Урок решения задач по теме: "Механические колебания"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме

Урок закрепления и комплексного применения знаний.

Цель урока:  - обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Механические колебания». Проверить уровень усвоения знаний на основе творческих заданий;

- развить мышление, интуицию, пространственное воображение при выполнении заданий;

-воспитать в учениках средствами урока уверенность в своих силах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mehanicheskie_kolebaniya.zip2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 11 классе

Класс:  11 класс

УМК:   -  Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 11 класса бщеобразовательных  учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – М.: Просвещение, 2010.

              -   Программы общеобразовательных учреждений.  «Физика. 10 -11

                   классы» – М.: Просвещение, 2007

Тема: Решение задач по теме «Механические колебания»

Цель:  

Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Механические колебания». Проверить уровень усвоения знаний на основе творческих заданий

Развить мышление, интуицию, пространственное воображение при выполнении заданий

Воспитать в учениках средствами урока уверенность в своих силах

Тип: урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний.

Оборудование: Интерактивная доска, игровые карточки, бейджики, программное обеспечение живая физика, диск видеозадачник по физике часть 3 А.И. Фишман.

Дополнительная литература:

- Физика 11 класс: Поурочные планы (по учебнику Г. Я. Мякишева)/Сост. Г.В. Маркина. – Волгоград: Учитель, 2004

- Задачи по физике с примерами решений для школьников и абитуриентов: Пособие для учащихся:/Р.В. Рудович, Э.М. Шпилевский. – Мн.: ООО «Юнипресс», УП «Экоперспектива» , 2003 – 240с.

- Репетитор по физике. Электромагнетизм. Колебания и волны. Оптика. Элементы теории относительности. Физика атома и атомного ядра/ И.Л. Касаткина. Издание 7-е, перераб. И дополн./ Под ред. Т.В. Шкиль. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 837  

- Физика: Задания для самопроверки и контроля с генератором тестов.- М.:ИЛЕКСА, 2008.-144с.

-Физика. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Ю.А. Сауров. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. – 256 с. – (Классический курс)

Ход урока

Организационный момент. (Приветствие.  Первичная рефлексия урока)

Актуализация опорных знаний .

Осуществляется с помощью «Физического лото». Перед каждым учеником лежит игровая карточка. На экране высвечиваются вопросы  с вариантами ответов. Ребята выбирают нужную цифру и зачёркивают на карточках, перед этом подписав карточки карандашом.

№ Вопроса

Варианты ответов

1.Какое движение называется колебательным

15- движения которые точно или приблизительно повторяются через определенные промежутки времени;

25- движение при котором происходит колебание тела.

2.Можно ли считать видами колебательного движения: свободные и вынужденные колебания

16- да;

49 - нет

3.Где могут происходить колебательные движения?

18 - в колебательной системе

17 – в замкнутой системе

4.Вынужденными колебаниями называются колебания, происходящие под действием…

20 -  внешних сил      

28 -  внутренних сил

5.Период колебаний измеряется в …

99 - герцах            

98 - секундах

6.Какое из приведенных утверждений является верным

48 - свободные колебание – бесконечно повторяются

50 - свободные колебания – являются затухающими

7.Собственная частота колебаний тела равна:

29 - ω = πν          

27 - ω = 2πν                

8. Как изменится период колебаний математического маятника, если его длину уменьшить в 9 раз?

12 - Т21               

14 - Т2= 3Т1

9. За одно и то же время один математический маятник делает 50 колебаний, а другой – 30. Найдите длину большего маятника, если он длиннее первого на 32 см.

23 - 0,5 м                

24 - 0,82 м

12

18

28

49

23

16

27

20

14

50

98

24

99

29

17

15

48

25

Учитель: ребята, те цифры, что остались у вас не зачёркнутыми выпишите себе на листочек. (Ребята сдают карточки. На экране высвечиваются правильные ответы)

учащимся предлагается сделать взаимопроверку результатов по кодам    ответов.

Обобщение и систематизация знаний учащихся

На основании результатов лото делается вывод о пробелах в знаниях и решаются задачи, вызвавшие затруднения у учащихся.

Мозговой штурм: Сегодня вы разделены натри группы у вас на столе лежат бейджики с вашими сегодняшними  должностями:

Секретарь – тот кто будет записывать ваши мысли

Парламентёр -  тот кто будет представлять ваше мнение у доски

Советник – тот кто будет представлять ваши знания

Корреспондент – уполномоченный от группы в разрешении возникших вопросов. Он может подойти ко мне с любым вопросом.

Задание для первой группы: Где тонко там и рвется. (Ответить на видео вопрос).

Задание для второй группы: В школьной лаборатории

Имеются два маятника. Период одного из них известен. Как проще всего узнать период другого? (спроектировать модель в программном обеспечении живая физика.)

Задания для третей группы: Учащимся предлагается решить задачу

Математический маятник, подвешенный на нити длинной 0,5 м, совершает колебания с амплитудой 2 см. Написать уравнение, выражающие зависимость смещения, скорости и ускорения этого маятника от времени колебаний. Чему равно ускорение маятника при смещении на 1 см? Начальную фазу принять равной нулю.

Время работы в группах ограниченно.

Учитель: Время работы в группах прошло. Выступающие, приглашаются к доске. По порядку, сначала первая группа, затем вторая и третья.

 

Подведение итогов урока (обратная связь).

По записям на доске, учитель повторяет все выводы групп сделанные на уроке.

Рефлексия

(итоговая рефлексия)

Информация о домашнем задании

Составление и решение двух задач с использованием определения периода колебаний и полной механической энергии колебательной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения задач по теме «Механическое движение» 9 класс «Здравствуй, Испания!»

Урок проводится в 9 классе при подготовке к контрольной работе по теме «Механическое движение», либо в рамках «Недели естественных наук» как бинарный урок «физика – география» для учащихся лингвистиче...

Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Урок физики в 9 классе. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных и количественных задач. Расширяется кругозор обучающихс...

Решение задач по теме "Механические колебания".

Рассмотрены решения качественных и количественных задач из задачника Г.Н. Степановой. задачи №№ 763,771,774 и тесты из сборника ЕГЭ, М, "Просвещение", "ЭКСМО" , 2006г. Презентация ученика на тем...

Скорости в живой природе. Урок решения задач по теме "Механическое движение" 7 класс

Презентация с текстами задач по механическому движению. Задачи составлены по материалам Интернет, содержащих интересные факты  о движении  представителей фауны. Такой подход к составлению за...

Урок "Решение задач по теме Механическое движение"

Разработка урока "Решение задач по теме Механическое движение" в 7 классе для интерактивной доски INTERWRITE...

Презентация к уроку физики "Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Презентация к уроку физики "Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук»....

Конспект урока решения задач по теме "Механические колебания"

План урока решения задач по теме "Механические колебания" в 11 классе...