соответствии с обязательным Минимумом содержания среднего (полного) образования по физики  и на основе авторской программы: Гутника Е.М., Перышкина А.В. и рекомендована для общеобразовательных учреждений Министерством образования и науки РФ.М. «ДРОФА»2009г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • -  освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • -  овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • -  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • -  воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • -  использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Реализация компетентностного подхода в обучении физики предусматривает:

Компетенции

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Учебно-тематический план по физике 7кл

1

2

3

4

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Раздел  1 «Введение»

5

1

Что изучает физика. Методы изучения физики: наблюдения и опыты.

1

2

Физическая величина и её измерение. Измерительные приборы.

1

3

Измерение физической величины. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

1

4

Решение задач «Измерение физической величины».

1

5

Лабораторная работа№1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

Раздел 2 «Первоначальные сведения о строении вещества»

6

6

Строение вещества. Молекулы.

1

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

9

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

10

Решение качественных задач.

1

11

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

1

Раздел 3 «Взаимодействие тел»

22

12

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

13

Скорость, единицы скорости.

1

14

Расчет пути и времени движения. Решение расчетных и графических задач.

1

15

Инерция. Примеры инерции в быту и технике.

1

16,17

Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на рычажных весах.

2

18

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

19

Плотность вещества.

1

20,21

Решение задач «Расчет массы и объёма тела по его плотности»

2

22

Лабораторная работа №4,5 «Измерение объема тела»,«Определение плотности твердого тела»

1

23

Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

1

24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

25

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

1

26

Лабораторная работа № 6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

1

27

Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.

1

28

Решение задач «Сила тяжести»

1

29,30

Решение задач «Сила упругости. Вес тела»

2

31

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Решение задач.

1

32

Сила трения. Трение в природе и технике.

1

33

Контрольная работа № 2по теме «Виды сил»

1

Раздел 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

19

34

Давление, единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1

35

Решение задач «Расчет давления твердого тела»

1

36,37

Давление газа. Закон Паскаля.

2

38,39

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

2

40,41

Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление.

2

42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

43

Приборы для измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах.

1

44

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

1

45

Контрольная работа №3 по теме «Гидростатическое и атмосферное давление»

1

46

Действие жидкости или газа на погруженное в них тело.

1

47

Архимедова сила. Решение задач «Архимедова сила»

1

48

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы»

1

49

Плавание тел. Решение качественных и расчетных задач «плавание тел»

1

50

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

51

Лабораторная работа № 8 «Плавания  тела в жидкости»

1

52

Контрольная работа № 4 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

1

Раздел  5 «Работа и мощность. Энергия.»

18

53

Механическая работа. Единицы работы.

1

54

Мощность. Единицы мощности.

1

55

Решение задач «Работа и мощность»

1

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

57

Правило моментов.

1

58,59

Решение задач «Равновесие сил на рычаге. Правило моментов»

2

60

Рычаги в технике, быту и природе.

1

61

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

62

Блок.

1

63

Золотое правило механики. КПД механизма.

1

64

Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела»

1

65,66

Кинетическая и потенциальная энергия.

2

67

Превращение энергии.

1

68

Контрольная работа № 5 по теме «Простые механизмы»

1

69,70

Резервное время

2

Контрольных работ:5

Лабораторных работ:10


Содержание

Раздел  1 «Введение» (5ч)

Что изучает физика. Методы изучения физики: наблюдения и опыты. Физическая величина и её измерение. Измерительные приборы. Измерение физической величины. Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Решение задач «Измерение физической величины».

Лабораторная работа№1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Раздел 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (6ч)

Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач.

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

Раздел 3 «Взаимодействие тел»

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость, единицы скорости.

Расчет пути и времени движения. Решение расчетных и графических задач. Инерция. Примеры инерции в быту и технике. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на рычажных весах. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Плотность вещества. Решение задач «Расчет массы и объёма тела по его плотности»

Лабораторная работа №4,5 «Измерение объема тела»,«Определение плотности твердого тела»

Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

Лабораторная работа № 6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.

Решение задач «Сила тяжести» Решение задач «Сила упругости. Вес тела» Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Решение задач. Сила трения. Трение в природе и технике. Контрольная работа № 2по теме «Виды сил»

Раздел 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Давление, единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Решение задач «Расчет давления твердого тела» Давление газа. Закон Паскаля.  Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.  Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Приборы для измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах.

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс Контрольная работа №3 по теме «Гидростатическое и атмосферное давление» Действие жидкости или газа на погруженное в них тело.  Архимедова сила. Решение задач «Архимедова сила» Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы» Плавание тел. Решение качественных и расчетных задач «плавание тел» Плавание судов. Воздухоплавание. Лабораторная работа № 8 «Плавания  тела в жидкости» Контрольная работа № 4 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

Раздел  5 «Работа и мощность. Энергия.»

Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Решение задач «Работа и мощность» Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Правило моментов.

Решение задач «Равновесие сил на рычаге. Правило моментов» Рычаги в технике, быту и природе.

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага». Блок.

Золотое правило механики. КПД механизма. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела». Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение энергии.

Контрольная работа № 5 по теме «Простые механизмы». Резервное время

Литература для учителя

Поурочные разработки по физики.

В.А. Волков.,С.Е. Полянский- М., «Вако», 2010г.

В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М. «Просвещение»2002

А.Е.Марон, Е.А.Марон. «Физика 7. Дидактические материалы»-М.: «ДРОФА»2007

Литература для учащихся

А.В. Перышкин. Учебник «Физика 7» «ДРОФА» 2009.

В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М. «Просвещение»2002

А.Е.Марон, Е.А.Марон. «Физика 7. Дидактические материалы»-М.: «ДРОФА»2007


Учебно-методический комплект для учителя и учащихся по физики

7 класс.

Образовательная

область

Наименование предмета с учетом программы

Класс

Количество

часов в год

Количество

часов в неделю

Реквизиты программ

Учебно-методический

комплект для учащихся

Учебно-методический комплект для учителя

Уровень программы

Естествознание

физика

70

2

Рабочая программа по физике Гутника Е.М., Перышкина А.В. и рекомендована для общеобразовательных учреждений Министерством образования и науки РФ.М. «ДРОФА»2009г

1.А.В. Перышкин. Учебник «Физика 7» «ДРОФА» 2009.

2.В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М. «Просвещение»2002

3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. «Физика 7. Дидактические материалы»-М.: «ДРОФА»2007

1.А.В. Перышкин. Учебник «Физика 7» «ДРОФА» 2009.

2.В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М. «Просвещение»2002

3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. «Физика 7. Дидактические материалы»-М.: «ДРОФА»2007

базовый


Рассмотрено                                                  

на заседании                    

ГМО учителей                

физики

            Протокол №_____                        

от_______                                                                                

Председатель  ГМО

_________/

Согласовано  

Замдиректора по УВР

_________/Юдина И.С./  

«    »_______2012  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...