Рабочие программы по физике
рабочая программа по физике на тему

Ветрова Ольга Михайловна

Рабочие программы по физике содержат пояснительную записку, тематическое планирование. 

Рабочие программы 7-9 класс по УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник

Рабочие программы 10-11 класс по УМК Б.Б. Буховцев, Г.Я. Мякишев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_fizike.rar619.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

            Рабочая программа  по предмету «Физика» 10 класс обучение на дому составлена на основе Программы  общеобразовательных   учреждений.  Физика. 10-11 классы. Авторы: П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В.Шаронова и др.  Авторы программы: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова. Издательство: М.: «Просвещение», 2007 г.  

      Рабочая программа составлена для УМК «Физика, 10-11 класс» авторы Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский базовый уровень, утвержденного Федеральным перечнем учебников на 2012-2013 учебный год.

     Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №14» на изучение физики при обучении на дому отводится 1 ч в неделю (34 часа за год). Не предусмотрено выполнение лабораторных работ.

Характеристика учебного предмета

             Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется  знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

  Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Цели изучения физики.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основное содержание курса.

Механика. (11 ч)

       Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное и равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Молекулярная физика. Термодинамика. (11 ч)

              Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.

              Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Электродинамика. (12 ч)

             Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах.

Учебно-методическое  обеспечение.

 

1.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика-10. М.: Просвещение, 2009

2.Иллюстрированный Атлас по физике. 10 класс.   Касьянов В.А. (2010, 144с.)

3.Контрольные работы в новом формате. Физика. 10 класс.  Годова И.В. (2011, 96с.)

4.А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2009

5.Физика. 10 класс. Поурочные планы к учебникам Мякишева Г.Я., Громова С.В. и Касьянова В.А. (2007, 397с.)

6.Дидактические материалы. Физика 10 класс. Марон А.Е. (2005, 157с.)

7.Сборник задач по физике. 10-11 классы.   Парфентьева Н.А. (2010, 206с.)

8.Физика. Контроль знаний, умений и навыков учащихся. 10-11 классы. Заботин В.А., Комиссаров В.Н. (2008, 64с.)

9.Сборник задач по физике для 9-11 кл. Сост. Степанова Г.Н. (1997, 256с.)

10.Физика. 10 класс. Поурочные планы к учебникам Мякишева Г.Я., Громова С.В. и Касьянова В.А. (2007, 397с.)

11.Сборник задач по физике. Для 8-10 классов.   Демкович В.П., Демкович Л.П. (1981, 206с.)

12.Физика. 10-11классы. Механика: тренировочные тесты, комбинированные задания, контрольные работы. Андреева Г.В. (2010, 148с.)

Учебно – тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

в том числе

уроки

лабор. работы

контрол. работы

зачеты

Механика

11

9

1

1

2

Кинематика

2

2

3

Динамика и силы в природе

6

4

1

1

4

Законы сохранения в механике. Статика

3

3

Молекулярная физика. Термодинамика.

11

9

1

1

5

Основы МКТ

4

3

1

6

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела.

2

2

7

Термодинамика.

5

4

1

Электродинамика.

12

12

8

Электростатика

4

4

9

Постоянный электрический ток

5

5

10

Электрический ток в различных средах

3

3

Итого:

34

30

2

2

Пояснительная записка.

                  Календарно-тематическое планирование  по предмету «Физика» 11 класс на базовом уровне составлено на основе Программы  общеобразовательных   учреждений.  Физика. 10-11 классы. Авторы: П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В.Шаронова и др.  Авторы программы: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова. Издательство: М.: «Просвещение», 2007 г.  

Программа рассчитана на 70 часов в год, часов в неделю 2 часа.

Основное содержание авторской программы нашло отражение в данном календарно-тематическом планировании. Были внесены следующие изменения в 11 класс:

в конце учебного года на обобщающее повторение по программе отводится 11 часов, я оставила 5 часов, а 6 часов добавила на изучение следующих тем:

-«Электромагнитная индукция» добавлено 2 часа для рассмотрения тем «Закон электромагнитной индукции», «Явление самоиндукции. Индуктивность», так как эта тема не рассматривается на уроках физики в основной школе;

-«Электромагнитные колебания» добавлен 1 час для рассмотрения темы «Сопротивления в цепи переменного тока», так как эта тема не рассматривается на уроках физики в основной школе;

-«Световые волны» добавлено 2 часа для рассмотрения темы «Линзы» и урок, посвященный решению задач по геометрической оптике;

-«Излучение и спектры» добавлен 1 час, так как эта тема не рассматривается на уроках физики в основной школе.

 Преподавание курса ориентировано на использование УМК «Физика, 10-11 класс» авторы Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский базовый уровень.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №14» г. Ангарска в форме контрольных, проверочных работ, тестирования.

Программой предполагается проведение лабораторных работ.

             Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется  знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

              Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

              Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

 Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

                    В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Основное содержание курса.

Электродинамика. (12 ч)

Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Квантовая физика. (13 ч)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон.  Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Строение и эволюция Вселенной. (10 ч)

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Учебно-методическое  обеспечение.

 

1.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика-11. М.: Просвещение, 2009

2.Иллюстрированный Атлас по физике. 11 класс.   Касьянов В.А. (2010, 144с.)

3.Контрольные работы в новом формате. Физика. 11 класс.  Годова И.В. (2011, 96с.)

4.А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2009

5.Физика. 10 класс. Поурочные планы к учебникам Мякишева Г.Я., Громова С.В. и Касьянова В.А. (2007, 397с.)

6.Дидактические материалы. Физика 11 класс. Марон А.Е. (2005, 157с.)

7.Сборник задач по физике. 10-11 классы.   Парфентьева Н.А. (2010, 206с.)

8.Физика. Контроль знаний, умений и навыков учащихся. 10-11 классы. Заботин В.А., Комиссаров В.Н. (2008, 64с.)

9.Сборник задач по физике для 9-11 кл. Сост. Степанова Г.Н. (1997, 256с.)

10.Физика. 11 класс. Поурочные планы к учебникам Мякишева Г.Я., Громова С.В. и Касьянова В.А. (2007, 397с.)

11.Сборник задач по физике. Для 8-10 классов.   Демкович В.П., Демкович Л.П. (1981, 206с.)

12.Физика. 10-11классы. Механика: тренировочные тесты, комбинированные задания, контрольные работы. Андреева Г.В. (2010, 148с.)

Формы и средства контроля.

    Основными методами проверки знаний и умений обучающихся по физике являются устный опрос, устный зачет, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Учебно – тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки

лабор. работы

контрол. работы

зачеты

Электродинамика

12

8

2

1

1

1

Магнитное поле

6

4

1

1

2

Электромагнитная индукция

6

4

1

1

Колебания и волны

11

9

1

1

3

Механические колебания

1

1

4

Электромагнитные колебания

4

4

5

Производство, передача и использование электрической энергии

2

2

6

Механические волны

1

1

7

Электромагнитные волны

3

2

1

Оптика

16

11

4

1

8

Световые волны

9

5

4

9

Элементы теории относительности

3

3

10

Излучение и спектры

4

3

1

Квантовая физика

13

12

1

11

Световые кванты

3

3

12

Атомная физика

3

3

13

Физика атомного ядра. Элементарные частицы

7

6

1

14

Значение физики для развития мира

1

1

15

Строение и эволюция Вселенной

10

10

16

Обобщающее повторение

5

4

1

Итого:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...