Сила упругости. Закон Гука
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Павлова Татьяна Николаевна

Урок изучения нового материала с рациональным использованием мультимедийных компонентов. Учащиеся вместе с учителем "открывают" закон Гука, знакомятся с видами деформации, строят график зависимости силы упругости от удлинения пружины, используя данные эксперимента и проверяют полученные знания с помощью теста в программе "Знак".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_uprugosti_zakon_guka.rar1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Сила упругости. Закон Гука

Урок изучения нового материала

Автор: Павлова Татьяна Николаевна, учитель физики ГОУ лицей № 373 «Экономический лицей»

г.Санкт-Петербург

Задача урока: продолжить создавать базу для усвоения и закрепления новых знаний, умений и навыков с рациональным применением мультимедийных компонентов.

Цели урока: 

а) познавательная – познакомить учащихся с силой упругости (причиной возникновения, точкой приложения, направлением, связью с другими величинами), помочь учащимся  «открыть» закон Гука;

б) развивающая – формировать умение анализировать, обобщать, извлекать из памяти необходимую информацию;

в) воспитательная – воспитывать внимательность, сообразительность, самостоятельность, умение работать в парах.

Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный проектор с экраном, комплект Mac Book (один на парту), CD «Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс», CD 1С: Школа «Физика 7 класс», пластиковая линейка (20-30см длиной), брусок деревянный, набор грузов, 2 штатива, воздушный шар (заполнен водой), пружина от ведерка Архимеда, таблица «Сила упругости» (приложение 3) каждому учащемуся.

Ход урока.

I.Организационный момент и мотивация учащихся:

- Ребята! На предыдущем уроке мы с вами познакомились с одним из видов взаимодействия в природе – гравитационным. Сегодня мы познакомимся с представительницей другого вида взаимодействия – электромагнитного, узнаем об этом взаимодействии много интересного, но сначала проверим, как вы выполнили домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания:

а) два человека решают у доски задачи по карточкам (приложение 1),

б) класс отвечает на вопросы, выведенные на экран с помощью проектора (приложение 2).

III. Изучение нового материала:

- Напоминаю вам, что мы должны в ходе урока познакомиться с силой упругости; узнать, почему взаимодействие называется электромагнитным; когда оно возникает; чем характеризуется и т.д.

- Запишите в тетрадях число и тему урока.

- Начнем с простых экспериментов:

А) представим, что это модель моста (пластиковая линейка закреплена в лапках штативов горизонтально). Насколько безопасно перемещаться по такому мосту? Поставим на мост груз (деревянный брусок, нагруженный 1-2 грузами по 100г). Что мы наблюдаем?

 Вопросы: Почему мост прогнулся? Изменил форму только мост или брусок тоже изменил форму?

- Конечно, мы не видим изменения формы бруска (можем об этом только догадываться). Но давайте изменим эксперимент.

Б) положим на «мост» воздушный шар, заполненный водой. Обратите внимание на формы этих взаимодействующих тел.

- Что мы видим теперь?

В) закрепим воздушный шар на пружине (от ведерка Архимеда). Вопросы:

-Я поддерживаю шар рукой. Что произойдет, если руку убрать?

-Куда и почему будет двигаться шар?

-Почему шар не падает вниз на Землю?

-Что произошло с пружиной?

-Что можно сказать о формах пружины и шара?

Вывод: при взаимодействии деформируются оба тела.

Поговорим немного о деформации:

-Деформация – это изменение формы и размеров тела под действием силы.

-Найдите силы, которые проявились в последнем опыте (со стороны каких тел и на какие они действовали).

-Какие виды деформации существуют?  Для ответа на этот вопрос посмотрим слайды презентации .

-Деформации бывают упругие и пластические. Посмотрите деформацию пружины и пластилинового жгутика. Сравните. Какая из них упругая, какая пластическая? Попробуйте дать определение.

-Перед каждым из вас лежат листочки с таблицами (приложение 3). Приступаем к заполнению таблиц.

-Попробуйте устно дать определение силы упругости (заполните эту графу таблицы дома при повторении материала).

-Посмотрите, пружину растягиваю влево, сила упругости заставит ее вернуться в первоначальное положение, значит, сила упругости направлена…

-Изгибаю линейку вверх, сила упругости направлена…

-Попробуйте ответить, а почему эта сила относится к электромагнитному взаимодействию? Подсказка: из чего состоят тела? Что происходит с частицами при деформации тел?

-Как выдумаете, будет ли изменяться сила упругости, если я буду растягивать или сжимать пружину? Как?

-Проведем эксперимент: линейка и пружина с указателем закреплены на штативе. Будем поочередно подвешивать грузы на пружину и фиксировать ее удлинение. Заносим данные в таблицу (приложение 4). Для расчета силы упругости используем равенство сил, действующих на груз: Fупр = Fтяж = mg. По данным таблицы строим график зависимости Fупр(∆l).

-Какую линию получили на графике?

-Как называется такая зависимость в математике?

-Что происходит с силой упругости, если длина пружины увеличивается? Уменьшается?

