Рабочая программа по физике для 7 класса
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №17»
г.о. Электросталь
Утверждаю:
Директор МОУ «Гимназия №17»
__________________/ Стасюк Е.В.
« »_______2012
М.П.
Рабочая программа по физики
в 7 "а" классе
Составитель: Токарева Оксана Петровна
учитель физики
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса физики 7 а класса составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом на основе Государственного стандарта общего образования и в полном соответствии с обязательным Минимумом содержания среднего (полного) образования по физики и на основе авторской программы: Гутника Е.М., Перышкина А.В. и рекомендована для общеобразовательных учреждений Министерством образования и науки РФ.М. «ДРОФА»2009г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- - освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- - овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- - воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Реализация компетентностного подхода в обучении физики предусматривает:
Компетенции
- общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Учебно-тематический план по физике 7кл
1 | 2 | 3 | 4 |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1 «Введение» | 5 | ||
1 | Что изучает физика. Методы изучения физики: наблюдения и опыты. | 1 | |
2 | Физическая величина и её измерение. Измерительные приборы. | 1 | |
3 | Измерение физической величины. Определение цены деления шкалы измерительного прибора. | 1 | |
4 | Решение задач «Измерение физической величины». | 1 | |
5 | Лабораторная работа№1 «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 | |
Раздел 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» | 6 | ||
6 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | |
7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 | |
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | |
9 | Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | |
10 | Решение качественных задач. | 1 | |
11 | Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел» | 1 | |
Раздел 3 «Взаимодействие тел» | 22 | ||
12 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | |
13 | Скорость, единицы скорости. | 1 | |
14 | Расчет пути и времени движения. Решение расчетных и графических задач. | 1 | |
15 | Инерция. Примеры инерции в быту и технике. | 1 | |
16,17 | Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на рычажных весах. | 2 | |
18 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | |
19 | Плотность вещества. | 1 | |
20,21 | Решение задач «Расчет массы и объёма тела по его плотности» | 2 | |
22 | Лабораторная работа №4,5 «Измерение объема тела»,«Определение плотности твердого тела» | 1 | |
23 | Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | 1 | |
24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | |
25 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | 1 | |
26 | Лабораторная работа № 6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» | 1 | |
27 | Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. | 1 | |
28 | Решение задач «Сила тяжести» | 1 | |
29,30 | Решение задач «Сила упругости. Вес тела» | 2 | |
31 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Решение задач. | 1 | |
32 | Сила трения. Трение в природе и технике. | 1 | |
33 | Контрольная работа № 2по теме «Виды сил» | 1 | |
Раздел 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 19 | ||
34 | Давление, единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления. | 1 | |
35 | Решение задач «Расчет давления твердого тела» | 1 | |
36,37 | Давление газа. Закон Паскаля. | 2 | |
38,39 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 2 | |
40,41 | Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. | 2 | |
42 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | |
43 | Приборы для измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | |
44 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | 1 | |
45 | Контрольная работа №3 по теме «Гидростатическое и атмосферное давление» | 1 | |
46 | Действие жидкости или газа на погруженное в них тело. | 1 | |
47 | Архимедова сила. Решение задач «Архимедова сила» | 1 | |
48 | Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы» | 1 | |
49 | Плавание тел. Решение качественных и расчетных задач «плавание тел» | 1 | |
50 | Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | |
51 | Лабораторная работа № 8 «Плавания тела в жидкости» | 1 | |
52 | Контрольная работа № 4 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» | 1 | |
Раздел 5 «Работа и мощность. Энергия.» | 18 | ||
53 | Механическая работа. Единицы работы. | 1 | |
54 | Мощность. Единицы мощности. | 1 | |
55 | Решение задач «Работа и мощность» | 1 | |
56 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | |
57 | Правило моментов. | 1 | |
58,59 | Решение задач «Равновесие сил на рычаге. Правило моментов» | 2 | |
60 | Рычаги в технике, быту и природе. | 1 | |
61 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 | |
62 | Блок. | 1 | |
63 | Золотое правило механики. КПД механизма. | 1 | |
64 | Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела» | 1 | |
65,66 | Кинетическая и потенциальная энергия. | 2 | |
67 | Превращение энергии. | 1 | |
68 | Контрольная работа № 5 по теме «Простые механизмы» | 1 | |
69,70 | Резервное время | 2 |
Контрольных работ:5
Лабораторных работ:10
Содержание
Раздел 1 «Введение» (5ч)
Что изучает физика. Методы изучения физики: наблюдения и опыты. Физическая величина и её измерение. Измерительные приборы. Измерение физической величины. Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Решение задач «Измерение физической величины».
