Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 VII класс

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ                                            ;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ №                       .;    

Рабочая программа составлена на основе авторской программы  Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской,М:-Дрофа. 2008г.

Статус документа

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и

познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

 воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  в VII классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Используется учебник ФИЗИКА. 7 КЛАСС.  Авторы программы: Н. С, Пурышева, Н. Е. Важеевская.

В том числе 15 классных лабораторных работ, 5 контрольных работ .

Программа отражает содержание курса физики основной школы 7 класса. Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.

 В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 7 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Сведения о программе.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68часов за год).

 Из них:

-контрольных работ- 5 часов, которые разделены по разделам следующим образом: «Механическое движение» 0,5часа, «Силы в природе» 1 час, «Работа . Энергия» 0,5 час, «Звуковые явления» 0,5 часа, «Световые явления» 1час, Итоговая контрольная работа 1ч.

-лабораторных работ-12 часов

«Измерение длины, объёма и температуры тела»-0,5ч., «Измерение размеров малых тел»-1ч., «Измерение времени»-0,5ч., «Изучение равномерного движения»-1ч., «Измерение массы тела на рычажных весах»-0,5ч., «Измерение плотности вещества твёрдого тела»-1ч., «Градуировка динамометра и измерение сил»-1ч., «Измерение силы трения скольжения»-0.5ч., «Измерение коэффициента трения скольжения»-1ч, «Изучение условия равновесия рычага»-1ч., «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»-1ч., «Наблюдение прямолинейного распространения света»-0.5ч., «Изучение явления отражения света»- 1ч.,  «Изучение явления преломления света»-0,5ч.,«Изучение изображения, даваемого линзой»- 1ч.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена  в виде административной контрольной работы.

Данное планирование определяет достаточный объём учебного времени для повышения физических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

                                                 Место и роль предмета.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

       Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Особенностью предмета в физике в учебном плане образовательной школы  является и тот факт  что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне  стало необходимым  практически каждому человеку в современной жизни.

Ведущая идея курса физики в основной школе - изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения

 В приведённом тематическом планировании  предусмотрено использование  видеотеки, организационно- деловых игр, постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение  исследовательских лабораторных работ учащимися,  проблемных дискуссий, проектная деятельность учащихся, представление  индивидуальной и групповой  познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исследовательского проекта, публичной презентации.

.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно – тематического планирования предусмотрено формирование  у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:

Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания. Материал изучаемого курса можно рассматривать как абсолютно новый для учащихся, хотя к началу 7 класса учащиеся уже имеют первоначальные знания о веществе, о природных явлениях и процессах, что и является предметом изучения курса «Физика».

Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный ( продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).

Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем. Это выводит результат образования на качественно новый уровень, т.к. ученик, овладев анализом                                                                       объекты.

Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся приобретению опыта построения и применения межпредметных связей при решении проблемных задач

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (6 ч)        

/ уровень

Что и как изучают физика и астрономия.

Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин.

Физические законы и границы их применимости.

Физика и техника.

// уровень

Относительная погрешность. Физическая теория.

Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.

Фронтальные  лабораторные работы

I уровень

Измерение размеров тела с помощью линейки, объема жидкости с помощью мензурки, температуры жидкости с помощью термометра.

Измерение времени.

Измерение размеров малых тел.

// уровень

1. Измерение малых величин.

1. Движение и взаимодействие тел (38 ч)

/ уровень

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Ускорение свободного падения.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.

Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Международная система единиц. Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды сил трения. Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. «Золотое правило»   механики.   Применение  простых   механизмов.

КПД механизмов.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.

II уровень

Путь, пройденный телом при  равноускоренном

движении.

Сложение сил, направленных под углом друг к другу.

Законы Ньютона.

Фронтальные  лабораторные работы

 I уровень

Изучение равномерного движения.

Измерение массы тела.

Измерение плотности вещества.

Градуировка динамометра и измерение сил.

Измерение коэффициента трения скольжения.

Изучение условия равновесия рычага.

10.        Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

II уровень

Измерение средней скорости.

Изучение равноускоренного движения.

2. Звуковые явления (6 ч)

/ уровень

Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Источники звука.

Механические   волны.   Длина  волны.   Звуковые волны. Скорость звука.

Громкость звука. Высота тона. Тембр.

Отражение звука. Эхо.

