Тематическое планирование по физике 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Николаева Ольга Ивановна

Тематическое планирование по физике в 10 классе по учебнику

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Рабочая программа

учителя физики

Николаевой Ольги Ивановны

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11 классы.» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.[3]

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

     освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

     овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

     воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

     использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

                             использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

                             формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

                             овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

                             приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

                            владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

                            использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

                            владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

                            организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


В рабочей программе внесены изменения: увеличено число часов на изучение раздел «Механика» , так как материал раздела вызывает наибольшие затруднения у учащихся..

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

При реализации рабочей программы используется УМК Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 5 лабораторных работ, 6 контрольных работ. Тексты лабораторных работ приводятся в учебнике физики для 10 класса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

         Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

         Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

         Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,

         Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

         Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел,

         Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая  теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

         Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

         Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

         Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

         Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Содержание программы учебного предмета.  (70 часов)

Введение. Физика и методы научного познания

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел  для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации.

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел  в вакууме и в воздухе. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход кинетической энергии в потенциальную.

Лабораторные работы.

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

 Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.

Демонстрации.

Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы.

Опытная проверка закона Гей-Люссака.

 Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.  Закон кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.

Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.

Электрический ток в различных средах.

Демонстрации.

Электрометр. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука.

Лабораторные работы.

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.  

Итоговое повторение

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой  темы и всего курса в целом.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.

Методическое обеспечение:

Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005

Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002

Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003

        Дидактические материалы :

Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.

Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 1999г.

Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 ,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004

Дополнительная литература:

В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2005;

И.И. Нупминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006

В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. – Челябинск: Взгляд, 2004

Учебно- тематическое планирование  по физике

10 класс   2ч/нед.  70 ч


урока всего

Дата

провед

Факт.

Дата

провед

 

Темы уроков



   Корректировка

 

Основные особенности физического метода исследования

(1 ч)

1

Введение. Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

Техника безопасности на уроках  физики.

Механика

Основы кинематики  (12ч)

2

Движение точки и тела. Положение тела в пространстве.

3

Векторные величины. Действия над векторами. Проекции вектора на координатные оси и действия над ними. Проекции вектора и координаты. Описание движения. Перемещение. Система отсчета. ИКТ

4

Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения. ИКТ

5

Мгновенная скорость. Сложение скоростей

6

Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения.

Презентация «Ускорение»

7

Скорость при движении с постоянным ускорением. Уравнения движения с постоянным ускорением.

8

Равномерное движение точки по окружности.ИКТ

9

Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

10

Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная  скорости вращения

11

Решение задач по теме «Основы кинематики»

12

Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения.ИКТ

13

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Основы динамики (4 ч)

14

Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона. Презентация «Законы Ньютона»

15

Сила. Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона. Масса. ИКТ

16

Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. ИКТ

17

Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике. Решение задач по теме «Основы динамики»

Тестирование

Силы в природе. (6 ч)

18

Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения ИКТ

19

Первая космическая скорость. Решение задач. ИКТ

20

Сила тяжести и вес. Невесомость.

21

Деформация и силы упругости. Закон Гука. ИКТ

22

Силы трения. Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. ИКТ

23

Контрольная работа №2 по теме «Силы в природе»

Законы сохранения в механике.( 6 ч.)

24

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. Проект «Реактивное движение»

25

Работа силы. Мощность. ИКТ

26

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. ИКТ

27

Работа силы тяжести. Работа силы упругости.ИКТ

28

Потенциальная энергия.

29

Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения. Лабораторная работа №2 «Изучения закона сохранения  механической энергии»

Статика. (2 ч)

30

Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела.ИКТ

31

Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела.

Молекулярная физика. (9ч)

32

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества. ИКТ

33

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. ИКТ

34

Идеальный газ и молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул . ИКТ

35

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

36

Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа.

37

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Презентация «Газовые законы»

38

Лабораторная работа №2 « Экспериментальная проверка закона Гей-Люcсака»

39

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Решение задач.

40

Кристаллические тела. Аморфные тела. ИКТ

Термодинамика. (5 ч)

41

Внутренняя энергия. ИКТ

Работа в термодинамике. Количество теплоты.

42

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Необратимость процессов в природе. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе.

43

Принципы действия тепловых двигателей. ИКТ

Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей.

44

Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»

Электростатика. (7 ч)

45

Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Решение задач. ИКТ

46

Основной закон электростатики — закон Кулона. Единица электрического заряда. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле.

47

Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара.

48

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков.

49

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

50

Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

51

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.ИКТ

Законы постоянного тока. (7 ч)

52

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. ИКТ

52

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. ИКТ

54

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

55

Работа и мощность постоянного тока. ИКТ

56

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

57

Лабораторная работа № 3 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

58

Контрольная работа №4 по теме «Законы постоянного тока.

Электрический ток в различных средах.  (7ч)

59

Электрическая приводимость различных веществ. Электронная приводимость металлов.

60

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

61

Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей.

62

Электрический ток через контакт полупроводников р- и n-типов. Полупроводниковый диод.  Транзисторы.

63

Электрический ток в вакууме. Диод. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. ИКТ

64

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. ИКТ

65

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. ИКТ

Итоговое повторение. (5 ч.)

66-70

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое тематическое планирование уроков физики в 11 классе ( 4 часа)

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на базе Примерной программы  среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева. ...

Развернутое тематическое планирование по физике 11 класс ( 3 часа)

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе Примерной программы Г.Я. Мякишева ( Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., Н.Н. Тулькибаева, А.Э. П...

Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе по учебнику Г.Я.Мякишева

Календарно-тематическое планирование по физике для 10-м класса (базовый уровень)  составлен на основе «Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профиль...

Календарно-тематическое планирование по физике. 9 класс (по учебнику Перышкина)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта о...

Календарно-тематическое планирование по физике. 10 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...

Тематическое планирование по физике для классов С(К)К IV вида 7-9 классы

Тематическое планирование по физике для классов С(К)К IV вида 7-9 классы...

Календарно-тематическое планирование по физике к учебнику А.А.Пинского "Физика. 7 класс"

Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса на 105ч (3ч в неделю)...