Лабораторная работа№1 «Определение цены деления измерительного прибора».
Раздел 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (6ч)
Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач.
Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»
Раздел 3 «Взаимодействие тел»
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость, единицы скорости.
Расчет пути и времени движения. Решение расчетных и графических задач. Инерция. Примеры инерции в быту и технике. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на рычажных весах. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Плотность вещества. Решение задач «Расчет массы и объёма тела по его плотности»
Лабораторная работа №4,5 «Измерение объема тела»,«Определение плотности твердого тела»
Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.
Лабораторная работа № 6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.
Решение задач «Сила тяжести» Решение задач «Сила упругости. Вес тела» Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Решение задач. Сила трения. Трение в природе и технике. Контрольная работа № 2по теме «Виды сил»
Раздел 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Давление, единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.
Решение задач «Расчет давления твердого тела» Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Приборы для измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах.
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс Контрольная работа №3 по теме «Гидростатическое и атмосферное давление» Действие жидкости или газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Решение задач «Архимедова сила» Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы» Плавание тел. Решение качественных и расчетных задач «плавание тел» Плавание судов. Воздухоплавание. Лабораторная работа № 8 «Плавания тела в жидкости» Контрольная работа № 4 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»
Раздел 5 «Работа и мощность. Энергия.»
Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Решение задач «Работа и мощность» Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Правило моментов.
Решение задач «Равновесие сил на рычаге. Правило моментов» Рычаги в технике, быту и природе.
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага». Блок.
Золотое правило механики. КПД механизма. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела». Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение энергии.
Контрольная работа № 5 по теме «Простые механизмы». Резервное время
Литература для учителя
Поурочные разработки по физики.
В.А. Волков.,С.Е. Полянский- М., «Вако», 2010г.
В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М. «Просвещение»2002
А.Е.Марон, Е.А.Марон. «Физика 7. Дидактические материалы»-М.: «ДРОФА»2007
Литература для учащихся
А.В. Перышкин. Учебник «Физика 7» «ДРОФА» 2009.
В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М. «Просвещение»2002
А.Е.Марон, Е.А.Марон. «Физика 7. Дидактические материалы»-М.: «ДРОФА»2007
Учебно-методический комплект для учителя и учащихся по физики
7 класс.
Образовательная область | Наименование предмета с учетом программы | Класс | Количество часов в год | Количество часов в неделю | Реквизиты программ | Учебно-методический комплект для учащихся | Учебно-методический комплект для учителя | Уровень программы |
Естествознание | физика | 7а | 70 | 2 | Рабочая программа по физике Гутника Е.М., Перышкина А.В. и рекомендована для общеобразовательных учреждений Министерством образования и науки РФ.М. «ДРОФА»2009г | 1.А.В. Перышкин. Учебник «Физика 7» «ДРОФА» 2009. 2.В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М. «Просвещение»2002 3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. «Физика 7. Дидактические материалы»-М.: «ДРОФА»2007 | 1.А.В. Перышкин. Учебник «Физика 7» «ДРОФА» 2009. 2.В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М. «Просвещение»2002 3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. «Физика 7. Дидактические материалы»-М.: «ДРОФА»2007 | базовый |
Рассмотрено
на заседании
ГМО учителей
физики
Протокол №_____
от_______
Председатель ГМО
_________/
Согласовано
Замдиректора по УВР
_________/Юдина И.С./
« »_______2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...