II уровень

Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников.

 Фронтальные  лабораторные работы

I уровень

11.Наблюдение колебаний

звучащих тел.

Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.

Наблюдение зависимости громкости звука от

амплитуды колебаний.

// уровень

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения.

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

3. Световые явления (16 ч)

/ уровень

Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.

Отражение света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ.

Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой.

Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа.

Разложение   белого   света   в   спектр.   Сложение спектральных цветов. Цвета тел.

// уровень

Зеркальное и диффузное отражение. Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал.

Закон преломления света.  Волоконная  оптика. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

Фронтальные  лабораторные работы

I        уровень

Наблюдение прямолинейного распространения света.

Наблюдение образования тени и полутени.

Изучение явления отражения света.

Получение и исследование изображения в плоском зеркале.

Изучение явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения.

Изучение изображения, даваемого линзой.

II        уровень

Изготовление модели перископа.

Получение и исследование изображения, даваемого вогнутым зеркалом.

Изучение закона преломления света.

Повторение (3ч)

Резервное время (2 ч)

                                                        Учебно – тематический план.

                          2 часа в неделю, всего 68 часов.  

тема

Кол-во часов

Примерной программы

Кол-во часов рабочей программы

Количество лабораторных работ

Кол-во контрольных работ.

Введение.

6

6

3

Движение и взаимодействие тел.

38

35 (3 часа на повторение в конце года)

8

2

Звуковые явления.

6

6

-

1

Световые явления.

16

16

4

1

Повторение

-

3

-

1

Резервное время.

2

2

Всего.

68        68

15

5

РАЗДЕЛ 1    ВВЕДЕНИЕ ( 6 часов)

Цель изучения введения – формирование у учащихся представлений о том, что изучает физика и астрономия и какие методы они используют при этом. В итоге у учащихся должны сформироваться представления о том, что физика изучает физические явления, происходящие в микро -, макро -, мегамире, используя при этом экспериментальные и теоретические методы познания. Они также должны понимать, что познание начинается с наблюдений, в результате которых устанавливаются экспериментальные факты, для их объяснения выдвигаются гипотезы, выполняется эксперимент, который подтверждает или опровергает гипотезы, даётся теоретическое пояснение.



ТЕМА УРОКА  


ТИП


ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


ВИД КОНТРОЛЯ, ИЗМЕР-ЛИ


ДОП


ДОМ

З-Е


ДАТА

план

факт

1

Что изучает физика и астрономия

Урок изучения нового материала

Что и как изучает физика и астрономия. Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений Гипотиза

Знать:

Смысл понятия «Физическое явление»

Уметь:

Классифицировать физические явления, приводить примеры различных видов явлений


Беседа

№ 5,6,12   Л

(сборник задач Лукашика В.И.)



§ 1,2

№ 1

06.09

2

Физические величины

Измерение физических величин

Ком

бини

рован

ный

Физические величины Единицы физических величин Международная система единиц (СИ)

Физические приборы

Знать: определение физической величины, основные единицы СИ

Уметь:

Приводить примеры физических величин, единиц их измерения, пользоваться шкалой приборов, определять цену деления, пределы измерения, показания.


Л

№ 5, 31


§ 3, 4

№ 2,

№ 3

 (3-5)

08.09

3

Точность измерений

Лабораторная работа № 1

«Измерение длины, объема и температуры тела»

Ком

бини

рован

ный

Понятие о точности измерений Абсолютная погрешность Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности

Знать: смысл понятий «точность измерения, погрешность»

Уметь: измерять длину при помощи линейки, объем жидкости в сосуде при помощи мензурки, температуру тела при помощи термометра, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты



Л

№ 36

Уменьшение погрешности измерений



§ 5

№ 4


13.09






4

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

Ком

бини

рован

ный

Измерение малых величин

Уметь: проводить измерение размеров малых тел способом рядов, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты



Л

№ 24

Относительная погрешность



№ 5

15.09

5

Лабораторная работа № 3 «Измерение времени»

Связь между физическими величинами

Ком

бини

рован

ный

Роль математики в развитии физики

Знать: смысл понятий  ЗАКОН , ТЕОРИЯ

Уметь: измерять время при помощи секундомера, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты



Вопросы к

 § 6 ,

№ 6

Физ эксперимент


Физ теория




§ 6 ,

№ 6

20.09

6

Физика и техника

Физика и окружающий нас мир

Ком

бини

рован

ный (с/р)

Физика и техника Физика и развитие представлений о материальном мире

Уметь: осуществлять самостоятельный поиск информации о развитии техники с использованием различных источников

Вопросы к

 § 7, 8

Структурные уровни материи, микромир, макромир, мегамир

§ 7, 8

22.09






РАЗДЕЛ 2     ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ ( 36 часов)


Цель изучения темы - формирование знаний об основных понятиях и законах механики, изучение которых составляет основу для дальнейшего освоения курса физики основной школы. 

Учащиеся должны запомнить: 

- условные обозначения физических величин;

- единицы их измерения;

- физические приборы;

- определения понятий: механическое движение, равномерное и неравномерное движения, тело отсчёта, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, сила, плотность, сила тяжести, сила трения, сила упругости, вес, невесомость, давление, работа, мощность, энергия, КПД, простые механизмы;

- формулы;

- графики зависимости физических величин;

- законы.

Учащиеся должны уметь: 

- определять неизвестные величины, входящие в формулы;

- строить графики;

- по графикам определять значения величин;

- применять знания по механике к анализу и объяснению явлений природы;

Наблюдение и описание

-различных видов механического движения,

-взаимодействия тел,

-передачи давления жидкостями и газами,

-плавания тел,

-механических колебаний и волн.

Объяснение этих явлений 

-на основе законов динамики Ньютона,

-законов сохранения импульса и энергии

- закона всемирного тяготения,

-законов Паскаля и Архимеда.

Измерение физических величин: 

времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей:

-пути от времени при равномерном и равноускоренном движении,

-силы упругости от удлинения пружины,

-периода колебаний маятника от длины нити,

-периода колебаний груза на пружине от массы груза,

-силы трения от силы нормального давления,

-условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для 

-выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости;

-использования простых механизмов  в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов:

весов, динамометра, барометра, гидравлической машины, простых механизмов.

7

Механическое движение, его виды и характеристики Относительность движения

Урок изучения

нового материала

Механическое движение и его виды Относительность движения Траектория Путь

Знать: определение механического движения, траектории, пути, единицы измерения пути, времени Смысл понятия относительность движения

Уметь: приводить примеры относительности движения, траектории в разных системах отсчета



Л

№ 95, 98



Система отсчета



§ 9-11,

№ 7

27.09

8

Равномерное движение Скорость

Ком

бини

рован

ный

Прямолинейное равномерное движение Скорость прямолинейного равномерного движения

Знать: определение прямолинейного равномерного движения, скорости, единицы измерения скорости

Уметь: приводить примеры прямолинейного равномерного движения, уметь описывать равномерное движение, производить перевод единиц, рассчитывать скорости движения разных тел, читать графики зависимости пути от времени движения, скорости от времени


Л

№ 117,

№ 121,

№ 147



§ 12,

№ 8

(1,2,6)

29.09

9

Равномерное движение. Скорость

Ком

бини

рован

ный

(практикум)

Уметь: рассчитывать пройденный путь, время движения, по графику определять путь за конкретное время, сравнивать скорости тел, строить графики зависимости пути от времени движения и скорости от времени

Л

№ 128,

№ 130

04.10

10

Лабораторная работа № 4 «Изучение равномерного движения»

Ком

бини

рован

ный

Уметь: измерять скорость равномерного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

Вопросы к

 § 12

Методы измерения расстояния, времени и скорости

06.10

11

Неравномерное движение.

Средняя скорость

Ком

бини

рован

ный

Неравномерное прямолинейное движение.

Средняя скорость

Знать: определение неравномерного движения, средней скорости

Уметь: приводить примеры неравномерного движения, находить среднюю скорость движения

Л

№ 134,

№ 135

Мгновенная скорость

§ 13,

№ 9

11.10

12

Равноускоренное движение. Ускорение

Урок изучения нового материала

Равноускоренное движение. Ускорение

Знать: определение прямолинейного равноускоренного движения, ускорения, физический смысл единиц измерения ускорения

Уметь: приводить примеры прямолинейного равноускоренного движения, находить ускорение

Л

№ 158,

№ 156

§ 14,

№ 10

13.10

13

Равноускоренное движение. Ускорение

Ком

бини

рован

ный

(практикум)

Уметь: находить скорость при прямолинейном равноускоренном движении

Л

№ 159

Путь, пройденный телом при равноускоренном движении

§ 15,

№ 11

(1,2)

18.10

14

Кратковр. К/Р «Механическое движение»

Инерция. Масса

Контроль знаний

Урок изучения нового материала





Взаимодействие тел

Инерция. Масса

Знать: определение инерции, инертности, массы, способы определения массы

Уметь: описывать явление инерции, приводить примеры инерции, взаимодействия тел, сравнивать массы по взаимодействию тел, производить перевод единиц массы


Л

№ 195,

№ 210, 

№ 222,


§ 16,17

№ 12

20.10

15

Измерение массы

Лабораторная работа № 5 «Изучение массы тела на рычажных весах»


Ком

бини

рован

ный

Измерение массы и плотности

Уметь: приводить примеры тел различной массы, измерять массу тела с помощью весов, сравнивать массы тел из различных веществ одного объема, из одного вещества разного объема, делать вывод о проделанной работе

Вопросы к

 § 17

 § 18

§ 18

25.10

16

Плотность вещества

Урок изучения нового материала

Плотность

Знать: определение плотности, смысл плотности, единицы измерения плотности, физический смысл 1кг/м3

Уметь: рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях, ,пользоваться таблицами плотностей

Л

№ 156,

№ 258, 

№ 259


§ 19,

№ 13

(1,2,4)

26.10

17

Лабораторная работа № 6

«Измерение плотности вещества твердого тела»

Ком

бини

рован

ный

Измерение объема, массы, плотности

Уметь: находить плотность тел с помощью весов и мензурки, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты ,представлять графически зависимость массы тела от его объема для различных веществ

Л

№ 260,

№ 262


№ 13

(3,5,6)

08.11

18

Решение задач «Масса. Плотность. Объём»

Урок применения полученных знаний

Уметь: анализировать формулу

ρ = m/v , т.е. зависимость V(ρ) при m=const  и  m(ρ) при   V= const, решать задачи на нахождение массы и объема тела через его плотность

Л

№ 234,

№ 235, 

№ 268


Домашний эксперимент

10.11

19

Сила

Урок изучения нового материала

Анализ типичных ошибок. Сила. Единицы силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила – физическая величина. Зависимость ускорения тела от его массы и действующей на него силы.

Знать: определение силы, признаки действия силы, единицы измерения силы, виды сил. 

Уметь: приводить примеры действия силы, изображать силу графически

Вопросы к

 § 20

§ 20,

№ 14

15.11

20

Измерение силы Международная система единиц

Ком

бини

рован

ный

Деформация-результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц.

Уметь: сравнивать силы, измерять силу при помощи динамометра

Вопросы к

 § 21, 22

§ 21,

§ 22

17.11

21

Сложение сил

Ком

бини

рован

ный

Сложение сил. Равнодействующая и составляющие силы.

Знать: определение равнодействующей

Уметь: находить равнодействующую сил, действующих по одной прямой, изображать графически

Л

№ 354,

№ 360, 

№ 365 

№ 370

Сложение сил направленных под углом друг к другу

§ 23,

№ 15

22.11

22

Сила упругости

Ком

бини

рован

ный

Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жёсткость пружины. Закон Гука.

Знать: определение силы упругости

Уметь: формулировать закон Гука, рассчитывать силу упругости, изображать графически

Л

№ 328,

№ 350

§ 24,

№ 16

24.11

23

Сила тяжести

Ком

бини

рован

ный

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения.

Знать: определение силы тяжести

Уметь: рассчитывать силу тяжести, изображать графически, сравнивать силу тяжести, действующую на различные тела

Л

№ 309,

№ 311, 

№ 336

§ 25,

№ 17

29.11

24

Закон всемирного тяготения

Ком

бини

рован

ный

Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.  Закон всемирного тяготения.

Уметь: описывать явление всемирного тяготения

Л

№ 285,

№ 291, 

№ 293

§ 26,

№ 18

01.12

25

Вес тела Невесомость

Ком

бини

рован

ный

Вес тела. Невесомость.

Знать: определение веса тела

Уметь: описывать явление невесомости, рассчитывать вес тела, изображать его графически

Л

№ 334,

№ 336

§ 27,

№ 19

06.12

26

Лабораторная работа № 7

«Градуировка динамометра и измерение сил»

Ком

бини

рован

ный

Инструктаж №7. Градуировка динамометра и измерение сил.Сила

Знать: устройство и принцип действия динамометра

Уметь: измерять силу тяжести, силу упругости и вес с помощью динамометра, строить графики зависимости силы тяжести от массы, силы упругости от удлинения.

08.12

27

Давление

Ком

бини

рован

ный

Давление. Формула давления. Единицы давления. Давление в природе и технике.

Знать: определение давления, единицы измерения давления, причину давления твердых тел, способы увеличения и уменьшения давления

Уметь: приводить примеры, в которых тела оказывают давление, сравнивать оказываемое давление, рассчитывать давление твердых тел, зная силу давления и площадь поверхности

Л

№ 438,

№ 447, 

№ 452 

№ 455

§ 28,

№ 20

13.12

28

Сила трения

Лабораторная работа № 8

«Измерение силы трения скольжения»

Ком

бини

рован

ный

Инструктаж №8,

Сила трения. Виды трения. Сила нормального давления. Коэффициент трения скольжения.

Знать: определение силы трения, виды трения, способы увеличения и уменьшения трения

Уметь: приводить примеры действия силы трения, измерять силу трения с помощью динамометра, устанавливать зависимость между силой трения и силой нормального давления

Л

№ 400,

№ 411, 

№ 428

§ 29,

№ 21

15.12

29

Лабораторная работа № 9

«Измерение коэффициента трения скольжения»

Ком

бини

рован

ный

Инструктаж №

9Сила трения. Виды трения. Сила нормального давления. Коэффициент трения скольжения.

Уметь: уметь определять коэффициент трения скольжения при помощью динамометра, строить график зависимости между силой трения и силой нормального давления

20.12

30

Законы Ньютона

Проверочная работа «Масса. Плотность. Сила»

Урок изучения нового материала

Первый, второй и третий законы Ньютона

Знать: формулировки и смысл законов Ньютона

Вопросы к

 § 30

§ 30,

№ 22

22.12

31

Механическая работа

Ком

бини

рован

ный

 Механическая работа. Формула работы. Единицы работы.

Знать: определение работы, единицы измерения

Уметь: приводить примеры совершённой силой работы, рассчитывать работу по формуле

А=F*S

Л

№ 661,

№ 667, 

№ 663

§ 31,

№ 23

10.01

32

Мощность

Ком

бини

рован

ный

Мощность.

 Формула мощности. Единицы мощности.

Знать: определение мощности, единицы измерения

Уметь: приводить примеры совершённой  работы с различной мощностью, рассчитывать мощность по формуле

N = A/ t

Л

№ 698,

№ 699, 

№ 706 

№ 714

§ 32,

№ 24

(1,2,3)

12.01

33

Простые механизмы. Правило равновесия рычага

Ком

бини

рован

ный

 Простые механизмы. Виды простых механизмов.

Рычаг. Правило равновесия рычага.

Знать: простые механизмы, их виды, назначение. Иметь представление о моменте силы

Уметь: решать задачи на условие равновесия рычага

Л

№ 728,

№ 744, 

№ 734

§ 33, 34

№ 25

17.01

34

Лабораторная работа № 10

«Изучение условия равновесия рычага»

Ком

бини

рован

ный

Инструктаж №10. Изучение условия равновесия рычага

Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент по проверке условия равновесия рычага, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты

19.01

35

Блок «Золотое правило механики»

Ком

бини

рован

ный

Блок. Виды блоков. «Золотое правило» механики.

Знать: выигрыш в силе, даваемый блоком

Уметь: формулировать « золотое правило» механики

Л

№ 758,

№ 773 

§ 35

№ 26

24.01

36

Коэффициент полезного действия

Ком

бини

рован

ный

Полезная работа. Полная работа. КПД.

Знать: определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики

Уметь: формулировать « золотое правило механики»

Л

№ 789,

№ 798

§ 36

№ 27

26.01

37

Лабораторная работа № 11

«Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Ком

бини

рован

ный

Инструктаж №11. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент по определению КПД при подъеме тела по наклонной плоскости, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты с учетом погрешности

31.01

38

Энергия

Урок изучения нового материала

Энергия.

 Единицы энергии.

Знать: определение механической энергии, потенциальной и кинетической энергии

Уметь: вычислять потенциальную и кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих кинетической или потенциальной энергией, сравнивать энергии тел

Л

№ 803,

№ 809, 

№ 807 

№ 813

§ 37, 38

№ 28

02.02

39

Закон сохранения энергии в механики

Ком

бини

рован

ный

 Кинетическая и потенциальная энергия.

Закон сохранения энергии в механике. Превращение энергии.

Знать: знать закон сохранения механической энергии

Уметь: описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии

Л

№ 824

§ 39

№ 29

07.02

40

Обобщающее повторение по теме

 «Движение и взаимодействие тел»

Урок

обобщения  повторения (практикум)

Основные законы, понятия, физические величины, эксперименты

09.02

41

Контрольная работа № 2

«Сила. Работа. Энергия.»

Урок контроля

14.02









РАЗДЕЛ 3   ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ  ( 6 часов)

Основная цель: сформировать представления об источниках и условиях распространения звуковых колебаний.

Учащиеся должны запомнить условные обозначения физических величин, единиц измерения, диапазон частот звуковых колебаний, определения понятий, формулы.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять процессы  образования поперечной и продольной волн, распространения звука в среде, происхождения эха, превращения энергии при колебательном движении;

- вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду и наоборот;


- определять неизвестные величины, входящие в формулы;

Учащиеся должны понимать:

- характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;

- характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;

- характер зависимости скорости звука от свойств  среды и температуры;

- зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука, от частоты колебаний.

42

Колебательное движение

Урок изучения нового материала

Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота колебаний

Знать: определение колебательного движения, его причины, параметры колебательного движения, единицы измерения


Л

№ 850,

№ 858

Математический маятник

Период колебаний математического и пружинного маятников

§ 40, 41

№ 30

(1,2)

16.02

43

Колебательное движение

Ком

бини

рован

ный

(практикум)

Уметь: определять период и частоту колебаний

Л

№ 859,

№ 856

№ 30

(3)

№ 31

21.02

44

Звук. Волновое движение. Основные характеристики волны

Урок изучения нового материала

Источники    звука. Механические волны.         Длина волны.    Звуковые волны

Знать: определение волны, основные характеристики волн: скорость, длину,  частоту,  период и связь между ними

Л. № 903, 902


§     42, 43, 44, 45, №33

28.02

45

Решение задач

Комбинированный урок (практикум)


Уметь:   определять длину, скорость, частоту, период волны

Л. № 905


№34

01.03

46

Характеристики звука

Комбинированный урок

Скорость      звука. Громкость    звука. Высота тона.  Отражение       звука. Эхо

Знать:  характеристики   звука  -громкость, высота; свойства звука - распространение  в  различных средах, отражение, поглощение

Л. № 898, 908, 900

Тембр

§     46, 47,  48, №   35, 36

06.03

47

Звуковые явления. Кратковременная контрольная

работа № 3

по теме «Звук»

 (20 минут)

Комбинированный урок (практикум)




к/р


№37

13.03










РАЗДЕЛ 4  СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ  ( 16 часов)


Основная цель-знакомство учащихся со световыми явлениями, формирование у них системы знаний по геометрической оптике – основных понятий (световой пучок, световой луч, углы падения, отражения, преломления), основных законов (прямолинейного распространения света, отражения, преломления, независимости световых пучков), применений (зеркала, линзы, оптических приборов). 

Учащиеся должны запомнить:

- условные обозначения физических величин

- единицы этих физических величин

- основные точки и линии линзы

- оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, очки.

- недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость

- состав белого света

- дополнительные и основные цвета

- условия применимости закона прямолинейного распространения света

Распознавать: 

- естественные и искусственные источники света

- лучи падающий, отражённый, преломлённый

- углы падения, отражения, преломления

- зеркальное и диффузное отражение

- сложение цветов и смешение красок

Понимать и уметь объяснять:

- физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения

- ход лучей в призме

- оптическую систему глаза

- зависимость размеров изображения от угла зрения

- происхождение радуги

- причину разложения белого света в спектр

- границы применимости закона прямолинейного распространения света

- зависимость числа изображений от угла между зеркалами

- причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции

Уметь:

- применять знания законов прямолинейного распространения света,

отражения и преломления к объяснению явлений

- изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей

49

Свет. Источники света. Распространение света

Урок изучения нового материала

Источники   света. Закон      прямолинейного     распространения света

Знать: источники света, их виды, закон    прямолинейного    распространения света

Л.

№     1484, 1487, 1497, 1502


§     49, 50, №38

15.03

49

Световой луч. Тень и полутень. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»

Комбинированный урок

Световые пучки и световые      -лучи. Образование тени и  полутени.  Солнечные затмения

Знать:   определение   светового луча и светового пучка.

 Уметь:  объяснять  образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения

Л. №1507

Лунные затмения

§     51, 52, №   39, 40,41

27.03

50

Отражение света

Комбинированный урок

Отражение света. Закон    отражения света

Знать: закон отражения света.

Уметь: описывать явление отражения света, строить отраженные лучи

Л.

№     1524, 1536, 1537

Зеркальное и     диффузное отражение

§     53, №42

29.03


51





Лабораторная работа № 13 «Изучение явления

отражения света»

Комбини-

рованный

урок



Перископ





Знать: закон отражения света.

Уметь: описывать явление отражения света, строить отраженные  лучи







Много-

кратное

отражение








03.04









52





Изображение

предмета в плоском зеркале



Комбини-

рованный

урок



Построение    изображения предмета в плоском зеркале




Уметь:    строить     изображение

точки в плоском зеркале




Л.

№1549,

1550



Строить

изображение

предмета         в

плоском

зеркале

§54,

№43





06.04








53





Преломление

света

Лабораторная работа №14 «Изучение явления преломления света»

Урок изучения нового материала


Преломление

света




Знать: закон преломления света.

Уметь: описывать явление преломления света, строить прелом-

ленные лучи


Л.

№1563,

1578








§57,

№47





10.04









54




Полное внутреннее отражение



Комбини-

рованный

урок


Полное    внутреннее отражение



Уметь:   описывать явление полного внутреннего отражения



Л.

№1568,

1581






§58,

*59,

№48,

*49


12.04







55






Линза. Ход лучей

в линзах





Урок

 изучения нового мате-

риала


Линзы.    Фокусное

расстояние линзы.

Оптическая    сила

линзы



Знать: определение линзы, виды

линз,  оптические  характеристики

линзы.

Уметь: измерять фокусное рас-

стояние собирающей линзы,  вычислять оптическую силу линзы

Вопросы к

§60











§60,

№50







17.04










56






Построение изображений, даваемых линзами



Комбини-

рованный

урок

(практи-

кум)


Построение    изображений,   даваемых линзой





Уметь:      строить   изображение

точки в собирающей линзе





Л. № 1598






Строить

изображение

точки    в

рассеивающей

линзе

№51








19.04





57






Лабораторная работа № 15

 «Изучение изображения, даваемого

линзой»

Комбини-

рованный

урок










Уметь:    собирать установку по описанию и проводить наблюдения изображений, получаемых при

помощи линзы;  объяснять  полученные результаты





















24.04











58




Формула линзы




Комбини-

рованный

урок


Увеличение линзы




Знать: формулу линзы.

Уметь: пользоваться  формулой

линзы для решения задач


Л.

№     1612,

1614






§61,

№52




26.04







59

Оптические приборы

Комбини-

рованный

урок

(практи-

кум)


Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Характеристики оптических приборов

Знать: разновидность оптических приборов

Вопросы к тп.62.

Строить изображения получаемые в оптических приборах

П.62

03.05


60

Глаз и зрение

Комбинированный

Глаз как оптическая система.Нормальное зрение,близорукость , дальнозоркость. Очки. Лупа.


Вопросы к п.63,64


П.63,64 №53

08.05


61

Решение задач по теме «Световые явления»

практикум

Применение знаний для решения задач

Уметь решать качественные и расчётные задачи

П.49-64

с/р



10.05


62

Разложение белого света в спектр. Цвет тел.

Изучение нового материала

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тела.



Иметь представление о сложной структуре света

П.65,66,67 №56

15.05


63

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Урок контроля



к/р



17.05


6465

Повторение и обобщение по курсу физики 7 класса.

Практикум





Повт.гл.1-2

22.05


66

Итоговый контроль

Урок контроля



тест



24.05



Резервное время (4 ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...