-Как изменится сила упругости, если длина пружины увеличится в 2 раза? Посмотрим на график.

-Найдем отношение силы упругости к удлинению пружины (первый результат считаю я, остальные вы – по вариантам):

∆F1/∆l1=                                  ∆F2/∆l2=

∆F3/∆l3=                                   ∆F4/∆l4=

-Какой вывод можно сделать об отношении силы упругости к удлинению пружины?

-Мы с вами получили закон, открытый английским физиком Робертом Гуком в 1660г. Информацию о Гуке и его биографию можно посмотреть в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Роберт_Гук.

-Закон Гука: Fупр = k∆l – сила упругости прямо пропорциональна величине деформации. Обсудим формулу закона и попытаемся определить, какие величины в нее входят (обсуждение формулы, записи величин и единиц их измерения).

IV. Итог урока:

-О какой силе мы сегодня узнали?

-Какова ее природа?

-Когда возникает? К чему приложена? Как направлена? От чего зависит?

-Какие вопросы есть у вас ко мне?

V. Домашнее задание: §25, учить записи в тетрадях, заполнить таблицу и научиться рассказывать по ней о силе упругости.

VI. Проверка усвоения нового материала: давайте проверим, как успешно мы сегодня поработали. Включайте Mac Book, программу «Знак», тест «Сила упругости». Работаете в парах, но для получения результатов теста вводите фамилию тех, кто сидит на 1-м варианте. По окончании теста увидите свой результат. Успехов!

-При завершении тестирования не забудьте выключить Mac Book.

Спасибо за урок!

Литература.

1. Газеты «Физика – Первое сентября» (фестиваль педагогических идей).

2. Физический энциклопедический словарь (М., Советская энциклопедия, 1983).

3. CD Виртуальная школа КиМ.

4.CD 1С: Школа

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Роберт_Гук

Приложение 1

Шарик массой 200г висит на нити. Чему равна сила тяжести? Изобразите силу тяжести в выбранном вами масштабе.

На книгу, лежащую на столе, действует сила тяжести 25Н. Изобразите силу тяжести в выбранном вами масштабе. Чему равна масса книги?

Приложение 2

 1.Какие взаимодействия существуют в природе?

А. гравитационные         Б. электромагнитные

В.сильные                         Г.слабые

1)только А             2)только Б

3)только В             4)только Г

5)все, перечисленные в пунктах А-Г

2.Сила тяжести относится к силам

1)электромагнитной природы

2)сильным взаимодействиям

3)гравитационной природы

4)слабым взаимодействиям

3.Сила тяжести – это сила, с которой

1)тела притягивают друг друга

2)Земля притягивает к себе все тела

3)тело действует на пружину

4)тело действует на опору

4.Сила тяжести приложена

1)к центру тяжести Земли

2)к поверхности Земли

3)к поверхности тела

4)к центру тяжести тела

5.Сила тяжести направлена

1)вверх

2)вдоль поверхности соприкосновения тела и опоры

3)к центру тяжести Земли

4)всегда по-разному, в зависимости от размеров тела

6.Среди формул выберите формулу силы тяжести:

1)ρ∙V

2)m/ρ

3)υ∙t

4)mg

7.Как изменится сила тяжести, если массу тела увеличить в 3 раза?

1)не изменится

2)уменьшится в 3 раза

3)увеличится в 3 раза

4)сначала увеличится, а потом уменьшится в 3 раза

8.Какая стрелка указывает направление силы тяжести?

1)желтая

2)красная

3)синяя

4)зеленая

Приложение 3

 

Таблица «Сила упругости»

Определение Fупр

Точка приложения

Направление

От чего зависит?

Графическое изображение Fупр

                                         

Природа взаимодействия

Приложение 4

m, кг

0,1

0,2

0,3

0,4

Fупр, Н

∆l,м

Fупр, Н          

                                                                                       

         

           0                                                            ∆l,м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физике 7 класс. Тема "Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.Сложение двух сил. равнодействующая.

Презентация по физике. 7 класс. Урок изучения нового материала по теме "Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил". Рассмотрены решени...

Открытый урок по теме "Сила упругости. Закон Гука"

Цели  урока:углубить  и  систематизировать  знания  о  деформации  твердых  тел,  сформулировать  закон  Гука,  показать  на...

Сила упругости. Закон Гука.

Задание с проверкой результата....

Урок по теме: "Сила упругости. Закон Гука. Решение задач - 7 класс"

Урок дан в рамках проведения "Дня открытых дверей" для родителей учащихся 7 класса. Подобраны задачи разного уровня сложности (среднего, достаточного, высокого). Урок проведен для подготовки к контрол...

Урок физики в 7 классе "Сила упругости. Закон Гука"

Урок разработан для учащихся 7 класса...

Презентация notebook "Сила упругости. Закон Гука."

Работа с интерактивной доской....

Сила упругости. Закон Гука Урок физики в 7 классе Тема: Сила упругости. Закон Гука Цели: 1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра. 2.Продолжить формирование

Урок физики в 7 классеТема: Сила упругости. Закон Гука Цели:1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра...